Файл: Программа учебной дисциплины оп. 01 Операционные системы и среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и молодежной политики

Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»


УтверждАю

Директор ГАПОУ СО «ВП МТТ «Юность»

___________________/В.Г. Лобастов/

30.08.2022 года



ПРОГРАММа учебной дисциплины

ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ

09.02.07 Информационные системы и программирование

группа- ИСП-2301п/ИСП-2302п

Верхняя Пышма

2022

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, утверждённого приказом Министерством образования и науки РФ от 09 декабря 2016 г. N 1547.

Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»

Разработчики: Чугунова Валентина Викторовна, преподаватель, ВКК

Программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии (протокол № 1от 26.08.2022 г.)

Председатель ________________ С.Ф. Серянина

Программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании методического совета (протокол № 1 от 29.08.2022г.)

Председатель _______________ Е.А. Ярославцева

СОДЕРЖАНИЕ





стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ







  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ







  1. условия реализации программы учебной дисциплины







  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины









  1. паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ


    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника в части освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Код

Наименование компетенций

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 9.

Использовать информационные технологии в профессиональной

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ПК 4.1.

Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем.

ПК 4.4.

Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем программными средствами.

Планируемы личностные результаты в ходе реализации образовательной программы:

ЛР14 Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм

ЛР15 Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

ЛР16 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

ЛР17 Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности.

ЛР18 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке, повышении уровня квалификации, переподготовке по профессии «Техник/Специалист».

    1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Основная цель изучения учебной дисциплины – обучение студентов принципам организации современных вычислительных систем. Основу составляет систематическое изложение теоретических и практических вопросов построения современных операционных систем, концепций и алгоритмов управления локальными и распределенными ресурсами.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Управлять параметрами загрузки операционной системы.

  • Выполнять конфигурирование аппаратных устройств.

  • Управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей.

  • Управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем.

  • Архитектуры современных операционных систем.

  • Особенности построения и функционирования семейств операционных систем "Unix" и "Windows".

  • Принципы управления ресурсами в операционной системе.

  • Основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах.




1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

всего – 48 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, включая:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов;

лабораторно-практических занятий – 18 часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Распределение часов по курсам и семестрам



Номер курса

Номер семестра

Наименование УД/МДК

Учебная нагрузка обучающихся (час)

Число контрольных работ

Форма контроля

максимальная

самостоятельная

Обязательная аудиторная нагрузка

в т.ч.

Всего занятий

ТО

ЛПЗ

Курсовая работа

II

3

ОП.01 Операционные системы и среды

48

-

48

30

18

-




Дифференцированный зачет

Итого

48

-

48

30

18

-










2.2. Содержание обучения по учебной дисциплине

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Освоенные в рамках знания, умения, практический опыт в соответствии с ФГОС

Объем часов

Уровень освоения

1

2




3

4

Тема 1. 1.

Операционные системы ЭВМ. Основные понятия

Содержание учебного материала

-состав и принципы работы операционных систем и сред;

-понятие, основные функции, типы операционных систем

2



1

Введение

2

2

2

Функции и состав операционных систем. Обзор ОС.

2

3

Архитектура компьютерной системы




2

Самостоятельная работа обучающихся

«Анализ программного обеспечения персональных компьютеров»




-



Тема 1.2.

Управление данными в операционных системах

Содержание учебного материала.

  • машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной памятью;

  • машинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов;

6

1

Внешние устройства ЭВМ. Накопители на магнитных носителях, файлы, циклы обработки.

2

2

2

Адресация, имена, спецификация данных в ОС

2

3

Накопители на магнитных лентах. Накопители на магнитных дисках

2

4

Особенности и характеристики НМД для персональных компьютеров

2

5

Файловые системы данным ОС. Управление периферийными устройствами




2

Практические занятия 1

-использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;

-работать в конкретной операционной системе;

-работать со стандартными программами операционной системы;

-устанавливать и сопровождать операционные системы.

2



1 Подготовка ЖД диска к установке ОС.

Практические занятия 2

2

1

Адресация, имена, структура файлов.

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ ОС. Альтернативные ОС. Создание презентация об ОС




-

Тема 1.3.

