Файл: 1-14 вопросы Философия.doc

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 961

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).

Философия, как наука, имеет теоретическую форму, но философия – не наука. Она рождается и живет как самосознание человека, самосознание культуры в целом, как познание человеком самого себя, поиск смысла, истинных целей человеческого существования.

Философия имеет дело не с объектом, а с субъектом, человеком, обладающим свободой воли, способным к творчеству, целеполаганию, самосовершенствованию. Поэтому философское знание, знание человека о самом себе не может быть объективно. Оно не научно, а наукообразно, имеет форму теории. Утверждения в философии – это, прежде всего, выраженное в слове отношение человека к миру, его самочувствие в мире. Мир в философии не просто описывается, а переживается.


  1. Структура философского знания


Основные разделы:

  1. Онтология – учение о бытии и интересуется она проблемами возникновения бытия и его универсальными характеристиками.

Как возникла природа? Есть ли она причина самой себя или создана Богом? Существует ли она вечно? Конечен или бесконечен мир?

  1. Гносеология изучает познавательные возможности человека.

Познаваем ли мир? Что мы можем о нем знать? Каким образом мы его познаем? То такое истина и существует ли она вообще?

  • Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания.

  • Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.)

  • Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными.

  • Общая история познания, эволюция познания.


  1. Социология – учение об обществе.

Как возникло человеческое общество? Какая форма его устройства наилучшая?


Философские дисциплины:

  1. Теология – учение о боге. Поиски бога ведутся с помощью разума, и главным вопросом является философское доказательство бытия божьего.

Что такое Бог? Возможно ли его существование?

  1. Космология – учение о Вселенной.

Кем создана Вселенная? Есть ли у нее края? Какое место в ней занимает Человек?

Например, грек Анаксимандр считал, что земля покоится посредине Космоса и занимает центральное положение в силу своей шарообразности, а Луна сияет ложным светом и освещается Солнцем, а Солнце есть чистейший огонь.

  1. Антропология – учение о Человеке, его происхождении и специфике (разумности, духовности).

Что такое человек?

Этика изучает человеческое поведение и моралью.

  1. Аксиология – учение о ценностях.

Представляет собой такой раздел метафизики, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.


  1. Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.

  2. Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.).

  3. Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.


  1. Генезис философии: от мифа к логосу.


Логос (от греч. λόγος — «слово», «мысль», «понятие») — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Впервые он был использован Гераклитом в качестве одного из основных понятий своего учения (выражает единство, тождество противоположностей: добра и зла, дня и ночи).

На заре истории человечества господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология есть результат духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и философией мысль человека рвалась к постижению сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к Логосу.


Логос – это тот закон, который придает миру системность, субстанциальность и развитие. Он столь же обязателен для всех, как и законы полиса. Логос – это универсальный, всеобщий разум. Логос заключает фундаментально-онтологичекое содержание, обозначающее сущность и смысл мироустройства. И он может быть только умопостигаемым и не дается простому чувственному восприятию.

Проблема генезиса философии имеет длительную историю, но не утрачивает своей актуальности и по-прежнему является ключевой в философских науках. Историю становления древнегреческой философии и ее дальнейшее развитие было принято рассматривать в контексте проблемы «перехода от Мифа к Логосу», как процесс пошаговой рационализации мифа, преодоления мифического мироощущения, безвозвратного ухода мифопоэтического способа постижения Бытия и утверждение рефлексивного мироотношения, абстрактно-теоретического мирообъяснения.

Для того, чтобы от мифологических представлений о мире перейти к научным, античному человеку было необходимо пройти две ступени осмысления.

  1. Должен произойти отказ от логики мифа, препятствующей оформлению таких фундаментальных принципов научной идеологии, как универсальность, общность, абстрактность и т.д.

  2. Нужно было изменить духовное личностное отношение к действительности, представить мир, как вещное образование, подлежащее объективному рассмотрению.

Возникновение античной философии можно назвать древнегреческим чудом, т.к. именно греческая культура своими рационалистическими традициями предопределила рационально-технологический путь развития современной цивилизации, который характерен и актуален и для сегодняшнего времени.


  1. Основной вопрос философии и главные философские направления.


Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Существуют две стороны основного вопроса философии онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

• материализм;

• идеализм;

• дуализм.

Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя (природа).

• материя реально существует;

• материя существует независимо от сознания

• сознание определяется материей (бытием).


