Файл: Инновационные технологии обучения экономическим дисциплинам студентов в техникуме.docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие технологии обучения и их классификация
1.2. Требования к обучению студентов техникума экономическим дисциплинам
Глава 2. Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины студентов в техникуме
2.1. Анализ рабочей программы по дисциплине ""
2.2. Разработка системы лекционных занятий с использованием...
2.3. Разработка системы практических занятий с использованием...
Другими словами, интерактивное обучение – это диалоговое обучение, технологию проектного обучения и компьютерные технологии. В современном преподавании можно выделить инновационные технологии (и методы) как с применением технических средств, так и без них. Действительно, в условиях всеобщей информатизации и выбранного курса на построение «информационного общества», когда информация обновляется в максимально короткие сроки и объем ее превышает физиологические возможности потребления (усвоения), обойтись без технической составляющей процесса обучения просто невозможно [29, c. 182].
Большое значение имеют активные методы обучения, при инновационном подходе стимулирующие инициативность студентов в учебном процессе, в противоположность традиционному, где их роль пассивна. Они способны повысить качество образования путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности. К ним можно отнести методы: проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию и развитие имеющегося потенциала [35, c. 320]. Доказано, что наиболее эффективными из известных современных инновационных методов остаются так называемые интерактивные методы обучения.
К интерактивному обучению относятся деловые и ролевые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, а также лекции с элементами дискуссий, проблемным изложением материала, исследования, практикумы. Немаловажное значение имеет работа в малых группах, лабораторно-исследовательские работы, проекты, эвристическое обучение, проблемно-поисковое обучение и т.д.
В качестве примеров форм активного обучения, используемых в колледже, можно назвать следующие: практическое занятие «Предприятие – основное звено в экономике»; деловые игры «Процесс принятия решений», «Логистическая система», «Служебная командировка»; ролевые игры «Страхование имущества», «Сделка. Следует отметить, что обучающие игры по дисциплинам экономической направленности в колледже занимают значительную нишу в интерактивных методиках преподавания [40, с. 142]. В частности, обучающие игры выполняют три основные функции:
• инструментальную: формирование конкретных учебных и профессиональных навыков и умений;
• гностическую: формирование знаний и развитие мышления студентов;
• социально-психологическую: развитие коммуникативных умений и навыков.
Безусловно, любая игра так или иначе выполняет все три функции. Тем не менее можно с уверенностью говорить о том, что в случае доминирования какой-либо функции целесообразно выбирать определенный тип игры. Например, инструментальная функция реализуется эффективнее всего в игровых упражнениях, гностическая – в дидактических играх «Бюджет семьи», социально- психологическая – в ролевых играх. Отмечая особенность деловых игр, можно говорить об их определенной универсальности, поскольку они успешно выполняют все обозначенные функции. Деловые игры не только формируют новые знания по теме игры, но и обучают: сопоставлять свое мнение с мнением других; оценивать свои амбиции и возможности, уровень авторитета и степень доверия со стороны коллектива; находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере и межличностном общении [45, c. 82].
Метод проектов «Экономическая ярмарка», где студенты организуют свое предприятие, делают лейбл и представляют продукцию, сделанную своими руками. Этапы проекта: разработка проекта темы; моделирование; реализация; анализ выполненного проекта; защита проекта, презентация, обсуждение всеми студентами; внедрение проекта.
Основное назначение учебного исследования – использование интерактивных возможностей студентов в процессе получения ими знаний, ориентированных на выполнение определенных действий. Как правило, оно осуществляется на основе конкретных ситуаций из повседневной жизни. Например: выполнение кабинетных исследований «Анализ рынка недвижимости», выполнение полевых исследований «Опрос». Результаты исследований, оформленные в виде плакатов, проспектов и т.п., затем обсуждаются на практическом занятии [47, c. 3]. Необходимо отметить, что при проведении исследования студентами используются не только имеющиеся учебно-методическая и учебно-материальная базы, но и различные информационные источники: СМИ, интернет-порталы, статистическая информация и т.п.
