Файл: Экономическая теория: задачи, предмет, методы, функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41

Зона А – предложение неэластичное;

Зона Б – предложение эластичное.

Закон потребительского поведения

1.Факторы, влияющие на потребительский выбор;

2.Бюджетные ограничения и кривые безразличия;

3.Эффект дохода и эффект замещения. Излишек потребителя.

1

Перед каждым потребителем неизбежно возникают следующие вопросы: что купить?, сколько покупка стоит?, хватит ли денег на покупку?,

при покупке набора товаров обеспечит ли затраченный рубль максимальную пользу?..

Таким образом, потребительский выбор определяют следующие факторы:

потребность в каких-либо товарах;

стоимость (цена) товаров;

денежный доход покупателя;

полезность покупаемых товаров;

42

P

пр. U Uобщ

Q

1 2 3 4 5

Полезность

предельная…

U (ютиль)

общая…

Полезность – категория субъективная; она служит критерием отбора покупаемых товаров.

Uобщая = U1 + U2 + U3 + … +U n

Закон убывающей предельной полезности – закон Госсена (1854 г.) UQ5 = 0; UQ1 – max

“Homo economikus” – человек рационалистичен; он хотел бы, что бы каждый затраченный рубль приносил ему одинаковую, максимальную пользу, поэтому условие равновесия потребителя выражается формулой:

,где

– предельная полезность;

P – цена товара.

2

43

Следует заметить, что поиски объективных измерителей (школа кардиналистов – Джевоне, Маршалл, Робертсон) успехом не увенчались.

Школа ординалистов (Парето, Хикс) – сравнительное сопоставление различных наборов товаров.

Инструментом сравнительного анализа являются кривые безразличия. Они отражают предпочтения покупателей в выборе того или иного набора товаров для удовлетворения определенной потребности.

Карты кривых безразличия

Y

3

- y

2

 

1

X

+ x

UK1 = UK2 = UK3

∆X может заместить ∆Y и наоборот Предельная норма замещения:

Но кроме потребительских предпочтений у покупателя есть

бюджетные ограничения. Они моделируются бюджетными линиями.

44

Y

X

Y – фиксированный доход;

P – цена

Потребительские предпочтения и бюджетные ограничения и определяют оптимальный выбор покупаемого набора товаров – кривая безразличия совмещается с бюджетной линией.

Y

E

X

Оптимальный выбор покупаемых товаров –

1) Увеличение должно смещать бюджетную линию или параллельно вверх – вправо, или в сторону , или в сторону ;


45

2)Снижение цены товаров смещает бюджетную линию аналогично.

3

Снижение товарных цен равнозначно увеличению дохода покупателя,

следовательно, он может купить больше товаров.

Эффект дохода – способность покупать больше товаров за счет

снижения цен на них.

Эффект замещения (субституции) – доход расходуется на покупку других, замещающих товаров.(Эффект замещения впервые описал английский экономист Гиффен).

Излишек потребителя – разница в денежном выражении между максимальной ценой, которую потребитель заплатил бы за нужный ему товар, и ценой фактической уплаты.

Излишек потребителя – вся заштрихованная часть графика.

46

Механизм рынка несовершенной конкуренции

1.Основные типы рыночных структур;

2.Монополия и « рыночная власть». Ценовая дискриминация.

Естественные монополии;

3.Олигополия;

4.Антимонопольная политика государства;

1

В системе рыночных отношений существуют различные рыночные структуры. Каждая из них характеризуется рядом признаков:

Количество фирм в отрасли;

Характер производимой продукции;

Входные барьеры при внедрении в отрасль;

Степень контроля над ценой.

47

Модели рыночных структур в условиях несовершенной

конкуренции

Признаки

Чистая монополия

Олигополия

Монополистическая

 

 

 

конкуренция

 

 

 

 

Количество фирм в

Одна

несколько

много мелких фирм

отрасли

 

 

 

 

 

 

 

Характер

однородная

незначительно

разно однородный

продукции

 

дифференцируема

 

 

 

 

 

Входные барьеры

Высокие

существуют

низкие

 

 

 

 

Контроль над

Полный

частичный

слабый

ценой

 

 

 

 

 

 

 

Примеры

местные

производства

рыночная торговля

 

предприятия

автомобилей

 

 

общественного

 

 

 

пользования

 

 

 

 

 

 

Входные барьеры – обстоятельства, которые затрудняют вступление фирм – новичков в отрасль:

1.Правительственные лицензии на определённый вид деятельности;

2.Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы;

3.Авторские права и патенты (закрытая монополия);

4.Эффект масштаба производства;

5.Нелегальные методы борьбы с конкурентами.

Неполнота рыночной информации… – она обусловлена

несовершенством рыночной инфраструктуры…

Дифференциация продукции порождена обострением

конкуренции… она позволяет произвести отличительную продукцию

одного и того же назначения (« Мерседес» « Волга»)…

2

48

Монополия – множеству покупателей противостоит один продавец … Уникальный продукт (не имеющий заменителей) производит одна фирма … монополист контролирует цену товара; он « ищет» ту цену, которая

принесёт

ему

;

 

 

вступление в отрасль заблокировано;

информация о фирме жёстко дозирована …

 

 

 

Фирма монополист обладать « рыночной»« монопольной» властью …

 

 

P

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P2

E2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МR

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q2

Q1

Q

 

 

 

и

соответствуют

условиям совершенной

конкуренции когда

 

 

. Выгодна потребителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В условиях монополии устанавливается цена

 

, что соответствует

 

 

 

условию Выгода потребителя уменьшается до площади: .

