Файл: Содержание Введение. Рынок труда сущность и основные компоненты. 1 Структура и сущность рынка труда. 2 Современные виды и модели рынка труда 1 Современные виды рынка труда 2 Модели рынка труда..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение
. Рынок труда: сущность и основные компоненты
.1 Структура и сущность рынка труда
.2 Современные виды и модели рынка труда
.2.1 Современные виды рынка труда
.2.2 Модели рынка труда
. Национальные модели рынка труда
.1 Американская модель (США)
.2 Японская модель
.3 Шведская модель
.4 Германская модель
.5 Российская модель
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Рынок труда - это отношения между товарами и деньгами, связанные со спросом на услуги труда и их предложением, наймом работников, использованием профессионально необходимых навыков и их вознаграждением.
Ранее утверждалось, что рынки труда просто не могут существовать.
Утверждалось, что работник и средства производства неразделимы и что способность человека к труду не является товаром. Позже, однако, стало ясно, что рынок труда все-таки существует. Он ограничивает свободу работников в выборе профессии и места работы. Это доказывает, что труд является товаром.
Переход к рынку обострил вопрос занятости и добавил к нему новые проблемы, связанные со структурными перестройками в экономике и возникновением новых трудовых отношений в связи с различными формами собственности. В результате в условиях перехода к рыночным отношениям неизбежным стал уход работников со своих фирм и пополнение и без того большой армии безработных.
Все элементы и отношения рыночного механизма в разных странах развивались по-разному. Это привело к формированию различных типов и моделей рынков труда. Их сочетания можно определить по характеру региональной и профессиональной мобильности рабочей силы, а также по объему и срокам инвестиций в образование.
Цель данного исследования:
)
Рассмотреть сущность рынка труда. Основные виды и модели;
)
Дать характеристику национальным моделям рынка труда;
)
Провести сравнительную характеристику российской модели рынка труда со странами Центральной и Восточной Европы.
1. Рынок труда: сущность и основные компоненты

.1 Структура и сущность рынка труда
Функциональная и организационная структура рынка труда включает в странах с развитой рыночной экономикой следующие элементы
1) Принципы национальной политики занятости и безработицы;
) Система подготовки кадров; 2;
) Системы найма и заключения контрактов;
Правовое регулирование занятости.
На рынке труда продавцы и покупатели встречаются как в сделке купли-продажи. Продавцом выступает работник, предоставляющий рабочую силу (способность к труду), а покупателем - трудовой коллектив или индивидуальный предприниматель, который может сам решать, сколько и каких работников ему нужно.
Рынок труда регулируется законами спроса и предложения рабочей силы, которые влияют на заработную плату. Закон спроса и предложения рабочей силы отражает несоответствие между количеством имеющихся рабочих мест и составом рабочей силы, поступающей на рынок труда, с точки зрения количества и качества.
Национальный рынок труда охватывает все общественное производство.
Через этот рынок каждая отрасль промышленности может получить необходимые ей трудовые ресурсы не только определенного профессионально-квалификационного состава, но и с определенными культурно-этическими трудовыми ценностями, соответствующими требованиям экономики.
Рынок труда - это возможность (см:
) свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого льготными предложениями (уровень заработной платы, возможности реализации творческих идей и др.)


) свободное движение заработной платы и других доходов с приоритетом квалификации и образования, соблюдение гарантированного законом минимального размера оплаты труда для обеспечения прожиточного минимума, а также регулирование предельных доходов с помощью прогрессивной системы налогообложения.
Рабочая сила - это особый товар, и его производительность и творческий потенциал определяют эффективность конкурентной экономики, ее способность производить качественные товары и комфортные услуги, а также масштабы и темпы научно-технических и организационных изменений. Таким образом, подготовка образованной и творчески активной рабочей силы, выпуск ее на рынок труда, обеспечение ее квалификационной и региональной мобильности является одним из базовых принципов функционирования национальной экономики. И чем выше общий уровень экономического развития, чем сложнее задачи, которые необходимо решать, тем выше потребность в высококвалифицированной рабочей силе. Труд является товаром особого рода, поскольку, как правило, сам труд является стороной, наиболее заинтересованной в развитии своих творческих способностей, которые реализуются в народном хозяйстве и выражают индивидуальные, прежде всего творческие способности.
Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессиональных и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение национальной экономики необходимыми ей трудовыми ресурсами, во-вторых, достижение наиболее полной и наименее разрушительной занятости с учетом необходимости неполной рабочей недели и скользящего рабочего дня.

