Файл: Коллоквиум по вирусологии 2. Вопрос 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коллоквиум по вирусологии №2.

Вопрос № 1.

Культивирование вирусов на куриных эмбрионах.

Преимущество куриных эмбрионов:

  1. Высокая чувствительность к широкому спектру вирусов (не образуются антитела в ответ на заражение);

  2. Легкодоступный объект (птицефабрики и инкубаторы);

  3. Стерильность – скорлупа и подскорлупная оболочка надежно защищают эмбрионы от бактериального и грибкового заражения со стороны внешней среды;

  4. Экономичны (не требуют ухода и кормления);

Требования, предъявляемые к куриным эмбрионам:

  1. Куриные эмбрионы должны быть получены из благоприятных по инфекционным заболеваниям хозяйств;

  2. Скорлупа яиц должна быть непигментированной, чистой (мыть нельзя);

  3. Возраст эмбриона должен соответствовать выбранному методу заражения;

  4. Куриные эмбрионы могут быть использованы для заражения вирусами с 5-го по 12-ый день инкубации;

Заражение:

  1. В желточный мешок – с 5-го по 7-й день инкубации;

  2. В амниотическую полость – с 6-го по 1-ый день;

  3. В аллантоисную – на 9-11-ый день;

  4. На хорионаллантоисную оболочку – на 10-12-ый день;

Содержание куриных эмбрионов в лабораторных условиях:

  1. Куриные эмбрионы содержат в термостате при температуре 37°С и влажности 60-70%;

  2. Качество яйца оценивается по: размеру, состоянию скорлупы, форме;

  3. Скорлупная оболочка должна быть гладкой, матового тона, целостной;

  4. Яйца с темными пятнами не допускаются к исследованию (бактерии или плесневые грибы);

Подготовка куриных эмбрионов к заражению:

  1. Подготовка рабочего места, дезинфекция скорлупы, овоскопирование (просмотр яиц против яркого источника света);

  2. На скорлупной оболочке карандашом отмечают 3 участка: границу воздушной камеры, место расположения зародыша и бессосудистые зоны размером 0,5 на 0,5 см;

  3. Определяют погиб или жив зародыш;

Заражение в аллантоисную полость:

Вирусы гриппа, ньюкалской болезни, ринопневмонии лошадей, везикулярного стоматита и тд.

В скорлупе на стороне зародыша делают отверстие диаметром около 1 мм. Иглу с вирус содержащим материалом вводят параллельно продольной оси на глубину 10-12 мм. Отверстие в скорлупе запечатывают расплавленным стерильным парафином.

Заражение на хорионаллантоисную оболочку:

Вирусы оспы, чумы плотоядных, катаральной лихорадки овец и др. (пантропные и дерматропные вирусы).


В скорлупе против центра воздушной камеры вырезают отверстие диаметром 15-20 мм. Пинцетом снимают подскорлупную оболочку, на обнажившийся участок ХАО вводят 0,2 мм вирус содержащей суспензии, отверстие в скорлупе закрывают стерильным покровным стеклом или тем же выпиленным кусочком скорлупы и по краям заливают расплавленным парафином.

Заражение в желточный мешок:

Вирусы катаральной лихорадки овец, хламидий, ринопневмонии лошадей и др.

Игла вводится на глубину 3,5-4 см под углом 45°.

Признаки размножения вируса в курином эмбрионе:

  1. Индикация вирусов (индикацию вирусов в курином эмбрионе осуществляют на основании специфических поражений в различных структурах эмбриона, а также в РГА. Кроме того, в характерные для данного вируса сроки может наблюдаться гибель эмбриона);

  2. Изменение тела зародыша:

  • Зародыш может отставать в росте и развитии от незараженных;

  • Тело его может быть обезвожено, шея характерно перекручена (инфекционный бронхит кур);

  • Кожа зародыша может быть гиперемирована, с кровоизлияниями;

  • Внутренние органы также могут быть изменены (например, увеличенная желто-зеленого или темно-зеленого цвета печень – признак размножения в ней вируса гепатита утят);

  1. Существуют вирусы, которые, размножаясь в эмбрионах не вызывают ни патологоанатомических изменений, ни гибели. Выявить такой вирус можно с помощью реакции гемагглютинации (РГА);

  2. Гибель зародыша в течение первых 24 часов после инфицирования обусловлена размножением бактериальной микрофлоры, грибов или повреждением при заражении.

Вопрос № 2.

Культивирование вирусов на культурах клеток.

Культуры клеток:

В зависимости от техники приготовления и культивирования различают три типа культур клеток и тканей:

  1. Однослойные культуры клеток растут на поверхности стекла лабораторной посуды в виде монослоя клеток. Подразделяют на:

  • Первичные, или первично-трипсинизированные (способны размножаться однократно);

  • Полуперевиваемые или диплоидные (способны размножаться в течение 40-50 пассажей);

  • Перевиваемые (способны перевиваться в лабораторных условиях в течение неопределенно длительного срока).

Этапы получения:

  • Измельчение ткани;

  • Разъединение клеток путем трипсинизации;

  • Отмывание полученной однородной суспензии изолированных клеток от трипсина;

  • Суспендирование клеток в питательной среде


  1. Культуры суспензированных клеток растут и размножаются во взвешенном состоянии при постоянном интенсивном перемешивании среды. Для суспензионного выращивания клеток в промышленных масштабах (промышленное производство вакцин и диагностикумов) используют биореакторы объемом от 0,5 до 8 тыс. литров;

  2. Органные культуры кусочки органов животного и человека, выращиваемые вне организма;

Вопрос № 3.

Лабораторная диагностика вирусных инфекций: основные методы.

В лабораторной диагностике вирусных инфекций имеются три основных метода:

  1. Обнаружение вируса или его компонентов (вирусных АГ или НК) непосредственно в исследуемом материале;

  2. Выделение (изоляция) вируса из исследуемого материала и его идентификация;

  3. Обнаружение АТ к вирусу (серодиагностика вирусных инфекций). Серологическая диагностика, основанная на установлении значительного прироста вирусных антител в течение болезни;

Прямые методы диагностики клинического материала:

Прямые методы – это методы, которые позволяют обнаружить вирус, вирусный антиген или вирусную нуклеиновую кислоту (НК) непосредственно в клиническом материале, то есть являются наиболее быстрыми (2–24 ч). Однако из-за ряда особенностей возбудителей прямые методы имеют свои ограничения (возможность получения ложноположительных и ложноотрицательных результатов). Поэтому они часто требуют подтверждения непрямыми методами.

  1. Электронная микроскопия (ЭМ). С помощью этого метода можно обнаружить собственно вирус. Одним из вариантов ЭМ является иммунная электронная микроскопия (ИЭМ), при которой применяются специфические антитела к вирусам.

  2. Реакция иммунофлюоресценции (РИФ). Метод основан на использовании антител, связанных с красителем. В практике применяются два варианта РИФ: прямой и непрямой.

  3. Иммуноферментный анализ (ИФА). Иммуноферментные методы определения вирусных антигенов в принципе сходны с РИФ, но основываются на мечении антител ферментами, а не красителями.

  4. Радиоиммунный анализ (РИА). Метод основан на метке антител радиоизотопами, что обеспечивало высокую чувствительность в определении вирусного антигена.

  5. Молекулярные методы. В настоящее время все шире используется выделение геномов вируса с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР).

Молекулярная гибридизация нуклеиновых кислот. Метод основан на гибридизации комплементарных нитей ДНК или РНК с образованием двунитевых структур и на выявлении их с помощью метки.


Непрямые методы диагностики

  1. Вирусологический метод

Выделение вируса из исследуемого материала и его идентификация (выделение вируса на культуре клеток, куриных эмбрионах, лаб. животных).

Процесс длительный, иногда требующий проведения нескольких пассажей, прежде чем вирус будет обнаружен и идентифицирован с помощью одного или нескольких методов – в реакции нейтрализации (РН), реакции торможения гемагглютинации (РТГА), РИФ, ИФА или ПЦР.

Серодиагностика

Серологическая диагностика, основанная на реакции антиген – антитело, может быть использована для определения как тех, так и других, и играет роль в определении этиологии вирусной инфекции даже при отрицательных результатах выделения вируса.

Для типирования вирусов применяется:

  1. РН;

  2. Реакция связывания комплемента (РСК);

  3. Реакция торможения гемагглютинации (РТГА);

  4. РСК;

  5. РИФ;

  6. Реакции пассивной и обратной пассивной гемагглютинации (РПГА, РОПГА);

  7. Различные варианты ИФА;

  8. РИА;

Вопрос № 4.

Методы обнаружения в патматериале (прямые методы).

