ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Понятие спроса. Закон спроса

2.Неценовые детерминанты спроса.

3.Закон предложения. Равновесная цена.

6.Содержание понятия конкуренции и ее роль в развитии экономики.

7.Функции конкуренции.

8.Процесс формирования монополий.

9.Общие черты картеля, синдиката, треста, концерна.

10.Охарактеризуйте модель рынка совершенной конкуренции.

11.Методы и способы конкурентной борьбы.

12.Охарактеризуйте модель рынка монополистической конкуренции.

13.Охарактеризуйте модель рынка олигополии.

14.Охарактеризуйте модель рынка монополии.

15.Антимонопольное регулирование экономики.

16.Два подхода к определению сущности заработной платы.

17.Заработная плата как цена товара рабочая сила. Формы зароботной платы и их роль в стимулировании труда.

18.Основы дифференциации зароботной платы.

19.Понятие номинальной и реальной заработной платы.

20.Стоимость товара рабочая сила. Факторы, определяющие величину товара рабочая сила.

21.Неравенство доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни.

22.Две концепции издержек производства.

23.Понятие бухгалтерских и экономических издержек производства. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

24.Понятие нормальной прибыли.

25.Понятие альтернативных издержек.

26.Закон убывающей отдачи.

27.Условия максимизации прибыли и минимизации убытков.

1.Понятие спроса. Закон спроса

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара.

2.Неценовые детерминанты спроса.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево. К неценовым факторам относят: доходы потребителей, вкус и мода, количество потребителей, цены заменителей, ожидания потребителей, цены дополняющих товаров.

3.Закон предложения. Равновесная цена.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Равнове́сная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:

  • цена, при которой спрос и предложение равны;

  • цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

  • цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

6.Содержание понятия конкуренции и ее роль в развитии экономики.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.


Конкуренция — основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса и снижения издержек производства и цен. Побуждая предприятия снижать свои производственные затраты, приводя к ликвидации обременительных для общества убыточных производств, конкуренция способствует интенсификации, повышению эффективности общественного производства. Ориентируя товаропроизводителя на потребности рынка, конкуренция создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения производственных запасов.

7.Функции конкуренции.

  1. Функция регулирования. В ходе конкуренции решаются вопросы: что, как и для кого производить, а именно: производить то, что пользуется спросом и направлять туда ресурсы. Это служит лучшему обеспечению рынков товарами и услугами.

  2. Функция мотивации. Для производителя конкуренция означает одновременно шанс, риск и стимул. Шанс получить максимально возможную прибыль. Риск получить убытки, а стимул к экономии ресурсов и эффективности их использования.

  3. Функция распределения. Конкуренция позволяет рас­пределить доход среди предприятий и домохозяйств в соответствии с их вкладом в экономическую деятельность.

  4. Функция контроля. Конкуренция контролирует и ограничивает рыночную власть каждого предприятия, каж­дой отрасли. Она предоставляет потребителю свободу выбора благ: возможность покупать или отказываться от товара высокой цены. Чем выше уровень конкуренции, тем справедливее цена, тем богаче отдельный человек, домохо­зяйство, предприятие и государство.


8.Процесс формирования монополий.

Возникновение монополий по экономическим причинам обусловлено различиями в эффективностью функционирования различных производителей товаров и услуг. Если какая-то компания в состоянии поддерживать уровень удельных издержки ниже чем у всех остальных потенциальных производителей и при этом обеспечить потребности рынка, она, в конечном итоге, становиться единственным производителем и, таким образом, монополистам.

Возникновение монополий может быть также связано также с политическими причинами, в частности с наделением компаний теми или иными привилегиями. В этом случае доминирование на рынке обусловливается не столько характеристиками эффективности, сколько данными привилегиями и вытекающими из них ограничениями для остальных участников рынка.

Выделяется также понятие «естественных монополий», то есть монополий, существование которых связано с некими «естественными» природными и технологическими факторами.

9.Общие черты картеля, синдиката, треста, концерна.

Картель представляет собой объединение предприятий, как правило, одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации.

Синдикат - это разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме АО или ООО. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом.

Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая - нибудь сторона, как в картели или синдикате.

10.Охарактеризуйте модель рынка совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения. Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели. Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:


  1. отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;

  2. отсутствие ограничений на количество участников рынка;

  3. однородность одноименных представленных продуктов на рынке;

  4. свободные цены;

  5. отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим


11.Методы и способы конкурентной борьбы.

Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются: 1. ценовые; 2. неценовые; 3. недобросовестные методы конкуренции. Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен. Предприниматель, принявший такое решение, полагает, что более низкой ценой на свои товары ему удастся победить (разорить) конкурентов. Захватив господствующее положение на рынке, последующим ростом цен предприниматель стремится восполнить временные потери прибыли

Неценовые методы конкуренции в настоящее время являются основополагающими в рыночном механизме всех развитых стран мира. Суть их заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, допродажное обслуживание.

12.Охарактеризуйте модель рынка монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

  1. товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;

  2. на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;

  3. продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;

  4. на рынке есть условия для входа и выхода

13.Охарактеризуйте модель рынка олигополии.

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.