Файл: Содержание Введение. Рынок труда сущность и основные компоненты. 1 Структура и сущность рынка труда. 2 Современные виды и модели рынка труда 1 Современные виды рынка труда 2 Модели рынка труда..pdf
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
основном покрываются работодателем. Текучесть кадров низкая, а внутрифирменное обучение позволяет воспитывать у работников творческое отношение к работе и качество их труда. Заработная плата зависит от ряда критериев (стаж работы, квалификация и т.д.). Работодателей также интересуют аспекты жизни работника вне работы. В этом отношении важную роль играют кружки качества.
Следует также отметить, что, несмотря на повышение социальной роли женщин, положение работающих японских женщин остается более шатким, чем положение японцев. Это объясняется все той же традицией, в которой женщины находятся в подчиненном положении по отношению к мужчинам. Хотя об этом нигде прямо не говорится, тем не менее, это глубоко укоренилось в сознании современных японцев. Современные японские женщины неохотно берут декретный отпуск. Это связано с тем, что потом очень трудно вернуться на работу в той же должности.
Международная конкуренция, компьютеризация и растущие риски в бизнесе заставляют компании объявлять об обязательных увольнениях. Как правило, под сокращение попадают в основном менеджеры и работники среднего и пожилого возраста.
Еще одной новой особенностью современного рынка труда является рост численности добровольных безработных. По оценкам специалистов, их количество достигает сегодня 1,03 млн. человек, т.е. они, составляют треть всех официально зарегистрированных безработных. Почти половина этой категории работников (а это 490 000 человек) по своей инициативе оставила прежние рабочие места в поисках более привлекательной работы. июня 1999 г. японское правительство обнародовало "Экстренную политику занятости". Созданный в рамках этой программы Фонд перераспределения людских ресурсов выделяет денежные гранты компаниям на один год на доплаты к зарплате всем вновь нанятым работникам - вне зависимости от того, где они
Следует также отметить, что, несмотря на повышение социальной роли женщин, положение работающих японских женщин остается более шатким, чем положение японцев. Это объясняется все той же традицией, в которой женщины находятся в подчиненном положении по отношению к мужчинам. Хотя об этом нигде прямо не говорится, тем не менее, это глубоко укоренилось в сознании современных японцев. Современные японские женщины неохотно берут декретный отпуск. Это связано с тем, что потом очень трудно вернуться на работу в той же должности.
Международная конкуренция, компьютеризация и растущие риски в бизнесе заставляют компании объявлять об обязательных увольнениях. Как правило, под сокращение попадают в основном менеджеры и работники среднего и пожилого возраста.
Еще одной новой особенностью современного рынка труда является рост численности добровольных безработных. По оценкам специалистов, их количество достигает сегодня 1,03 млн. человек, т.е. они, составляют треть всех официально зарегистрированных безработных. Почти половина этой категории работников (а это 490 000 человек) по своей инициативе оставила прежние рабочие места в поисках более привлекательной работы. июня 1999 г. японское правительство обнародовало "Экстренную политику занятости". Созданный в рамках этой программы Фонд перераспределения людских ресурсов выделяет денежные гранты компаниям на один год на доплаты к зарплате всем вновь нанятым работникам - вне зависимости от того, где они
раньше работали, и от их возраста. Кроме того, компаниям частично компенсируются их затраты на повышение квалификации и переквалификацию вновь нанятых работников. Причем гранты выдаются в первую очередь компаниям в таких отраслях, как информатика и связь, здравоохранение, охрана окружающей среды, и в других динамично развивающихся отраслях.
Помимо субсидий компаний, резервом для успешного перераспределения рабочей силы является сеть центров повышения квалификации и переподготовки работников. Эти центры играют важную роль, поскольку безработные часто не обладают необходимой или требуемой квалификацией для новой работы.
Безработные среднего возраста имеют приоритетное право на участие в центрах повышения квалификации и переподготовки. Они имеют право на различные льготы, включая финансовую поддержку в период обучения.
Основной идеей "Экстренной политики занятости" является не создание новых рабочих мест само по себе, а прежде всего формирование благоприятных условий для расширения занятости.
Модель, подобная японской, не может быть создана без чрезвычайно высокого уровня национального самосознания, предпочтения интересов нации над интересами личности и готовности народа пойти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
2.3 Шведская модель
Термин "шведская модель" возник в связи с превращением Швеции в одну из самых социально-экономически развитых стран мира: в конце 1960-х годов иностранные наблюдатели стали отмечать образ успешной и мирной Швеции.
Особенно сильно страна контрастировала с растущими социальными и политическими конфликтами в окружающем мире в то время.
Сегодня этот термин используется по-разному и имеет разное значение, в
Помимо субсидий компаний, резервом для успешного перераспределения рабочей силы является сеть центров повышения квалификации и переподготовки работников. Эти центры играют важную роль, поскольку безработные часто не обладают необходимой или требуемой квалификацией для новой работы.
Безработные среднего возраста имеют приоритетное право на участие в центрах повышения квалификации и переподготовки. Они имеют право на различные льготы, включая финансовую поддержку в период обучения.
Основной идеей "Экстренной политики занятости" является не создание новых рабочих мест само по себе, а прежде всего формирование благоприятных условий для расширения занятости.
Модель, подобная японской, не может быть создана без чрезвычайно высокого уровня национального самосознания, предпочтения интересов нации над интересами личности и готовности народа пойти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
2.3 Шведская модель
Термин "шведская модель" возник в связи с превращением Швеции в одну из самых социально-экономически развитых стран мира: в конце 1960-х годов иностранные наблюдатели стали отмечать образ успешной и мирной Швеции.
Особенно сильно страна контрастировала с растущими социальными и политическими конфликтами в окружающем мире в то время.
Сегодня этот термин используется по-разному и имеет разное значение, в
зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые указывают на смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения с государственным регулированием, преобладание частной собственности на производство и обобществление потребления.
Шведская модель характеризуется активной государственной политикой занятости, которая сосредоточена на мерах по предотвращению безработицы, а не на помощи тем, кто уже остался без работы, что позволяет свести к минимуму безработицу в стране. Политика занятости включает:
)
Ограниченную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;
)
Политику «солидарности» в заработной плате, которая преследует цель достижений равной оплате за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;
)
Стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;
)
Выборочную поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.
Государственные органы уделяют большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы посредством профессиональной подготовки и переподготовки, создания рабочих мест за счет субсидий государственного и частного секторов, подбора соискателей к предложениям о работе посредством информации и профориентации, а также выплаты пособий на переезд на новое место работы. На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство, хотя бюджетные ассигнования на поддержку занятости не больше, чем в других индустриально-развитых странах.
Шведская модель характеризуется активной государственной политикой занятости, которая сосредоточена на мерах по предотвращению безработицы, а не на помощи тем, кто уже остался без работы, что позволяет свести к минимуму безработицу в стране. Политика занятости включает:
)
Ограниченную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;
)
Политику «солидарности» в заработной плате, которая преследует цель достижений равной оплате за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;
)
Стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;
)
Выборочную поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.
Государственные органы уделяют большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы посредством профессиональной подготовки и переподготовки, создания рабочих мест за счет субсидий государственного и частного секторов, подбора соискателей к предложениям о работе посредством информации и профориентации, а также выплаты пособий на переезд на новое место работы. На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство, хотя бюджетные ассигнования на поддержку занятости не больше, чем в других индустриально-развитых странах.
Государство активно поддерживает занятость в тех областях, где традиционные отрасли промышленности пришли в упадок, и в областях, предоставляющих социально необходимые услуги. Такая взаимосвязанная и комплексная национальная политика позволяет поддерживать высокий спрос на рабочую силу и обеспечивать изобилие рабочих мест. Хотя не все люди получают работу, уровень безработицы ничтожно мал. Сегментация рынка труда позволяет проанализировать причины и факты, влияющие на трудовую миграцию на рынке труда, и определить ее перспективы. Сегментация проводится по различным критериям и признакам:
)
Демографические характеристики (пол, возраст и т.д.);
)
Географическое положение (город, регион и т.д.);
)
Экономические показатели, характеризующие работодателей с точки зрения финансового состояния, показателей характеризующих наемных работников по их обеспеченности;
)
Психологические качества работника;
)
Поведенческие характеристики с точки зрения мотивации занятости.
Согласно шведской модели, децентрализованная рыночная система производства является эффективной, а государство должно минимизировать социальные издержки рыночной экономики посредством активной политики на рынке труда, не вмешиваясь в производственную деятельность предприятий.
Идея заключается в том, чтобы максимизировать производство частного сектора и перераспределить прибыль, насколько это возможно, силами государства через налогообложение и государственный сектор, тем самым повышая уровень жизни, но не затрагивая основу производства. Упор делается на инфраструктурные факторы и коллективные денежные фонды.
Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской
идеологии такая деятельность получила название "функциональный социализм"
Закон об общественном устройстве Швеции гарантирует высокий уровень экономической эффективности, высокий уровень жизни и защиту окружающей среды. Экономически шведская модель основана на своеобразной "технологической плате", которую государство получает за высококачественную, инновационную продукцию на национальном и мировом рынке.
