ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32
-Economy and Business-
Journal of Economy and Business, vol. 1-2 (83), 2022
РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Б.З. Кармова
1
, канд. экон. наук, доцент
Л.Х. Шидова
2
1
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
2
Институт сельского хозяйства Кабардино-Балкарского научного центра РАН
(Россия г. Нальчик)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-1-283-32-37
Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития малого и среднего пред-
принимательства (МСП) в России в условиях спада национальной экономики. В ходе про-
веденного анализа отраслевой структуры и динамики численности МСП в России за
2017-2021 гг., выявлены основные факторы развития МСП в стране и отдельно взятом
регионе, обозначены проблемы, требующие решения и предложены меры по их устране-
нию.
Авторами сделан вывод, что при формировании организационной, инфраструктурной
и нормативно-правовой базы
для роста МСП необходимо учитывать
изменчивость усло-
вий развития национальной экономики. А повышение эффективности предпринимаемых
государством мер по развитию МСП, в первую очередь связано с нахождением и
исполь-
зованием альтернативных источников финансирования и цифровизацией бизнеса.
Ключевые слова: инвестиционно-инновационное развитие, малое и среднее предпри-
нимательство, экономический кризис, региональная экономика, финансирование, агро-
промышленный комплекс, цифровизация бизнеса.
Замедление темпов роста национальных экономик на фоне мирового финансового кризиса и пандемии приводит к возникно- вению многих проблем, требующих реше- ния как на мировом, так и национальном уровне.
Одним из актуальных проблем для нашей страны остается проблема восста- новления стабильного роста экономики, в связи с чем возрастает интерес к такому фактору экономического роста как пред- принимательство, в силу его способности быстрее адаптироваться к изменениям рынка и воспринимать инновации. Но предпринимательство способно повлиять на структуру и объем национального про- изводства, только при наличии определен- ных условий для его развития, одним из которых является инвестиционная привле- кательность, стимулирующая субъектов экономики вкладывать свой капитал в бизнес.
На формирование инвестиционного климата для предпринимательства влияют, в первую очередь, организационно- правовые факторы, так как важно измене- ние законодательства в условиях макро- экономической нестабильности, доступ- ность информации по антикризисной под- держке бизнеса, защита прав национально- го производителя при решении проблем импортозамещения, улучшение условий перемещения капитала и т.д. Кроме этих факторов инвестиционная привлекатель- ность во многом определяется инноваци- онной составляющей, которая может стать толчком для экономического роста. В свя- зи с чем повышается роль государства в создании благоприятного инвестиционно- инновационного климата для предприни- мательства [1].
Целю исследования является изучение современного состояния и путей развития
МСП в условиях нестабильной макроэко- номической среды.
В статье использованы статистические данные Федеральной службы государ- ственной статистики и Федеральной нало- говой службы РФ.
В качестве методов исследования ис- пользованы: методы индукции и дедукции, методы анализа и синтеза, метод научной


33
-Economy and Business-
Journal of Economy and Business, vol 1-2 (83), 2022
абстракции, методы статистической обра- ботки данных.
Правительством РФ предпринимаются меры по развитию предпринимательства, о чем свидетельствуют реализуемые регио- нальные и федеральные программы, направленные на поддержку и развитие
МСП. По этим программам из федераль- ного бюджета осуществляются выплаты субсидий, предоставляются льготы и права на пользование имуществом, разыгрыва- ются гранты, оказываются образователь- ные услуги по ведению бизнеса и т.д. Все перечисленные меры регулируются Феде- ральным
Законом
№ 209-ФЗ от
24.07.2007 г. «О развитии малого и средне- го бизнеса на территории РФ».
Кроме этого, в соответствии с Указом
Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на пери- од до 2030 года» Минэкономразвития раз- работало новую структуру паспорта наци- онального проекта «МСП и поддержка ин- дивидуальной предпринимательской ини- циативы», одним из приоритетов которого является поддержка самозанятых и начи- нающих предпринимателей, после его за- пуска которого, финансовую поддержку получили более 13000 предпринимателей, создано около 1400 субъектов МСП [2].
