Файл: Курсовая работа esgповестка и ее реализация в пао Газпром направление подготовки Экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Экономический факультет

Кафедра Национальной экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА
«ESG-повестка и ее реализация в ПАО «Газпром»
направление подготовки «Экономика» (38.03.01). Квалификация «бакалавр»

Разработчик: Лебедева Юлия Витальевна

Студент группы: ЭЭКбд-03–21

Студенческий билет № 1032213109

__________________

подпись разработчика

«30» 12___________
Научный руководитель:

Нежникова Екатерина

Владимировна

Зам. зав. кафедры «Национальная Экономика» Доктор экономических наук, доцент.

__________________

подпись научного руководителя

Оценка. ECTS _____ Балл ________


Оригинальность "Антиплагиат"





%

проставляется научным руководителем


Москва

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретические основы ESG стратегии…………………………………3

    1. Понятия и принципы ESG стратегии…………………………………………3

    2. Методология ESG……………………………………………………………4

    3. Состояние вопроса повестки ESG в России на сегодняшний день……9

Глава 2 Анализ соблюдения ESG принципов в компании «Газпром»………….13

2.1 Общие характеристики компании «Газпром»……………………………….13

2.2 Соблюдение ESG принципов в компании «Газпром» и их оценка………13

2.3 Сценарии развития соблюдений принципов устойчивого развития на российских предприятиях………………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………21


Список источников …………………………………………….23

Введение

Актуальность темы в том, что помогает заинтересованным сторонам понять, как организации управляют рисками и возможностями, связанными с экологическими, социальными стандартами и стандартами управления (иногда называемыми факторами ESG). Хотя термин ESG часто используется в контексте инвестиций, заинтересованными сторонами являются не только инвестиционное сообщество, но и клиентов, поставщиков, сотрудников, общество в целом, которые все больше обеспокоены устойчивостью организационных операций.

Объектом исследования – является ПАО «Газпром»

Предметом исследования является эффект от реализации ESG повестки на энергетическом комплексе Газпром.

Целью работы является изучить и проанализировать преимущества следования за ESG стратегий на примере ПАО «Газпром»

Теоретической базой является

Статистическая база работы представлена: официальным сайтом Газпром и частными источниками, оценками и мнениями экспертов отрасли.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка литературы. В первой главе изучалось теоретическая основа ESG. Во второй части проводилась аналитика реализации ESG повестки на предприятие Газпром.
Глава 1. Теоретические основы ESG стратегии

1.1 Понятия и принципы ESG стратегии

ESG это инвестиционная философия, направленная на устойчивое развитие, а также на социально ответственное инвестирование. Совсем недавно ESG выигрышно выделила компании, которые вносят благоприятный вклад в свое развитие, основываясь на рассмотрении экологических и социальных вопросов как основополагающих элементов стратегического позиционирования. Видное место в обсуждениях повестки ESG занимает климат, но единого списка целей не существует, и концепции часто пересекаются. При этом три категории ESG все больше интегрируются в инвестиционный анализ, процессы и принятие решений.

“Е” в ESG охватывает углеродный след, выбросы парниковых газов, биоразнообразие, энергоэффективность, изменение климата и сокращение последствий загрязнения, управление отходами, водопользование и обезлесение.

“S” отражает трудовые стандарты, заработную плату и льготы, разнообразие на в совете директоров и на рабочих местах,

расовую справедливость, равенство в оплате труда, права человека, управление талантами, общественные отношения, конфиденциальность и защиту данных, здоровье и безопасность, управление цепочками поставок и другие вопросы человеческого капитала и социальной справедливости.

“G” включает в себя управление категориями “E” и “S” — состав и структура корпоративного совета, надзор за стратегической устойчивостью и соблюдение требований, вознаграждение руководителей, политический вклад и лоббирование, а также взяточничество и коррупция.

Бизнес, который нацелен на получение хорошей оценки ESG, должен состоять из трех постулатов– фундаментом для развития которого должны стать определенные стандарты:

 Экологический.

 Управленческий.

 Социальный

Оказываемый положительный эффект от соблюдения перечисленных выше принципов ведет компанию к устойчивому и стабильному развитию.

1.2 Методология ESG.

Методология НРА основывается на национальных документах исходя из международных принципов, которые легли в основу национальных стандартов и нормативных документов.

По итогам оценивание осуществляется верификация — выдача заключения о том, что предмет соответствует либо не соответствует требованиям, предъявляемым к «зеленым» инструментам. Также может быть выдвинуто заключение, что провести оценку соответствия не представляется возможным из-за нехватки, отсутствии достаточной информации или при наличии сомнений, что предмет соответствует требующемся условиям.

Смысл методологии ESG в том, что она позволяет проводить оценку подверженности к рискам (экологическим, социальным и управленческим рискам) компаний и соблюдение практик устойчивого развития с позиции сравнения с международными и национальными ориентирами. Этот рейтинг является не кредитным, ведь он не содержит информацию о способности компании исполнять финансовые обязательства, в них речь идет только о рисках в области устойчивого развития.