Управление заданиями

(процессами, задачами)

Содержание учебного материала

  • машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной памятью;

  • машинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов;

4

1

Классификация процессов. Классификация ресурсов

4

2

2

Управление процессами. Планирование процессов

2

3

Взаимодействие процессов. Планирование работы процессора. Стратегии планирования процессора

2

6

Управление памятью процессора.

2




7

Страничная организация памяти. Управление виртуальной памятью







2




Самостоятельная работа обучающихся

«Аппаратные ресурсы для установки операционных систем»




-





Содержание учебного материала

принципы построения операционных систем



8

Тема 1.4.

Принципы организации взаимодействия с операционной системой

1

Взаимодействие ОС с пользователем

4

2

2

Разновидности интерфейсов. Терминалы. Экран.

2

3

Графический интерфейс пользователя

2

4

Основные элементы графических интерфейсов




2

Практические работы

использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;

-работать в конкретной операционной системе;

-работать со стандартными программами операционной системы;

-устанавливать и сопровождать операционные системы.

4



3

Работа в файловом менеджере. Освоение интерфейса меню.

4

Основные элементы графических интерфейсов (виджеты)

Самостоятельная работа обучающихся

«Графический интерфейс операционных систем»




-

Тема 1.5.

Операционные системы коллективного пользования - многопользовательские многозадачные

Содержание учебного материала




4

1

Операционная система Unix. Основные компоненты ОС Unix

способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, - понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса

4

2

2

Работа с текстовыми файлами

2

3

Связь пользователь-пользователь

2

4

Стандартные файлы.

2

5

Системное администрирование. Файловые системы

2

6

Работа с руководствами для пользователя. Internet-возможности Unix Ядро ОС Unix

2

Тема 1.6.

Операционная система

Linux

Содержание учебного материала

способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, - понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса

8



1

Системные характеристики

4

2

2

Оконная система X.

2

3

Интерактивная среда К Desktop Environment (K.DE)

2

4

Элементы рабочего стола (KDE). Работа с окнами




2

5

Настройки интерфейса Взаимодействие Windows и Linux




2

Практические занятия

-использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;

-работать в конкретной операционной системе;

-работать со стандартными программами операционной системы;

-устанавливать и сопровождать операционные системы.

4



5

Работа с файлами и папками в командной строке

6

Моделирование графической системы.




Самостоятельная работа обучающихся

Написание рефератов «Свободно-распространяемые ПО» Создание презентации «Версии Операционной системы Linux»




-




Тема 1. 7. Операционная система

MS-DOS

Содержание учебного материала

способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, - понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса

4

1

Основные составные части MS-DOS. Начальная загрузка MS-DOS.

2

2

2

Файловые системы MS-DOS. Управление оперативной памятью. Драйверы MS- DOS

2

Практические занятия




2





7

Работы с внутренними и внешними командами MS -DOS








Тема 1.8.

Операционные системы

Windows 95/98/МЕ

Содержание учебного материала

способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, - понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса

4

1

Объектно-ориентированный подход

2

2

2

Windows 95/98, основные особенности. Функции и состав ОС Windows 95/98

2

Практические занятия

-использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;

-работать в конкретной операционной системе;

-работать со стандартными программами операционной системы;

-устанавливать и сопровождать операционные системы.

2



8

Установка и настройка ОС Windows 95/98 на виртуальной машине.

Тема 1.9. Операционные системы Windows

NT/2000/XP/V1STA/W7/

W8

Содержание учебного материала

способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, - понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса

6

1

Windows NT. Архитектурные модули Windows NT.

4

2

2

Основные отличия Windows 2000, основные особенности Windows ХР

2

3

Windows Vista

2

4

Windows 7 (Vienna)

2

5

Файловая система NTFS4 (Windows NT) и NTFS5 (Windows 2000)

2

Практические занятия

-использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;

-работать в конкретной операционной системе;

-работать со стандартными программами операционной системы;

-устанавливать и сопровождать операционные системы.

2



9

Установка и настройка ОС Windows ХР на виртуальной машине. Анализ графического интерфейса.



