ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Брянковская специализированная школа №23»
Классный час на тему:
«Мой жизненный путь.Выбор будущей профессии»
в 9 классе
Учитель : Василенко Мария Андреевна
Тема:»Мой жизненный путь.Выбор будущей профессии».
Цель классного часа:
-дать учащимся представление об основах профессионального
самоопределения, помочь выбрать профессию;
-активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию,
саморазвитию, самообразованию
-способствовать развитию интереса к профессиям, формировать желание принести пользу семье и близким людям, удовлетворение материальных потребностей.
Задачи:
Личностные:
-воспитание трудолюбия, собранности, коммуникабельности;
-формирование всесторонне развитой личности;
-ориентировка в мире профессий.
Метапредметные:
-формирование умений воспринимать, анализировать, сравнивать и делать выводы;
-формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;
Предметные:
- помочь учащимся выявить свою профессиональную направленность;
-расширить знания учащихся о мире профессионального труда;
Оборудование: проектор, картинки, таблички с названием групп.
«Истинное сокровище для людей - умение трудиться»
(Эзоп)
«Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия»
(Стендаль)
Ход классного часа
1.Вступительное слово учителя
Наш классный час я хотела бы начать строчками стихотворения В. Маяковского для детей, он с очень взрослым смыслом:
«У меня растут года
Скоро и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?»
И действительно, пройдет совсем немного времени и перед Вами встанет нелегкий выбор, от которого, будет зависеть Ваша жизнь.
Тема нашего классного часа: «Мой жизненный путь. Выбор будущей профессии»
-Сегодня мы поговорим о нашей жизни. О том, что очень скоро, вам – взрослеющим ребятам, предстоит сделать жизненный выбор – выбор своего будущего, дела всей своей жизни – определиться с будущей профессией. И порой мы не задумываемся о том, что очень важно, когда наша будущая профессия – и по душе и Востребована!!! Там, где мы живём, где наш Дом, наши родные, где наши "корни".
Ребята, скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в жизнь. Училища, техникумы, колледжи- такие маршруты ждут тех. кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет ещё 2года, чтобы подумать, ведь скоро и вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать своё место в нём. А выбрать есть из чего- в мире более 50 тысяч профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни.
Недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает судьбу.
2.Работа учащихся в группах
Классный руководитель: А что же включает в себя понятие профессия?
Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – род трудовой
деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.
Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.
Классный руководитель: - А какие профессии вы знаете? (ответы детей)
Подбери примеры профессий (работа в группах)
Классный руководитель. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета труда:
1. Человек - природа.
2. Человек - техника.
3. Человек - человек.
4. Человек - знаковая система.
5. Человек - художественный образ.
Сейчас вы будете работать в группах. (Учитель предлагает способ объединения в 5 групп).
Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа.
(Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек - техника» и т. д.)
Время истекло. Какая группа подобрала больше всего профессий? Слушаем ваши ответы.
Примерные ответы детей:
- Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.
- Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т. п.
- Учитель, врач, журналист и продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод и т. п.
- Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист, математик, программист, нотариус и т. п.
- Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.
3.Тест «Ты и твоя профессия»
А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. Предлагаем вам небольшой тест на профессиональную ориентацию. В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).
Теперь отвечаем на вопросы (читает):
1.Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
2.Из трех подарков вы предпочли бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьей или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести
новых друзей.
4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовали бы полную свободу;
б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В свое свободное время вы любите:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Классный руководитель. Посчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопросы с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.
На доске нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы.
(Дети подсчитывают баллы.)
Подведем результаты теста:
Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотхозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.
А те, кто набрал от 9 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.
Те, у кого оказалось от 13 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.
Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.
А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
4.Изучение факторов, влияющих на выбор профессии
Классный руководитель:
- В каких учебных заведениях можно получить профессиональное образование?(ответы детей)
-Как вы думаете, какие факторы могут повлиять на выбор профессии? (ответы детей)
Давайте вместе рассмотрим эти факторы.
1. Знания о профессиях и их востребованность.
Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям.
Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться
познакомиться со многими из них.
2. Склонности (интересы, мотивы труда).
Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому,
выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие.
3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).
Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух.
Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.
4. Уровень притязаний и самооценка.
Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает,
прогнозируя своё будущее.
5. Мнение родителей, семьи.
Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии
старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в
будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или
прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.
6. Мнение сверстников.
Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто
человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств.
7. Позиция учителей, профессионалов.
Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных
учителей о его возможностях.
8. Наличие специальностей и учебных заведений в своем родном крае.
-Какие профессии востребованы в нашем крае? (ответ детей)
5.Выступление учащихся о профессиях родного края
Автомеханик (слесарь по ремонту автомобилей)
Автомеханик - это рабочий широкого профиля, который выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, контролирует техническое состояние автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов.
Бурильщик эксплуатационного и разведочного бурения скважин
Занимается ведением и организацией бурения и строительства скважин на нефть и газ, оборудования скважин, их эксплуатации и испытания разведочных скважин.
Бухгалтер
Учитывает доходы и расходы, оформляет бухгалтерскую документацию, готовит и сдает отчеты в налоговую инспекцию и другие проверяющие организации, производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов во внебюджетные фонды, заработной платы сотрудников, налогов и т.д.
Ветеринарный фельдшер
Оказывает ветеринарную помощь домашним и сельскохозяйственным животным, животным в цирках и зоопарках, предупреждает заболевание животных