ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2024
Просмотров: 293
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Основные понятия и категории, применяемые в сэс.
Основные группировки и классификации сэс.
Лекция №3. Статистика трудовых ресурсов.
3) Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
4) Не оплачиваемые работники семейных предприятий.
5) Члены коллективных предприятий, имеющие равные права в решении всех хозяйственных вопросов.
6) Лица не поддающиеся классификации в силу недостаточной информации о них.
Показатели движения рабочей силы.
Статистика трудовых конфликтов.
Показатели эффективного использования живого труда.
Статистика национального богатства.
Показатели статистики оборотных фондов.
Статистика природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Лекция №6. Статистика производства и использования национального продукта.
Методы расчета ввп (3 метода).
3) Метод конечного использования.
Лекция №7 показатели производства товаров и услуг по отраслям экономики
Лекция №8. Статистика бюджета и бюджетной системы.
Финансовые показатели деятельности предприятий и организаций.
По мотивам семинара № “?” Оценка ввп в постоянных ценах.
Статистика затрат на производство продукции, работ и услуг.
Лекция №10 Статистика уровня жизни населения.
Лекция №12. Статистика эффективности общественного производства.
Лекция №13 Статистика финансовых рынков. Статистика страхования.
Валовая добавленная стоимость (ВДС) в постоянных ценахоценивается как разность валового выпуска и промежуточного потребления, определенных в постоянных ценах:.
3) Метод экстраполяции показателей базисного периода с помощью индексов физического объема.Он применяется в расчетах, когда отсутствует информация о ценах, но есть данные об изменении объемов выпуска продукции или оказании услуг. Он заключается в том, что объем продукции базисного периода в постоянных ценах умножается на индекс физического объема продукции для получения объема продукции текущего периода в постоянных ценах:.
4) Метод прямой переоценки.Он применяется в тех случаях, когда известны данные как о количестве продукции, так и о ценах на нее. Этот метод заключается в том, что объем продукции текущего периода в постоянных ценах получают путем перемножения количества потребленной или произведенной в текущем периоде продукции на ее цену в базисном:. Этот метод применяется только в тех случаях, когда продукция достаточно однородна, например, для вычисления показателей производства и использования продукции сельского хозяйства.
Лекция № 9
Основными показателями, характеризующими финансовые результаты деятельности предприятий, являются прибыль и рентабельность.
Различают следующие виды прибыли на предприятии:
балансовая прибыль;
прибыль от реализации продукции;
чистая прибыль.
Балансовая прибыльпредставляет собой финансовые результаты от реализации продукции основных средств и другого имущества, а также доходы за вычетом убытков от внереализационной деятельности.Внереализационные доходывключают дивиденды по ценным бумагам, принадлежащих предприятию, средства от сдачи имущества в аренду, доходы от операций с иностранной валютой, доходы от долевого участия в деятельности других предприятий.Внереализационные убыткисостоят из затрат, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, стоимости ущерба от уценки готовой продукции, судебных издержек, штрафных санкций за невыполнение обязательств по поставкам и убытков от содержания неиспользуемых объектов.
Прибыль от реализации продукциирассчитывается, как разность между выручкой от её реализации и затратами на её производство и реализацию.
Чистой является прибыльпредприятия, которая остается в его распоряжении после уплаты всех обязательных и добровольных платежей. За счет чистой прибыли на предприятии формируются:
фонд развития производства;
фонд материального поощрения;
фонд социального развития;
фонд накопления;
резервный фонд.
Рентабельность– это относительный показатель, характеризующий прибыльность функционирования предприятия.Различают 2 вида рентабельности:
1) Общая рентабельность, которая рассчитывается в %, как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и материальных оборотных средств.
2) Рентабельность реализованной продукции, которая рассчитывается в %, как отношение прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции. Для изучения динамики прибыльности функционирования предприятия применяют индексный метод. На отдельных предприятиях вычисляют индивидуальные индексы рентабельности, по группе предприятий рассчитывают индексы рентабельности переменного, постоянного состава и влияния структурных сдвигов.
