Файл: Счет лет в истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дата: «____»_______________________ 20___г.

Предмет: История.

Класс: 5.

Тема: «Счет лет в истории».

Урок: 2.

Цель: сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории. Ввести понятия: век, тысячелетие, эра. Подвести учащихся к выводу о том, что счет лет, которым мы пользуемся сейчас, является наиболее удобным. Развивать у учащихся умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий, умения пользоваться римскими цифрами, умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории.

Тип: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Личностные: понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д).

Оборудование: учебник.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Кто дежурный? Кто сегодня отсутствует?

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания (Повторить Раздел I).

III. Мотивационно-целевой тап.

Изучая историю, важно знать, когда было то или иное событие (война, основание города, извержение вулкана, землетрясение), какое из двух событий было раньше, а какое позже, на сколько позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи.


И так тема нашего сегодняшнего урока «Счет лет в истории».

IV. Работа по теме.

Представление о годе как промежутке времени возникло у древних земледельцев. Они поняли, то от одного лета до другого, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Первыми в истории человечества продолжительность года определили жители Древнего Египта.

Вопрос классу: Сколько дней в году?(365 дней)

Древние египтяне подсчитали, что год равен 365 суткам: для того времени это было достаточно точно.

Вопрос классу: Век – это сколько лет? (100 лет, столетие)

Если век – это 100 лет, то сколько веков составляют тысячелетие? (10 веков)

Тысячелетие =1000 лет, эра - точка отсчета

Давайте попробуем определить, к какому веку относится та или иная дата.

Решение хронологических задач.

1380 г. IV век. Чтобы определить какой это век, нужно

948 г. X век закрыть две последние цифры. Остается

2012 г. XXI век цифра – 13, значит прошло 13 полных

223 г. III век веков, а идет 14-й.

1833 г. XIX век

1700 г. XVII век

Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.

1 = I 160 = CLX (100 + 50 + 10)

2 = I+I = II 9 = IX (10 - 1)

5 = V 7 - ?

10 = X 12 - ?

50 = L 28 - ?

100 = C 4 - ?

500 = D 73 - ?

1000 = M

Как считали время в древности?

Итак, годы, тысячелетия, века удобнее считать по порядку. Но для этого нужна точка отсчета, т.е. с какого года нужно начинать счет? Какой год считать первым?

Самостоятельная работа учащихся с учебником (стр. 36)

В Древнем Египте счет лет производился следующим образом. Этой страной правили цари – фараоны. Каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй год – вторым и т.д. Когда фараон умирал и к власти приходил новый царь (допустим его сын), вновь наступал первый год, затем второй, третий. Вопрос классу: Как вы думаете, в чем неудобство данной системы летоисчисления?

Иным был счет лет у древних римлян, первым годом они считали год основания Рима. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».



Современное летоисчисление.

Вопрос классу: От какого события мы ведем счет лет?

Счет лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием основателя христианской религии – Иисуса Христа. Через несколько столетий христианская религия распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса Христа. Он сумел, как ему казалось, вычислить год рождения Иисуса Христа. Это был 753 год от основания Рима. В нашем летоисчислении Рождество Христово является точкой отсчета для всех исторических дат. Мы считаем время от рождения Иисуса Христа. Счет лет от рождения Иисуса Христа постепенно был принят в разных странах.

Сейчас в тетрадях мы нарисуем ленту времени и будем отмечать на ней исторические даты.

Отметим также Рождество Христово – начало нашей эры (н.э.). В нашем летоисчислении этот год считается первым, мы ведем счет лет от Рождества Христова. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Физкультминутка

Решение хронологических задач.

1. Какой год был раньше и насколько был раньше: 33 г. до н.э. или 33 г. н.э.?

Действия:

Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг - если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем их - с левой стороны - до н. э., а с правой стороны - н.э.;

Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг - записываем решение задачи;

Пятый шаг - записываем ответ.

Раздает ученикам памятки:

ПРАВИЛА СЧЕТА ЛЕТ В ИСТОРИИ

  1. Года пишем арабскими цифрами, а века римскими.

  2. Первый год новой эры начинается с момента рождения Иисуса Христа, затем второй и так далее до 100-го года. Первые сто лет после новой эры- I век. Второй век, начинается с 1 января 101 года и т.д. Значит, чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно:


-если число года заканчивается двумя нулями, то первая цифра – это номер века (100-й год- I век);

- если число года заканчивается не двумя нулями, то к первой цифре надо прибавить единицу и получить номер века (101 год: 1+1=II век).

  1. До новой эры даты считаются в обратном порядке и записываются с указанием:1 год до н.э. (новой эры), 2 год до н.э. и т.д.

