Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Патриотизм это гордость за свой народ, за свою культуру, это почитание символов, истории Отечества, бережное отношение к чести, достоинству, культуре и традициям народа. Без воспитания любви и уважения к своему народу, его традициям, языку и культуре невозможно воспитать человека-патриота своей Родины. Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Существенной стороной обогащения школьников патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом своего народа, его стремлении к укреплению своего могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками. В системе обучения и внеклассной работы следует акцентировать внимание учащихся на формировании у них представлений об огромном вкладе России в развитие науки, культуры и различных отраслей производства. Этот вклад связан с именами таких выдающихся российских деятелей науки и культуры как М.В. Ломоносов, Н.И.Лобачевский, Н.М.Сеченов, Н.М.Пржевальский, П.Н.Лебедев, Д.И.Менделеев, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой и др. мировое признание получили научные открытия К.Э.Циолковского, И.П.Павлова, П.Л.Капицы, И.В.Курчатова, С.П.Королева и др. общеизвестен наш вклад в развитие космической техники и атомной энергетики.

Сегодня мы наблюдаем и являемся участниками процесса становления поколения, которому суждено определять судьбу нашей Родины. При всей сложности ситуации и массе оговорок можно надеяться, что данное поколение во взаимодействии со старшими поколениями имеет возможность реализовать свою историческую миссию, преодолев разрушительные тенденции и исполнить тем самым свой патриотический и гражданский долг перед Родиной.


Любовь к Родине и служение интересам государства - вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному обществу.

Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в образовательных учреждениях..

В современной России происходят изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются социальные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Постепенно, и порой болезненно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. Успехи в этом зависят не только от развития экономики, совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых экономических и социально-политических условиях. Особую роль занимает в данном контексте система образования, которая была и остается одним из главных инструментов социализации, т.е. воспроизводства ценностных структур общества.

Гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность каждого учителя, школьника, родителя, действующего в единой системе.

С просветительским аспектом тесно связан деятельностный аспект воспитания гражданственности в школьном коллективе. В сознании школьников, должна формироваться установка о том, что сама по себе учебная и профессионально-педагогическая деятельность является важной общественной и государственной задачей. Наряду с этим возможны различные внешкольные формы воспитательной деятельности: шефство над ветеранами труда и войны, посещение воинских частей и госпиталей, встречи с известными людьми, работа в школьной и периодической печати, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями, спортивными клубами, участие в экологических акциях. Подобные мероприятия будут иметь воспитательный эффект только в том случае, если будут творчески продуманы, организованы и проникнуты живым интересом всех участников, доведены до сведения всего школьного коллектива. Важно осознание того, что школьный коллектив, по сути дела представляет собой в миниатюре проекцию нынешнего и будущего гражданского общества.

В условиях интернационализации образовательного пространства и научной деятельности принципиальное значение имеет возможность приобщения к соответствующему международному опыту.

   Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации

, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.        

  В ходе реформы были достигнуты:  гуманизация образования, инновационность обучения, делается упор на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности. Государство перестало масштабно контролировать образовательный процесс - отсутствует цензура. Образовательным учреждениям была предоставлена свобода выбора.

   Фактически, уходя из образовательного пространства, государство упустило из внимания тот факт, что школа, помимо просветительской, обучающей функции, выполняет и воспитательную функцию, создавая активного, полезного для общества гражданина.  И именно образовательные учреждения, в первую очередь, должны быть ориентированы на создание условий для становления гражданственности в образовательном пространстве подрастающего поколения.

   Опыт работы общеобразовательного учреждения гражданско-патриотической направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность и правдивость в реальной деятельности - то есть совокупность ценностей, создающих феномен гражданственности, лучше усваивается школьниками и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением личного опыта активной деятельности всоциуме. Гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием.

  Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества. Можно привести примеры мероприятий, проводимых в нашей школе в рамках гражданского воспитания учащихся

- сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города, поселка и т.п.; создание или пополнение выставки, школьного (или краеведческого) музея;

- выступление с устным журналом, «живой газетой», выпуск газеты-«молнии» по злободневным вопросам местной жизни;

 - участие в благоустройстве населенного пункта, в оформлении школы, клуба и других общественных зданий и сооружений, например, способом трудовых атак;


- создание выставок, рисунков, поделок; проведение экскурсий и подготовка экскурсоводов из местных школьников; устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;

Каковы же основные пути гражданского воспитания?

       Гражданское воспитание – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

      Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения. Приоритетным направлением и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое и патриотическое воспитание школьников. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В школьные годы закладываются основы добрых чувств – любви к людям, к труду, к родной природе, к своей Родине. Чтобы иметь гражданскую позицию, нужно, чтобы даже ребенок осознавал себя личностью, осознавал свою значимость и важность в человеческом обществе. Особая роль в формировании гражданина, воспитании чувства патриотизма принадлежит школьному музею, где на конкретном материале ребята узнают о родной школе, о наших земляках, их военных и трудовых подвигах во имя Родины.

Воспитание гражданственности - воспитание человека, готовящее к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в жизни государства и был способен многое сделать для своей страны. Если в ребёнке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека. Формирование гражданского отношения к Отечеству невозможно без воспитания чувства любви к малой родине. Этому способствуют различные формы краеведческой работы (краеведческие кружки, туризм, полевая работа, конкурсы, пленэр, сбор материала для школьного краеведческого музея, выставки и т.д.).


Для того чтобы сформировать человека-гражданина, необходимо в процессе обучения и воспитания создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.

На  современном этапе, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, цель гражданского воспитания определяется как воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества,  уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов».

     Гражданское воспитание в российском образовательном  пространстве имеет ряд особенностей:

-характерна специфика понимания гражданственности на духовно-нравственных  объединяющих началах, приоритете  морали над правом.

-наличие идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей, основанной на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной;

- поликультурный характер образовательной  среды.

Исходя  из цели и особенностей гражданского воспитания современные  исследователи выделяют следующие основные задачи гражданского воспитания в школе:

-создание условий для становления у детей ценностных ориентаций  на основе системы общечеловеческих  ценностей; 

-создание условий для социализации  растущей личности, для вхождения  ее в гражданско-правовое общество  через становление отношений к миру и к себе в нем;

формирование первичных ценностных ориентаций;

формирование гражданственности;

- формирование правовой культуры, гражданских умений и гражданского поведения;

-формирование навыков коллективной деятельности, сотрудничества;

формирование опыта овладения культурой своего и других народов;

-формирование таких понятий, как  семья, государство, Родина,  малая  родина; 

-формирование гражданского мировоззрения;

-ознакомление  школьников с государственными символами России, Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией  прав человека; 

-воспитание гражданского отношения  к Отечеству, к «другому»;

-воспитание чувств: достоинства, самоуважения, индивидуальности, ответственности, уверенности и защищенности, чувства жизненной цели;