Срок действия рейтинга равен одному году, после истечения которого он должен быть снова актуализирован.

Особенность методологии НРА заключается в том, что все три блока — E, S и G —равны между собой и доля каждого составляет 33.3%. Как вследствие это отражает их одинаковый вклад в развитие компании и снижение уровня рисков для нее.


При присваивании ESG-рейтинга используются 3 основных принципа:

  1. Принцип деления по отраслевой специализации, то есть предусмотрены отдельные наборы показателей для нескольких отраслей: промышленность и добыча, финансовый сектор, потребительский сектор, сектор нефинансовых услуг и недвижимость.

  2. Принцип релевантности. Он гласит о том, что каждая компания даже внутри одной отрасли имеет собственную специфику, поэтому для оценки используются только релевантные показатели. Например, нет смысла оценивать взаимодействие с коренными и малочисленными народами, если компания не ведет деятельность в регионах их проживания. Релевантность как раз означает проведение оценки только исходя из основной деятельности компании, а не проставление нулей, что может негативно отразиться на рейтинге.

  3. Принцип практического подтверждения документов означает, что компания должна определённым образом подтвердить или доказать, что этот документ не является формальным, а действительно используется в работе.

При определении ESG-рейтингов используются следующие показатели:

  1. Блок Е (экология):

  • Экологический менеджмент: качество управления в сфере охраны окружающей среды

  • Воздействие на окружающую среду: прямое воздействие деятельности компании на окружающую среду (атмосферное загрязнение, водоотведение, землепользование, отходы и упаковка, сохранение биоразнообразия).

  • Изменение климата: степень интеграции в деятельность компании климатической повестки (позиция в отношении климатических рисков, наличие программ адаптации, участие в международных и национальных инициативах).

  • Использование ресурсов: эффективность использования ресурсов (водопотребление, энергоэффективность, реализация программ ресурсосбережения).

  • Блок S (социальная политика):

    • Общество: социальные инвестиции и развитие региона присутствия, а также деятельность в области благотворительности и волонтерства.

    • Человеческий капитал: кадровая политика и социальная поддержка сотрудников (компенсации работникам в виде льгот, медицинского обслуживания, пенсионного страхования, наличие социальных программ помощи), охрана труда, текучесть кадров.

    • Клиенты: политика взаимоотношения с клиентами, мероприятия по обеспечению/повышению качества, безопасности и доступности услуг, а также влияние на общество через клиентов. Данный блок показателей применяется при оценке финансовых компаний, а также нефинансовых компаний потребительского сектора.

    • Права человека и дискриминация: политика и стандарты компании в области соблюдения прав человека, наличие механизмов реагирования и решения этических вопросов, инклюзивности, гендерный и возрастной баланс, а также наличие требований к контрагентам в области соблюдения прав человека и этичности ведения бизнеса.


  • Блок G (корпоративное управление):

    • Структура собственности: прозрачность структуры собственности и бенефициарных владельцев, прозрачность структуры владения, а также деловая репутация бенефициарных владельцев.

    • Стратегия: наличие опубликованной долгосрочной стратегии компании, отражение в ней ключевых воздействий, рисков и возможностей, а также интеграция ESG-факторов в долгосрочную стратегию;

    • Влияние акционеров/участников: уровень концентрации структуры собственности, сбалансированность влияния различных групп собственников, наличие фактов пренебрежения интересами миноритарных акционеров/участников, или фактов влияния, наносящего ущерб другим заинтересованным лицам, вследствие чего могут иметь место корпоративные конфликты.

    • Соблюдение интересов акционеров/участников: процедуры проведения общих собраний акционеров/участников, дивидендная политика и практика дивидендных выплат, состав, роль и активность совета директоров, наличие и эффективность работы ключевых комитетов, роль корпоративного секретаря, система оценки и вознаграждения совета директоров и исполнительных органов.

    • Взаимодействие с заинтересованными лицами: уровень развития стейкхолдер-менеджмента, взаимодействие и раскрытие информации в интересах стейкхолдеров.

    • Система управления рисками и внутреннего контроля: наличие и задачи системы управления рисками и внутреннего контроля, закрепление обязанностей и задачи внутреннего аудита, наличие соответствующей утвержденной нормативно-методологической базы.

    • Раскрытие информации: уровень раскрытия и качество раскрываемой информации: соответствие содержания раскрываемой финансовой и нефинансовой информации национальным и международным требованиям и лучшим практикам, доступность, периодичность и своевременность раскрытия информации, наличие внешних заверений отчетности, деловая репутация аудитора.

    • Управление в области устойчивого развития: интеграция повестки ESG через Совет Директоров, наличие в компании подразделения или менеджера по устойчивому развитию, система выявления и управления рисками в области устойчивого развития, наличие ключевых показателей эффективности (KPI) по выполнению целевых показателей стратегии устойчивого развития и внедрения ESG-принципов в деятельности компании.