ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
воспитание чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России;
-воспитания толерантного отношения к инокультурным проявлениям в окружающей жизни;
развитие мотивационной сферы школьников по ознакомлению и взаимодействию с другими культурами.
-пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям).
Гражданское воспитание школьников в российском образовательном пространстве основывается на принципах: народности, гуманизации, ненасилия, непрерывности преемственности воспитательного процесса культуросообразности и толерантности.
Принципы гражданского воспитания имеют направленность на:
-обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
-гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;
-сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
Таким образом, можно сделать следующие выводы. На современном этапе развития российского общества целю гражданского воспитания является воспитание граждан правового демократического общества и государства.
Задачи гражданского воспитания решаются с учетом особенностей российского образовательного пространства через ценности, свойственные российскому менталитету – патриотизм, достоинство.
Гражданское воспитание основывается на общих принципах гражданского воспитания, которые вместе составляют взаимосвязанную систему, обеспечивающую эффективное выполнение целей и задач воспитания.
Основным результатом гражданско-патриотического воспитания является формирование общественно активной личности, наделенной гражданским самосознанием и чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их.
Формирование гражданского отношения к Отечеству невозможно без воспитания чувства любви к малой родине. Этому способствуют различные формы краеведческой работы (краеведческие кружки, туризм, полевая работа, конкурсы, пленэр, сбор материала для школьного краеведческого музея, выставки и т.д.).
Для того чтобы сформировать человека-гражданина, патриота, необходимо в процессе обучения и воспитания создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.
Подводя итог вышеизложенного можно отметить следующие. Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления. Главной целью гражданского воспитания в формирование активной жизненной позиции. Приобщение учащихся к правовой культуре, к культуре своего народа, истории своего Отчества.
2.Сформированность патриотических и гражданских взглядов современных школьников. Героя Советского Союза Остаева А.Е
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к гражданскому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечить свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Важнейшие задачи воспитания — формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности».
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что программа воспитания патриотизма должна быть выстроена учителем школы в строгой системе, которая должна включать не только воспитательную работу (и как ее отражение соответствующие «пункты» в воспитательном плане учителя школы), но и задействовать весь потенциал школы, а именно:
1. Воспитание патриотизма должно стать своеобразным лейтмотивом процесса воспитания в современной школе, так как оно включает: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
2. Общие требование государственной политики в области образования предполагает его воспитывающий характер. (Под воспитывающим, согласно Российской педагогической энциклопедии, понимается такое обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, навыков, умений, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу). В этом отношении целесообразно задействовать воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин, преподаваемых в начальной школе, с учетом преемственности по годам обучения, а одновременно учитель начальной школы может с успехом решать проблемы гражданского правосознания, нравственного поведения, экологической культуры личности, планетарного мышления, социальной ответственности и активности, сплоченности классного коллектива.
3. Важно вести пропаганду патриотического воспитания начиная даже не с начальной школы, а уже в дошкольных учреждениях, вкладывая при этом в это понятие любовь и гордость за Отечество в широком смысле.
И, в завершении хотим подчеркнуть, что если в школе удастся создать учебно-воспитательный комплекс, из которого выйдет человек социально ориентированный, с четко обозначенной гражданской позицией, патриот своего Отечества, способный жить в многообразном мире в гармонии с ним и со всеми людьми, значит, мы на правильном пути.
Воспитание гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности человека.
Заключение
Воспитание гражданственности у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что гражданское воспитание младших школьников в настоящее время очень актуально, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент формирования человека-гражданина.
Теория гражданского воспитания в России прошла в своем развитии ряд этапов. С конца XIX века до наших дней теория гражданского воспитания в отечественной педагогике развивалась в направлении утверждения понимания гражданственности как качества личности, гармонично сочетающего патриотические, интернациональные чувства, чувство собственного достоинства.
На современном этапе, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, цель гражданского воспитания определяется как воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов».
Изучив опыт по формированию гражданственности у школьников в условиях школы мы пришли к заключению, что именно в школе необходимо начать формировать гражданственность у школьников с помощью эффективных форм и методов гражданского воспитания. Большое внимание уделяется различным формам краеведческой работы.
Таким образом, в результате проведенных исследований уровня сформированности гражданских качеств личности у учащихся 5 «а» класса МБОУ СОШ №25 г. Владикавказа, РСО - Алании мы пришли к выводу, что у учащихся 5-го класса гражданские качества недостаточно сформированы.
Список литературы
1.Аванесян, Л. Р. Воспитание гражданина начинается в семье / Л. Р. Аванесян 2010. – № 11. – С. 9-11.
2.Аванесян, Л. Р. Актуальность взглядов В. А. Сухомлинского в свете проблемы воспитания гражданственности / Л. Р. Аванесян // Вестник Бурятского государственного университета. – Улан-Удэ, 2011. – № 1.– С. 3-5.
3.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. №4. 1995, с.32.
4.Врублевская, Е. А. Быть гражданином / Е. А. Врублевская // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 214-216.
5.Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г. Ф. Гаврилычева.
2006. - № 12. - С. 10-16.
6.Ерхова, М. В. Проблемы гражданского воспитания 2008. - № 5. – С. 78-82.
7.Данилюк А.Я. Нравственное и гражданское воспитание: взгляд компаративиста. - №8, 2008. – с. 112-116.
8.Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России. 2003, №9.
9.Колотий, С. В. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения / 14.С.В. Колотий // Инновации в образовании. – 2006. – № 6. – С. 142–145.
10.Кузнецова, Л. В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России / Л. В. Кузнецова.– 2006. - № 10. – С. 95-102.
11.Луначарский, А. В. О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. - М.: Просвещение, 1976. - 565 с.
12.Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня№6. 2006, с.58
13.Макаренко, А.С. Сочинения: В 8 т. / А. С. Макаренко / - Т. 4. - М.: Просвещение, 1984. - 459 с.
14.Мичеева Н. Патриотическое воспитание через изучение истории региона. - №5, 2008. – с. 28-30.
15.Микрюков, В.Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота / В. Ю. Микрюков // Инновации в образовании. - 2006. - № 3. - С. 112-119