1.2 Современные виды и модели рынка труда
рынок труд национальный
1.2.1 Современные виды рынка труда
Несмотря на сходство в развитии экономики и социальной сферы развитых стран, политика занятости в каждой из них привела к различным моделям рынка труда. Они не только отличаются в разных странах, но и варьируются внутри самих стран. Это разнообразие моделей можно свести к двум основным типам рынков труда:
1) Рынки труда, ориентированные на территориальную мобильность
рабочей силы.
Первый тип - это рынок труда, ориентированный на территориальную мобильность рабочей силы, т.е. ориентированный на заполнение рабочих мест путем перемещения работников между фирмами (предприятиями). Предприятия этого типа рынка труда нанимают персонал за пределами предприятия и отбирают работников с необходимыми навыками и квалификацией, которые уже прошли обучение за пределами предприятия. Ученичество является основной формой подготовки кадров в фирмах. Такие рынки иногда условно называют внешними (или профессиональными). Профессии и квалификации работников, сосредоточенные на внутреннем рынке труда, специфичны для характера их работы в одной фирме и поэтому их трудно использовать в другой. Кроме того, характер трудовых отношений на внутреннем рынке труда не позволяет работникам менять место работы в других фирмах. Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров, чем внутренний рынок труда, где мобильность работников осуществляется преимущественно внутри фирм. Такие рынки труда распространены в США. Подобные типы рынков труда распространены в Великобритании и других англоязычных странах.
2) Рынок труда, ориентированный на внутрифирменную мобильность


работников.
Второй тип - рынок труда, ориентированный на внутрифирменную мобильность работников.
Внутри предприятия в соответствии с профессиональной структурой и перспективами развития предприятия осуществляется развитие человеческих ресурсов, формирование структуры по профессиям и квалификациям, горизонтальное перемещение работников (в пределах участка, по видам работ, например, цеха и т.д.) и вертикальное перемещение работников (по иерархической лестнице, например, начальник участка, начальник цеха и т.д.). Такой тип рынка труда условно называют внутренним рынком труда. Внутренние рынки труда развиваются особенно тогда, когда преобладает обучение работников на рабочем месте, связанное с неформальным обучением. Такое обучение индивидуализировано, учитывает особенности рабочего места компании и обходится ей дешевле. В некоторых случаях просто невозможно обучить работников другими способами. В процессе работы и обучения работники узнают и усваивают традиции, обычаи, правила поведения и межличностные особенности. Это способствует повышению эффективности труда и снижению уровня конфликтности в трудовом коллективе. Внутренние рынки труда выгодны для работников. Сотрудникам, которые работают в организации в течение длительного времени, практически гарантирована занятость. Они также часто имеют доступ к значительным социальным льготам. Такой тип рынка труда характерен для Японии и схож с
Францией.
1.2.2 Модели рынка труда
Модель - это образец или описание какого-либо явления или процесса.
Анализируя природу спроса и предложения на рынке труда, можно описать несколько моделей взаимодействия покупателей и продавцов рабочей силы в зависимости от степени конкуренции. Среди них:
)
Чисто конкурентный рынок труда;

)
Модель монопсонии (монополии одного покупателя);
)
Модели с учетом действий профсоюзов;
)
Модель двусторонней монополии.
Чисто конкурентный рынок труда характеризуется следующим:
) С одной стороны, имеется большое число фирм, которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда;
) С другой стороны, свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию;
) Ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы.
Монопсонический рынок труда - рынок с монополией одного покупателя - характеризуется следующими чертами:
) Работники, занятые определенным видом труда, сосредоточены в основном на одной фирме;
) Данный вид труда в силу географических или других факторов не имеет альтернатив, т.е. при имеющейся специальности и квалификации работник не может найти другое место работы, не сменив их;
) Заработную плату диктует фирма, но ставка заработной платы напрямую зависит от числа нанимаемых работников.
В небольших городах и отдаленных районах, если есть крупная компания, которая обеспечивает занятость населения, эта компания становится почти совершенной монополией по отношению к работникам. Работодатели, монополизирующие ресурсы, считают выгодным сокращать занятость, чтобы держать ставки заработной платы ниже, чем у конкурентов.
Олигопсония возникает, когда небольшое число фирм обладает монопсонией на рынке труда.
Модель рынка труда с участием профсоюзов. Профсоюзы представляют интересы работников на рынке труда и стремятся увеличить спрос на труд и

повысить заработную плату.
Профсоюзы могут увеличить спрос на рабочую силу путем: повышения спроса на производимые товары и услуги с помощью рекламы; требования от правительства большего количества денег для отраслей, которые выступают в защиту работников; влияния на рост производительности труда через участие в совместных комитетах. Профсоюзы могут влиять на повышение ставок заработной платы путем ограничения предложения труда, например, путем сокращения детского труда, поддержки обязательного выхода на пенсию и сокращения рабочего времени.
Модель двусторонней монополии характерна для рыночной среды моносонии, в которой действуют сильные отраслевые профсоюзы.

