Файл: Курсовая работа Л. А. Иванникова, преподаватель (подпись) г. Красноярск, 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подбирая игру воспитатель, учитывают ее место в режиме дня ребенка. Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе,
во время прогулки. На прогулках за час до дневного сна и после него проводятся игры любой подвижности (с учетом сезона и температуры воздуха). В прохладную погоду подбирают игры средней и большой подвижности, учитывая при этом одежду ребенка (некоторую ограниченность его движений).

Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные
и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.

На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные.

Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно снова возвратиться к первой игре.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности
и проводить ее в кругу.

Чтобы вовлечь детей в участие в подвижных играх, нужно создать у них интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,- говорит воспитатель.- Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц».


Очень важно объяснить правила игры. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).

В средней группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. Если игра очень сложная,
то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры.
Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль,
как прыгает зайчик.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит
от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы,
от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. В средней группе воспитатель вначале выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее. Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей. [10]
Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает


у детей желание точно выполнять правила игры. Педагог подсказывает,
как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться. Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки
и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием
и самочувствием каждого ребенка. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например,
при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений. Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста.

При окончании игры воспитатель подводит итоги: отмечаются те,
кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует,
как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних,
а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить
в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.[7]

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются
его познавательные способности. Игра важна и для подготовки к будущему,
и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
ПОРТФОЛИО РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР В СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

Пояснительная записка

Картотека подвижных игр необходима для быстрого подбора игр. Игры
в картотеку подбирались по трем основаниям: возраст детей, место проведения, направленность.



В данной картотеки собраны игры для средней возрастной группы, направленные на развитие ловкости, быстроты бега, развитие внимания и смекалки. Игры представленные в данной картотеки подойдут для проведения на прогулке в летнее время.

Описание подвижных игр
«Бездомный заяц»
Цель: Выполнение действовать по сигналу. Развитие внимания, смекалки.

Количество детей: Неограниченно.

Инструкция, правила игры: Дети-зайцы делают из скакалок, сложенных кольцом, домики. По сигналу воспитателя зайцы выбегают из домиков, скачут друг за другом, прыгают на одной ноге. Зайцы спешат занять любой домик, но одному домика не хватает. Он становится «бездомным зайцем». Теперь он выступает в роли ведущего, произнося: «Зайцы в поле побежали, по полянке поскакали». Дети выбегаю и резвятся на площадке. Игра продолжается.

Атрибуты: скакалки.
«Ловишки»
Цель: Выполнение бега в разных направлениях, не наталкиваясь друг
на друга.


Количество детей: Неограниченно.

Инструкция, правила игры: Дети произвольно располагаются
на площадке. Ведущий — ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки. Воспитатель говорит: «Раз, два, три — лови!» По этому сигналу все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда ловишка поймает 3—4 играющих. Затем выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4—5 раз. Указания. Для того чтобы дети лучше ориентировались, ловишке можно выдавать какой-либо отличительный знак — повязать на руку ленточку, приколоть бант, надеть шапочку с султанчиком и т. п. Если ловишка оказался неловким и долгое время никого не может поймать, воспитатель останавливает игру и назначает другого водящего.
Атрибуты: ленточка для ловишки.
«У медведя во бору»
Цель: Выполнение бега на противоположную сторону площадки, не наталкиваясь на друг друга, имитирование движений соответствующих словам.
Количество детей: Неограниченно.

Инструкция и правила игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором: У медведя
во бору, грибы, ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит.


Как только дети закончили говорить стихотворение, медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

Атрибуты: Грибы, ягоды, корзинки, маска медведя.


«Цветные автомобили»
Цель: Развитие внимания, умения различать цвета и действовать
по зрительному сигналу. Упражнение в беге, ходьбе.


Количество детей: Неограниченно.

Инструкция и правила игры: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок, какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом
к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке
в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2 , и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража. Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу. Если флажок опущен, автомобили не двигаются.


Атрибуты: флажки разных цветов по количеству детей.

«Птички и кошка»

Цель: Развитие решительности, упражнение в беге с увертыванием.

Количество детей: Неограниченно.

Инструкция и правила игры: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка. Кошка ловит птичек только
в кругу. Кошка может касаться птичек, но не хватать их.


Атрибуты: шнур со связанными концами.

«Найди себе пару»

Цель: Развитие умения выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнение в беге, распознавании цветов.

Количество детей: Неограниченно.

Инструкция и правила игры: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!». Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу воспитателя. Каждый раз играющие должны иметь пару.