Файл: Особенности рассмотрения и разрешения дел о наследовании земельных участков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГК, довольно подробно регламентируя в гл. 17 право собственности и другие вещные права на землю, тем не менее нормативного определения земельного участка не содержит. Такое определение дано в ст. 6 Земельного кодекса - это часть поверхности Земли (в том числе почвенный слой) в границах, которые описаны и удостоверены в установленном порядке. Несколько иное, более широкое понятие земельного участка приведено в Федеральном законе от 24.07.2021 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»21, - это часть поверхности Земли (в том числе поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка. Из содержания приведенных норм следует, что земельный участок всегда индивидуализируется на местности при его отводе, представляя собой конкретно определенную вещь, и характеризуется такими признаками, как общий размер, границы и местоположение22.

В тех случаях, когда право на участок принадлежит нескольким лицам, в качестве наследства будет выступать доля в праве общей собственности на земельный участок, включая земельные доли, полученные при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (ст. 15). Разумеется, при условии, что земельная доля не была внесена в уставный капитал сельскохозяйственного предприятия. Поскольку вопрос о принадлежности земельной доли умершему вызывает значительные трудности, нотариальная практика исходит из того, что для оформления наследником своих прав он должен представить следующие документы:

решение общего собрания коллектива о реорганизации сельскохозяйственного предприятия со списком участников долевой собственности;

решение органов местного самоуправления о передаче сельскохозяйственных земель в общую собственность с планом земельного участка;

свидетельство о праве собственности на земельную долю;

справку из сельскохозяйственного предприятия о том, что земельная доля не была внесена в уставный капитал.

Из данного перечня к числу правоустанавливающих (в точном значении этого слова) можно отнести лишь акт органов местного самоуправления о передаче земли в общую собственность. Решение общего собрания трудового коллектива о круге лиц, имеющих право на земельную долю, и размере этой доли служит лишь базой для принятия указанного решения органами местного самоуправления
23.

Выдаваемые на основании Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1774 свидетельства о праве собственности на земельные доли были призваны закрепить и удостоверить уже существующие права бывших работников реорганизуемых колхозов и совхозов, поэтому их можно рассматривать в качестве правозакрепляющих или правоудостоверяющих документов.

В числе основных принципов земельного законодательства Земельным кодексом в подп. 5 п. 1 ст. 1 провозглашен такой, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все подобные объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В развитие этого принципа ст. 35 Земельного кодекса содержит запрет на отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий и сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу. Одновременно в п. 3 ст. 3 подчеркнуто, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

Все эти положения Земельного кодекса не затрагивают общие правила наследования земельных участков, предусмотренные ГК. С точки зрения гражданского права земельные участки и строения нельзя рассматривать как вещь и принадлежность, а также как сложную вещь в виде единого целого. Между ними, безусловно, имеется известная связь, которая в соответствии со ст. 35 Земельного кодекса должна учитываться при отчуждении строений и земельных участков, однако это самостоятельные объекты гражданского оборота (ст. 130 ГК). Поэтому завещание остается действительным и в случае, если завещатель сделал отдельные распоряжения по поводу строения и земельного участка, по своему усмотрению24.

Кроме того, следует отметить, что подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса, закрепивший принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, содержит оговорку - "за исключением случаев, установленных федеральными законами". Таким исключением можно считать раздел ГК "Наследственное право", нормы которого не содержат каких-либо ограничений по распоряжению гражданином на случай своей смерти земельными участками и строениями. Ничего чрезвычайного ситуация, когда право собственности на земельный участок и на строение переходит к разным лицам, не содержит; выход из нее в достаточной степени урегулирован гл. 17 ГК. Суд, разрешая спор между собственником недвижимости, расположенной на земельном участке, и собственником этого участка, с учетом конкретных обстоятельств дела, может признать за той или иной стороной право приобрести собственность другого участника конфликта либо установить условия пользования земельным участком собственником недвижимости на новый срок (ст. 272 ГК).



Право пожизненного наследуемого владения относится к ограниченным вещным правам. Гражданин, обладающий земельным участком на таком праве, владеет и пользуется, но не вправе распоряжаться им. Данное ограничение не распространяется на переход прав на земельный участок по наследству (как по закону, так и по завещанию) 25.

В юридической литературе можно встретить мнение о том, что, в отличие от права общей собственности, право общего наследуемого владения законодательством не предусмотрено; по этой причине земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения не переходит по наследству к нескольким лицам, если он неделим, т.е. не может быть разделен между наследниками в натуре. С таким подходом трудно согласиться - это не вытекает из закона и даже прямо противоречит ст. 1181 ГК РФ.

