ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая средаанализируется при помощи науч­но-технического прогноза (научно-технические тенденции в науках, относящихся к данной отрасли производства, особен­но возможные технологические прорывы).

Анализ специфической (ближней) окружающей средыобычно ассоциируют с анализом рыночного окружения, и он включает в себя следующие этапы:

    1. производственный прогноз должен содержать информа­цию о перспективах роста (падения) производства отдельных видов продукции, производимой предприятием.

    2. структурные сдвиги прогнозируются для уменьшения неопределенности при  принятии  стратегических  решений: возможные   изменения  сырья,   квалификации   работников, уровня образования. Кроме того, большое внимание должно быть уделено возможному изменению структуры и характера потребления выпускаемой продукции.

    3. конкурентный анализ окружающей среды проводится чаще всего по трем основным параметрам: структурный ана­лиз  конкурентного окружения,  определение конкурентной позиции (стратегических групп) и анализ структуры рынка.

Анализ  внешней  среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается  в  этой  среде.

Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление  не  только  о  существенных внешних проблемах,  но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.

Во внутреннее обследование среды предприятия входят такие функции,  как маркетинг, бухгалтерский учет,  операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации. При обследовании функции маркетинга  необходимо  обратить внимание на семь областей анализа:

  • конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости,  являющаяся существенной целью для компании;

  • разнообразие  и качество ассортимента изделий,  которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством;

  • рыночная демографическая статистика,  контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей;

  • рыночные  исследования и разработки новых товаров и услуг;

  • предпродажное  и  послепродажное обслуживание клиентов

  • эффективный сбыт,  реклама и продвижение товара;

  • прибыль.


Анализ финансового состояния может принести пользу организации и содействовать повышению эффективности процесса стратегического планирования. Преимущества, которые дает организации постоянный контроль финансового положения, сил и возможностей организации  значительно перевешивают недостатки и затруднения, обусловленные его проведением. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости в организации, ее положение организации, относительно конкурентов. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству зоны внутренних сильных и слабых сторон в долгосрочной перспективе.

Весьма важным для длительного  выживания  фирмы  является непрерывный анализ управления операциями.  В ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями  следует обратить внимание на следующие вопросы:

1) может ли фирма продавать товары или  услуги  по  более низкой цене, чем ее конкуренты. Если нет, то почему;

2) какой доступ фирма имеет к новым материалам. На скольких поставщиков она завязана;

3) какое оборудование на фирме;

4) рассчитаны ли закупки на снижение величины  материальных  запасов и времени реализации заказа.  Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и  выходящими изделиями;

5) подвержена  ли  продукция  фирмы  сезонным  колебаниям спроса. Если так, то как можно исправить существующую ситуацию;

6) может ли фирма обслуживать те рынки,  которые не могут обслужить ее конкуренты;

7) обладает  ли фирма эффективной и результативной системой контроля  качества.  Насколько  эффективно  спланирован  и спроецирован процесс производства.

Истоки большинства проблем в организации кроются в  человеческих ресурсах.  Здесь необходимо учитывать:  тип сотрудников, компетентность и подготовка руководства,  систему вознаграждений, преемственность руководящих должностей, подготовку и повышение квалификации сотрудников,  потери ведущих специалистов и их причины, качество изделий и работу сотрудников. Культура фирмы (атмосфера или климат в  организации)  используется для  привлечения  работников  отдельных типов и для стимулирования определенных типов поведения.  Имидж корпорации создается с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения. Формирование стратегии фирмы в целом приобретает все большее значение. Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий. Ограниченного роста придерживаются большинство  организации в развитых странах. Для него характерно установление целей от достигнутого, скорректированных объединений фирм в никак не связанных отраслях. Реже всего руководители выбирают стратегию сокращения. В ней уровень  преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих фирм сокращение может означать путь рационализации и  переориентации операций. В этом случае возможны несколько вариантов:


  • ликвидация  (полная  распродажа  материальных запасов и активов организации);

  • отчисление  лишнего  (отделение фирмами некоторых своих подразделений или видов деятельности);

  • сокращение и переориентация (сокращение части своей деятельности в попытке увеличить прибыли).

К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда показатели деятельности компании продолжают  ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации.

Стратегии сочетания всех альтернатив будут придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях. Стратегия сочетания представляет собой объединение любых из трех упомянутых стратегий, - ограниченного роста, роста и сокращения.

