Файл: Государственные финансы и государственный бюджет (2 часа).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебный предмет ОУД. 10 Экономика
для обучающихся 1 курсов
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
38.02.06 Финансы
Глава 14. Государственные финансы
Лекция № 14.1.
Тема: «Государственные финансы и государственный бюджет» (2 часа)
Вопросы лекции
1.Что такое государственные финансы?
2. Государственный бюджет: принципы, функции.
Литература:
Экономика 11 класс. Базовый и углубленный уровни: учебник / Р.И. Хасбулатов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 156, (4) с.: ил. (стр.23-38).
В результате освоения предмета ОУД.10 Экономика обучающийся должен
обладать предусмотренными ФГОС среднего общего образования
- личностными результатами:
− Л.1 развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
− Л.2 формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;
- метапредметными результатами:
− М.2 овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
− М.3 формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации
- предметными результатами:
− П.2 понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
− П.6 умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей.
– З.1 основные экономические понятия и актуальность изучения экономики как составной части общественных наук.
Основные понятия:
Государственные финансы – экономические отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства путем формирования государственных денежных фондов и их целевого использования.
Государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.
Тезисы лекций:
Государственные доходы – совокупность отношений по поводу формирования государственных денежных фондов.
Государственные
расходы – часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов государства.
Доходы бюджета формируются за счёт налогов (85-90% от всех доходов).
Расходными статьями являются расходы по финансированию экономики (строительство государственных предприятий, компенсации бывшим собственникам национализированных предприятий, выдача субсидий фермерам с целью сокращения посевных площадей, предоставление кредитов иностранным государствам, создание инфраструктуры и т.д.).
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он составляется
Правительством РФ на основе Бюджетного кодекса РФ. Утверждается в виде закона «О бюджете
РФ» на необходимый период.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит, если же запланированные расходы превышают доходы, то это бюджетный дефицит.
Вопросы для закрепления:
1. Что входит в состав государственных финансов?
2. Главный источник государственных доходов.
3. Как возникает государственный кредит
Тема: «Государственные финансы и государственный бюджет»
1 вопрос лекции: «Что такое государственные финансы?»
Государственные финансы – экономические отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства путем формирования государственных денежных фондов и их целевого использования.
Субъектами данных отношений являются государство, предприятия, организации, население.
В состав государственных финансов входят:
– бюджеты разных уровней государственного управления;
– внебюджетные фонды;
– государственный кредит;
– система государственного социального страхования.
– финансы государственных предприятий.
Бюджеты разных уровней государственного управления составляют финансовую базу деятельности органов власти и управления.
Общегосударственный бюджет служит для обеспечения общих функций государства в границах РФ, финансирования государственных целевых комплексных программ, содержание вооруженных сил и органов управления и др.
Местные бюджеты регулируют экономические процессы на местах, средства расходуются на создание местной инфраструктуры, финансирование затрат по воспроизводству трудовых ресурсов, социальных программ.
Внебюджетные
фонды обособлены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Главное их назначение – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников.
Государственный кредит возникает в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий и населения и их передачей во временное пользование органами государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов.
Финансы государственных предприятий обеспечивают функционирование предприятий и организаций, имеющих важное значение для экономики страны или региона.
Государственные доходы – совокупность отношений по поводу формирования государственных денежных фондов.
Различают государственные доходы:
– централизованные – аккумулируемые государственными органами (концентрируются в государственном бюджете и фондах целевого назначения и формируются за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов, например доходов от внешнеэкономической деятельности, государственного имущества, таможенных сборов и др., а также платежи населения);
– децентрализованные – остающаяся в распоряжении государственных предприятий часть денежных доходов и накоплений самих предприятий (размещаются на государственных предприятиях и образуются из денежных фондов и накоплений самих предприятий.).
Главный источник государственных доходов – национальный доход, а в период чрезвычайных обстоятельств – национальное богатство страны.
Государственные
расходы – часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов государства.
Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных
(бюджеты разных уровней, а также государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фонды государственных предприятий).
Государственные расходы включают:
- расходы госбюджета – представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления государством своих конституционных функций;
- расходы местных бюджетов - представляют собой финансирование социальных мероприятий и управления местным хозяйством: муниципальное строительство, дорожное хозяйство, бытовые учреждения, общественный транспорт, здравоохранение и т.д.;
- расходы государственных внебюджетных фондов – представляют собой финансирование расходов, связанных с назначением этих фондов: социальное обеспечение и социальное страхование граждан страны, обязательное медицинское страхование, занятость населения и др.;
- расходы госпредприятий – охватывают два вида затрат – текущие, которые связаны с обеспечением функционирования этих предприятий, и капитальные, т.е. инвестиции, идущие на обновление и расширение основного капитала.
Вывод.
Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, и как один из ведущих экономических рычагов государства.
Государственные финансы являются инструментом, с помощью которого органы государственной власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы и, таким образом, создают условия для выполнения государством своих функций.