Рис. 1. Количество субъектов МСП в РФ на начало 2021-2022 гг. [3]
На начало 2022 года в РФ зарегистри- ровано около 5 866703 субъекта МСП, в которых занято 14 662197 человек. Из них
32% от общей численности МСП прихо- дится на Центральный федеральный округ, где зарегистрировано 1857954 субъекта.
На втором месте по количеству зареги- стрированных субъектов МСП – Поволж- ский федеральный округ (18% от общей численности по стране). На третьем месте
Северо-Западный и Южный федеральные округа с долей по 12%. И минимальная доля по количеству зарегистрированных субъектов МСП принадлежит Северо-
Кавказскому федеральному округу
(СКФО), где количество МСП составляет
205 050 субъекта (рис. 1).
Сравнение данных по количеству заре- гистрированных субъектов МСП на начало
2022 года с данными на начало 2021 года показывают рост по всем федеральным округам и свидетельствуют о действии мер по антикризисной поддержке предприни- мательства.
А каково же сегодняшнее состояние
МСП в регионах с учетом не только пред- принимаемых государством мер по их поддержке, но и территориальных особен- ностей развития, рассмотрим на примере
Кабардино-Балкарской республики (КБР), которая является одним из субъектов
СКФО (табл. 1).


34
-Economy and Business-
Journal of Economy and Business, vol. 1-2 (83), 2022
Таблица 1. Динамика численности субъектов МСП в КБР за 2017-2021 гг. [3]
№ Показатели
10.01.
2017 г.
10.01.
2018 г.
10.01.
2019 г.
10.01.
2020 г.
10.01.
2021 г.
10.01.
2022 г.
1.
Количество предприятий МСП (тыс. ед.), в том числе
20 273 19 415 19 111 18 496 17860 19144 1.1 Микро-предприятия
19 822 18 939 18 625 18 076 17450 18767 1.2 Малые предприятия
414 440 449 386 376 347 1.3 Средние предприятия
37 36 37 34 34 30 2.
Сумма среднесписочной численности работников, тыс. чел., в том числе на
30869 30052 30462 29162 29830 27027 2.1 Микро-предприятиях
12747 13177 14196 14510 14948 14515 2.2 Малых предприятиях
12869 12039 12343 10965 10470 8667 2.3 Средних предприятиях
5253 4836 3923 3687 4412 3845
По данным Единого реестра субъектов
МСП на начало 2017 года в КБР насчиты- валось 20273 субъекта МСП, в том числе микропредприятий – 19822 предприятий, малых предприятий – 414 единиц, средних предприятий – 37 единиц. Такой рост чис- ленности МСП в 2017 году как в респуб- лике, как и по РФ связан с включением в перечень МСП микро-предприятий.
В 2018-2019 гг. количество субъектов
МСП начинает снижаться, что связано с падением потребительского спроса, вы- званного снижением реальных доходов населения. В 2020 году особых изменений не наблюдается, а небольшой подъем в конце 2021 года связан с действием анти- кризисных мер Правительства РФ и улуч- шением ситуации в стране после очеред- ной волны коронавирусной инфекции, ко- торая парализовала весь бизнес [4].
Численность работников на этих пред- приятиях составляет около 30% от общей численности работающего населения рес- публики. За исследуемый период количе- ство занятых на предприятиях МСП сни- жается. В начале 2021 года небольшой рост средней численности работников (на
667 чел.) объясняется оживлением деловой активности после второй волны вирусной пандемии и еще действиями Правитель- ства по снижению страховых взносов, предоставлению налоговых каникул, вы- плате прямых субсидий на выдачу зара- ботной платы работникам и увеличением доли государственных закупок для МСП.