Прямые методы:

  1. РИФ (реакция иммунофлюоресценции):

  • Широко применяется для выявления вирусных антигенов в паталогическом материале;

  • Антитела, меченые флюорохромом, связываются с антигеном, и такой комплекс наблюдают в люминесцентном микроскопе;

  • Успешное применение РИФ возможно, если в паталогическом материале содержится достаточно большое число инфицированных клеток;

  1. ИФА (иммуноферментный анализ):

  • Антитела, меченые ферментами, связываются с антигенами, и такой комплекс обнаруживается при добавлении субстрата;

  • Возможно обнаружение растворимых антигенов, таким образом могут использоваться различные виды патологического материала;

  • Возможно количественное определение антигенов;

  1. РИА (радиоиммунный анализ):

  • Метод основан на метке антител или антигенов радиоизотопами;

  • После взаимодействия Аг и Ат отделяют образовавшийся радиоактивный иммунный комплекс и определяют его радиоактивность с помощью гамма-счетчиков;

  • Интенсивность излучения прямо пропорциональна количеству связавшихся молекул антигена и антител;

  1. Электронная микроскопия:

  • Выявление вирионов в пробах;

  • Ответ через 1 час;

  • Используют для выявления рота-, адено-, гепанда-, парамиксо-, ортомиксовирусов и др.;

  • Недостатки метода: для успешного определения вируса его концентрация в пробе должна быть не менее 1 млн. вирусных частиц в 1 мл; электронная микроскопия не позволяет типировать вирусы, так как у большинства вирусов нет морфологических различий внутри семейства;


  1. Иммунная электронная микроскопия:

  • В основе этого метода лежит взаимодействие антител с вирусами при смешивании вирусосодержащего материала со специфической сывороткой;

  • В результате взаимодействия антител с вирусами образуются микропреципитаты, состоящие из вирусных частиц, покрытых, своеобразным «венчиком» (антитела связаны с атомами металла);

  1. Молекулярно-генетические методы (ПЦР):

  • ПЦР – репликация вирусспецифической последовательности ДНК в 3 этапа;

  • Молекулярная гибридизация нуклеиновых кислот – выявление комплементарных нитей нуклеиновых кислот с помощью метки (точечная гибридизация, блот-гибридизация, гибридизация in situ);

Вопрос № 5.

Выделение вирусов из патматериала. Их индикация и идентификация.

Индикация вируса в патологическом материале:

  1. Обнаружение – световая микроскопия крупных вирусов (Poxviridae), электронная микроскопия;

  2. Обнаружение телец-включений. (тельца Бабе-Шенегри при бешенстве);

  3. Обнаружение вирусных антигенов: серологические реакции;

  4. Обнаружение вирусных НК (ДНК-зонды и ПЦР – полимеразно-цепная реакция);

  5. Обнаружение активной формы вируса путем биопробы (лабораторные животные, куриные эмбрионы, культура клеток);

  6. Обнаружение гемаглютининов у гемаглютинирующих вирусов (в настоящее время практически не используется по причине наличия более точных методов);

Изоляция (выделение) вируса из патологического материала:

  1. Проводится не менее трех слепых пассажей, делается биопроба;

  • Лабораторные животные (клиника, гибель, пат. изменения);

  • Куриные эмбрионы (гибель, пат. изменения, РГА);

  • Культура клеток (ЦПД, РГАд, метод бляшек);

Идентификация выделенного вируса – серологические реакции:

  1. ЦПД (цитопатическое действие вирусов) - деструктивные изменения отдельных клеток и клеточного монослоя, возникающие в результате продуктивной вирусной инфекции клеток и цитотоксического действия вирионов. В клеточном монослое ЦПД проявляется в форме сплошной или очаговой круглой, или полиморфноклеточной дегенерации, образовании многоядерных клеток или клеточных симпластов, а также в пролиферативном разрастании клеток;

  2. Метод бляшек - «Бляшки» («негативные» колонии) — участки разрушенных вирусами клеток, культивируемых на питательной среде под агаровым покрытием, видимые как светлые пятнана фоне окрашенных живых клеток. Один вирион образует потомство в виде одной «бляшки». «Негативные» колонии разных вирусов отличаются по размеру, форме, поэтому метод «бляшек» используют для дифференциации вирусов, а также для определения их концентрации;

  3. Реакция гемагглютинации (РГА):