2 вопрос лекции: «Государственный бюджет: принципы, функции»
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет. Он является самым крупным денежным фондом, который использует правительство для финансирования своей деятельности.
Государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.
За счет государственного бюджета содержится армия, полиция, госаппарат, значительная часть образования, здравоохранения и т.д. С его помощью государство оказывает значительное воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости “помощь” денежными средствами.
Принципы построения государственного бюджета:
Принципединства. Онозначает, чтовстранесуществуетлишьодинбюджет, объединяющийвсе государственныедоходыирасходы.
Принципполноты. Онозначает, чтопокаждойбюджетнойстатьеведетсяучетвсех поступленийвбюджетивсехегозатрат.
Принципправдивости. Онпредполагает, чтовбюджетныхросписяхдоходовирасходовне должнобытьфальсификаций.
Принципгласности. Онпредполагает, чтоправительствообязанопубликоватьбюджети сообщатьоегоисполнении.
Государственный бюджет призван выполнять следующие основные функции:
Распределительнаяфункция: черезгосбюджетперераспределяетсявразныхстранах значительнаячастьНД(от 20 до 60 %).
Контрольнаяфункция: динамикабюджетныхресурсов (ихпоступление) позволяетсудитьо финансовомсостоянииэкономикиипостоянноегоконтролировать.
Регулирующаяфункция: сосредоточениеврукахгосударствазначительнойчастиНДслужит материальнойосновойдляегорегулирующейроливэкономике. Изменяядоходыирасходы госбюджета, правительствоможетсмягчатьспадыпроизводства, снижатьуровеньбезработицы ит.д. Поэтомуэкономистысчитаютгосбюджетважнейшиминструментомэкономического планированияистабилизацииэкономики.
Доходы бюджета формируются за счёт:
Налогов (85-90% от всех доходов).
Государственныхзаймов.
Различногородапошлин, сборовит.д.
Эмиссии (выпуска) бумажныхикредитных (взятыхуцентральногобанка) денег, когдарасходы превышаютдоходы.
Расходными статьями являются:
Военныерасходы.
Расходупогосударственномудолгу.
Расходыпофинансированиюэкономики (строительствогосударственныхпредприятий,
компенсациибывшимсобственникамнационализированныхпредприятий, выдачасубсидий фермерамсцельюсокращенияпосевныхплощадей, предоставлениекредитовиностранным государствам, созданиеинфраструктурыит.д.).
Расходынасодержаниегосударственногоаппарата (чиновников, полиции, судаит.п.).
Расходынасоциально-культурныемероприятия (образование, здравоохранение, социальное обеспечение).
Расходынапропагандусвоихценностей, идеологии, идейит.д.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он составляется
Правительством РФ на основе Бюджетного кодекса РФ. Утверждается в виде закона «О бюджете
РФ» на необходимый период.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит, если же запланированные расходы превышают доходы, то это бюджетный дефицит.
Записать определения в экономический словарь:
Дотация
Безвозвратное денежное пособие, предоставляемое из государственного бюджета организациям, предприятиям, местным органам власти, отдельным лицам для покрытия убытков, компенсации потерь, балансирования местных бюджетов и других целей
Субвенция
Целевое пособие, вид государственного содействия местным органам власти или отраслям хозяйства для решения определенных задач. В случае нарушения условий предоставления субвенция
подлежит возврату
Субсидия
Безвозвратная помощь в виде денежного пособия или в натуральной форме, предоставляемая местным органам власти, юридическим и физическим лицам, другим государствам. Различают прямые и косвенные субсидии, которые предоставляются за счет средств государственного бюджета или специальных фондов
Штрафы
Подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации
Бюджетная система Российской Федерации
Субсидия
Безвозвратная помощь в виде денежного пособия или в натуральной форме, предоставляемая местным органам власти, юридическим и физическим лицам, другим государствам. Различают прямые и косвенные субсидии, которые предоставляются за счет средств государственного бюджета или специальных фондов
Штрафы
Подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации
Бюджетная система Российской Федерации
Глава 14. Государственные финансы
Лекция № 14.2
Тема: «Налоги, их экономическая сущность и виды» (2 часа)
Вопросы лекции
1. Экономическая сущность налогов.
2. Виды налогов.
3. Механизм налогообложения.
Литература:
Экономика 11 класс. Базовый и углубленный уровни: учебник / Р.И. Хасбулатов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 156, (4) с.: ил. (стр.23-38).
В результате освоения предмета ОУД.10 Экономика обучающийся должен
обладать предусмотренными ФГОС среднего общего образования
- личностными результатами:
− Л.2 формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;
- метапредметными результатами:
− М.3 формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина
Российской
Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в
Конституции
Российской
Федерации;
− М.4 генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
- предметными результатами:
− П.1 сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
− П.6 умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
– З.9 функции, виды налогов и принципы налогообложения в РФ.
Основные понятия:
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налоговый механизм представляет собой совокупность всех средств методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства.
Тезисы лекций:
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами.