Файл: Инновационные технологии обучения экономическим дисциплинам студентов в техникуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 1.

Традиционные и инновационные педагогические технологии

Традиционные педагогические технологии

Инновационные педагогические технологии

1. Технологии, связанные с фронтальным обучением, при которых используются такие формы работы как лекция, объяснение, слушание, механическое заучивание.

1. Технологии, связанные с коммуникативно-ориентированным способом работы над материалом. Материал вводится посредством устного обсуждения, дискуссии, семинара.

2. Технологии, связанные с объяснительно-иллюстративными методами представления материала, которые включают пассивно-созерцательные формы работы. Учитель самостоятельно излагает материал, подкрепляя его наглядностью.

2. Технологии, связанные с интерактивной подачей материала, когда обучающиеся организуют взаимодействие с учителем и сверстниками, применяя информационно-образовательные ресурсы.

3. Самостоятельная работа учащихся, при которых учитель распределяет темы и задания и выполняет контроль выполненных заданий, используя фронтальные и групповые формы работы.

3. Самостоятельно-исследовательская деятельность, при которых обучающиеся выбирают темы проектов и исследований, подчиняющихся их интересам, посещают консультации с педагогом и представляют результат исследования в форме конференций.

Основные формы работы в традиционных педагогических технологиях: фронтальные, групповые, индивидуальные формы с сохранением преимущественно пассивно-созерцательной позицией обучающихся.

Основные формы работы в инновационных педагогических технологиях: групповые, индивидуальные формы работы с сохранением активной познавательной включенности обучающихся при работе с материалом. Используется проблемное, эвристическое обучение.


Исследование традиционных и инновационных педагогических технологий получает особенный резонанс в структуре обновления современной образовательной парадигмы, где на смену постиндустриальному обществу приходит информационное общество, требующее качественное обновление также и ключевых содержательных элементов процесса обучения и воспитания.


Информационно-образовательная среда понимается В.И. Гришенко как среда, сформированная на основе активного обращения к телекоммуникационным и компьютеризованным технологиям для получения, обработки и представления информации [12, c. 45]. Информационно-образовательная среда выступает в качестве пространства для быстрого получения и обмена информационными данными, которые представляются посредством инновационных коммуникационных и компьютерных технологий в образовательном процессе. Причем, данный автор отмечает, что необходимость в модернизации образовательного процесса обнаруживается с начальных этапов образования и глубоко проникает на все уровни работы ученической аудитории с материалом. Следовательно, современные условия подтверждают необходимость поиска и применения таких педагогических технологий, которые до этого использовались педагогами в качестве опциональных методов работы с аудиторией обучающихся.

Говоря о конкретных параметрах инновационных педагогических технологий информационно-образовательной среды (далее ИОС), Е.С. Полат выделяет следующие характеристики данного феномена:

– интерактивность представляемых учебных материалов (возможность прямого взаимодействия учеников с предлагаемыми формами работы);

– системность (использование ресурсов ИОС должно подчиняться учебному плану и логике образовательного процесса);

– доступность (предлагаемые формы работы в условиях пед. технологии должны учитывать возрастные особенности и опыт взаимодействия учеников с технологиями);

– достоверность (информация, получаемая в рамках ИОС должна отличаться актуальностью, проверяемостью и достоверностью);

– современность;

– открытость (в использовании учебных материалов необходимо использовать информацию только с открытых публичных сайтов, доступ к которым ученик может получить и из дома);

– социальная направленность (информация, получаемая в рамках педагогических технологий ИОС, должна формировать ключевые компетенции в области культуры общения и учения, совместной работы и учебы в рамках образовательного процесса);

– направленность на самостоятельную и познавательную активность учеников (предлагаемые формы работы должны мотивировать учеников на обращение к дополнительным информационным ресурсам, обучать их творчески интерпретировать информацию и обрабатывать ее) [33, c. 60].

Другими словами, в представлении Е.С. Полат педагогические технологии информационно-образовательной среды выступают как «целостная, открытая, достоверная, доступная, полифункциональная,

интерактивная система педагогических технологий, включающая в себя человека как субъекта образования и содержащая совокупность информационного, технического, коммуникативно-ориентированного и учебно-методического обеспечения процесса обучения и воспитания» [33, с. 52].

Необходимыми условиями для применения инновационных педагогических технологий в рамках современной образовательной среды являются две стороны образовательного педагогического процесса, как пишет об этом В.В. Трифонов:

– необходимый уровень обновленного методического обеспечения для средств педагогических технологий, использующихся в рамках того или иного образовательного учреждения;

– соответствующая квалификация педагогических сотрудников, имеющих непосредственный контакт с теми средствами обучения, в использовании которых нуждается та или иная педагогическая технология [46, c. 57].

В квалификацию сотрудников входит не только умение привлекать к процессу обучения и воспитания специфические средства представления и работы с информацией, но также умение разрабатывать с использованием информационных и мультимедийных ресурсов развивающие и обучающие методы обучения предмету, соблюдать во время урока технику безопасности и иметь представление о нормированности взаимодействия обучающегося с отобранным арсеналом средств.