Что касается делимости земельного участка, то для наследования любого имущества возможность его раздела не имеет никакого значения. Все вопросы, связанные с перерегистрацией наследниками своего права на земельный участок, его разделом либо установлением порядка пользования, относятся к несколько иной стадии, которая может (но не обязательно) последовать за оформлением наследниками своих наследственных прав.

И все же одно отличие в наследовании земельных участков на праве собственности и на праве пожизненного наследуемого владения существует. Связано оно с тем, что земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, в отличие от права собственности, не могут переходить по наследству к юридическим лицам ни по закону, ни по завещанию. Субъектами наследования таких земель могут быть только граждане. Других особенностей в наследовании земельных участков на праве собственности и на праве пожизненного наследуемого владения действующее законодательство не содержит26.

В силу закона право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком также относится к числу ограниченных вещных прав. Несмотря на то что начиная с 1991 г. граждане получили возможность приобретать земельные участки на праве собственности или пожизненного владения, это право продолжает быть довольно распространенным.

Выполняя служебную роль при возведенном строении, такие участки никогда не были самостоятельным объектом гражданского права и наследования. При переходе права собственности на строение, не исключая и наследников, право пользования участком переходит к новому собственнику на тех же условиях и в том же объеме (ст. 35 Земельного кодекса).


Важно подчеркнуть, что переход этих прав на земельный участок после смерти наследодателя следует рассматривать как один из частных случаев перехода прав на земельный участок при смене собственника строения, что предусмотрено ст. 35 Земельного кодекса и ст. 271 ГК.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит к наследникам и в тех случаях, когда унаследованное строение разрушено в результате пожара либо ветхости (при условии, что не проведена государственная регистрация прекращения права собственности на поврежденное строение). Точно так же, когда наследодатель умирает до окончания возведения строения, объекты незавершенного строительства наследуются на общих основаниях и права на них подлежат государственной регистрации без каких-либо изъятий (ст. 25 Закона о государственной регистрации прав на недвижимость).

Если же наследодатель, получив участок, до открытия наследства не приступил к его освоению и строительству, то с его смертью право постоянного землепользования прекращается, поскольку законом не предусмотрен переход такого права к другим лицам в порядке правопреемства.

Однако ситуация будет иной, если установлено, что наследодатель обратился с заявлением о передаче ему земельного участка в собственность на основании п. 5 ст. 20 Земельного кодекса, но умер до принятия соответствующего решения. Учитывая, что право гражданина на приватизацию земельного участка является безусловным, по аналогии с практикой применения Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", такой участок можно рассматривать как объект недвижимости, подлежащий наследованию на общих основаниях.

Отдельный вопрос, который необходимо рассмотреть в заключении данного параграфа – проблема наследования земельного участка в случае изменения правового режима данного земельного участка в период после составления завещания, но до открытия наследства. Данная проблема стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ27.

Решением Промышленного районного суда города Самары от 17 марта 2004 года, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, было отказано в иске гражданки Н.Г. Патах о признании недействительным завещания ее отца, которым тот часть своего имущества (дачу и земельный участок) завещал гражданке Т.К. Шаровой. Как указал суд, на момент составления завещания оно соответствовало действовавшему законодательству.


Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Н.Г. Патах материалы, указал по следующее.

Согласно статье 1181 ГК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 июня 2020 г. N 73-ФЗ) принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных данным Кодексом; на принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется; при наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.

Данная статья, устанавливающая особенности наследования такого вида имущества, как земельные участки, и право пожизненного наследуемого владения земельным участком, направлена на реализацию права наследования (статья 35, часть 4, Конституции Российской Федерации) и права владения, пользования и распоряжения землей (статья 36, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), а потому сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права заявительницы.

То же касается статьи 527 Гражданского кодекса РСФСР, предусматривавшей основания наследования, также направленной на реализацию гарантированного статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации права наследования.

Как свидетельствуют представленные материалы, заявительница полагала, что завещание ее отца Г.К. Патаха, в котором тот распорядился садово-дачным земельным участком, принадлежавшим ему на праве пожизненного наследуемого владения и наследство в отношении которого открылось 13 июля 2000 года, должно быть признано недействительным, поскольку согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 15 апреля 1998 года "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, наследуются по закону. Между тем при рассмотрении ее дела суд пришел к выводу о том, что наследственные правоотношения предметом регулирования указанного закона не являются.