Рассмотрев имеющиеся стратегические альтернативы, руководство обращается к конкретной стратегии, осуществляя выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Хотя выбор общей стратегии представляет собой как право, так и обязанность высшего руководства, окончательный выбор оказывает глубокое влияние на всю организацию.

После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями. Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, представляющей собой конкретные краткосрочные стратегии; политики, представляющей общие ориентиры для действий и принятия решений; процедур, предписывающих действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации; и правил, точно указывающих, что следует делать в конкретной ситуации.

Традиционно под реализацией стратегии понимается комплекс уп­равленческих действий по обеспечению ее выполнения. Он включает в себя последовательное выполнение пунктов стратегического плана, рас­пределение обязанностей, ответственности, меры стимулирования, не­обходимую координацию усилий подразделений организации и соот­ветствующий контроль. Как и любое целенаправленное действие, реализация стратегии нуждается в соответствующем ресурсном обес­печении: организационном, финансовом, информационном, матери­ально-техническом и кадровом

Вместе с тем реализация стратегии не сводится к стандартным про­цедурам реализации обычных тактических управленческих решений. Любая стратегия «прорастает», проявляется и воплощается в культуре организации, организационной структуре и персонале. При этом реа­лизация выбранной конкретной стратегии требует адекватных ей спе­цифических черт этих составляющих организации.


Разработка и последующая реализация стратегического плана кажется простым процессом. К сожалению, слишком многие организации применяют метод "внедрить немедленно" по отношению к планированию и катастрофически проваливаются. Непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайное значение для долгосрочного успеха плана.

Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни - сверху вниз.

Критерии оценки строятся на основе конкретных целей, которые были выработаны на стадии стратегического планирования. Все кри­терии, применяемые в процедуре контроля, выбираются из целей, ко­торые лежат в основе стратегии организации. Эти цели должны быть измеримыми и ориентированными во времени, чтобы можно было со­поставить результаты, полученные организацией, подразделением или отдельным человеком, с предварительными ориентирами и целями. Непосредственному количественному измерению поддаются не все цели, в этих случаях полезно формировать косвенные показатели. Для любой цели обязательно следует устанавливать контролируемые из­меримые параметры, в противном случае весь процесс управления теряет всякий смысл[10].

В этой главе рассмотрен поэтапно весь процесс стратегического планирования, от установления миссии и целей организации, оценки внешней и внутренней среды предприятия, до выбора, реализации и оценки стратегического плана.


Глава 3. Организация процесса стратегического планирования на оао «лента».

Традиционно на практике на предприятиях уделяется самое серьезное внимание вопросам стра­тегического управления, и особенно стратегического планирования, а прежде всего - планирования финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов и определения источников их получения, уменьшения риска в достижении поставленных целей и оценки эффек­тивности использования ресурсов.

3.1 Организационная характеристика оао « Лента »

ОАО «Лента» одно из ведущих предприятий текстильно-галантерейной промышленности. ОАО «Лента» насчитывает более 500 постоянных потребителей на территории России, ближнего Зарубежья и стран Прибалтики. Согласно данных Российского союза предпринимателей текстильной  и легкой промышленности ОАО «Лента» по итогам 9мес. 2008года занимает 25% доли рынка производства в лентоткацкой отрасли России. Предприятие производит более 400 видов лент и более 150 видов изделий готовой продукции из лент. За более 60 лет существования ОАО «Лента» зарекомендовало себя надежным партнером.

 Предприятие оснащено лентоткацким, крутильным, плетельным, швейным и красильно-отделочным оборудованием, что позволяет гибко подходить к выполнению заказа и выпускать продукцию, отвечающую любым пожеланиям потребителей гражданской и оборонной промышленности с самыми высокими требованиями.

С 2004 года на ОАО «Лента» установлено новое технологическое оборудование – ткацкие станки NF для производства лент для ремней безопасности, станки NC для производства лент для строп и стяжных ремней, станки MN для изготовления лент ЛТК. Приобретена красильно-отделочная линия Магеба. Технологами предприятия были разработаны и внедрены новые технологические процессы выработки лент и новый процесс крашения полиэфирных лент. За 2008 год подработано более 20 новых лент и готовых изделий, из них внедрено в серийное производство более 7 наименований.

Освоен выпуск новых направлений: грузоподъемные средства, мягкие контейнеры.

На предприятии действует система управления охраной труда и трехступенчатый метод контроля за состоянием охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности.

ОАО «Лента» является активным членом Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, Союза производителей грузовой оснастки.