Файл: социально-экономическая статистика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2024

Просмотров: 273

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основные понятия и категории, применяемые в сэс.

Основные группировки и классификации сэс.

4) По формам собственности.

Лекция №2.

Лекция №3. Статистика трудовых ресурсов.

3) Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

4) Не оплачиваемые работники семейных предприятий.

5) Члены коллективных предприятий, имеющие равные права в решении всех хозяйственных вопросов.

6) Лица не поддающиеся классификации в силу недостаточной информации о них.

Показатели движения рабочей силы.

Лекция №4.

Статистика трудовых конфликтов.

Статистика оплаты труда.

Показатели эффективного использования живого труда.

Статистика национального богатства.

Статистика основных фондов.

Лекция №5.

Показатели статистики оборотных фондов.

Статистика природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Лекция №6. Статистика производства и использования национального продукта.

Методы расчета ввп (3 метода).

2) Распределительный.

3) Метод конечного использования.

Лекция №7 показатели производства товаров и услуг по отраслям экономики

Промышленность

Сельское хозяйство

Строительство

Транспорт

Торговля

Лекция №8. Статистика бюджета и бюджетной системы.

Финансовые показатели деятельности предприятий и организаций.

По мотивам семинара № “?”  Оценка ввп в постоянных ценах.

Лекция № 9

Статистика затрат на производство продукции, работ и услуг.

Издержки обращения.

Лекция №10 Статистика уровня жизни населения.

Лекция №11

Лекция №12. Статистика эффективности общественного производства.

Лекция №13 Статистика финансовых рынков. Статистика страхования.

Лекция №8. Статистика бюджета и бюджетной системы.

Финансы, в широком смысле, представляют собой экономические отношения, выраженные в денежной форме, возникающие при формировании, распределении и использовании денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода страны.Основными задачами финансовой политики являются:

1)Обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализацию той или иной государственной программы экономического и социального развития.

2)дальнейшее развитие сложившихся экономических отношений в стране.

Одним из важнейших направлений статистики финансов является изучение государственных финансов (бюджетов различных уровней, предприятий и организаций).

Бюджетпредставляет собой форму образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. Бюджет составляется на 1 финансовый год, который длится с 1 января по 31 декабря.Бюджетная система РФсостоит их 3-ёх уровней:

1)Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2)Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3)Местные бюджеты.

Каждый из уровней бюджетной системы решает свои конкретные задачи социально экономического развития. Основным методологическим документом, на основе которого должны составляться и исполняться бюджетыявляетсябюджетная классификация. Современная бюджетная классификация введена в РФ с 1995 г. И представляет собой группировку доходов и расходов всех уровней бюджетной системы.Доходы бюджетапредставляют собою часть централизованных ресурсов государства, которые необходимы для осуществления его функций. Они представляют собой обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет. Основным средством привлечения национального дохода в бюджет являютсяналоги и сборы, которые устанавливаются исполнительной и утверждаются законодательной властью.Доходы подразделяются на налоговые и не налоговые.Налоговые доходыформируются за счет обязательных платежей в бюджет, поступающих в строго установленном размере в строго установленные сроки.К ним относятся:


  • налог, взимаемый в зависимости от фонда оплаты труда;

  • лицензионные и регистрационные сборы;

  • налог на собственность;

  • налог на товары и услуги;

  • отчисления на социальное страхование;

  • налог на имущество;

  • платежи за пользование природными ресурсами;

  • налог на внешнюю торговлю, включая таможенные пошлины;

  • специальный налог с предприятий и организаций для поддержания важнейших отраслей экономики.

Не налоговые доходыпредставляют собой совокупность не возвратных, безвозмездных поступлений.К ним относятся:

  • доходы от аренды и продажи государственной собственности, в том числе и от приватизации;

  • административные платежи;

  • штрафные санкции;

  • доходы от реализации государственных запасов;

  • доходы от продажи земли;

  • безвозмездные поступления от различных внебюджетных фондов и правительств других стран.

В отличии от международной классификации, доходы от продажи государственных запасов и земли, включаются в российской классификации в показатель не налоговых поступлений. Добровольные поступления от различных международных организаций внебюджетных фондов в российской классификации не выделяются отдельным пунктом.

Расходы бюджетапредставляют собой затраты, связанные с выполнением государством своих функций.В настоящее время существует следующая классификация расходов бюджета:

1) Расходы на национальную оборону, которыеподразделяются на прямые и косвенные.К прямым военным расходам относятсязатраты на производство новейших стратегических вооружений, на содержание и обучение личного состава вооруженных сил страны, участие в международных военных блоках, научные исследования военного характера.Косвенные военные расходыформируются за счет части процентов, выплачиваемых по государственному долгу, а также за счет пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших.