Под финансовой устойчивостью предприятияподразумевают способность субъекта хозяйственной деятельности возмещать затраты и расплачиваться по своим обязательствам.Для оценки финансовой устойчивости предприятия используются следующие показатели:
1) Коэффициент автономии, который характеризует степень независимости финансового состояния предприятия от заемных средств и рассчитывается, как отношение величины собственных средств к сумме всех финансовых ресурсов предприятия. Величина данного коэффициента должна быть не менее 0,6 и его рост свидетельствует о способности хозяйствующего объекта производить платежи за счет собственных средств.
2) Коэффициент абсолютной ликвидности, который характеризует способность предприятия погашать задолжность и рассчитывается, как отношение суммы наличных денежных средств и средств, находящихся на счетах предприятия к сумме задолжности предприятия.
3) Коэффициент финансового левеража, определяется, как отношение величины заемных средств к сумме собственных средств предприятия. Величина данного коэффициента должна быть меньше 1.
Статистика затрат на производство продукции, работ и услуг.
Деятельность предприятий всех форм собственности связана с определенными затратами. На предприятиях, занимающихся производственной деятельностью определяют издержки производства, а на предприятиях, осуществляющих снабженческую и торгово-посредническую деятельность, определяют издержки обращения. Основными задачами статистики затрат на производство продукции являются:
1) Изучение объема и структуры затрат на производство и реализацию продукции.
2) Анализ уровня и динамики себестоимости продукции.
3) Изучение резервов снижения себестоимости продукции.
При изучении затрат на производство продукции различают общую величину затрат (издержки производства) и затрат на производство единицы продукции (себестоимость продукции). Себестоимостьявляется частью цены товара ивключает следующие виды затрат:
1)Затраты, непосредственно связанные с производственным процессом (сырье, материалы, топливо, энергия).
2)Затраты на оплату труда и отчисления на социальное страхование.
3)Затраты на ремонт основных фондов, включая амортизационные отчисления.
4)Затраты на реализацию продукции.
Различают 2 вида себестоимости продукции:
1) Производственная себестоимость, которая включает только те затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции.
2) Полная себестоимость, которая включает производственную себестоимость и затраты, связанные с хранением и реализацией готовой продукции.
Затраты на производство продукции классифицируют по следующим элементам:
1) По экономическому содержаниюони подразделяются на затраты живого и овеществленного труда.
2) По месту возникновенияони подразделяются на общепроизводственные, расходы на оплату труда и социальные отчисления, расходы на содержание оборудования и потери от брака.
3) По отношению к технологическому процессуони подразделяются на постоянные и переменные.
Для изучения динамики себестоимости продукции на отдельных предприятиях, производящих только 1 вид продукции, рассчитывают индивидуальные индексы себестоимости. На отдельных предприятиях, производящих разнородные виды продукции, рассчитывают агрегатный индекс себестоимости. По группе предприятий, производящих 1 вид продукции рассчитывают индексы себестоимости переменного, постоянного состава и влияния структурных сдвигов. Отличительной чертой всех индексов себестоимости является то, что они рассчитываются только по сравнимой продукции (по той продукции, которая производилась и в базисном и в отчетном периодах).
Издержки обращения.
При реализации продукции от производства к потребителям отрасли сферы обращения несут затраты по транспортировке, погрузке и выгрузке продукции, содержанию складских и конторских помещений, а также затраты на содержание административно-управленческого персонала. Издержки обращения представляют собой всю сумму трудовых, материальных и финансовых затрат, направленных на осуществление торгово-посреднеческой деятельности. По экономическому содержаниюиздержки обращения подразделяются на производственные и чистые.Производственные издержки обращенияобусловлены продолжение и завершением производственного процесса в среде обращения и включают расходы на транспортировку и хранение товаров, их расфасовку и упаковку.Чистые издержки обращениявключают затраты на рекламу, выплату процентов по кредитам и расходы на зарплату работников торговли, кроме продавцов.
Относительный уровень издержек обращениярассчитывается в процентах, как отношение абсолютной суммы издержек обращения к товарообороту и являются показателем экономической оценки эффективности использования затрат в сфере обращения. Для изучениядинамики уровня издержек обращенияприменяют индексный метод.