Файл: -files-1_gmp_mejdunarod_opit-781-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственная молодежная политика: международный опыт

составитель обзора О. Кузьмина

Молодежь – стратегический ресурс любого государства, основа его жизнеспособности. Но перспективы развития государства в значительной степени зависят от того, как будет мобилизован и использован этот ресурс. Остроумен в этом смысле пример, приведенный в статье В.С. Ефимова и А.А. Попова «Инвестиции в новое поколение: капитализация человеческих ресурсов российских территорий в ситуации реиндустриализации страны» (www.opencu.ru/index.php?id=71), где в качестве одного из наглядных исторических прецедентов государственной молодежной политики описывается политика греческого государства Спарта, в котором «выбраковывались» не вполне жизнеспособные младенцы, поскольку главной целью государства было сохранение своей конкурентоспособности как военного государства и своего суверенитета в условиях жесткого военно-политического противостояния с окружающими государствами. Вернемся к современности. В этой же статье, а также монографии Е.Г. Слуцкого «Основы ювенологии и ювенальной политики: история, проблемы и перспективы»1 приводится исследование эволюции молодежной политики зарубежных стран второй пол. ХХ в., хорошо иллюстрирующее взаимосвязь между выстраиванием государственной молодежной политики и реалиями общественного развития.

Эволюция молодежной политики в зарубежных странах

Молодежная политика зарубежных стран начала формироваться в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ в. Авторы выделяют пять этапов.

50-е годы ХХ в. – период «естественного патернализма». Государство и общество демонстрируют консервативный подход, молодежь не рассматривается как особая группа со своими специфическими потребностями. Решением проблем молодого поколения в основном занимаются благотворительные, социальные и религиозные службы, организуемые добровольцами.

60-е годы - период неоконсервативного восприятия молодежи, характеризующийся лозунгом «Молодежь – страшная угроза (общественным устоям)», который отражает межпоколенческий конфликт. Появляются государственные социальные службы, ориентированные на проблемы молодежи. Тем не менее это модель «локальной государственной молодежной политики», т.е усилия направляются на решение проблем отдельных групп молодежи, в основном маргинальных (молодежь «группы риска»).

70-е годы - период становления демократических начал в молодежной политике. «Молодежь – Большая надежда (общества и государства)». Появляется развернутая инфраструктура услуг для различных категорий молодежи, в том числе оказываемых государством.

Исама молодежь становится не только объектом, но и субъектом молодежной политики.

Сначала 80-х до середины 90-х окончательно сформирован демократический подход к

оценке места и роли молодежи в обществе: «молодежь – это просто молодежь». Развитие

1 Слуцкий Е.Г. Основы ювенологии и ювенальной политики: история, проблемы и перспективы. Спб.: ИРЭ РАН,НАЮ, 2000. 300с.

1


институтов гражданского общества вытесняет государство как регулятор молодежной политики. Молодые люди сами формируют и реализуют ее. Усилия государственных и негосударственных социальных служб нацелены на помощь не только молодежи «группы риска», но в первую очередь на те категории молодежи, которые ориентированы на активный труд, учебу, профессиональный рост.

С конца 90-х годов и по настоящее время формируется планетарный подход к реализации молодежной политики, направленный на активную социализацию и объединение усилий молодежи разных стран и регионов в решении глобальных проблем современности вместе с представителями других социальных групп.

Таким образом, признание молодежи как самостоятельного ресурса, выделение молодежной политики в отдельное направление деятельности государства в промышленно развитых странах запада прямо связано с осознанием роли молодежи в решении социальноэкономических и политических проблем (глобальные вызовы – старение населения,

демографические проблемы, миграция, сохранение культурной идентичности, терроризм, экологическая безопасность, энергетическая безопасность и др.).

Молодежная политика – позиция ООН

Важную роль в осознании необходимости молодежной политики и определении ее содержания сыграла Организация Объединенных Наций, которая за период с 1965 г. по настоящее время приняла ряд документов, провозглашающих новые принципы отношения к молодежи

(особенно важно: Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Резолюция 2037 (ХХ) Генеральной Ассамблеи ООН 7 декабря 1965 г.; Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодежи», 1985; Всемирная программа действий для молодежи до 2000 года и далее, принятая на Генеральной Ассамблее ООН 14.12.1995; Стратегия UN-Habitat расширения участия молодежи, 2005).

Немного о содержании вышеупомянутых документов.

«Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» (1965) – это первый документ, в котором ООН указала на необходимость формирования политики в отношении молодежи и выделила ее в отдельную группу.

В документе «Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодежи», одобренном на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1985 году, содержались конкретные рекомендации правительствам по выработке национальной политики в отношении молодого поколения.