2. Национальные модели рынка труда
Национальные модели рынка труда - заключаются в сочетании государственной подготовки и переподготовки кадров, системы заполнения вакансий и государственного регулирования трудовых отношений с участием профсоюзов. В разных странах рынок труда приобретает свои специфические национальные модели, например, выделяют японскую, американскую, шведскую, французскую и российскую модели рынка труда.
.1 Американская модель (США)
Новая экономика была бы немыслима без гибкого рынка труда в США.
Каждый американец меняет работу каждые пять лет, а то и чаще. Американская рабочая сила изменчива и может в одночасье переехать с Западного побережья на
Восточное или наоборот, если появится новая высокооплачиваемая работа. В прошлом широкое распространение автомобилей и развитие дорог изменили американский образ жизни, но сегодня высокоразвитая информационная, транспортная и жилищная инфраструктура открывает новые возможности для всех, кто ищет работу. Многие иностранцы работают в США, привлеченные более высокими зарплатами, чем в их родных странах. Иностранцы представляют собой высочайший интеллектуальный потенциал и многочисленную неквалифицированную рабочую силу из европейских и азиатских стран.
Модель рынка труда в США характеризуется децентрализованным законодательством о занятости и безработице, принимаемым каждым штатом в отдельности. Уровень безработицы составляет 5-6% (30% получают пособие по безработице, выплачиваемое в течение 26 недель), процедуры найма и увольнения гибкие, а рынок труда заметно ориентирован вовне, процедуры
найма и увольнения гибкие, а работники очень мобильны между регионами и фирмами.
Американская модель также характеризуется высокой активностью субъектов рынка труда, обусловленной государственной политикой, поддерживающей конкурентное состояние экономики и пожизненную установку на личный успех и зарабатывание денег, поощряемую основными институтами общества (государство, СМИ, наука, литература, образование и т.д.). Средний американец заражен желанием получить деньги, положить их в банк, купить акции и т.д., а затем снова получить их и заработать на них. Другими словами, поощряется активная роль предпринимателей и рабочих. Политика занятости в
США характеризуется высокой степенью региональной мобильности работников между фирмами, завершением профессиональной подготовки в учебных заведениях, признанием профессиональных и квалификационных уровней работников при смене фирмы, а также акцентом на минимизацию затрат на обучение в компании. Переговоры о заработной плате ведутся индивидуально и коллективно, в результате чего заключаются контракты и коллективные договоры. Профсоюзы играют важную роль в коллективных переговорах.
Большинство профсоюзов организованы по отраслям. В конечном счете, заработная плата определяется спросом и предложением рабочей силы, сложностью работы, производительностью труда и возможностями предприятия.
Управление страхованием по безработице осуществляется на федеральном уровне и на уровне штата. Предприятия и работники платят отдельные взносы в фонд страхования по безработице штата и в федеральный фонд. Основная сумма фонда формируется из налогов на предпринимателей, установленных как процент от выплачиваемой заработной платы. В результате такой политики повысилась региональная и профессиональная мобильность.
Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания IBM, создавшая для своих работников пожизненные

гарантии занятости, непрерывный рост доходов, многочисленные социальные льготы и поощрения.
Однако внешний рынок по-прежнему преобладает, о чем свидетельствует растущий уровень безработицы. Фирмы занимают жесткую позицию по отношению к своим сотрудникам и могут уволить их, если им необходимо сократить численность персонала или снизить объемы производства. Работников не информируют заранее о предстоящих увольнениях, их информируют накануне увольнений. Коллективные договоры распространяются лишь на четверть всех работников. Развитию человеческих ресурсов внутри компании уделяется мало внимания, за исключением развития сотрудников в рамках конкретной компании. Продвижение по службе происходит не за счет повышения квалификации, а за счет перевода на другую работу.
Американская модель также характеризуется минимальным вмешательством государства в экономику, небольшой долей государственного сектора, акцентом на свободное предпринимательство и свободные рынки, а также (относительно) минимальной социальной защитой.

2.2 Японская модель
Япония имеет весьма специфические характеристики рынка труда, обусловленные ее местоположением, многовековой историей и, соответственно, традициями.
Японская модель - это регулируемый корпоративный капитализм, где благоприятные возможности для накопления капитала сочетаются с активной ролью государственного регулирования в области программирования экономического развития, структуры, инвестиций и внешнеэкономической политики, а также с особой социальной значимостью корпоративных начал.
Основными характеристиками японского рынка труда являются пожизненное трудоустройство в крупных компаниях (работникам, занятым полный рабочий день, гарантируется работа в компании до достижения ими возраста 55-60 лет) и заработная плата, основанная на стаже работы. В принципе, только крупные компании могут гарантировать работу по стажу, но они не могут включить в коллективный договор пункт о пожизненном найме - это само собой разумеющееся правило, которое должны соблюдать обе стороны договора. Эта система позволила японским компаниям создать атмосферу единства между работниками и работодателями внутри компании, тем самым максимально мобилизуя рабочую силу для достижения наивысшего уровня производительности. Оборотной стороной этой системы было то, что когда экономические условия ухудшались, компании могли "сохранить" избыточную рабочую силу до улучшения условий внутри компании, договорившись с работниками не увольнять их, а сократить рабочее время или перевести часть рабочей силы в другие компании.
Основные особенности данной модели: тщательный отбор кадров, слабая мобильность рабочей силы, низкая текучесть кадров. Гарантии работодателей своим работникам поддерживаются профсоюзами. Расходы на обучение в