Файл: Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 911 классов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

« Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 9-11 классов»

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы экзаменационного стресса в психологической науке

1.1. Понятие и сущность стресса

1.2. Физиологические проявления стресса

1.3. Познавательные процессы при стрессе

1.4. Основные отличия биологического и социального стресса

1.5. Особенности экзаменационного стресса

Выводы по главе 1:

Глава 2. Эмпирическое изучение экзаменационного стресса среди учащихся 9-11 классов

2.1. Организация исследования

2.2. Методологический инструментарий

2.3. Математико-статистическая обработка данных

2.4. Анализ результатов и их обсуждение

Выводы по главе 2:

Глава 3. Разработка программы психологической помощи во время экзаменационного стресса

Рассмотрим программу профилактики деструктивного стресса для учащихся в период экзаменационных испытаний:

Программа для учащихся «Психопрофилактика деструктивного стресса»

Индивидуально-коррекционная программа

Тренинговая программа «Профилактика деструктивного стресса»

Выводы по главе 3:

Заключение

Список литературы

Приложение

Алгоритм – схема реализации программы “Психопрофилактика деструктивного стресса”

Приложение 2.

Общая схема - модель переживания стресса



1) В острой стрессовой ситуации лучшим первоначальным приемом является осознание своего стрессового состояния, мысленное взятие «паузы». Не нужно принимать важных решений. Также первыми шагами в ослаблении стрессового напряжения могут быть счет до десяти и медленное глубокое дыхание.

2) Если стресс застает в помещении, следующими действиями становятся:

  • Покидание того места, в котором застиг Вас стресс, чтобы остаться одному.

  • Использование влажных салфеток для того, чтобы смочить лоб, виски, артерии на руках.

  • Обследование того помещения, где вы находитесь, мысленное описание внешнего вида предметов.

  • Перевод взгляда в окно на небо. Концентрация внимания на том, что Вы видите в данный момент.

  • Небольшая физическая зарядка с глубоким ровным дыханием.

3) Если стресс застигает вне помещения нужно:

  • Осмотреться по сторонам, постараться взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, и мысленно назвать их.

  • Детально рассмотреть небо, называя про себя то, что доступно взгляду.

  • Найти какой-либо мелкий предмет (листок, камень) и внимательно рассматривать его не менее 3-4 минут.

  • Попробовать еще раз медленно, глубоко подышать и почувствовать, что с каждым вздохом Ваше состояние становится менее напряженным.

Рассмотрим программу профилактики деструктивного стресса для учащихся в период экзаменационных испытаний:

Программа для учащихся «Психопрофилактика деструктивного стресса»

1) Организационное обеспечение программы


1 этап

Сбор и анализ данных с помощью различных психодиагностических методов (диагностическая, психотерапевтическая беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование, ситуационные тесты на стресс).

2 этап

Коррекционные занятия – индивидуальные в тренинговой группе (работа практического психолога), психотерапевтические консультации, занятия (работа психотерапевта).

2) Условия проведения программы


  1. Возрастной состав: молодежь от 14 до 17 лет

  2. Вариативность реализации программы, включая выбор различных подпрограмм:

  • Индивидуальная психокоррекционная программа.

  • Тренинговая программа (групповой формат проведения).


  1. Период проведения программы: в течение учебного года, продолжительность консультаций, диагностики, занятий – от 1 академического часа до 3.5 академических часов.

  2. Материально-техническое обеспечение: аудиомагнитофон, музыкальный центр, компакт-диски, аудиокассеты с функциональной музыкой, ватман, цветные карандаши, фломастеры.

  3. База реализации программы – Центр социального здоровья (возможна площадка центра практической психологии, социально-психологической помощи, молодежного центра и т.п.), учебно-образовательные учреждения (вузы, средние учебные заведения).

Достаточно полно организационные аспекты отражены на примере алгоритма-схемы реализации программы «Психопрофилактика деструктивного стресса» (приложение 1).

3) Концептуальное обеспечение программы


Программа сформирована на авторской концептуальной модели, отражающей наличие деструктивного влияния различных стресс-факторов на психическое, личностное развитие учащихся. Программа призвана оказать психологическую поддержку, помощь молодому человеку в решении проблем, связанных с переживанием экзаменационного стресса.

Программа предусматривает возможность получения знаний о причинах, характере, особенностях возникновения и развития психологического стресса различного типа, преобладающих поведенческих моделей поведения во время переживания стресса.