«Всемирная программа действий для молодежи до 2000 года и далее», принятая в 1995 г., установила следующие 10 приоритетных направлений в сфере молодежной политики: 1) образование, 2) занятость, 3) голод и нищета, 4) вопросы охраны здоровья, 5) окружающая среда, 6) злоупотребления наркотическими веществами, 7) преступность среди несовершенолетних, 8) организация досуга, 9) положение девочек и молодых женщин, 10) полноценное участие молодежи в жизни общества и в принятии решений. Она служит нормативной базой и содержит практические указания для развертывания национальных и международных мероприятий, направленных на улучшение жизни молодого поколения во всех странах мира.

2


Программа была разработана для того, чтобы увеличить значимость глобальных молодежных вопросов и признать права и стремления молодых людей; содействовать развитию национальной молодежной политики, национальных механизмов координации и национальных программ по молодежи как интеграционной части политики социального и экономического развития

всотрудничестве с государственными и не государственными организациями; способствовать участию молодых людей в процессе принятия решений на всех уровнях для увеличения импульса развития национального и международного сотрудничества.

Программа по молодежи реализуется соответствующим отделом ООН. Одна из главных задач отдела составлять отчеты о глобальном положении молодежи. Во «Всемирном докладе по вопросам молодежи 2005 год» было предложено сгруппировать 15 приоритетных областей Всемирной программы действий, касающейся молодежи, в 3 основные группы вопросов, а именно: молодежь в мировой экономике, молодежь в гражданском обществе и молодежь, подверженная риску. Эти группы вопросов были представлены как отражающие главные контексты, в которых молодежь занимается своими общими вызовами и проблемами. В соответствии с резолюцией 62/126 Генеральной Ассамблеи Генеральным Секретарем подготовлены доклады о достигнутом прогрессе и трудностях, с которыми сталкивается молодежь в связи с приоритетными областями Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 года и на последующий период: «Молодежь в мировой экономике», «Молодежь и ее благополучие», «Молодежь в гражданском обществе».

Еще одним важным документом ООН о молодежи является Доклад о мировом развитии «Развитие и новое поколение» (2007), подготовленный Всемирным банком. В нем рассмотрены пять важнейших этапов жизни, которые с помощью правильных мер государственной политики могут дать толчок развитию потенциала молодежи: учеба, работа, сохранение здоровья, создание семьи и осуществление гражданских прав и обязанностей. В рамках каждого из этих этапов правительства должны не только увеличивать объемы прямых инвестиций, но и улучшать условия для того, чтобы молодые люди и их семьи осуществляли инвестиции в собственное развитие.

ВДокладе применяется подход, предполагающий анализ проблем молодежи в трех связанных между собой аспектах, которые позволяют внимательно рассмотреть принимаемые меры политики и их воздействие. На каждом этапе, который проходит молодежь в своем развитии, она сталкивается с трудностями, порожденными не только бедностью, но и неэффективной политикой, которая ограничивает имеющиеся у молодежи возможности выбора, особенно в части неспособности предоставить или профинансировать необходимый объем услуг в условиях, когда рыночные механизмы не действуют. Молодежная политика должна быть встроена в национальную политику, поскольку проблемы молодежи являются общими для всех секторов. Успеха достигают страны, выработавшие согласованную платформу действий в интересах молодежи, которая пользуется поддержкой всех министерств. Данную платформу действий необходимо интегрировать

впроцессы планирования и составления бюджета в рамках национальной политики, а не выстраивать ее как отдельные программы, осуществляемые не получающими достаточно средств и перегруженными различными предписаниями и поручениями министерствами по делам молодежи, которые гораздо эффективнее действуют в качестве координирующих органов. Молодых людей следует поощрять к более активному участию в общественной жизни. Правительства и иные ведомства должны научиться общению с молодыми людьми, сделать свои

программы привлекательными для них и использовать их огромный потенциал как партнеров в

3


плане предоставления услуг. Необходимо систематически оценивать программы и меры политики, ориентированные на молодежь. В противном случае, они не получат необходимого доверия, даже если в большинстве своем они перспективны

(www.siteresources.worldbank.org/INTWDR2007/Resources/1489782-1158107976655/overview-ru.pdf - «Доклад о мировом развитии 2007. Проблемы молодого поколения в контексте развития. Обзор»).

И наконец, - Стратегия UN-Habitat расширения участия молодежи. Основные положения: молодежное участие в форумах и деятельности организаций UN-Habit на глобальном, национальном и локальном уровнях, формирование молодежной политики и потенциал программного планирования, поселенческие программы, управление информацией, коммуникацией и знаниями, стратегии партнерства и координации (www.unhabitat.org/downloads/docs/275-UN- HABITAT_and_youth-ConceptHabitatYouthStrategy%20v2b%20_2_.pdf).

Отличительной особенностью документов ООН является необходимость учитывать показатели и тенденции стран всего мира, вне зависимости от уровня их развития (ООН молодежи- www.social.un.org/index/Youth.aspx).