Тема 1.10. Операционные системы

Windows 10

Содержание учебного материала

способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, - понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса

2

1

Windows 10

2

2

2

Архитектурные модули Windows 10

2

3

Основные отличия Windows 10

2

Всего:




48




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, лаборатории вычислительной техники, архитектуры персонального компьютера и периферийных устройств.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест обучающихся:

    • посадочные места по количеству обучающихся;

    • рабочее место преподавателя;

    • комплект учебно-наглядных пособий по курсу; - комплект учебно-методической документации;

    • образцы элементов аппаратного обеспечения ПК, локальных и глобальных сетей;

    • образцы полиграфической продукции, созданной в прикладных программах, изучаемых в курсе;

    • образцы электронной продукции, созданной в прикладных программах, изучаемых в курсе.

Технические средства обучения:

    • компьютер с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся;

    • принтер,

    • сканер,

    • мультимедиа проектор;

    • интерактивная доска;

    • акустическая система (колонки, микрофон);

    • модем;

    • фото и видеокамера;

    • локальная сеть с выходом в Интернет;

    • программное обеспечение (ОС Windows, пакет MS Office, ОС Linux, пакет LibreOffice, сетевое программное обеспечение, браузеры, антивирусные программы).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:



  1. Киселев С.В. Операционные системы: учеб. Пособие / С.В.

  2. Киселев, С.В. Алексахин, А.В. Остроух. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. -63 с.

  3. Операционные системы: Учебник/ Спиридонов Эрнст Серафимович, Клыков Михаил Степанович, Рукин Михаил

  4. Дмитриевич и др.; Под ред. Э.С.Спиридонова, М.С.Клыкова. - М.: ЛИБРОКОМ, 2014. - 352с.: ил. - (Учебный курс). - Лит.:с.332.- Прил.:С.337.

  5. Олифер В.Г. Компьютерные сети: Принципы, технологии, протоколы: Учебное пособие / Олифер Виктор Григорьевич, Олифер Наталья Алексеевна; Рец. Ю.А.Григорьев, Б.Ф.Прижуков. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - 958с.

  6. Операционная система Linux: Курс лекций. Учебное пособие / Г.В. Курячий, К. А. Маслинский — М.: ALT Linux; Издательство ДМ К Пресс, 2013. - 348с, : ил. : 2-е изд., исправленное. Дополнительные источники:

  7. Голицына О.Л., Партыка Т.Л., Попов И.И. Программное обеспечение: учебное пособие.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ФОРУМ, 2014,- 448 с.

  8. Линукс Юниор: книга для учителя / В.Б.Вролков — М. : ALT Linux; Издательство ДМК Пресс, 2010. - 362с, : ил. И



Интернет-ресурсы:

    1. http://www.wikipedia.org- свободная энциклопедия;

    2. http://www.thg.ru/- сеть изданий о современной электронике в мире;

    3. http://www.linux.org.ru— сайт о разработках ОС Linux; http://www.altlinux.ru- сайт компании ALT Linux - Российского лидера в разработке свободного ПО и дистрибутивов на базе Linux


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 4.1. Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем.

Подбирать и настраивать конфигурацию программного обеспечения компьютерных систем. Проводить инсталляцию программного обеспечения компьютерных систем. Производить настройку отдельных компонент программного обеспечения компьютерных систем.

  • Наблюдение за выполнением практического задания. (деятельностью студента)

  • Оценка выполнения практического задания (работы)

ПК 4.4. Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем программными средствами.

Использовать методы защиты программного обеспечения компьютерных систем. Анализировать риски и характеристики качества программного обеспечения. Выбирать и использовать методы и средства защиты компьютерных систем программными и аппаратными средствами.

  • Наблюдение за выполнением практического задания. (деятельностью студента)

  • Оценка выполнения практического задания (работы)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте. Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части. Правильно определить и найти информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы. Составить план действия, Определить необходимые ресурсы. Владеть актуальными методами работы в профес. Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. Основные источники информации и ресурсов для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Актуальные стандарты выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Актуальные методы работы в профессиональной и смежных сферах. 6 профессиональной и смежных сферах. Реализовать составленный план. Оценить результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).

Текущий контроль:

- опрос устный;

- тестирование;

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

Определять задачи поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска. Структурировать получаемую информацию. Выделять наиболее значимое в перечне информации. Оценивать практическую значимость результатов поиска. Оформлять результаты поиска.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Организовывать работу коллектива и команды. Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Излагать свои мысли на государственном языке. Оформлять документы.

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной

Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач. Использовать современное программное обеспечение.

ОК.10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы, участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы, строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности, кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые), писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы.