Файл: Программа учебной дисциплины оп. 01 Операционные системы и среды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»
-
УтверждАю
Директор ГАПОУ СО «ВП МТТ «Юность»
___________________/В.Г. Лобастов/
30.08.2022 года
ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
09.02.07 Информационные системы и программирование
группа- ИСП-2301п/ИСП-2302п
Верхняя Пышма
2022
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, утверждённого приказом Министерством образования и науки РФ от 09 декабря 2016 г. N 1547.
Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»
Разработчики: Чугунова Валентина Викторовна, преподаватель, ВКК
Программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии (протокол № 1от 26.08.2022 г.)
Председатель ________________ С.Ф. Серянина
Программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании методического совета (протокол № 1 от 29.08.2022г.)
Председатель _______________ Е.А. Ярославцева
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
| |
| |
| |
| |
-
паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
-
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника в части освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Код | Наименование компетенций |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 9. | Использовать информационные технологии в профессиональной |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ПК 4.1. | Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем. |
ПК 4.4. | Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем программными средствами. |
Планируемы личностные результаты в ходе реализации образовательной программы:
ЛР14 Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм
ЛР15 Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
ЛР16 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.
ЛР17 Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности.
ЛР18 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке, повышении уровня квалификации, переподготовке по профессии «Техник/Специалист».
-
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Основная цель изучения учебной дисциплины – обучение студентов принципам организации современных вычислительных систем. Основу составляет систематическое изложение теоретических и практических вопросов построения современных операционных систем, концепций и алгоритмов управления локальными и распределенными ресурсами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
Управлять параметрами загрузки операционной системы. -
Выполнять конфигурирование аппаратных устройств. -
Управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей. -
Управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
Основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем. -
Архитектуры современных операционных систем. -
Особенности построения и функционирования семейств операционных систем "Unix" и "Windows". -
Принципы управления ресурсами в операционной системе. -
Основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
всего – 48 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, включая:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов;
лабораторно-практических занятий – 18 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Распределение часов по курсам и семестрам
Номер курса | Номер семестра | Наименование УД/МДК | Учебная нагрузка обучающихся (час) | Число контрольных работ | Форма контроля | |||||||
максимальная | самостоятельная | Обязательная аудиторная нагрузка | ||||||||||
в т.ч. | ||||||||||||
Всего занятий | ТО | ЛПЗ | Курсовая работа | |||||||||
II | 3 | ОП.01 Операционные системы и среды | 48 | - | 48 | 30 | 18 | - | | Дифференцированный зачет | ||
Итого | 48 | - | 48 | 30 | 18 | - | | |
2.2. Содержание обучения по учебной дисциплине
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Освоенные в рамках знания, умения, практический опыт в соответствии с ФГОС | Объем часов | Уровень освоения | |||||||||
1 | 2 | | 3 | 4 | |||||||||
Тема 1. 1. Операционные системы ЭВМ. Основные понятия | Содержание учебного материала | -состав и принципы работы операционных систем и сред; -понятие, основные функции, типы операционных систем | 2 | | |||||||||
1 | Введение | 2 | 2 | ||||||||||
2 | Функции и состав операционных систем. Обзор ОС. | 2 | |||||||||||
3 | Архитектура компьютерной системы | | 2 | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся «Анализ программного обеспечения персональных компьютеров» | | - | | ||||||||||
Тема 1.2. Управление данными в операционных системах | Содержание учебного материала. |
| 6 | ||||||||||
1 | Внешние устройства ЭВМ. Накопители на магнитных носителях, файлы, циклы обработки. | 2 | 2 | ||||||||||
2 | Адресация, имена, спецификация данных в ОС | 2 | |||||||||||
3 | Накопители на магнитных лентах. Накопители на магнитных дисках | 2 | |||||||||||
4 | Особенности и характеристики НМД для персональных компьютеров | 2 | |||||||||||
5 | Файловые системы данным ОС. Управление периферийными устройствами | | 2 | ||||||||||
Практические занятия 1 | -использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники; -работать в конкретной операционной системе; -работать со стандартными программами операционной системы; -устанавливать и сопровождать операционные системы. | 2 | | ||||||||||
1 Подготовка ЖД диска к установке ОС. | |||||||||||||
Практические занятия 2 | 2 | ||||||||||||
1 | Адресация, имена, структура файлов. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Анализ ОС. Альтернативные ОС. Создание презентация об ОС | | - | |||||||||||
Тема 1.3. Управление заданиями (процессами, задачами) | Содержание учебного материала |
| 4 | ||||||||||
1 | Классификация процессов. Классификация ресурсов | 4 | 2 | ||||||||||
2 | Управление процессами. Планирование процессов | 2 | |||||||||||
3 | Взаимодействие процессов. Планирование работы процессора. Стратегии планирования процессора | 2 | |||||||||||
6 | Управление памятью процессора. | 2 | |||||||||||
| 7 | Страничная организация памяти. Управление виртуальной памятью | | | 2 | ||||||||
| Самостоятельная работа обучающихся «Аппаратные ресурсы для установки операционных систем» | | - | | |||||||||
| Содержание учебного материала | принципы построения операционных систем | 8 | ||||||||||
Тема 1.4. Принципы организации взаимодействия с операционной системой | 1 | Взаимодействие ОС с пользователем | 4 | 2 | |||||||||
2 | Разновидности интерфейсов. Терминалы. Экран. | 2 | |||||||||||
3 | Графический интерфейс пользователя | 2 | |||||||||||
4 | Основные элементы графических интерфейсов | | 2 | ||||||||||
Практические работы | использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники; -работать в конкретной операционной системе; -работать со стандартными программами операционной системы; -устанавливать и сопровождать операционные системы. | 4 | | ||||||||||
3 | Работа в файловом менеджере. Освоение интерфейса меню. | ||||||||||||
4 | Основные элементы графических интерфейсов (виджеты) | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся «Графический интерфейс операционных систем» | | - | |||||||||||
Тема 1.5. Операционные системы коллективного пользования - многопользовательские многозадачные | Содержание учебного материала | | 4 | ||||||||||
1 | Операционная система Unix. Основные компоненты ОС Unix | способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, - понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса | 4 | 2 | |||||||||
2 | Работа с текстовыми файлами | 2 | |||||||||||
3 | Связь пользователь-пользователь | 2 | |||||||||||
4 | Стандартные файлы. | 2 | |||||||||||
5 | Системное администрирование. Файловые системы | 2 | |||||||||||
6 | Работа с руководствами для пользователя. Internet-возможности Unix Ядро ОС Unix | 2 | |||||||||||
Тема 1.6. Операционная система Linux | Содержание учебного материала | способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, - понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса | 8 | | |||||||||
1 | Системные характеристики | 4 | 2 | ||||||||||
2 | Оконная система X. | 2 | |||||||||||
3 | Интерактивная среда К Desktop Environment (K.DE) | 2 | |||||||||||
4 | Элементы рабочего стола (KDE). Работа с окнами | | 2 | ||||||||||
5 | Настройки интерфейса Взаимодействие Windows и Linux | | 2 | ||||||||||
Практические занятия | -использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники; -работать в конкретной операционной системе; -работать со стандартными программами операционной системы; -устанавливать и сопровождать операционные системы. | 4 | | ||||||||||
5 | Работа с файлами и папками в командной строке | ||||||||||||
6 | Моделирование графической системы. | ||||||||||||
| Самостоятельная работа обучающихся Написание рефератов «Свободно-распространяемые ПО» Создание презентации «Версии Операционной системы Linux» | | - | | |||||||||
Тема 1. 7. Операционная система MS-DOS | Содержание учебного материала | способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, - понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса | 4 | ||||||||||
1 | Основные составные части MS-DOS. Начальная загрузка MS-DOS. | 2 | 2 | ||||||||||
2 | Файловые системы MS-DOS. Управление оперативной памятью. Драйверы MS- DOS | 2 | |||||||||||
Практические занятия | | 2 | | ||||||||||
| 7 | Работы с внутренними и внешними командами MS -DOS | | | | ||||||||
Тема 1.8. Операционные системы Windows 95/98/МЕ | Содержание учебного материала | способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, - понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса | 4 | ||||||||||
1 | Объектно-ориентированный подход | 2 | 2 | ||||||||||
2 | Windows 95/98, основные особенности. Функции и состав ОС Windows 95/98 | 2 | |||||||||||
Практические занятия | -использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники; -работать в конкретной операционной системе; -работать со стандартными программами операционной системы; -устанавливать и сопровождать операционные системы. | 2 | | ||||||||||
8 | Установка и настройка ОС Windows 95/98 на виртуальной машине. | ||||||||||||
Тема 1.9. Операционные системы Windows NT/2000/XP/V1STA/W7/ W8 | Содержание учебного материала | способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, - понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса | 6 | ||||||||||
1 | Windows NT. Архитектурные модули Windows NT. | 4 | 2 | ||||||||||
2 | Основные отличия Windows 2000, основные особенности Windows ХР | 2 | |||||||||||
3 | Windows Vista | 2 | |||||||||||
4 | Windows 7 (Vienna) | 2 | |||||||||||
5 | Файловая система NTFS4 (Windows NT) и NTFS5 (Windows 2000) | 2 | |||||||||||
Практические занятия | -использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники; -работать в конкретной операционной системе; -работать со стандартными программами операционной системы; -устанавливать и сопровождать операционные системы. | 2 | | ||||||||||
9 | Установка и настройка ОС Windows ХР на виртуальной машине. Анализ графического интерфейса. | | |||||||||||
Тема 1.10. Операционные системы Windows 10 | Содержание учебного материала | способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, - понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса | 2 | ||||||||||
1 | Windows 10 | 2 | 2 | ||||||||||
2 | Архитектурные модули Windows 10 | 2 | |||||||||||
3 | Основные отличия Windows 10 | 2 | |||||||||||
Всего: | | 48 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, лаборатории вычислительной техники, архитектуры персонального компьютера и периферийных устройств.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест обучающихся:
-
посадочные места по количеству обучающихся; -
рабочее место преподавателя; -
комплект учебно-наглядных пособий по курсу; - комплект учебно-методической документации; -
образцы элементов аппаратного обеспечения ПК, локальных и глобальных сетей; -
образцы полиграфической продукции, созданной в прикладных программах, изучаемых в курсе; -
образцы электронной продукции, созданной в прикладных программах, изучаемых в курсе.
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся; -
принтер, -
сканер, -
мультимедиа проектор; -
интерактивная доска; -
акустическая система (колонки, микрофон); -
модем; -
фото и видеокамера; -
локальная сеть с выходом в Интернет; -
программное обеспечение (ОС Windows, пакет MS Office, ОС Linux, пакет LibreOffice, сетевое программное обеспечение, браузеры, антивирусные программы).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Киселев С.В. Операционные системы: учеб. Пособие / С.В. -
Киселев, С.В. Алексахин, А.В. Остроух. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. -63 с. -
Операционные системы: Учебник/ Спиридонов Эрнст Серафимович, Клыков Михаил Степанович, Рукин Михаил -
Дмитриевич и др.; Под ред. Э.С.Спиридонова, М.С.Клыкова. - М.: ЛИБРОКОМ, 2014. - 352с.: ил. - (Учебный курс). - Лит.:с.332.- Прил.:С.337. -
Олифер В.Г. Компьютерные сети: Принципы, технологии, протоколы: Учебное пособие / Олифер Виктор Григорьевич, Олифер Наталья Алексеевна; Рец. Ю.А.Григорьев, Б.Ф.Прижуков. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - 958с. -
Операционная система Linux: Курс лекций. Учебное пособие / Г.В. Курячий, К. А. Маслинский — М.: ALT Linux; Издательство ДМ К Пресс, 2013. - 348с, : ил. : 2-е изд., исправленное. Дополнительные источники: -
Голицына О.Л., Партыка Т.Л., Попов И.И. Программное обеспечение: учебное пособие.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ФОРУМ, 2014,- 448 с. -
Линукс Юниор: книга для учителя / В.Б.Вролков — М. : ALT Linux; Издательство ДМК Пресс, 2010. - 362с, : ил. И
Интернет-ресурсы:
-
http://www.wikipedia.org- свободная энциклопедия; -
http://www.thg.ru/- сеть изданий о современной электронике в мире; -
http://www.linux.org.ru— сайт о разработках ОС Linux; http://www.altlinux.ru- сайт компании ALT Linux - Российского лидера в разработке свободного ПО и дистрибутивов на базе Linux
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1. Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем. | Подбирать и настраивать конфигурацию программного обеспечения компьютерных систем. Проводить инсталляцию программного обеспечения компьютерных систем. Производить настройку отдельных компонент программного обеспечения компьютерных систем. |
|
ПК 4.4. Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем программными средствами. | Использовать методы защиты программного обеспечения компьютерных систем. Анализировать риски и характеристики качества программного обеспечения. Выбирать и использовать методы и средства защиты компьютерных систем программными и аппаратными средствами. |
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте. Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части. Правильно определить и найти информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы. Составить план действия, Определить необходимые ресурсы. Владеть актуальными методами работы в профес. Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. Основные источники информации и ресурсов для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Актуальные стандарты выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Актуальные методы работы в профессиональной и смежных сферах. 6 профессиональной и смежных сферах. Реализовать составленный план. Оценить результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). | Текущий контроль: - опрос устный; - тестирование; |
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Определять задачи поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска. Структурировать получаемую информацию. Выделять наиболее значимое в перечне информации. Оценивать практическую значимость результатов поиска. Оформлять результаты поиска. | |
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Организовывать работу коллектива и команды. Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | |
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Излагать свои мысли на государственном языке. Оформлять документы. | |
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной | Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач. Использовать современное программное обеспечение. | |
ОК.10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. | Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы, участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы, строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности, кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые), писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы. |