V. Рефлексия.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Какой год был раньше и насколько раньше: 33 г. до н.э. или 14 г. до н.э.?

2. Какое событие было раньше и насколько: Куликовская битва (1380 г.) или основание Санкт-Петербурга (1703 г.)?

3. Древний Вавилон был разрушен в 689 году до н.э. Какой это век? Первая или вторая его половина?

4. Какой это век: 56 год н.э., 1567 год до н.э., 2018 год, 221 год до н.э.

5. Соотнесите век и год:

4 век до н.э. 218 год до н.э.

3 век до н.э. 326 год до н.э.

5 век до н.э. 490 год до н.э.

VII. Подведение итогов урока.

Научились ли мы считать года в истории? Освоили ли правила ориентировки в историческом времени? Поняли ли для чего необходимо определять исторические даты?

Ученики делают вывод, чтобы правильно ориентироваться в историческом времени надо знать и соблюдать определенные правила.

Домашнее задание: Чит. стр. .

ПРАВИЛА СЧЕТА ЛЕТ В ИСТОРИИ

1. Года пишем арабскими цифрами, а века римскими.

2. Первый год новой эры начинается с момента рождения Иисуса Христа, затем второй и так далее до 100-го года. Первые сто лет после новой эры- I век. Второй век, начинается с 1 января 101 года и т.д. Значит, чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно:

-если число года заканчивается двумя нулями, то первая цифра – это номер века (100-й год- I век);

- если число года заканчивается не двумя нулями, то к первой цифре надо прибавить единицу и получить номер века (101 год: 1+1=II век).

3. До новой эры даты считаются в обратном порядке и записываются с указанием:1 год до н.э. (новой эры), 2 год до н.э. и т.д.

ПРАВИЛА СЧЕТА ЛЕТ В ИСТОРИИ

1. Года пишем арабскими цифрами, а века римскими.

2. Первый год новой эры начинается с момента рождения Иисуса Христа, затем второй и так далее до 100-го года. Первые сто лет после новой эры- I век. Второй век, начинается с 1 января 101 года и т.д. Значит, чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно:


-если число года заканчивается двумя нулями, то первая цифра – это номер века (100-й год- I век);

- если число года заканчивается не двумя нулями, то к первой цифре надо прибавить единицу и получить номер века (101 год: 1+1=II век).

3. До новой эры даты считаются в обратном порядке и записываются с указанием:1 год до н.э. (новой эры), 2 год до н.э. и т.д.

ПРАВИЛА СЧЕТА ЛЕТ В ИСТОРИИ

1. Года пишем арабскими цифрами, а века римскими.

2. Первый год новой эры начинается с момента рождения Иисуса Христа, затем второй и так далее до 100-го года. Первые сто лет после новой эры- I век. Второй век, начинается с 1 января 101 года и т.д. Значит, чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно:

-если число года заканчивается двумя нулями, то первая цифра – это номер века (100-й год- I век);

- если число года заканчивается не двумя нулями, то к первой цифре надо прибавить единицу и получить номер века (101 год: 1+1=II век).

3. До новой эры даты считаются в обратном порядке и записываются с указанием:1 год до н.э. (новой эры), 2 год до н.э. и т.д.

ПРАВИЛА СЧЕТА ЛЕТ В ИСТОРИИ

1. Года пишем арабскими цифрами, а века римскими.

2. Первый год новой эры начинается с момента рождения Иисуса Христа, затем второй и так далее до 100-го года. Первые сто лет после новой эры- I век. Второй век, начинается с 1 января 101 года и т.д. Значит, чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно:

-если число года заканчивается двумя нулями, то первая цифра – это номер века (100-й год- I век);

- если число года заканчивается не двумя нулями, то к первой цифре надо прибавить единицу и получить номер века (101 год: 1+1=II век).

3. До новой эры даты считаются в обратном порядке и записываются с указанием:1 год до н.э. (новой эры), 2 год до н.э. и т.д.

ПРАВИЛА СЧЕТА ЛЕТ В ИСТОРИИ

1. Года пишем арабскими цифрами, а века римскими.

2. Первый год новой эры начинается с момента рождения Иисуса Христа, затем второй и так далее до 100-го года. Первые сто лет после новой эры- I век. Второй век, начинается с 1 января 101 года и т.д. Значит, чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно:

-если число года заканчивается двумя нулями, то первая цифра – это номер века (100-й год- I век);

- если число года заканчивается не двумя нулями, то к первой цифре надо прибавить единицу и получить номер века (101 год: 1+1=II век).

3. До новой эры даты считаются в обратном порядке и записываются с указанием:1 год до н.э. (новой эры), 2 год до н.э. и т.д.