Файл: Роль и ценность права в современном обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует несколько способов правового регулирования, например, управомочивание, обязывание, запрет, принуждение и превенция.

Есть несколько способов социального регулирования поведения людей, в которых имеет место быть право.

  • Побуждение — метод социального регулирования, обращенный к психологической сфере (чувствам, при­вычкам, эмоциям) человека, убеждающий в полезнос­ти, выгодности определенного поведения, распределении тех или иных социальных ролей. Акцент делается на авторитете, а не на насилии.

  • Понуждение — метод ре­гулирования, основанный главным образом на матери­альном стимулировании (поощрении, вознаграждении или лишении соответствующих имущественных благ, привилегий), когда та или иная выгода определяет желаемое поведение.

  • Принуждение — это способ воздействия, когда социально необходимое или желае­мое поведение достигается с применением насилия, т.е. лицам, отклоняющимся от установленных правил по­ведения, причиняются физические или психические страдания. Такой метод регулирования основывается на возможности (угрозе) государственного или обще­ственного принуждения, а в случае необходимости и реализации этой угрозы. [8.c.98-99]

В Российской юридической науке существует несколько моделей правового регулирования общества:

  1. общедозволительная - «дозволено все, что не запрещено»

  2. разрешительная - «запрещено все, кроме прямо разрешенного»

Можно говорить о том, что основой всего социального в праве всегда будет только взаимодействие людей между собой. Сущность регулирования этих взаимодействий заключается в создании группы методов по установлению, осуществлению и совершенствованию его. [3.c.172-173]

На мой взгляд, следует привести несколько мнений авторов о том, какую роль играет в право в системе социальных регуляторов. Вот некоторые из них:

  • В философско-онтологической концепции В. Н. Финогентов постулирует, что «универсум без регуляторов есть хаос». Автор делает вывод о том, что «регулятор — это то, что упорядочивает данный фрагмент универсума, то, что задает характер его процессуальности».

  • В соответствии с социально-философской концепцией А. П. Бандурина «социальная регуляция — система, упорядочивающая процессы воспроизводства и изменения общества на основе социокультурной самоорганизации и неинституциональной саморегуляции индивидов, социальных групп и общностей во взаимосвязи с институциональной организацией и внешне-регулятивной деятельностью элиты в отношении масс».

  • В социально-философской концепции Е. В. Самохваловой заложена идея эффективного использования в социальном регулировании возможностей государства и общества. Автор полагает, что механизм социального регулирования должен основываться на сочетании технологий организационно-правового управления, экономической мотивации и ценностно-целевого регулирования.


Важно отметить, что право регулирует общественные отношения не в одиночку. Оно действует всегда вместе с моралью. Право и мораль – это два основных регулятора общественной жизни. Они тесно взаимосвязаны, потому что имеют одну и ту же цель - установление справедливости в обществе. Не смотря на все это, право и мораль – это два абсолютно разных понятия. Мораль осуждает социальное неравенство, право же, в свою очередь, ему способствует и охраняет. Подводя итог, следует сказать, что право и мораль – это взаимосвязанные социальные регуляторы, которые тесно связанны с общим комплексом предписываемых норм поведения. [5.c.93]

Следует сказать, что право, как социальный регулятор имеет несколько начал: общественно-правовое регулирование и государственно-правовое управление. Двойственный характер социального регулирования обусловлен тем, что в обществе присутствуют различные уровни правового сознания.

Право – это специфический общественный регулятор, поэтому он обладает признаками, которые не свойственны другим регуляторам:

  • Общезначимость - право регулирует самые значимые общественные отношения. Понятие общезначимость означает, что все участники социальных отношений обязательно должны выполнять требования, которые прописаны в нормах правах.

  • Общеобязательность – нормы права появляются благодаря этому признаку. В правовом государстве общеобязательность направлена не только на обычных рядовых граждан, но и на само государство.

Подводя небольшой итог данного пункта, следует сказать, что право в системе социального регулирования играет важнейшую роль. Регулируя поведение, взаимоотношения и действия людей, право ставит их допустимые рамки, которые корректны для данного этапа развития и становления общества.

2.3. Споры о правопонимании и его проблемы

Одними из важнейших правовых понятий являются такие взаимосвязанные понятия как правосознание и правопонимание. Именно через них можно понять то, какую роль играет право в современном обществе, ведь она определяется именно уровнем правового сознания граждан.

Уровень правосознания играет огромную роль в поведении людей, регулируя его совместно с нормами права. Часто правосознание противоречит нормам права

, уровень противоречий зависит от того насколько какая-либо норма важна для правосознания и то как она регулирует социальные отношения. [17.c.174]

Правопонимание влияет в большой мере на протекание общественной жизни, объясняя это тем, что она является компонентом правового регулирования поведения населения. Важно отметить, что одной интересной чертой данного понятия является то, что оно ничем не ограничено и может влиять на общество с любой силой.

Следует сказать о том, что является основами достойного правового сознания граждан: социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния и т.д.

Одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан. Воспитание правосознания находится в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с процессом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В жизни нашего общества актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в которых реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением интересов других людей, общества, государства.

Уровень правового сознания граждан зависит от некоторых факторов:

  • Знание гражданином своих прав и права в целом (конституция РФ, федеральные законы, кодексы и т.д.)

  • Правовая идеология (отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения общечеловечксих ценностей)

  • Правовая психология (чувства и эмоции гражданина по отношению к праву)

  • Правовая установка (психологическое состояние человека)

Следует проводить множество мероприятий для увеличения уровня правосознания у граждан той или иной страны. Например, факультативные занятия в школах и университетах о предмете права, массовая пропаганда в телепередачах и в интернете, а также множество других важных процедур, способных увеличить роль права в жизни человека. [12.c.42-43]

Суть правового воспитания – это формирование личностью установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Правовое
воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе. Развитие правового сознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Отражение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознании граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

Некоторые люди не воспитывают в себе достойный уровень правового сознания, причем делают это осознанно. Такие люди проходят несколько стадий разложения правосознания:

  • Правовой инфантилизм – это защитная психологическая реакция на закон и право, заключающаяся в существовании пробелов в правовых знаниях, расплывчатости в понимании категорий права. Это в прямом смысле невоспитанность правового сознания. Характерным является отсутствие юридических знаний для дальнейшей профессиональной деятельности, а также недостаточность навыков выполнения служебных обязанностей.

  • Более осознанным явлением в правосознании выступает правовой нигилизм. Это сознательное игнорирование требований закона, отрицание значимости права, законов. Правовой нигилизм представляет особую опасность для развития российского общества, так как ведет к оправданию поведения, идущего вразрез с законом, считая его вынужденным, потому что «в России нельзя жить, не нарушая законы»

  • Крайней степенью деформации правосознания является перерождение правосознания, правовой цинизм. Перерождение правосознания в отличие от правового нигилизма выражается в виновном нарушении требований действующего законодательства. Проявлениями данного уровня деформации правосознания выступает деградация личности и целых социальных групп, когда происходит замена этики, морали и права так называемой «ситуативной этикой», «где добро и зло с легкостью меняются местами в зависимости от их представлений о выгоде для себя» [18.c.79-80]

Для того чтобы не допускать регресс правового сознания человека государство делает множество мероприятий. В этой связи распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.03.2016 № 423-р был принят план мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Документ включает в себя меры по совершенствованию нормативно-правового и организационно-управленческого регулирования, развитию кадрового потенциала, финансовых, информационных, а также научных и методических основ в сфере воспитания. Согласно рассматриваемому документу к основным направлениям деятельности образовательных организаций в рамках повышения правовой грамотности следует относить:


  • разработку программ, методических пособий, включающих правовую тематику;

  • обучение обучающихся основам правовой культуры с целью повышения гражданской активности и формирования навыков ориентации в различных жизненных ситуациях, в том числе соблюдая социальные обязанности и отстаивая собственные права;

  • реализацию программ повышения правовой грамотности для родителей с целью формирования основ правовой культуры в семье;

  • повышение уровня правовой грамотности педагогов.

Таким образом, представляется важным то обстоятельство, что правовое воспитание призвано стимулировать правовую активность населения, способствующую формированию добровольного, осознанного, инициативного, социально и нравственно ответственного поведения человека. [20.c.84-85]

Подводя итог подпункту, важно сказать, что высокий уровень правовой культуры важен как для государства, так и для каждого отдельно взятого человека, ведь он демонстрирует не только, то насколько хорошо человек знает право и законы, но и общий уровень развития человека, показывая его место в общественной иерархии.

2.4. Роль конституции РФ в формировании правовой ценности у граждан

Конституция Российской Федерации занимает главное место среди тех источников права, которые влияют на правосознание граждан. Это можно очень легко объяснить, ведь именно в конституции содержаться те аспекты, которые влияют на граждан, указывают на их права и обязанности. Роль права в жизни человека возрастает, если конституция корректна и никак не ущемляет права гражданина.

Следует рассмотреть приведенные мною положения на конкретном примере. Возьмем для анализа конституцию Российской Федерации. Документ не следует рассматривать полностью, можно выделить для прочтения 2 главу. В ней идет подробное описание прав и обязанностей граждан. В качестве примера приведу несколько статей:

  •  В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. [1.ст.17п.1]

  • Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. [1.ст.18]

  • Все равны перед законом и судом. [1.ст.19п.1]

  •  Каждый имеет право на жизнь. [1.ст.20п.1]