Монопольная прибыль равна площади прямоугольника:

Различают несколько видов монополии: закрытая.., открытая..,

естественная.


49

Естественная монополия – Россия: Газпром, ЕЭС, РЖД, почта .. – она минимизирует издержки, имеет положительный эффект масштаба при расширение производства.

Деятельность естественных монополий регулируется государством.

Задачи регулирования:

1.Поддерживать баланс интересов монополий и потребителей относительно цена;

2.Цены должны устанавливаться на уровне близком к предельным издержкам;

3.Прибыль монополий не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал.

Поведение монополиста на рынке – политика так называемой ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам…

3

Олигополия – тип рынка, где несколько крупных фирм контролирует основную его часть. Продукция производится как однородная (алюминий,

цемент, …) так и дифференцированная (автомобили, мебель,

холодильники)

Входные барьеры высокие.

Особенность олигополии – взаимозависимость фирм по объёмам производства и ценам реализации …

Поведение олигополий на рынке описывается рядом моделей:

« Ломаная кривая спроса»

Тайные соглашения (сговор) по установлению цен …

Лидерство в ценах …

Издержки плюс … плюсуется плановый уровень прибыли, обычно

10 – 15%.

Модели, основанные на теории игр…

50

4

Антимонопольное регулирование

Его основные задачи:

Противодействие монополизации рынков и

Защита конкуренции …

Антимонопольное законодательство

Фирма в системе рыночных отношений

1.Предприятия: их классификация и основные характеристики;

2.Издержки, выручка и прибыль;

3.Эффекты масштаба производства;

4.Условие максимизации прибыли.

1


51

– организационно – правовая структура, где потребляются факторы производства и производится товарная продукция.

классифицируются по разным признакам …

По форме собственности – государственные и частные.

Частные: единоличные хозяйства; партнёрства или товарищества,

акционерные общества или корпорации … В деятельности фирм находят отражение основные тенденции

экономического развития – концентрации и централизации капитала,

диверсификация производства.

По масштабу производства – фирмы малые (менее 50

человек); средние (50 … 250); крупные (более 250 занятых человек)

На деятельность фирм оказывают влияние как внешняя так и

внутренняя среда …

В отличии от рынка в целом все фирмы имеют иерархическую структуру ...

В деятельности фирмы различают краткосрочный и долгосрочной периоды.

Краткосрочный - , в течение которого объем производственных мощностей отдельной фирмы и их число остаются неизменными;

Долгосрочный – досочное для заметного изменения потребления ресурсов и числа фирм на рынке.

! … Успешная деятельность фирмы связана с маневрированием в использовании ресурсов, т.к по мере увеличения потребления одного из переменных ресурсов (при неизменности остальных) отдача от этого ресурса падает – это закон убывающей отдачи или закон убывающей

производительности.

52

– общий (суммарный) продукт, полученный от использования

ресурса

– средний продукт

– предельный продукт

2

Издержки – затраты фирмы на производство, выраженные в

денежной форме.

Издержки делятся на экономические (внутренний) и бухгалтерские

(внешние)

Классификация бухгалтерских издержек:

– постоянные;

– переменные;

– общие;

– средние;

– предельные;

– трансакционные.

53

 

 

 

54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

! поскольку

Конечная цель затрат – получить выручку и прибыль.

Выручка общая -

Общие издержки -

Прибыль -

Анализ бухгалтерский, внешних издержек, выручки и получаемой прибыли связан с краткосрочными периодами в деятельности фирмы.

В долгосрочном периоде главная задача – минимизирование единичные затраты для любого предполагаемого уровня производства.

Трансакционные издержки – затраты по обслуживанию сделок (по защите прав собственности; экономической недобросовестности;

неожиданных обстоятельств; устранена ошибочных решений и т.д)

3

Погоня за большей прибылью и стремление минимизировать затраты побуждает предпринимателей расширять производство, увеличивать масштабы фирмы… Возникает так называемый эффект масштаба.

Эффект масштаба отражает зависимость между динамикой средних издержек производства объемом производимой продукции …

Различают постоянную, возрастающую и убывающую отдачу от масштаба:

Постоянная –

Возрастающая –

Убывающая –

– кратность увеличения применяемых факторов производства;


55

и – объемы производимой продукции до и после увеличения применяемых факторов.

4

Цель коммерческой деятельности фирмы – получение прибыли ….

– зона убыточности производства

– зона прибыльности производства

прибыль максимальна при и равна

В точках

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

получается, что

 

 

 

 

 

– это и есть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поскольку

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

условие максимизации прибыли

56

Рынок факторов производства

1.Особенности рынков факторов производства;

2.Спрос и предложение на рынке труда;

3.Рынок вещественных факторов (капитала);

4.Рынок земли. Рента.

1

Факторы производства – труд (L), земля (T) и капитал (K)… Фактор производства – товар особого рода; они являются условиями производства,

а потребительские товары и услуги – его результат… Спрос на результат формируется бизнесом; предложение

обеспечивается домашними хозяйствами, т.к. L, T и K являются частной собственностью…

Спрос и предложение каждого фактора зависит от его цены и количества:

для рынка труда – это з/п (W) и число занятых работников L;

для рынка земли – рентная оценка земли (Rt) и количество

земли T;

для рынка капиталов – рентная оценка капитала (Rk) и объём капитала K.

Для формирования рыночной цены любого ресурса приоритетное значение имеет спрос на него (DF), а DF = f[P, R], где P – объём производимой продукции,

R – величина выручки.