Файл: Реферат на тему Сознание Исполнитель студент гр. Бтсз 2231 А. О. Терехин М. Н. Губачев Стерлитамак 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Институт химических технологий и инжиниринга

ФГБОУ ВО УГНТУ в г. Стерлитамаке
Кафедра Общая химическая технология

История

Реферат
на тему: Сознание

Исполнитель:

студент гр._БТСз 22-31 А.О. Терехин
Руководитель: М. Н. Губачев

Стерлитамак

2022

Содержание.

Происхождение сознания.

Роль труда в формировании сознания. «Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И, прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления
, и средства достижения этого результата».

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.


Сознание. Общее понятие.
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.



В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.

Сущность.

Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос – как этот мир существует в сознании? Из отмеченных А. Г. Спиркиным  характерных признаков сознания вытекает следующее определение сознания: "Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция  мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и  конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном  мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном  регулировании и самоконтролировании поведения человека". Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная форма бытия предмета «в голове» человека. Это не означает, что в голове есть реальные признаки как такового (мыслимый огонь не жжет наш мозг, образ снега не делает его холодным), но содержит эти реальные признаки (жар и холод) как образ. В идеальной форме предмет лишается своего материального субстрата (носителя). Эта форма, которая заменяет любой материальный субстрат, сохраняет свойства, качества, сущность вещей и их связи.

Условие идеального образа мира является физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. Поэтому материальной основой психики человека являются нейрофизиологические процессы в мозгу. От уровня структурной организации мозга зависит уровень его отражательных способностей, сознание, являясь результатом развития и деятельности (функции) высокоорганизованной материи центральной характеристикой своей сущности, имеет не материальность, а идеальность. В коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли, а серое вещество. Идеальное противоположно материальному. Бытие идеального носит функциональный характер и выступает как образ предмета и ценностное суждение, как цель и план деятельности и т.д.


Сознание, являясь идеальным, существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. Нет языка без мышления, мышления – без языка. Однако, структура мышления и структура языка различны. Ведь законы мышления едины для всех, а язык национален. Человек как деятель, производит мир и самого себя. Вся его жизнь возможна, как социальная совместная деятельность. А для такого способа жизни необходим язык. Он и возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления, познания и самопознания.

Для реализации познания, его передачи и общение человеку необходимо слово, речь. Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит, мысля, оформляет мысль в слове. Но нельзя отождествлять речь и мышление. Говорить - не значит мыслить, но мыслить - значит оттачивать мысль в слове.

Таким образом, речь, как и орудия труда, это важнейший фактор формирования сознания, человека и его мира. А Язык - есть символическое выражение в звуке и письме психической жизни человека.

Наряду с языком существуют и другие знаково-символические системы.

Наряду с естественными есть и искусственные языки, созданные человеком для решения определенных задач. Это языки науки, машинные языки, жаргоны эсперанто. Особо значительную роль в условиях научно-технической революции стали играть формализованные и машинные языки. Формализованный язык - это логические и математические исчисления, в которых используются математические знаки и формулы. Формализованные языки машинизируются. Знаки в силу их материального характера удобны для машинной обработки, для развития технических систем связи. Такого рода языки есть ступеньки к информационной цивилизации.

Еще раз отметим, что идеальное - главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальное есть характерный для взаимодействия субъекта и объекта способ воспроизведения целостных характеристик объективной реальности посредством репрезентантов этой реальности. Оно начинается с предметно-чувственных репрезентантов (объекта или знака), сопряженной с объектом схемы практического или умственного действия; и завершается материальным и субъективным образом, реализующим способность человека с помощью мозга воспроизводить в сознании образ класса вещей, стоящих за этим объектом.


Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельности субъекта, поскольку человек помимо активного отражения - связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность, обеспечивает внешний мир.

Структура.
Структура сознания - это единство элементов целого и их связей. Для структурного анализа сознания, поэтому необходимо выявить все его элементы, их взаимообусловленность между собой и связь с целым, которым и является сознание.

Структуру сознания можно рассматривать в плане различных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение). Различные формы знания составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонентом сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий человека.

Как уже было сказано, сознание - это высшая форма психического отражения действительности, развивающаяся на основе более простых форм и включающая их в себя. Все формы психического отражения являются частями целого, которое входит в структуру сознания человека. Значит, три категории психических явлений (психические процессы, состояния и свойства личности) также входят в структуру индивидуального сознания. Этот факт и обуславливает общие качества сознания, которые называют его динамичностью и константностью, взаимодействие которых и определяет диалектику сознания личности.

Константность сознания - это относительная его неизменчивость, устойчивость и, главное, преемственность, определенная памятью. Как правило, «мое сознание» сегодня - это во многом то же сознание, что и вчера. Константность сознания обусловливается психическими состояниями и особенно свойствами личности. Динамичность же сознания - это его изменяемость, развиваемость, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состояниях и в изменении свойств личности.

Каждый акт сознания как целостный, константный и ограниченный в течение этого длительного и динамичного потока сознания всегда содержит в себе три компонента: познание, переживание и отношение. Каждый из этих элементов в различных актах сознания может играть определенную роль. Однако сущность сознания в том и заключается, что все эти три момента всегда сплавлены в любом психическом акте в их неразрывном единстве. Так, познание - это процесс приобретения в ходе общественно-практической деятельности истинных знаний об объективном мире. Познание есть отражение человеком природы. Элементарной формой познания является ощущение, высшей - творческое мышление. Уже сами слова «познание» и «сознание» показывают их связь между собой и со знанием.