2) Вмешательство в экономикуозначает целенаправленное воздействие государственного бюджета на процесс воспроизводства и развития производительных сил страны и предусматриваетучастие государства в развитии отдельных отраслей экономики.К ним относятся:


  • затраты на научно исследовательские разработки;

  • на развитие экономики и социальной инфраструктуры;

  • на поддержку сельского хозяйства и других секторов экономики;

  • затраты на обеспечение занятости в некоторых отраслях экономики и регионах страны;

  • затраты на стимулирование экспорта;

  • затраты на ликвидацию последствий стихийных бедствий.

3) Содержание государственного аппарата управления, включая расходы на содержание органов государственной и исполнительной власти, судов и прокуратуры, отдельных министерств и ведомств.

4) Расходы на осуществление международной деятельности.

5) Расходы на социальную сферу– расход на образование и здравоохранение, культуру и искусство, социальное страхование и социальное обеспечение.

6) Предоставление субсидий развивающимся странам.

Определяют сальдо доходной и расходной частей бюджета. Анализ исполнения государственного бюджетапроизводится путем вычисления относительной величины плана и выполнения плана по отдельным статьям доходов и расходов бюджета, изучения структуры доходной и расходной частей, а также путем вычисления аналитических показателей динамики.


Финансовые показатели деятельности предприятий и организаций.

Финансы субъектов хозяйственной деятельностипредставляют собой экономические отношения, выраженные в денежной форме, возникающие при образовании, распределении и использовании денежных фондов и накоплений в процессе производства и реализации продукции.Финансовые отношения возникают:

1)В процессе формирования доходов внутри самого предприятия, формирования и использования целевых фондов внутри хозяйственного назначения.

2)С государством в процессе формирования и использования бюджетных средств.

3)С другими предприятиями и организациями при вложении денежных средств в акции и облигации этих предприятий.

4)С банками, при получении краткосрочных и долгосрочных кредитов и выплате % по ним.

5)Со страховыми компаниями при формировании и использовании страховых фондов.

Основными задачами статистики финансов предприятий являются:

1)Изучение состояния и развития финансово-денежных отношений субъектов хозяйственной деятельности.

2)Изучение объема и структуры источников формирования финансовых ресурсов предприятия.

3)Анализ основных направлений использования денежных средств предприятия.

4)Анализ уровня и динамики прибыли и рентабельности предприятия.

5)Оценка финансовой устойчивости предприятия.

Финансовые ресурсы субъекта хозяйственной деятельности представляют собой денежные средства, находящиеся в их распоряжении.На создаваемом предприятии основным источником финансовых ресурсов является уставной фонд, т. е. сумма вкладов учредителей.На действующих предприятиях финансовые ресурсы формируются за счетсобственных и привлеченных средств, в том числе за счет прибыли от реализации произведенной продукции, амортизационных отчислений, финансовых поступлений от продажи акций и облигаций, получения кратко и долгосрочных кредитов, бюджетных ассигнований и т. д.

По мотивам семинара № “?”  Оценка ввп в постоянных ценах.

ВВП в фактических или текущих ценах определяется в следующих случаях:

1)Для определения объема и структуры производства.


2)Для характеристики процесса распределения и перераспределения ВВП.

3)Для изучения конечного использования ВВП по различным направлениям.

4)Для отражения фактически сложившихся пропорций и взаимосвязей.

5)Для сопоставления с другими макроэкономическими показателями.

Для измерения экономического роста и характеристики инфляционных процессовмногие макроэкономические показатели выраженные в фактических ценах, необходимо перевести в постоянные, т. е. измерить показатели в ценах года, принятого за базу.

Для изучения динамики физического объема ВВП необходимо исключить влияние цен на товары и услуги.

Индекс физического объема ВВП, это показатель, представляющий собой отклонение объемов ВВП данного и предшествующего периодов, выраженных в одних и тех же постоянных ценах:. Индексы физического объема ВВП являются во всем мире наиболее важными показателями роста ВВП. Объем ВВП в постоянных ценах используется для измерения объема инфляции, т. е. повышение общего уровня цен.

Индекс-дефлятор ВВП– это показатель, представляющий собой отношение объемов ВВП данного периода, выраженных соответственно в текущих и постоянных ценах:. Индекс-дефлятор ВВП рассматривается, как показатель, наилучшим образом отражающий динамику уровня цен.

Существует много методов переоценки ВВП. Мы рассмотрим 4:

1) Метод дефлятирования с помощью индекса цен.Он применяется для переоценки компонентов конечного использования ВВП и заключается в том, что стоимость произведенной или потребленной продукции в текущем периоде в фактических ценах делится на соответствующий индекс цен для получения объема продукции текущего периода в постоянных ценах:(Индекс Пааше). Поскольку на практике индексы цен строятся обычно с использованием системы весов базисного периода, то пересчет агрегированных показателей с помощью методов дефлятирования может приводить к искаженным результатам.

Для того, чтобы уменьшить возможные ошибки дефлятирование производится на максимально детализированном уровне.

2) Метод двойного дефлятирования. Он применяется для вычисления в постоянных ценах добавленной стоимости, как основного компонента ВВП. Этот метод состоит в последовательном дефлятировании с начала выпуска, а затем промежуточного потребления:.