Кроме того, именно ООН сформулировала «подход, основанный на признании прав», предусматривающий предоставление молодежи возможностей для свободного самовыражения и вовлечение молодых людей в процесс принятия решений, способных отразиться на их жизни. Его составляющими являются развитие нового способа мышления и создание институциональных механизмов, предназначенных для защиты прав детей и подростков.

Основные права и обязанности, связанные со стимулированием и обеспечением развития молодого поколения, сформулированы в Конвенции ООН о правах ребенка (Convention on the Rights of the Child [CRC], 1989), а также в более ранней Конвенции об искоренении всех форм дискриминации женщин (Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women [CEDAW], 1979). Сюда входит всеобъемлющий набор прав, относящихся к запрещению дискриминации и свободе самовыражения (Статья 2), а также право на жизнь, выживание и развитие (Статья 6). Помимо этого, Конвенция о правах ребенка устанавливает право детей и подростков на получение информации и приобретение навыков (Статьи 17 и 29); образование и

охрану здоровья (Статьи 23, 24, 28, 31); проживание в безопасных и благоприятных условиях (Статьи 2, 3, 4, 5, 16, 18, 19, 22, 24, 25, 27, 32, 33, 34, 35, 36, 38); и участие (Статьи 12, 13, 14, 15, 23).

Подход к работе с детьми и молодежью, основанный на признании их прав, преследует четыре главные цели:

1.Обеспечить участие детей и молодежи в процессе принятия решений, которые способны повлиять на их жизнь.

2.Предоставить им доступ к основным услугам и возможностям для развития.

3.Создать благоприятные, защищающие и безопасные условия для их проживания.

4.Обеспечить полное развитие их способностей и талантов.

(Adolescents in Latin America and the Caribbean: Policy Guidelines (UNICEF/ROLAC, 2001) www.unicef.org/teachers/compendium/adolescents_ingles.pdf, а также: Programming for Adolescent Health and Development (WHO, 1999 www.whqlibdoc.who.int/trs/WHO_TRS_886_(p1-p144).pdf).

4


Немного о возрастных рамках категории «молодежь»

Внастоящее время точных возрастных границ категории «молодежь» нет. В разных странах значение имеют не только возрастные рамки, но набор индивидуальных или групповых характеристик. По версии ООН, молодежь - лица в возрасте 15–24 лет

(www.un.org/ru/development/progareas/global/youth.shtml); в ряде стран молодежь не выделяется в отдельную группу, а объединяется вместе с детьми в возрастных рамках от 0 до 25 лет (Великобритания, Нидерланды). В целом нижняя возрастная граница устанавливается в интервале 13-14 лет (возраст, в котором наступает физическая зрелость), а верхняя 2930 лет (время самостоятельной, экономически независимой жизни). Хотя в ряде случаев верхняя граница

может быть отодвинута (например, для «молодых ученых» у нас и ряде европейских стран - 33-35 лет, или «молодых фермеров» в Испании – до 39-40 лет).

Вгруппе могут выделяться различные подгруппы по разным признакам: по возрасту (подростки, юношество); полу; видам деятельности (учащиеся, работающие); месту жительства (городские, сельские)и т.п.

О молодежной политике ЕС и Совета Европы (как пример надгосударственной молодежной политики)

Наиболее целостной моделью работы с молодежью является молодежная политика Совета Европы и Европейского Союза. Она во многом определяет направление развития национальной молодежной политики в большинстве входящих в нее стран. Система европейских институтов молодежной политики прошла долгий путь становления и развития.

Основанный в 1949 г. Совет Европы (www.coe.int/lportal/web/coe-portal/) является самой старой политической организацией Европы. В его состав входят 46 стран, включая 21 страну из Центральной и Восточной Европы. Политика молодежного развития является основной частью миссии Совета Европы с момента его основания.

Совет Европы проводит политику активного участия молодежи в построении собственного будущего, в строительстве будущей Европы как стабильного дома демократии и мира.

Обстоятельный анализ событий и документов, принятых ЕС в отношении молодежи, содержится в монографии В. Георгиенко «Важные аспекты и современные тенденции молодежной политики Европейского Союза, Совета Европы и ООН» (2010 г.) (www.samlib.ru/g/georgienko_w_n/molodezhnajapolitikaesseioon.shtml).

Вот те из них, которые составляют содержательную основу европейской молодежной политики.

Белая Книга о Молодежи (White Paper on Youth). 21 ноября 2001 г. Европейская Комиссия (COM (2001) 681) приняла Белую Книгу, озаглавленную как «Новый стимул для европейской молодежи» (A New Impetus for European Youth). Она не является законодательным документом, тем не менее, распространяется среди институтов Европейского Сообщества и принимается Европейской Комиссией. Книга содержит предложения о расширении участия молодежи в общественной жизни, повышении уровня ее информированности и осведомленности в вопросах европейской интеграции и развития Европейского Союза, а также призывает молодых европейцев к формированию более активной гражданской позиции на основе новых принципов сотрудничества, предполагающих укрепление международного сотрудничества в рамках ЕС и

5