Файл: Реферат на тему Сознание Исполнитель студент гр. Бтсз 2231 А. О. Терехин М. Н. Губачев Стерлитамак 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- мышления: быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость;

-памяти: объем, скорость  запоминания и забывания, готовность  к воспроизведению;

- внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость;

- восприятия: наблюдательность, избирательность, способность узнавания.

Внимание - важный элемент сознания, это способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Здесь следует назвать и память - способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. Уровень интеллекта зависит не только от развития способностей, но и от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы. Сильный интеллект - не просто природный дар, а результат овладения духовными ценностями, созданными человечеством. Интегрирующим ядром в структурной организации сознания является мышление. Оно не только пронизывает все его составляющие, но и выступает ведущим фактором (при нормальном состоянии психики) поведения людей, их конструктивной практической деятельности. В свою очередь эмоции способны порождать новые потребности и мотивы, а воля ведет к достижению нового знания, выступает связующим звеном знаний, эмоций и практической деятельности людей.

2. К эмоциональной  сфере сознания относятся чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.

Чувства - это эмоции, характеризующие личность человека. Различают:

- нравственные  чувства: гуманность, любовь, совесть, раскаяние;

- эстетические: чувство прекрасного, юмора;

- интеллектуальные: любопытство, удивление, сомнение.

Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.

Настроения, стрессы, аффекты - эмоциональные состояния, различающиеся по своему характеру и длительности. Аффекты - это бурные кратковременные эмоциональные вспышки (ярость, отчаяние, восторг). Настроение - это общий эмоциональный фон, на котором протекает деятельность сознания. Стрессы - это особые кризисные состояния, сходные по характеру с аффектами, а по длительности - с настроением. Они вызываются эмоциональным напряжением, которое возникает при серьезных трудностях и опасностях (действительных или воображаемых). У одних людей стресс вызывает повышение активности (стресс льва), у других - падение активности (стресс кролика). Переживания являются субъективной формой протекания эмоциональных процессов. Интенсивность переживаний особенно велика при стрессах. Все эмоции помогают человеку выделить предметы, отвечающие его потребностям, стимулируют одни действия и сдерживают другие. Ориентирующая и стимулирующая роль эмоций сказывается в других сферах сознания.


В основе мотивационно-волевой сферы лежат потребности человека: биологические,социальные и духовные.Они являются источником его активности, когда  осознаются и воплощаются в  конкретные стремления - мотивы.

Мотивация (совокупность мотивов) может быть сильной и слабой (игра воображения, не реализованная в практических действиях, - «маниловщина»), устойчивой и неустойчивой (человек «разбрасывается», увлекаясь и не доводя дело конца). От мотивации надо отличать мотивировку - даваемое индивидом объяснение своих действий. Мотивировка часто не совпадает с действительной мотивацией, маскируя ее. Центральный момент мотивации - выбор цели, целеполагание. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Принятие и исполнение решения требует специфически психического напряжения - усилия воли. Человек с сильной волей способен к сознательному регулированию своего поведения. Волевое самоуправление предполагает осознание человеком своей свободы и ответственности за свои поступки. В воле воплощается важнейшая черта сознания - его относительная самостоятельность, благодаря которой сознание развивается не просто как пассивная копия действительности, а как активное самостоятельное, самодеятельное начало. Волевое управление поведением опирается на знания, стимулируется эмоциями, направляется мотивацией, то есть включает работу всех сфер сознания.

Наконец, важнейшей составляющей сознания является самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Наблюдая за собой, легко убедиться, что в сознательном состоянии мы не теряем чувство собственного Я, то есть сознание, обязательно предполагает и включает самосознание - особую сферу, отражающую собственное Я - сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Самосознание - не просто часть сознания; являясь его ядром, оно способно охватить все сознание в целом. В таком работающем сознании область самосознания постоянно пульсирует: то расширяется, охватывая почти все поле сознания (когда индивид поглощен мыслями о себе), то сжимается до мерцающей где-то в глубине сознания точки (когда чем-то увлеченный индивид забывает о самом себе). Но самосознание никогда не исчезает полностью,

присутствует в любом акте сознания, то есть сознание всегда лично.

Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения и самоузнавания: к концу первого года жизни ребенок отличает свое тело от остального мира, в 2-3 года осваивает понятие «Я». В развитии самосознания огромную роль играет общение с другими людьми, сравнение себя с ними и восприятие их мнений о себе. В подростковом и юношеском возрасте в результате процессов самопознания, самоотношения и саморегуляции постепенно формируется устойчивая, целостная система представлений о себе - Я-концепция - продукт самосознания, складывающегося из:

1)самопознания путем сравнения себя с другими,усвоения оценок других о себе, приписывания себе определенных  качеств;

2)самоотношения(эмоциональная сторона самосознания),которое активно защищается индивидом с помощью механизмов вытеснениярационализации, проекции, идентификации  и других;

3)саморегуляции стремления повысить самооценку,завоевать уважение, самоконтроль, самовоспитание.

В Я-концепции сочетаются несколько различных «образов Я»:

- «реальное Я» - представление о том, каков я  есть на самом деле, сейчас;

«динамическое Я»образ,которому человек намерен  соответствовать и уже становится;

- «идеальное  Я» - каким я должен быть, ориентируясь на моральные нормы и идеалы общества;

-«фантастическое  Я» - представление о том, каким  хотел бы стать, если бы это  было возможно;

- «ожидаемое Я» - предполагаемое мнение о себе  со стороны окружающих;

«представляемое Я»желание выглядеть определенным  образом перед другими.

Эти и другие образы Я различаются по своему характеру и роли, которые они играют в жизни человека. Значение динамического и фантастического Я велико, когда человек строит планы на будущее. При оценке этих образов Я важно не подменить «фантастическим Я» правильного понимания личностью своего положения в жизни, ведь если воображаемое и действительное не совпадают постоянно, человек теряет чувство реальности. Иногда в сознании человека незаметно для него самого совмещается «ожидаемое Я» и «представляемое Я» - он начинает воображать, что все вокруг видят его именно таким, каким он хотел бы выглядеть в их глазах. Часто это порождает досадные ошибки и комичные ситуации. У сильной, волевой личности «идеальное Я» управляет другими образами Я, проверяя, контролируя «реальное Я» и «представляемое Я»: таков ли ты и на самом деле, каким ты должен быть, или «изображаешь» себя окружающим.

Все внешние воздействия на человека в свою очередь оказываются преломленными социально обусловленной системой или совокупностью внутренних условий деятельности, которые в целом образуют то, что мы называем личностью.

Л ичностные отношения - это отражение тех объективных отношений, в которых предметы и явления реального мира находятся в определенной связи с данной личностью - субъектом познания.

отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.). Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые предстают одним из важнейших объектов изучения социальной психологии, в том числе и юридической. Основной путь исследования межличностных отношений внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данной группы. Задача изучения межличностных отношений возникает при работе с каждым коллективом, в том числе и коллективом работников юридического труда, где повседневно совершаются «социальные факты» (явления взаимопомощи, дружбы и т.д.). Правильное понимание и использование личностных и межличностных отношений важно как для психологической теории, так и для юридической деятельности. Уровень ясности сознания - еще одна сторона структуры сознания. Она играет весьма существенную роль для юридической психологии, поскольку юридическая деятельность часто выполняется в экстремальных условиях, заметно влияющих не только на отдельные психические функции, но и на сознание в целом. Одним из низших уровней ясности сознания является спутанное сознание. «Каждый может наблюдать его у себя и других лиц в просоночном состоянии, в период перехода от сна к бодрствованию. Оно отмечается и у юристов в состоянии тяжелого утомления. Во время обморока сознание совсем отсутствует».4 Высшим уровнем сознания является самосознание. Самосознание - это осознание человеком своего «Я», роли в обществе и активное их регулирование. Высшей формой самосознания является коллективизм как самосознание личности, осознавшей себя членом коллектива. Иногда личность связывают не с сознанием в целом, а только с самосознанием. Такая точка зрения сужает понятие личности. Однако чем выше и яснее самосознание личности, тем больше ее ценность для общества.

Такова структура сознания, которая определяет и ряд его общих качеств: активность, константность, целостность, преемственность и ясность.