2.4 Германская модель
Это модель социальной рыночной экономики, которая связывает повышение конкурентоспособности с созданием специальных социальных инфраструктур, смягчающих недостатки рынка и капитала, и формированием многоуровневой институциональной структуры субъектов социальной политики. В немецкой экономической модели государство не устанавливает экономические цели (это относится к сфере принятия индивидуальных рыночных решений), но создает надежные правовые и социальные рамочные условия для экономических инициатив. Эти рамочные условия воплощаются в социальном равенстве гражданского общества и отдельных граждан (равенство прав, предпринимательских возможностей и правовой защиты). На практике она состоит из двух основных частей: гражданского и коммерческого права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды - с другой.
Важнейшей задачей государства является обеспечение баланса между эффективностью рынка и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих экономическую деятельность и конкурентную среду, не выходит за рамки западной экономической традиции. Однако понимание государства в немецкой модели и в целом в концепции социального рыночного хозяйства отличается от понимания
Закон об общественном устройстве Швеции гарантирует высокий уровень экономической эффективности, высокий уровень жизни и защиту окружающей среды. Экономически шведская модель основана на своеобразной "технологической плате", которую государство получает за высококачественную, инновационную продукцию на национальном и мировом рынке.
2.4 Германская модель
Это модель социальной рыночной экономики, которая связывает повышение конкурентоспособности с созданием специальных социальных инфраструктур, смягчающих недостатки рынка и капитала, и формированием многоуровневой институциональной структуры субъектов социальной политики. В немецкой экономической модели государство не устанавливает экономические цели (это относится к сфере принятия индивидуальных рыночных решений), но создает надежные правовые и социальные рамочные условия для экономических инициатив. Эти рамочные условия воплощаются в социальном равенстве гражданского общества и отдельных граждан (равенство прав, предпринимательских возможностей и правовой защиты). На практике она состоит из двух основных частей: гражданского и коммерческого права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды - с другой.
Важнейшей задачей государства является обеспечение баланса между эффективностью рынка и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих экономическую деятельность и конкурентную среду, не выходит за рамки западной экономической традиции. Однако понимание государства в немецкой модели и в целом в концепции социального рыночного хозяйства отличается от понимания
государства в других рыночных моделях идеей более активного вмешательства государства в экономику.
Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:
)
Индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. Это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
)
Социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
)
Стимулирование технологических и организационных инноваций;
)
Защита и поощрение конкуренции.
Особенности немецкой модели вытекают из основных принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическая интеграция рынка и государства.
Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений.
Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.
На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели
Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:
)
Индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. Это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
)
Социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
)
Стимулирование технологических и организационных инноваций;
)
Защита и поощрение конкуренции.
Особенности немецкой модели вытекают из основных принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическая интеграция рынка и государства.
Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений.
Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.
На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели
социально-рыночной экономики серьезные сложности. У Германии в конце
1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля.
Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала.
Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5%.
Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми станами мира. Только Япония является в большей степени индустриальной, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2002-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике, Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.
2.5 Российская модель
1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля.
Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала.
Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5%.
Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми станами мира. Только Япония является в большей степени индустриальной, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2002-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике, Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.
2.5 Российская модель
Российская модель имеет ряд особенностей: рынок сохранил рудименты советской системы. Это отражается на методах профессиональной подготовки и способах распределения трудовых ресурсов; цена рабочей силы невысока. Она отличается от реальной стоимости; уровень сбалансированности низкий: избыточный объем, но рост спроса рождает дефицит кадров. Это связано с высокой аккумуляцией персонала на предприятиях. миграция рабочей силы между странами бывшего СССР происходит спонтанно; слабая связь между рынком труда и рынком капитала
1
Нестандартный режим адаптации рынка труда, возникший в России в начале 1990-х годов неофициально называли "российской моделью". Ее особенностью является преобладание ценовой адаптации над количественной, т.е. сочетание сильной реакции со стороны заработной платы и слабой реакции со стороны занятости.
Большая гибкость заработной платы . Гибкость заработной платы поглощает негативные шоки, тем самым защищая занятость и снижая рост безработицы. Если шок положительный, это приводит к более высокому росту заработной платы при существенном сохранении занятости. Эта корректировка основана на специфической институциональной конфигурации, характерной для российского рынка труда.
Этот тип приспособления был хорошо заметен в России в 1990-е и 2000-е годы, но в меньшей степени он проявился во время кризиса 2008-2009 годов.
