Файл: Инновационные технологии обучения экономическим дисциплинам студентов в техникуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– формирование понятных и доступных для ученика действий по осуществлению устного рассуждения, письменного выполнения экономических задач, применение в своей деятельности рационального способа рассуждения в сфере экономики, использование данных навыков для целей решения практической задачи в процессе решения экономических задач [40, с. 138];

2. Раздел развивающих задач включает в себя:

– создание условий для развития пространственных представлений обучающихся в качестве основополагающих категорий для целей развития пространственного воображения, мыслительной деятельности, экономических и математических компетенций обучающихся;

– создание условий для развития логического мышления как базы для эффективного освоения экономических знаний, а также знаний из среды других предметов, связанных со сферой экономических дисциплин;

– создание условий для формирования на доступном для учеников уровне обобщенных представлений в отношении осваиваемых экономических понятий, способов представления информации, способов решения задачи.

3. Раздел общеучебных задач включает в себя:

– осуществление деятельности по знакомству с основными методами исследования окружающего мира при применении действий наблюдения, сравнения, измерения, моделирования, а также ключевых способов представления информации;

– осуществление деятельности по формированию на доступном для учеников уровне умения взаимодействовать с информацией, которая может быть представлена в разнообразных видах (в виде текста, рисунка, схемы, символической записи, модели, таблицы, диаграммы);

– осуществление деятельности по формированию на доступном для учеников уровне комплекса навыков для организации самостоятельной познавательной деятельности;

– выполнение работы над формированием навыков, необходимых для осуществления самостоятельной индивидуальной, а также коллективной работы в форме выполнения действий по взаимоконтролю и самопроверке, по обсуждению информации, по планированию познавательной деятельности, по самооценке собственной работы [16, c. 80].

Как видно из представленного перечня развивающих, общеучебных и учебных задач, все они являются достаточно комплексными и объемными. Решение данных задач осуществляется на протяжении всего периода обучения в рамках освоения экономических дисциплин, а также становится базой для продолжения экономического образования в дальнейшем. Все это позволяет заложить основу для реализации концентрического принципа построения работы над экономическим образованием, когда ключевые темы разбиваются на несколько этапов, каждый из этапов предполагает возврат к изучению той или иной темы с расширением понятийного аппарата, при непосредственном обогащении практическими навыками и более высокой степенью обобщения, как считает Т.В. Филипповская [49, c. 156].


На основании требований к экономическому образованию, материал на каждом году обучения подразделяется в несколько крупных разделов, каждый из которых также делится на несколько тем. При отборе содержания обучения фиксируется требованиями соответствующей образовательной программы, а также необходимостью создания преемственности между курсами изучения экономических дисциплин. Также на характер содержания обучения и использующихся средств обучения оказывают воздействие индивидуально-личностные особенности обучающихся, их начальные и потенциальные способности к экономике.

Отбирая тот или иной материал для обучения экономическим дисциплинам в соответствии с образовательной программой, учитывается также принцип целостности содержания, в соответствии с которым новый материал необходимо включать в систему уже сформированных общих представлений в рамках темы. Учет данного принципа, как считает Е.В. Барсукова, позволяет установить межпредметные связи в структуре предмета [2, c. 47].

Также современная образовательная парадигма продвигает значимость пропедевтического этапа в изучении экономического материала, который раскрывается в наличии традиционных знаний, необходимых для изучения в основном и базовом курсе экономических дисциплин, а также в присутствии такого материала, который заведомо обеспечит подготовку обучающихся к дальнейшему обучению на более старших этапах изучения экономических дисциплин, как раскрывает данное явление Г.С. Бельская [3, c. 94]. Именно поэтому в структуру занятий по экономическим дисциплинам целесообразно включать элементы опережающего обучения на уровне отдельно взятого структурного элемента курса, отдельного упражнения, урока, либо целой темы.

Применение опережающего обучения на уроках экономических дисциплин по включению нового материала, который обязателен для изучения, в структуру системы общих представлений, формирующих кругозор обучающегося. Подобная деятельность повышает степень сознательности и осмысленности каждого субъекта обучения на занятии, а также создает условия для реализации исследовательской деятельности в рамках изучаемой дисциплины. Это может выражаться, например, при наблюдении за свойствами того или иного экономического явления, при формулировании выводов (вначале при помощи преподавателя, затем самостоятельно), при проверке выводов применительно к другим объектам и т.д. В рамках отдельного урока по экономике это может происходит при различении свойств экономических явлений, при исследовании количественных характеристик, при обнаружении общих способов действия в процессе решения экономических задач [16, c. 81].