Представители: Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, в котором в качестве первоначала признается некая идеальная сущность (дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Пифагор, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм, Кант).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма, "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.); в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея).

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что все существует только в сознании познающего субъекта (человека); в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «Я».


Существуют и промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм и плюрализм.


  • Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют два первоначала бытия — материальное (обладающее свойством протяжения) и духовное (обладающее свойством мышления). Последователи: Аристотель, Кант.

  • Деизм — направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

  • (Герберт Чербери)

  • Плюрализм – философское учение, в котором признается существование многих первоначал бытия. Эмпедокл признавал в качестве первоначал 4 стихии и две силы (Любовь и Вражда).


 Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

  • эмпиризмом (сенсуализмом);

  • рационализмом;

  • иррационализм



Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.


Представители гностицизма считают, что возможности познания неограничены. (Древние религиозные учения; Василид, Гераклеан)

Противоположной точки зрения придерживаются агностики: мир непознаваем, возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. (И.Кант)


В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной философской проблемой.


  1. Исторические типы философии


Первые исторические типы философии – это философия  Древнего Востока. К ней относятся  индийская философия, древнеегипетская философская мысль,  китайская философия. В значительной степени этот период либо был близок к мифологии и религии, либо к народной традиции. Генезис философии - одна из важнейших философских проблем.
     До античной философии вообще не было развитых философских систем.  
    Античная философия - следующий исторический тип философии после философии Древнего Востока. Это начало собственно философии. Именно античная философия лежала у истоков европейского философского мышления.
      В этот исторический период развития философии стало очевидным, что традиционные мифологические представления недостаточны для объяснения бытия. Они оказались неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Изменились социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, которые требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Характерная черта - космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира. Наряду с этим рассматривались вопросы, связанные с субъективным миром человека, имели место наивные представления о государственном устройстве.

    Средневековая философия. Для средневековой Европы был характерен интеллектуальный упадок общества и влияние церкви. Именно церковь (римско-католическая)захватила монополию на образование и культуру. Философия могла развиваться только в стенах церковных и монастырских школ. Философия стала «служанкой богословия». Теоцентризм и схоластика определяли сущность средневековой философии. ( Августин Блаженный, Фома Аквинский)
     Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) формировалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда началось новое прочтение античной литературы; эстетический подход играл большую роль в формировании взглядов гуманистов. Основными тенденциями философии являются антропоцентризм и гуманизм.
    Философия Нового времени (XVII в.) ориентировалась, главным образом,  на науку. Причем, под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание. Это существенно отличалось от античной и средневековой науки, еще не знавших эксперимента. Появляются научные труды по исследованию и обоснованию экспериментального знания, логики науки. Уточняется и само понятие “наука”. Абсолютизация законов механики породила такое течение в философии как механицизм. ( Бэкон ,Декарт, Локк, Ньютон, Беркли, Юм, Кант, Гегель, Вольтер, Руссо, Дидро, Ломоносов)
    Философия эпохи Просвещения (XVIII в.)  строилась на критике религии, теологии, ее важной функцией явилась идейная подготовка Французской революции. Большое значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса.
  Для социальной философии Нового времени характерно развитие учения о государстве и праве. Благодаря трудам Т. ГОББСА, ДЖ. ЛОККА, философов французского Просвещения создается теория общественного договора, объясняющая происхождение и сущность государства.
     Следующий период европейской философии - философия ХIХ в. -  дал человечеству таких гигантов мысли, как Гердер и Кант, Гегель и Фейербах, Фихте и Шеллинг.
    Философия ХХ-ХХI вв. характеризуется новым этапом западноевропейской и русской философии. В ХХ в. появились философские учения, посвященные проблемам человека, его судьбы, сущности существования, жизни и смерти, морального выбора и свободы. Это учения философии жизни, феноменологии и философского мистицизма. В противовес философии иррационализма и мистицизма формировались учения рационалистической философии: позитивизма и неопозитивизма, прагматизма и неопрагматизма. Новая эпоха с ее ценностями и представлениями отразилась в философских учениях современности.
     По Гегелю, философия есть "эпоха, отраженная в мышлении". При всем своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась и преемственности, что позволяет говорить о единстве историко-философского процесса. (Конт, Спенсер, Мах, Ницше, Бергсон)