Конечно, неблагоприятные экономиче- ские условия повлияли и на активность, и на отраслевую структуру МСП. По дан- ным Федеральной службы государствен- ной статистики по СКФО, в структуре ма- лого бизнеса КБР в 2018 году преоблада- ющим видом деятельности являлась опто- во-розничная торговля и ремонт авто- транспортных средств (31,3%). Но в 2021 году, после влияния антикризисных мер, около 24% микро-, малых и средних пред- приятий республики – предприятия обра- батывающих производств, 20% заняты в сельском хозяйстве, 19% в строительстве и
18% составляют туризм и предприятия оптово-розничной торговли и ремонта. И современная структура МСП показывает сдвиги в уровне развития предпринима- тельства республики в положительную сторону (рис. 2).
Рис. 2. Распределение малых предприятий в КБР по видам экономической деятельности [5]


35
-Economy and Business-
Journal of Economy and Business, vol 1-2 (83), 2022
Климатические особенности региона и заложенные традиции республики, опре- деляют возможности развития МСП в сельском хозяйстве, наряду с туризмом и строительством, а использование иннова- ционных агротехнологий в отрасли позво- лят сделать эту работу максимально эф- фективной. Именно поэтому в республике уделяется больше внимания реализации проектов, направленных на объединение усилий сельхозпроизводителей и перера- батывающих производств по продвиже- нию местной сельхозпродукции на рынок страны, что важно так же для решения проблемы импортозамещения [6].
В 2020 году объем продукции сель- хозпроизводителей КБР составил 61,4 млрд. руб., превысив уровень 2019 года на
10%: введено в эксплуатацию 7,9 тыс. га орошаемых земель, осуществлена закладка многолетних насаждений на площади
1380 га, произведено 119,6 тыс. тонн мяса скота и птицы. Так же отмечен рост про- изводства в сфере перерабатывающей промышленности. В сравнении с 2019 го- дом увеличение объемов идет по произ- водству кондитерских изделий, мяса и мясных продуктов, колбасных изделий, молочных продуктов.
По данным Федеральной таможенной службы и данным Северо-Кавказстата, в
2020 году из КБР экспортировано продук- ции агропромышленного комплекса на сумму 22 млн. долларов. А за 11 месяцев
2021 года предприятиями пищевой и пере- рабатывающей промышленности отгруже- но товаров на сумму около 19 млрд. руб., что на 10% больше показателей 2020 года.
Ежегодное увеличение площадей под многолетними плодово-ягодными насаж- дениями, рост объемов производства пло- дов и ягод требуют ввода новых мощно- стей хранения. Так, на конец 2021 года мощности плодохранилищ составили 182,2 тыс. тонн, что на 31,8 тыс. тонн больше, чем в 2020 году.
Несмотря на наличие производств в об- рабатывающих отраслях, пострадавших от последствий пандемии, именно благодаря им в республике удалось поддержать рост промышленного производства, который в
2020 году составил – 11%, а в 2021 года около 8%.
Развитие отрасли связано с вводом но- вых и модернизацией действующих про- изводств, на что были потрачены немалые средства из федерального и республикан- ского бюджетов.
По данным Минсельхоз КБР, занятые в сельском хозяйстве МСП в 2021 году по- лучили более 2,5 млрд. руб. господдержки.
В том числе 2,4 млрд. руб. из федерально- го бюджета и 120 млн. руб. – из бюджета республики. Еще до 2024 года в рамках нацпроекта «МСП и поддержка индивиду- альной предпринимательской инициати- вы» республика получит 486 млн. руб., ко- торые будут опорой для бизнеса [7].
Кроме этого, для развития МСП в прио- ритетных для республики сферах осу- ществляются следующие действия, кото- рые должны усилить социально- экономический эффект от реализуемых федеральных программ:
- в целях эффективного использования земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, ежегодно проводится их инвентаризация;
- выдаются льготные кредиты со став- кой не выше 10%;
- запускаются стартапы с участием ВУ-
Зов республики (ВУЗ выступает в виде инновационно-образовательного элемента интегрированных агропромышленных структур) [8];
- разыгрываются гранты для малого бизнеса крупными бизнесменами респуб- лики и т.д.
Тем не менее, одним из главных факто- ров, замедляющих развитие МСП в КБР является снижение платежеспособного спроса населения, на который повлиял за- тяжной кризис, вызванный пандемией.
По данным Минэкономразвития РФ до- ходы населения снизились в 2020 году на
3%, а в 2021 году снижение составило
3,8%. По нашему мнению, и в текущем
2022 году роста платежеспособного спроса не ожидается, учитывая влияние послед- ствий пандемии и возможность ее перехо- да в очередную волну коронавирусной инфекции.


36
-Economy and Business-
Journal of Economy and Business, vol. 1-2 (83), 2022
В таких условиях большинство пред- приятий МСП республики ожидает даль- нейшее снижение прибыли, на что еще влияют: трудности со сбытом производи- мой продукции; рост цен на импортируе- мое сырье, используемое переработки; рост ставки НДС; высокие процентные ставки на кредитные ресурсы, которые
МСП вынуждены использовать из-за не- хватки внутренних источников финанси- рования.
Также следует отметить незащищен- ность инновационных производств и про- изводств, обеспечивающих население то- варами первой необходимости, что важно для повышения эффективности АПК рес- публики и решения проблем импортоза- мещения в стране.
Итого, факторами, замедляющими рост предприятий МСП республики, остаются: снижением платежеспособного спроса; трудности со сбытом производимой про- дукции; низкая цена продукции у произво- дителей и ее накручивание перекупщика- ми; рост цен на импортируемое сырье из- за нестабильности курса рубля; рост нало- говой нагрузки; влияние последствий пан- демии на снижение прибили; высокие ставки кредитования, несопоставимые с получаемым доходом; незащищенность инновационных производств и произ- водств, обеспечивающих население това- рами первой необходимости.
Для развития МСП, по нашему мнению, необходимо: изменение нормативно- правовой базы в части роста о граничений таможенного регулирования импортной продукции, подлежащей переработке в экспортную
; разработать льготные про- граммы по кредитованию и финансирова- нию предприятий, ориентированные на инновационное производство; снизить ставки по банковскому кредитованию;
находить и использовать альтернативные источники финансирования; обеспечить финансовую поддержку предприятий в сфере создания цифровых технологий.
Таким образом, для выполнения возло- женных на МСП функций по развитию экономики, необходимо формирование благоприятной организационной, инфра- структурной и нормативно-правовой базы, а также необходима корректировка реали- зуемых национальных проектов с учетом изменяющихся условий развития россий- ской экономики.
Для повышения эффективности пред- принимаемых государством мер в отноше- нии развития МСП, требуется: нахождение и использование альтернативных источни- ков финансирования; ускорение цифрови- зации МСП. Именно цифровизация бизне- са поможет: найти МСП новые возможно- сти финансирования, владеть необходимой информацией, увеличить прибыль за счет снижения издержек производства, исполь- зовать конкурентные преимущества в сво- ей нише на рынке.
Библиографический список
1. Шидов А.Х. Повышение социально-экономического потенциала региона в развитии конкурентных преимуществ предприятий регионального производственного комплекса /
А.Х. Шидов, Б.З. Батова // Terra Economicus. – 2010. – Т. 8. – № 2-3. – С. 192-199.
2. Материалы министерства экономического развития и торговли КБР. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economykbr.ru/
(дата обращения: 20.01.2022).
3. Сайт Федеральной налоговой службы. Единый реестр малого и среднего предприни- мательства. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.html
(дата обращения: 10.01.2022).
4. Кармова Б.З. Инвестиции в человеческий капитал и активизация предприниматель- ства как факторы экономического роста России / Б.З. Кармова, Н.А. Кашироков // Эконо- мика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 12-2 (70). – С. 33-38. – DOI 10.24411/2411-
0450-2020-11066.
5. Кабардино-Балкария в цифрах. Статистический сборник 2021 г. // Росстат. – [Элек- тронный ресурс].

Режим доступа: https://stavstat.gks.ru/storage/mediabank/BhDnA83o/Кабардино-
Балкария%20в%20цифрах%202021.pdf.