Информационная образовательная среда с использованием инновационных педагогических технологий во многом превосходит традиционную систему уроков, которая уже стала привычной для учителей, и утратившей актуальность для обучающихся. Г.К. Селевко выделяет следующие положительные черты использования инновационных педагогических технологий для создания и поддержания информационной образовательной среды в образовательном учреждении:

– учебный процесс располагает увеличенным ассортиментом средств и форм обучения, которые во многом соответствуют социокультурной среде современных обучающихся и благоприятно сказываются на уровне мотивационной заинтересованности всех участников образовательного процесса;

– через использование педагогических технологий учитель всегда имеет доступ к новейшим материалам и наиболее актуальной информации в сфере методики преподавания собственного предмета. Отсюда следует вывод, что методы обучения тому или иному предмету постоянно совершенствуются, происходит накопление и реализация педагогического опыта на уровне городских и областных образовательных учреждений, осуществляется обмен педагогическими технологиями. Все это делает процесс изучения дисциплины максимально увлекательным и неординарным;


– открытыми становятся такие инновационные формы работы с учебным материалом как участие обучающихся в виртуальных концертах и конференциях, присутствие на трансляциях конкурсов и научно-практических конференциях, принятие участия в развивающих играх онлайн, а также выполнение домашнего задания и его демонстрация с использованием тех гаджетов, к которым они привыкли (планшетные компьютеры, телефоны, ноутбуки) [41, c. 87].

Таким образом, было определено, что под педагогической технологией следует понимать интеллектуально-когнитивную систему изучения того или иного проблемного явления в образовательной действительности с последующей разработкой принципов, структуры и функций работы над исследуемым явлением. Любая педагогическая технология неразрывно связана с непосредственным внедрением технологии в образовательную действительность. К педагогической технологии выдвигаются требования к содержанию, структуре, а также функциональности данной системы. На основании данных требований возможно выделить также и классификацию педагогических технологий в науке, которые могут быть представлены как содержательные, структурные, а также функциональные педагогические модели. Обновление педагогических технологий происходит за счет эволюции образовательной парадигмы общества. К наиболее инновационным педагогическим технологиям относятся те технологии, которые задействуют проблемно-эвристическую подачу материала, и подразумевают непосредственное коммуникативное взаимодействие между участниками образовательного процесса.

1.2. Требования к обучению студентов техникума экономическим дисциплинам



Требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) затрагивают необходимые результаты обучения со стороны обучающихся, осваивающих образовательную программу образования на средней профессиональной ступени образования. Данные требования в сфере экономических дисциплин касаются личностных, метапредметных и предметных результатов. В соответствии с требованиями современной образовательной парадигмы, при освоении экономических дисциплин обучающимся СПО необходимо освоить следующие действия, компетенции и умения:

1. Использовать экономические знания для целей описания, а также объяснения окружающей предметно-пространственной среды, при описании процессов и явлений, при оценке их количественных, пространственных показателей.


2. Владеть основами логического, а также алгоритмического мышления, применять категории и операции пространственного воображения, использовать экономическую речь, осуществлять измерение, пересчет, прикидку, оценку, наглядно представлять окружающие процессы, осуществлять запись и выполнение алгоритма.

3. Приобретать начальный опыт в применении экономических знаний для целей успешного решения задач учебно-познавательного и учебно-практического характера.

4. Осуществлять вычислительные действия в устной и письменной форме при использовании экономических категорий и выражений, осуществлять выполнение текстовых задач, уметь действовать на основании алгоритма, самостоятельно выстраивать простейший алгоритм, осуществлять исследование, распознавание, а также изображение экономических явлений, осуществлять работу с таблицей, схемой, графиком, диаграммой, цепочкой, совокупностью, осуществлять действия представления, анализа, интерпретации данных.

5. Приобретать начальные представления из сферы компьютерной грамотности при работе с экономическими категориями и понятиями [15, c. 319].

К обязательным предметным областям, а также и к основным задачам реализации содержания обучения экономическим дисциплинам следует отнести формирование и развитие экономической речи, формирование и совершенствование логического, алгоритмического мышления, создание условий для развития воображения. Содержание обучения экономическим дисциплинам в соответствии с существующими программами ориентировано н достижение целей и методических концепций, которые затрагивают учебные задачи, общеучебные задачи, а также развивающие задачи. Рассмотрим их более подробно:

1. Раздел учебных задач включает в себя:

– формирование доступных и понятных представлений об экономических явления, о принципах построения и функционирования экономических процессов, осуществление знакомства с ключевыми экономическими законами;

– формирования понятных и доступных для ученика представлений об основных действиях в сфере экономики (планирование, распределение, учет), осознание смысла экономических действий, установление взаимосвязей между экономическими действиями, исследование и применение законов экономических дисциплин;