4) Цель программы:

Формирование конструктивной, социально-активной жизненной позиции учащегося на основе развития его личностной стрессоустойчивости, ослабление влияния субъективных стресс-факторов, формирование эффективных индивидуальных поведенческих стилей в процессе переживания стресса.

5) Задачи:

  1. Понимание причин в возникновении и развитии психологических стрессов различного типа.

  2. Овладение базовыми теоретическими знаниями, касающихся факторов, стрессовых ситуаций, реакций, динамики острого и хронического стресса.

  3. Формирование и развитие стрессоустойчивости как многопланового интегрального качества личности.

  4. Снижение невротизации психической, эмоциональной сферы.

  5. Усвоение умений и навыков преодоления деструктивного стресса.

6) Содержательное обеспечение программы


Содержание программы подразделяется на три блока:

1 блок – психологическое консультирование;

2 блок – психодиагностический;

3 блок – психокоррекционный.

Рассмотрим поподробнее вышеуказанные блоки программы по профилактике деструктивного стресса.

1 блок – Психологическое консультирование

Методы:

Диагностическая беседа, психотерапевтическая беседа, клиническое интервью.

1 ступень. Первичная психологическая консультация.

2 ступень. Плановая психологическая консультация.

3 ступень. Специализированная психологическая консультация.

2 блок – Психодиагностический

Методы:

Диагностическая беседа, экспертная оценка, анкетирование, тестирование.

Психодиагностика подразумевает:

  1. Сбор и анализ психодиагностических данных после первичной консультации. Центральным аспектом данного этапа является модель-схема психологического стресса (приложение 2), а также такие личностные тестовые методики, как «Шкала личностной тревожности» Спилбергера, «Самооценка» С.А. Будаси, «Самооценка» Г.В. Дембо – С.Л. Рубинштейна, «Личностная агрессивность и конфликтность» Ильина, «Уровень субъективного контроля» В.Д. Бажина, Е.А. Галынкиной, А.Н. Эткинда.

Критериями возможной предрасположенности к переживанию психологического стресса являются: высокий уровень личностной тревожности, экстернальная направленность, неадекватная (заниженная) самооценка, высокие уровни агрессивных проявлений (вербальная, физическая агрессия и т.п.)

  1. Отслеживание динамики изменений в переживании стрессовых состояний посредством контрольных срезов до и после тренинговых занятий или серии индивидуально-коррекционных занятий по предложенным программам.

Методы:

  1. Наблюдение.

  2. Интервьюирование, беседа.

  3. Анкетирование.

  4. Тестирование.

  5. Анализ самонаблюдений участника программы (в основном письменного анализа своих состояний: «Дневник стрессов», «Календарь радостей», а также вербального самоанализа, например, в течении тренинга, индивидуального занятия).


3 блок – Психокоррекционный

Данный блок представлен тремя программами.

Индивидуально-коррекционная программа


Основа программы:

Индивидуальный подбор психокоррекционных методов, занятий, повышающих личностную стрессоустойчивость, корректирующих личностный «стрессовый сценарий».

Цель:

Повышение личностной стрессоустойчивости с помощью индивидуальных психокоррекционных занятий.

Задачи:

  1. Овладение навыками различных релаксационных психотехник.

  2. Овладение навыками психопрофилактики дистресса в условиях развития «острого стресса» различного типа.

  3. Овладение навыками ведения «Дневника стрессов» и «Календаря радостей».

  4. Овладение навыками позитивного, конструктивного мышления в проблемных ситуация.

  5. Составление индивидуального графика развития стресса в различных стрессовых ситуациях.

Профессиональный опыт позволяет сделать вывод, что индивидуальная психокоррекционная работа представляет собой важное направление в общей программе.

Следует представить некоторые основные упражнения, психотехники, позволяющие реализовать цель и задачи программы.

Релаксационные упражнения.


Условия проведения: выполняются в спокойной обстановке, в течение 10-15 минут. Возможно под спокойную, функциональную музыку. Желательно 1-2 раза в неделю.

Психопрофилактика деструктивного стресса (рекомендована Всемирной организацией здравоохранения)


  1. Лягте (в крайнем случае - присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении, одежда не должна стеснять ваших движений.

  2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на десять секунд задержите дыхание. Выдох производите не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите эту процедуру пять-шесть раз. Затем отдохните около двадцати секунд.

  3. Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до десяти секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, что с ним происходит.

  4. Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».

  5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Лежите спокойно, как «тряпичная кукла».

  6. Наступает пробуждение. Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: «Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым».