Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

5» Г.МЕЛЕНКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Проектная работа

По Истории

«Патриотизм школьников»






Выполнил:

ученик 9”Б”класса:
Любезнов Михаи
Иванович

Руководитель: Логунова Татьяна Алексеевна




Меленки

2023






Введение

Гражданское общество - общество граждан высокого социального, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования и улучшения общества и человека, охватывающий все стороны жизни.

Наличие гражданского и патриотического общества - важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.

Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу .Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Гражданское самосознание - важная составная часть общественного сознания и общественного мнения. Являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданское самосознание окрашивает в специфические тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий.

Современная политическая и экономическая ситуация, складывающаяся в России, объективно выдвинула на первый план проблему формирования гражданского и патриотического общества, без которого невозможно существование истинно демократического государства. В то же время нельзя говорить о гражданском обществе вне контекста формирования гражданственности людей, которые должны осознавать себя самостоятельными членами этого общества, наделёнными определёнными правами и свободами и, в то же время, несущими ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Проблема гражданского и патриотического воспитания занимала и по праву занимает одно из важных мест в общей тематике исследований.


В современной науке изучению влияния различных видов деятельности, на формирование гражданских качеств молодежи посвящены работы С.В. Анохина, А.В. Беляева, А.С. Гаязова, З.И. Васильевой, В.Н. Власовой, З.Н. Каландаршвили, Г.Г. Николаева, Т.Н. Османкиной, Т.П. Скребцовой. М.А. Шкробовой, Е.А. Ямбурга, Н.А. Вахрушевой, Л.В. Лазаревой, С.В. Митросенко, О.П. Песоцкой. Теоретические и методологические аспекты исследования проблем гражданственности и патриотизма отражены в работах А.В.Барабанщикова, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, В.И.Лутовинова, Т.А. Стефановской, Н.А. Савотиной, Г.Н.Филонова.

Определяя в качестве цели воспитания формирование человека культуры, Е.В.Бондаревская указывает на необходимость развития в каждом человеке таких качеств как «высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, независимость суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, готовность принимать решения и нести ответственность за свои поступки». Перечисленные качества дополняют основные структурные компоненты патриотизма – патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность. Несомненно, такой подход к воспитанию создает необходимые основания для обретения четкой мировоззренческой позиции, позволяющей человеку определять свое отношение к обществу, поддерживать демократический климат в среде своего общения, проявлять готовность к социально-полезным действиям, идущим во благо своей страны. Этими характеристиками определяется гражданственность личности как важнейший приоритет ее воспитания.

Актуальность проблемы воспитания гражданственности, патриотизма обусловленная потребностью общества в формировании нового типа личности.

Цель исследования –выявить гражданско-патриотическую позицию школьников.

Объектом исследования гражданская, патриотическая позиция школьников.

Предметом исследования является процесс изучения чувства патриотизма и гражданственности у школьников в условиях общеобразовательного учреждения.

Гипотеза исследования если мы выявим позицию учащихся к понятиям «патриотизм», »гражданственность» то определим сформированность патриотических и гражданских взглядов обучающихся в современной школе.

Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании, были поставлены следующие задачи:

-осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования и уточнить содержание понятий: «гражданин», «гражданственность» «гражданские права», «гражданские обязанности», «Родина», «Патриотизм».



-определить сформированность чувства гражданственности у подростков.

Методы исследования:
-теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: беседы с подростками, наблюдение, диагностика, анкетирование, стандартные и адаптированные методики, метод количественного и качественного анализа полученных данных а основе методов обобщение результатов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. г. Владикавказа , РСО-Алании. Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений.

1.Содержание понятий «гражданин», «гражданственность», «патриот» историко-педагогические предпосылки становления и развития проблемы гражданского воспитания в России.

Понятие «гражданственность - многозначно:

Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.

Гражданско-патриотическое самосознание - важная составная часть общественного сознания и общественного мнения. Являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданское самосознание окрашивает в специфические тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий.

Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы.

Понятие гражданственность понимается и трактуется весьма неоднозначно, что создает определенные трудности в теоретическом осмыслении и воспитательной практике. Ряд ученых неправомерно далеко отделяет понятие гражданственность от понятия патриотизм. В результате чего, гражданское воспитание и патриотическое несколько отдаляются друг от друга. Так В.И. Лутовинов считает, что гражданское и патриотическое воспитание существенно отличаются: «…Гражданское воспитание социально ориентировано в большей степени на правовую, в меньшей степени на гуманитарную сферу»…, В системе патриотического воспитания «социальное соотносится с другим не менее значимым компонентом, в котором выделяются нравственные и патриотические основы».


Ряд ученых, незаслуженно сужает объем понятия «патриотизм», сводя его к честному выполнению своего профессионального долга. На наш взгляд, для определения патриотизма исходным является содержание понятия «патриот», которым является социализированная личность, способная жить и активно создавать правовое, демократическое государство и гражданское общество, сознающая свои права и обязанности, патриотически настроенная, т.е способная защищать это государство и общество, терпимо-толерантно проявляющая себя в отношении других культур и народов, проживающих и сосуществующих в этом государстве и обществе.

Важнейшие задачи воспитания — формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, ду­ховности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности».

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что программа воспитания патриотизма должна быть выстроена учителем школы в строгой системе, которая должна включать не только воспитательную работу (и как ее отражение соответствующие «пункты» в воспитательном плане учителя школы), но и задействовать весь потенциал школы, а именно:

1. Воспитание патриотизма должно стать своеобразным лейтмотивом процесса воспитания в современной школе, так как оно включает: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры об­щества; интеграцию личности в нацио­нальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегриро­ванного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование это­го общества.

2. Общие требование государственной политики в области образования предполагает его характер. (Под согласно педагогической понимается обучение, при достигается связь приобретением знаний, умений, опыта деятельности и эмоционально-ценност­ного к миру, к другу, к учебному материалу). В отношении задействовать потенциал дисциплин, в начальной с учетом по годам а одновременно начальной может с решать гражданского нравственного экологической личности, мышления, ответственности и сплоченности коллектива.

3. Важно пропаганду воспитания даже не с школы, а уже в учреждениях, при этом в это любовь и за Отечество в смысле. Несмотря на противоречивость, процессов, развитие мира, некоторые понятия, имеют значение. К числу понятий и патриотизм. Видоизменились и методы воспитания, но его осталась прежней. кажется, что достучаться до современных на первый интересующихся музыкой и компьютерами. Но с ними, что это такие же и девчонки, были и и двадцать, и лет назад. А за их внешним безразличием скрыты добрые сердца, способные сопереживать, любить, испытывать все самые лучшие качества.
Выявив сущность и содержание патриотизма, мы попытались показать то огромное значение, которое оказывает формирование патриотических чувств на развитие личности в целом.

В процессе работы над данным проектом были выявлены формы и методы, которые могут быть приемлемы на современном этапе. Такими формами и методами являются: на уроках истории - исторические игры; на уроках обществоведения - изучение политической системы страны; на уроках литературы – тысячелетние традиции защиты Родины; знакомство с биографией ученых, писателей, общественных деятелей; привитие любви к малой Родине, где родился и вырос человек; туристско-краеведческая работа.

Кроме того, воспитанию патриотизма у школьников способствует также участие детей в художественно-творческой деятельности. Здесь прежде всего используются такие виды работы, как участие в литературно-драматических композициях, посвященных юбилейным датам родного края, неделях культуры, читательских конференциях, встречах с писателями и поэтами родного края, праздниках народного творчества и т.д.

Многие педагоги и психологи отмечали, что основы патриотического воспитания человека закладываются в раннем детстве. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека, что также не может не увеличиваться в процессе школьного воспитания. С помощью родителей школы имеют возможность расширять содержание работы ученических кружков, а также факультативных занятий. Распространенной формой участия родителей во внеклассной работе школы является проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и в научные учреждения, а также организация краеведческой работы.

Патриотизм (греч. Patris) - отечество – одно из важнейших нравственных качеств человека Патриот – это человек который любит и уважает свою страну и сограждан, готовый на самопожертвование ради брагой цели.

Что же такое «патриотизм» и, какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Нынешнее определение «патриотизма» связывают самосознание человека с эмоциями и мыслями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. В совокупности с культурой межнациональных отношений они выступают как элементы мировоззрения человека и отношения его к родной стране, к другим нациям и народам. Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.