Файл: Ответы на экзамен_введение в языкознание_Рябова.docx

ВУЗ: Российский университет дружбы народов

Категория: Шпаргалка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 2522

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЯЗЫКА

Наука о языке имеет 3 названия:

- лингвистика

- языкознание

- языковедение

Языкознание — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития, и классификации конкретных языков.

Круг задач, решаемые языкознанием:

1. Установить природу и сущность языка.

2. Рассмотреть структуру языка.

3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.

4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества: как и когда возникли и то, и другое.

5. Изучить вопрос возникновения и развития письма.

6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства.

7. Выработать методы исследования. Например: сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, квантитативный.

8. Языкознание стремиться быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.

9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.

10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой и т.д.).

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества. Без языка не может быть и мышления, т. е. понимания человеком дейст-ти и себя в ней. Вопрос о сущности языка имеет несколько ключевых решений:

-язык - явление биологическое, природное, не зависит от человека;

-язык - явление психическое, возникающее в следствие действия индивидуального духа, человеческого или божественного;

-язык - явление психосоц-ое;

-язык - явление соц-ое, возникающее и развивающееся только в коллективе







РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ И ЕГО СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Основные разделы языкознания:

1) частное и общее языкознание. Частное – 1 язык или группа родственных языков. Общее – изучает проблемы, для решения которых необходимо привлечение большинства или всех языков мира.

2) Синхроническое и диахроническое. Синхроническое – рассматривает язык на каком-либо определённом этапе его развития. Диахрония – изучение языка в развитии.

3) Внутренняя/внешняя лингвистика. Внутренняя – изучение системы языка – фонетики, грамматики, лексики. Внешняя – всё остальное (кол-во говорящих, географическое расположение, наличие письменности и др.)

4) Прикладная и теоретическая лингвистика. Прикладная – использование знаний о языке в практике его преподавания, при переводе, при общении в МКК (межкультурная коммуникация). Теоретическая – совокупность знаний о происхождении, развитии, функционировании языка.


Связь языкознания с другими науками.

Язык связан со всей совокупностью чувственного и мыслительного поведения человека, с его организацией как живого существа, с его бытом, с обществом, в котором он живёт, с его творчеством – техническим, умственным, художественным, с историей человеческого общества, поэтому и наука о языке, языкознание, связана с очень многими науками: точными, естественными и гуманитарными.

Языкознание и история.

Языкознание связано с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Исторические данные обеспечивают историческое рассмотрение изменений языка. Данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических вопросов, как происхождение народа, развитие культуры народа на разных этапах истории, контакты между народами.

Языкознание и этнография.

Языкознание тесно соприкасается с этнографией (наука о быте и культуре народов) при изучении диалектного словаря: названия крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

Языкознание и психология.

Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и прочие психологические процессы, и их отражение в речи, в категориях языка.





Языкознание и физиология.

Теория Павлова о первой и второй сигнальной системах представляет особое значение для языкознания. «Первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными» – это впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий.

Языкознание и антропология.

Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. В данном случае языкознание связано с антропологией при изучении вопроса о происхождении речи.

Языкознание и философия.

Философия способствует выработке принципов и методов анализа в языкознании.

Языкознание и семиотика.

Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой – наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приёмы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, различные приёмы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.


Языкознание и социология.

Социология – это наука о строении общества, его функционировании, эволюции и развитии. Языкознание связано с социологией при решении вопросов как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племён и народов, образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками.

Языкознание и логика.

Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана с логикой – наукой о мышлении и законах, которому подчиняется мышление. Вопрос о соотношении мышления и языка возник ещё в античной философии. Язык рассматривается как гибкий инструмент для выражения мысли, соответственно языковая система считается своего рода представлением мыслительной системы.

ЗНАКОВЫЙ ХАРАКТЕР ЯЗЫКА

Знак – это материальный носитель социальной информации, причём информирует о чем-то другом, отличном от себя. Обмениваясь словами, люди выражают и получают информацию о действительности, т.е. используют единицы языка как знаки. Знак- материальный объект, используемый для передачи информации. 2 компонента знака - план-выражения (означающее) и план-содержания (означаемое). Язык- система знаков, знаку необходим языковой коррелят внеязыковой действительности - факторы экстралингвистические. Знака нет без реализации, отсюда следует изучать внешние факторы- стилистику и т.д. Свойства знака- условный характер (согласование обоих планов при передаче инфы), 2. социальность - всегда социален, обеспечивает круг людей, служит для группы лиц, 3. знак- всегда предмет спец-но исп-й для передачи инфы, 4. всегда системен - единичного знака нет. Знаковость – наиболее существенное свойство языка, что и позволяет совр. лингвистике с времён Соссюра определять через это св-во явление в целом (язык как система знаков).

Св-ва знака:

1) материальность

2) информативность (носитель информации)

3) замещающий характер информации. Знак информирует не о себе, а о чём-то другом. Но при этом, конечно, он информирует и о себе, но просто эта информация не важна.

Соссюр выделил 4 с-ва знака:

  1. Произвольность: связь, посредством которой соединяется означающее с означаемым, произвольна, то есть никак и ничем не обусловлена. Так, понятие «сестра» не связано с последовательностью звуков soeur или sister, оно могло бы быть выражено любой другой звуковой оболочкой. Произвольный — то есть немотивированный, логической связи нет. Существуют слова, связанные с понятием (звукоподражательный фактор). Есть языки с большей или меньшей степенью мотивированности.

  2. Изменчивость

  3. Неизменчивость

Говорящие не могут вносить в язык изменения. Знак противится изменениям, так как его характер обусловлен традицией


  1. Линейный хар-р означающего: означающее воспринимается на слух, поэтому обладает протяжённостью, одномерностью, то есть оно линейно. «Это весьма существенный признак, и последствия его неисчислимы». Знаки, воспринимаемые на слух, существенно отличаются от зрительных знаков, которые могут иметь несколько измерений.

СИСТЕМА И СТРУКТУРА ЯЗЫКА ЯЗЫКА. ЯРУСЫ ЯЗЫКА И ИХ ЕДИНИЦЫ

Основные уровни и единицы языковой системы:

Основные "ярусы" языковой системы: фонемы, морфемы, слова (лексемы), словосочетания (тагмемы). Это объекты научного исследования языка в фонологии Фон, морфологии, лексикологии, с синтаксиса, определяемые свойствами единиц, выделяющихся при последовательном членении языкового потока.

Отношение между единицами языковой системы:

Свойства всех единиц языка проявляются в их отношениях с другими единицами языка. Отношения единиц языка между собой в наиболее общем виде (отвлекаясь от конкретных видов отношений) можно свести к трём видам: синтагматические, парадигматические и иерархические.

Синтагматические — это отношения единиц в линейной последовательности (иначе их называют комбинаторными); например, предложение распадается на слова, слова -на морфемы, морфемы- на фонемы. Синтагматические отношения могут характеризоваться отношением реального (актуального) взаимодействия. В абстрактной форме они могут быть представлены как отношения некоторых классов.

Парадигматические — это, по терминологии Ф. де Соссюра, ассоциативные отношения (группировки единиц в классы на основании общности или сходства, их некоторых существенных свойств). Парадигматические отношения никогда не характеризуются отношением реального взаимодействия, так как они представляют собой отношения относительно однородных единиц, образуемых, говоря словами Ф. де Соссюра, по умственной ассоциации.

Иерархические отношения — это отношения по степени сложности, или отношения "вхождения" (компонентности) менее сложных единиц в более сложные. Иерархические отношения могут быть определены в терминах "входит в... " или "состоит из...". Иерархические отношения — это отношения вхождения более простой единицы в более сложную. Это отношения целого и части т. е. отношения, характеризующие строение различных единиц (как собственно языковых, так и речевых, образуемых в процессе использования языковых средств).

Единицы языка и речи:

Морфемный уровень: единица языка - лексема - слово, взятое в совокупности всех его лексических значений. Хранятся лексемы в памяти. Узнать лексемы из словарей (словарь англ. яз). Единицы речи - лекса - слово, употребляемое в речи в одном из своих значений.

Синтаксический уровень: Единица языка - предложение:

структурная схема, модель минимального речевого высказывания

конкретная реализация данной схемы


Высказывание, построенное по какой-либо модели, - единица речи.

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ЯЗЫКА

Функции языка

1) коммуникативная (общение): отражает назначение языка, служит орудием общения (функция обмена мыслей передачи информации).

2) познавательная (когнитивная), связана с сознанием.

3) эмоционально-экспрессивная (помогает выразить эмоции, чувства, переживания, настроение).

4) метаязыковая – способность языка описывать самого себя

5) контактоустанавливающая (фатическая): установление и поддержание контакта͵ общение ради общения (приветствие, прощание и другие средства речевого этикета͵ разговоры о погоде и т.п.)

6) волюнтативная (функция воздействия)

7) поэтическая (эстетическая функция) язык является материалом для искусства (в первую очередь – художественной литературы) и может оцениваться с эстетических позиций (как что-то прекрасное или, напротив - безобразное)

8) аккумулятивная (функция накопления, сохранения и передачи знаний)

9) апеллятивная – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения);

Общественный характер языка

Общественный характер языка проявляется в динамике, в изменении, обусловлены развитием самой жизни.

Общество предъявляет к языку определённые требования. Они носят различный характер:

Устойчивость и динамичность.

Унифицированность и разнообразие.

Стандартность и выразительность.

Экономичность и избыточность.

ЯЗЫК И РЕЧЬ. СИНХРОНИЯ И ДИАХРОНИЯ

Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в чёткой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром. Под речью современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств, осуществляемое «про себя», без произнесения вслух. При общении происходит «обмен текстами». Если ограничиться только устной речью, то обмен текстами — это для каждого текста, с одной стороны, акт говорения, или «порождения» данного текста, с другой - акт понимания, или восприятия текста собеседником. Акты говорения и акты понимания называют иначе речевыми действиями. Система речевых действий есть речевая деятельность.

Язык – система языковых знаков, которая существует независимо от индивидуума. Является общей для всех говорящих на данном языке, обслуживает всю нацию.

Речь – система индивидуальных особенностей языка, наблюдается у каждого говорящего, способна указать на возраст, воспитание, образования, общую культуру говорящего.

Отличительные Св-ва языка и речи по Соссюру:

-язык-соц-ый продукт, речь всегда индивидуальна. Каждый акт речи порождается отдельным индивидуумом, а язык воспринимается в таком виде, в каком он завещан нам предшествующими поколениями, следовательно, язык-это готовый продукт, а речь-индивидуальный акт воли и разума;