Российский рынок труда находится в стадии становления, поэтому его модель не обрела еще четких характеристик. Сегодня можно утверждать, что она ближе к внешнему рынку труда. Внешний рынок труда ориентирован на территориальное движение рабочей силы, т.е. заполнение рабочих мест путем перемещения работников между фирмами. Фирмы на таком рынке труда комплектуются персоналом со стороны, выбирая уже подготовленных вне
1
https://www.hr-director.ru/article/67206-modeli-rynka-truda-18-m7
предприятия работников нужной профессии и квалификации. Основная форма подготовки персонала на предприятии - ученичество.
В России имеются предпосылки для приближения к внешнему рынку труда.
Во-первых, в России низкая мобильность рабочей силы с точки зрения ее стихийного движения, что было связано с высокой монополизацией российской экономики, жестким государственным регулированием заработной платы, слабой ее дифференциацией в зависимости от результатов труда. Кроме того, влияло отсутствие рынка жилья, административные ограничения на переезд в другие города.
Во-вторых, низкая мобильность работников в бывшем СССР обусловлена высокой долей услуг, льгот за счет социальных фондов предприятий, в зависимости от стажа работника. Работники многих предприятий получали льготы, что привязывало работников к предприятию. Наличие этих льгот в настоящее время формирует внутренний рынок труда, который включает подготовку кадров, формирование структуры по профессиям и квалификации, перемещение работников по горизонтали.
В СССР существовала государственная монополия, одним из важнейших проявлений которой было планомерное развитие всей экономики. Реформы 90-х гг., разрушив планомерную систему движения кадров, не создали нормальных условий для самодвижения трудоспособного населения.
Сегодня подготовка кадров специалистов и квалифицированных рабочих происходит преимущественно в государственных учебных заведениях всех типов и за государственный счет. По своей внутренней сущности образование - общественное благо и роль государства в его осуществлении всегда будет высокой. Это создает предпосылки для формирования доминирующего внешнего рынка труда.
В России имеются предпосылки для приближения к внешнему рынку труда.
Во-первых, в России низкая мобильность рабочей силы с точки зрения ее стихийного движения, что было связано с высокой монополизацией российской экономики, жестким государственным регулированием заработной платы, слабой ее дифференциацией в зависимости от результатов труда. Кроме того, влияло отсутствие рынка жилья, административные ограничения на переезд в другие города.
Во-вторых, низкая мобильность работников в бывшем СССР обусловлена высокой долей услуг, льгот за счет социальных фондов предприятий, в зависимости от стажа работника. Работники многих предприятий получали льготы, что привязывало работников к предприятию. Наличие этих льгот в настоящее время формирует внутренний рынок труда, который включает подготовку кадров, формирование структуры по профессиям и квалификации, перемещение работников по горизонтали.
В СССР существовала государственная монополия, одним из важнейших проявлений которой было планомерное развитие всей экономики. Реформы 90-х гг., разрушив планомерную систему движения кадров, не создали нормальных условий для самодвижения трудоспособного населения.
Сегодня подготовка кадров специалистов и квалифицированных рабочих происходит преимущественно в государственных учебных заведениях всех типов и за государственный счет. По своей внутренней сущности образование - общественное благо и роль государства в его осуществлении всегда будет высокой. Это создает предпосылки для формирования доминирующего внешнего рынка труда.
Завершение нормирования общероссийского рынка труда сдерживается дестабилизирующими факторами в результате распада СССР и проведения радикальных экономических реформ.
К дестабилизирующим факторам относятся:
· Затяжной характер спада производства, вызванный общим кризисом;
· Рост скрытой безработицы;
· Стихийная и малоэффективная конверсия оборонных производств;
· Произвольное сокращение воинского контингента в отсутствие оборонной доктрины;
· Неконтролируемая миграция населения и рабочей силы между странами
СНГ и из горячих точек бывшего СССР;
За десять лет экономических реформ у нас в стране сформировалась достаточно специфическая «российская модель» рынка труда. Данная модель никем не конструировалась, не навязывалась «сверху» по заранее составленному плану. Она формировалась спонтанно, под воздействием решений, которые принимались независимо друг от друга государством, предпринимателями и работниками. Считается, что существует две модели «переходного» рынка труда.
Первая модель существует в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), вторая – в России и других странах СНГ.
Эволюция трудовых отношений в странах ЦВЕ в общем и целом соответствовала исходным ожиданиям на старте рыночных реформ. Все они с известными вариациями воспроизводили тип рыка труда, который хорошо известен из опыта ведущих стран Западной Европы (Бельгии, Германии,
Испании, Франции, Швеции и др.), рынка с высокой степенью защиты занятости, сложными механизмами заключения коллективных договоров, значительной сегментацией рабочей силы и устойчивой долговременной безработицей.
Конечно, переходное состояние экономики накладывало отпечаток на