Образовательный стандарт также утверждает в качестве необходимого принцип вариативности при изучении экономических дисциплин. Данный принцип осуществляется за счет разделения материала учебника на инвариантную, а также вариативную части. В структуру инвариантной части входит новый материал, который является обязательным для изучения со стороны обучающихся, а также сюда входит материал, связанных с учебной пропедевтикой, который также должен быть изучен учениками. Присутствие инвариантной части образовательной программы по экономическим дисциплинам непосредственно связано с необходимостью усвоения предметных умений, зафиксированных требованиями образовательной программы. Индикатором для распознания инвариантных заданий в учебниках могут быть задания «Проверочные задания», «Самопроверка», раздел с контрольными упражнениями и тестами.

В структуру вариативной части входит тот материал, основной целью которого выступает расширение имеющихся знаний в структуре изучаемой темы. Сюда могут относиться задания для дополнительного закрепления уже изученного обязательного материала, те сведения, которые реализуют индивидуальный подход в обучении и связаны с формированием и поддержанием познавательного интереса обучающихся.

Таким образом, было определено, что содержание требований современной образовательной программы в сфере преподавания экономических дисциплин в среднем профессиональном образовании затрагивает требования к учебным результатам освоения образовательной программы, требования к учебным, развивающим и общеучебным задачам, которые включаются в содержание обучения экономическим дисциплинам на той или иной ступени образования, а также требования к основополагающим принципам, в соответствии с которыми будет наполняться содержание занятий по освоению экономического знания. Среди учебных, развивающих и общеучебных задач продвигается необходимость формирования экономических действий и экономической речи, умение работать и составлять простейшие алгоритмы, умение решать учебно-познавательные задачи, а также совершенствовать собственное логическое мышление и интеллект. К основным принципам построения работы на занятиях по изучению экономических дисциплин следует отнести концентрический принцип организации материала, принцип пропедевтической работы, принцип формирования и развития пространственного мышления обучающихся.

1.3. Особенности применения инновационных технологий при обучении студентов техникума экономическим дисциплинам




Для характеристики инновационного подхода в преподавании любых, в том числе экономических, дисциплин необходимо выявить взаимосвязь понятий «методы» и «технологии» обучения. Методы представляют собой упорядоченные способы организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и студента или группы студентов), сосредоточенные на усвоении образования, общем и профессиональном развитии личности будущего специалиста и самого преподавателя [19, c. 79].

Технологии обучения – способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, как система форм, методов и средств, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленной дидактической цели, как звено между теорией и практикой, тот канал, по которому транслируются профессиональные знания в систему обучения. Все обучающие технологии, без исключения, являются открытыми системами обучения и включают в себя инновации, элементы из других технологий и систем

В условиях реализации требований ФГОС СПО наиболее актуальными становятся технологии:

1. Технология развития критического мышления

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям.

Основные методические приемы развития критического мышления:

– Прием «Кластер», таблица, учебно-мозговой штурм, интеллектуальная разминка, эссе, метод контрольных вопросов, приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», ролевой проект, Да – нет, Приём «Чтение с остановками»

– Приём « Взаимоопрос» Приём « Перекрёстная дискуссия»

2. Проектная технология.

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп. Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтрол ь. Оформление проекта, подготовка к защите. Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» [23, c. 78].

3.Технология проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.


4. Игровые технологии

5. Кейс – технология. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:

- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)

- метод инцидента;

- метод ситуационно-ролевых игр;

- метод разбора деловой корреспонденции;

- игровое проектирование;

- метод дискуссии.

6. Технология модульного обучения

7. Технология развивающего обучения

8. Педагогические технологии организации познавательной деятельности, содержащие эффективные приемы мотивации учебной деятельности и стимулирования познавательных способностей. Эта технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени (недели, месяца, полугодия). Преподаватель выступает в роли консультанта.

9. Технологии инновационной деятельности, направленные на разработку новых программ, новых подходов в образовании, на создание условий для педагогического творчества.

10. Информационо-коммуникативные технологии: частичное использование дополнительного материала; использование тренинговых программ, использование диагностических и контролирующих материалов;выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; самостоятельная работа с самопроверкой; использование компьютера для вычислений, построения графиков; использование игровых и занимательных программ; использование информационно-справочных систем; организация проектной деятельности учащихся;

11. Здоровьесберегающая. Применение данной технологии обусловлено рядом причин, приводящих к снижению здоровья учащихся:

- перегрузка учащихся, снижение двигательной активности;

- несформированность навыков здорового образа жизни;

- плохая экология [26, c. 130].

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения (слово «интерактивный». В переводе с английского inter – взаимный, to act – действовать, т.е. действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо.