Файл: Экономическая теория: задачи, предмет, методы, функции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
31
4
Преимущества рынка:
∙саморегулирующая система …
∙эффективное распределение ресурсов …
∙адаптивность к изменяющимся условиям …
∙насыщенность товарами …
∙наличие системы стимулов …
∙свобода производителей и потребителей …
∙рациональное использование ресурсов …
Недостатки рынка:
∙отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования …
∙неспособность сохранять невоспроизводимые ресурсы …
∙игнорирование возможных отрицательных внешних последствий для общества (экстерналий) …
∙отсутствие мотиваций для фундаментальных научных исследований
∙игнорирование социальных требований нанятых работников …
∙неравномерность в распределении доходов …
∙периодические спады производства …
∙высокие экономические риски и неопределенность.
Риск – ситуация, когда невозможно предсказать конечный результат рыночной деятельности из-за неопределенности всей совокупности составляющих этой деятельности.
32
∙Неопределенность вытекает из самой природы рыночной системы,
из ее вероятностного характера …
∙Риски подразделяют на:
−производственные …
−коммерческие …
−финансовые …
Деньги в рыночной экономике
1.Происхождение и сущность денег;
2.Функции денег. Структура денежной массы;
3.Закон денежного обращения.
1
Все экономические теории происхождение денег связывают с обменом товаров…
Модель эволюции товарного обмена и появления денег:
I.Исходный этап – П1 ↔ П2 …;
II.Т1 – Т2 – прямой товарообмен;
III.Т1 – ЭТ – Т2 – товарное обращение;
IV. Т1 – Д – Т2 – товарно-денежное обращение.
Д – товар особого рода; они выступают в качестве всеобщего
эквивалента …
2
33
Деньги стали «Мерилом» стоимости всех товаров: СД = Ц … В качестве денежного материала выступали самые различные
материалы … Основными денежными материалами были: Au, Ag, Cu,
бумага …
Всистеме рыночной экономики деньги выполняют следующие функции:
1.Д – мера стоимости товаров
СД = Ц …
2.Д – средство обмена (обращения):
Т1 – Д – Т2
3.Д – средство сбережения (накопления) … потому, что только деньги обладают абсолютной ликвидностью ...
4.Д – средство платежа.
Вэтой функции деньги обслуживают сферу кредитных отношений …
3
! Ценность денег составляет их всеобщая покупательная
способность
В современной рыночной экономике функционируют бумажные деньги…
Устойчивость бумажных денег обеспечивается массой производимых товаров и соответствующим количеством самих денег …
Вся денежная масса имеет определенную структуру. Критерием структурирования является степень ликвидности, а структурными составляющими выступают т.н. денежные агрегаты.
М1 = Д наличные + вклады до востребования и чековые вклады.
М2 = М1 + Срочные вклады в банках и сберегательные депозиты.
М3 = М2 + Депозитные сертификаты и государственные долговые обязательства.
α = М3 + сберегательные облигации, платежные обязательства банков.
34
Ликвидность
М1
М2
М3
α
0
Доходность
Какое количество бумажных денег потребно для организации нормального товарно-денежного обращения?
4
… Количественная теория денег:
Q*P |
M*V |
|
|
Q*P = M*V – уравнение товарного обмена И. Фишера
∙Бумажные деньги – символические, декретные …
∙Сеньораж – печатание бумажных денег сверх « потребности», к
которому прибегает правительство для получения дополнительных доходов
…
∙ Классическая дихотомия – разграничение результатов национальной экономики на два вида – номинальный (денежный) и
реальный (натурально-вещественный) …
35
Основы теории спроса и предложения
1.Законы спроса и предложения;
2.Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции.
Равновесная цена;
3.Эластичность спроса и предложения.
1
Основные параметры рынка – спрос, предложение и цена.
Все сложности (а порой драматизм и трагизм) рыночных отношений вытекает из противоречивости интересов, Т-производителей (продавцов) и
потребителей товаров (покупателей):
|
Субъект |
Продавцы |
Покупатели |
Параметры |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Цена |
|
Доход |
Расход |
|
|
|
|
Q реализации |
|
Расход |
Доход |
|
|
|
|
36
Спрос – платежеспособная потребность покупателей в определенном товаре
На величину спроса (D) влияют многие факторы: потребность в товаре;
доходы; цена; наличие взаимозаменяемых товаров; вкусы; мода и др.
- Функция спроса
– Функция спроса по цене.
Закон спроса – между уровнем цены товара и величиной спроса на него существует обратная зависимость.
В реальной экономике встречается и другая зависимость – спрос не снижается, и даже растет при повышении цены:
1.Товары неотложного спроса;
2.Когда большая часть доходов расходуется на покупку продовольствия;
3.Традиционно дорогие товары;
4.В инфляционной экономике.
- это так называемый эффект Гиффена.
Предложение – наличие товаров на рынке.
Поведение продавцов также имеет свою логику.
- функция предложения
- функция предложения по цене
Закон предложения – величина предложения находиться в прямой зависимости от цены.
37
∙Под влиянием ряда факторов кривые спроса и предложения смещаются и « влево» и « вправо»;
∙Кривая спроса моделирует динамику цен спроса;
∙Кривая предложения моделирует динамику цен предложения.
38
2
По какой цене товар продается – покупается? – это реальная рыночная
цена, цены равновесная, цена компромиссная, цена согласия.
|
|
|
|
|
|
|
|
«Избыток» |
|
|
– Цена равновесия; |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Объем спроса; |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Объем предложения. |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При |
|
– равновесное |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
состояние рынка. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: |
|
рынок свободной |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
«Дефицит» Т |
|
конкуренции имеет способность к |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
саморегулированию. Принцип « невидимой руки» А. Смита. |
***
Признаки (модель) рынка совершенной (свободной) конкуренции:
1.Большое, неограниченное число хозяйственных субъектов;
свободный доступ на рынок и свободный выход из него;
2.Абсолютная мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
3.Наличие полного обмена достоверной рыночной информацией;
4.Однородность производимых товаров;
5.Отсутствие контроля над ценой и обменом производства и покупок со стороны кого-либо из конкурентов.
Функционирование свободного рынка словесно описывается через так называемый эффект Пигу (англ., 1877-1959) или эффект реальных денежных запасов (эффект « кассовых» остатков).
39
3
Покупатели и продавцы по-разному реагируют на изменение цен на те или иные товары:
Это явление нашло отражение в понятии эластичности спроса и предложения.
Эластичность спроса – чувствительность реакции покупателей на изменение какого-либо фактора.
Измеритель этой чувствительности – коэффициент эластичности спроса Е.
Различают следующие виды эластичности:
∙По цене;
∙По доходу;
∙Перекрестная;
∙Точечная;
∙Дуговая.
40
Зона А
Зона А
∙Для кривой ;
∙Для кривой ;
∙Для кривой .
- отсюда « вытекают» границы эластичности спроса по цене
∙Зона А – спрос эластичный;
∙Зона Б – спрос не эластичный;
∙ – граница эластичного и не эластичного спроса.
Эластичность предложения
Зона А
Зона Б