Файл: Экономическая теория: задачи, предмет, методы, функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31

4

Преимущества рынка:

саморегулирующая система …

эффективное распределение ресурсов …

адаптивность к изменяющимся условиям …

насыщенность товарами …

наличие системы стимулов …

свобода производителей и потребителей …

рациональное использование ресурсов …

Недостатки рынка:

отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования …

неспособность сохранять невоспроизводимые ресурсы …

игнорирование возможных отрицательных внешних последствий для общества (экстерналий) …

отсутствие мотиваций для фундаментальных научных исследований

игнорирование социальных требований нанятых работников …

неравномерность в распределении доходов …

периодические спады производства …

высокие экономические риски и неопределенность.

Риск – ситуация, когда невозможно предсказать конечный результат рыночной деятельности из-за неопределенности всей совокупности составляющих этой деятельности.

32

Неопределенность вытекает из самой природы рыночной системы,

из ее вероятностного характера …

Риски подразделяют на:

производственные …

коммерческие …

финансовые …

Деньги в рыночной экономике

1.Происхождение и сущность денег;

2.Функции денег. Структура денежной массы;

3.Закон денежного обращения.

1

Все экономические теории происхождение денег связывают с обменом товаров…

Модель эволюции товарного обмена и появления денег:

I.Исходный этап – П1 ↔ П2 …;

II.Т1 – Т2 – прямой товарообмен;

III.Т1 – ЭТ – Т2 – товарное обращение;

IV. Т1 – Д – Т2 – товарно-денежное обращение.

Д – товар особого рода; они выступают в качестве всеобщего

эквивалента

2


33

Деньги стали «Мерилом» стоимости всех товаров: СД = Ц … В качестве денежного материала выступали самые различные

материалы … Основными денежными материалами были: Au, Ag, Cu,

бумага …

Всистеме рыночной экономики деньги выполняют следующие функции:

1.Д – мера стоимости товаров

СД = Ц …

2.Д – средство обмена (обращения):

Т1 – Д – Т2

3.Д – средство сбережения (накопления) … потому, что только деньги обладают абсолютной ликвидностью ...

4.Д – средство платежа.

Вэтой функции деньги обслуживают сферу кредитных отношений …

3

! Ценность денег составляет их всеобщая покупательная

способность

В современной рыночной экономике функционируют бумажные деньги…

Устойчивость бумажных денег обеспечивается массой производимых товаров и соответствующим количеством самих денег …

Вся денежная масса имеет определенную структуру. Критерием структурирования является степень ликвидности, а структурными составляющими выступают т.н. денежные агрегаты.

М1 = Д наличные + вклады до востребования и чековые вклады.

М2 = М1 + Срочные вклады в банках и сберегательные депозиты.

М3 = М2 + Депозитные сертификаты и государственные долговые обязательства.

α = М3 + сберегательные облигации, платежные обязательства банков.

34

Ликвидность

М1

М2

М3

α

0

Доходность

Какое количество бумажных денег потребно для организации нормального товарно-денежного обращения?

4

… Количественная теория денег:

Q*P

M*V

 

 

Q*P = M*V – уравнение товарного обмена И. Фишера

Бумажные деньги – символические, декретные …

Сеньораж – печатание бумажных денег сверх « потребности», к

которому прибегает правительство для получения дополнительных доходов

Классическая дихотомия – разграничение результатов национальной экономики на два вида – номинальный (денежный) и

реальный (натурально-вещественный) …


35

Основы теории спроса и предложения

1.Законы спроса и предложения;

2.Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции.

Равновесная цена;

3.Эластичность спроса и предложения.

1

Основные параметры рынка – спрос, предложение и цена.

Все сложности (а порой драматизм и трагизм) рыночных отношений вытекает из противоречивости интересов, Т-производителей (продавцов) и

потребителей товаров (покупателей):

 

Субъект

Продавцы

Покупатели

Параметры

 

 

 

 

 

 

 

 

Цена

 

Доход

Расход

 

 

 

 

Q реализации

 

Расход

Доход

 

 

 

 

36

Спрос – платежеспособная потребность покупателей в определенном товаре

На величину спроса (D) влияют многие факторы: потребность в товаре;

доходы; цена; наличие взаимозаменяемых товаров; вкусы; мода и др.

- Функция спроса

– Функция спроса по цене.

Закон спроса – между уровнем цены товара и величиной спроса на него существует обратная зависимость.

В реальной экономике встречается и другая зависимость – спрос не снижается, и даже растет при повышении цены:

1.Товары неотложного спроса;

2.Когда большая часть доходов расходуется на покупку продовольствия;

3.Традиционно дорогие товары;

4.В инфляционной экономике.

- это так называемый эффект Гиффена.

Предложение – наличие товаров на рынке.

Поведение продавцов также имеет свою логику.

- функция предложения

- функция предложения по цене

Закон предложения – величина предложения находиться в прямой зависимости от цены.


37

Под влиянием ряда факторов кривые спроса и предложения смещаются и « влево» и « вправо»;

Кривая спроса моделирует динамику цен спроса;

Кривая предложения моделирует динамику цен предложения.

38

2

По какой цене товар продается – покупается? – это реальная рыночная

цена, цены равновесная, цена компромиссная, цена согласия.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Избыток»

 

 

– Цена равновесия;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Объем спроса;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Объем предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

 

– равновесное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

состояние рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

 

рынок свободной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Дефицит» Т

 

конкуренции имеет способность к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

саморегулированию. Принцип « невидимой руки» А. Смита.

***

Признаки (модель) рынка совершенной (свободной) конкуренции:

1.Большое, неограниченное число хозяйственных субъектов;

свободный доступ на рынок и свободный выход из него;

2.Абсолютная мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

3.Наличие полного обмена достоверной рыночной информацией;

4.Однородность производимых товаров;

5.Отсутствие контроля над ценой и обменом производства и покупок со стороны кого-либо из конкурентов.

Функционирование свободного рынка словесно описывается через так называемый эффект Пигу (англ., 1877-1959) или эффект реальных денежных запасов (эффект « кассовых» остатков).


39

3

Покупатели и продавцы по-разному реагируют на изменение цен на те или иные товары:

Это явление нашло отражение в понятии эластичности спроса и предложения.

Эластичность спроса – чувствительность реакции покупателей на изменение какого-либо фактора.

Измеритель этой чувствительности – коэффициент эластичности спроса Е.

Различают следующие виды эластичности:

По цене;

По доходу;

Перекрестная;

Точечная;

Дуговая.

40

Зона А

Зона А

Для кривой ;

Для кривой ;

Для кривой .

- отсюда « вытекают» границы эластичности спроса по цене

Зона А – спрос эластичный;

Зона Б – спрос не эластичный;

– граница эластичного и не эластичного спроса.

Эластичность предложения

Зона А

Зона Б