Метод кейсов (от англ. – Case method; кейс- метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций [35, c. 320]. Студенты должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Работа с кейсами предполагает разбор или разрешение конкретных ситуаций по определенному сценарию, который включает и самостоятельную работу студента, и «мозговой штурм» в рамках малой группы, и публичное выступление с представлением и защитой предполагаемого решения. Цели данного метода: развитие личностной вариативной и динамичной модели мышления, ориентированной на выработку практических решений преодоления конкретных затруднений; активизация знаний, закрепление приемов владения ими до уровня умений; формирование общих компетенций [45, c. 72].
Этот метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Так, вариантом является кейс «Методы и стили менеджмента – какой выбрать?».
Будучи интерактивным методом обучения, кейс-стади вызывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.
Таким образом, основные формы и методы реализации инновационных технологий в контексте преподавания экономических дисциплин затрагивают проведение фронтальных, групповых и парных форм работы при взаимодействии с различными источниками учебного материала. Помимо этого, нередко используются разнообразные коммуникативно-ориентированные формы методы работы: например, дебаты, дискуссии, деловые игры, ротационные тройки, «микрофон» и игры. Особое значение уделяется развитию компетентности студента в работе с информацией, в ее обработке и обсуждении с другими участниками образовательного процесса.
По итогам исследования в первой главе данной выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующие выводы:
1. Под педагогической технологией следует понимать интеллектуально-когнитивную систему изучения того или иного проблемного явления в образовательной действительности с последующей разработкой принципов, структуры и функций работы над исследуемым явлением. Любая педагогическая технология неразрывно связана с непосредственным внедрением технологии в образовательную действительность. К педагогической технологии выдвигаются требования к содержанию, структуре, а также функциональности данной системы. На основании данных требований возможно выделить также и классификацию педагогических технологий в науке, которые могут быть представлены как содержательные, структурные, а также функциональные педагогические модели. Обновление педагогических технологий происходит за счет эволюции образовательной парадигмы общества. К наиболее инновационным педагогическим технологиям относятся те технологии, которые задействуют проблемно-эвристическую подачу материала, и подразумевают непосредственное коммуникативное взаимодействие между участниками образовательного процесса.
2. Содержание требований современной образовательной программы в сфере преподавания экономических дисциплин в среднем профессиональном образовании затрагивает требования к учебным результатам освоения образовательной программы, требования к учебным, развивающим и общеучебным задачам, которые включаются в содержание обучения экономическим дисциплинам на той или иной ступени образования, а также требования к основополагающим принципам, в соответствии с которыми будет наполняться содержание занятий по освоению экономического знания. Среди учебных, развивающих и общеучебных задач продвигается необходимость формирования экономических действий и экономической речи, умение работать и составлять простейшие алгоритмы, умение решать учебно-познавательные задачи, а также совершенствовать собственное логическое мышление и интеллект. К основным принципам построения работы на занятиях по изучению экономических дисциплин следует отнести концентрический принцип организации материала, принцип пропедевтической работы, принцип формирования и развития пространственного мышления обучающихся.
3. Основные формы и методы реализации инновационных технологий в контексте преподавания экономических дисциплин затрагивают проведение фронтальных, групповых и парных форм работы при взаимодействии с различными источниками учебного материала. Помимо этого, нередко используются разнообразные коммуникативно-ориентированные формы методы работы: например, дебаты, дискуссии, деловые игры, ротационные тройки, «микрофон» и игры. Особое значение уделяется развитию компетентности студента в работе с информацией, в ее обработке и обсуждении с другими участниками образовательного процесса.
Глава 2. Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины студентов в техникуме
2.1. Анализ рабочей программы по дисциплине ""
вфыв
2.2. Разработка системы лекционных занятий с использованием...
фв
2.3. Разработка системы практических занятий с использованием...
вфыв
Заключение
вфв
Список использованных источников
выфв