Файл: Экономическая теория: задачи, предмет, методы, функции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
41
∙Зона А – предложение неэластичное;
∙Зона Б – предложение эластичное.
Закон потребительского поведения
1.Факторы, влияющие на потребительский выбор;
2.Бюджетные ограничения и кривые безразличия;
3.Эффект дохода и эффект замещения. Излишек потребителя.
1
Перед каждым потребителем неизбежно возникают следующие вопросы: что купить?, сколько покупка стоит?, хватит ли денег на покупку?,
при покупке набора товаров обеспечит ли затраченный рубль максимальную пользу?..
Таким образом, потребительский выбор определяют следующие факторы:
∙потребность в каких-либо товарах;
∙стоимость (цена) товаров;
∙денежный доход покупателя;
∙полезность покупаемых товаров;
42
P
пр. U Uобщ
Q
1 2 3 4 5
Полезность |
предельная… |
U (ютиль) |
общая… |
Полезность – категория субъективная; она служит критерием отбора покупаемых товаров.
Uобщая = U1 + U2 + U3 + … +U n
Закон убывающей предельной полезности – закон Госсена (1854 г.) UQ5 = 0; UQ1 – max
“Homo economikus” – человек рационалистичен; он хотел бы, что бы каждый затраченный рубль приносил ему одинаковую, максимальную пользу, поэтому условие равновесия потребителя выражается формулой:
,где
– предельная полезность;
P – цена товара.
2
43
Следует заметить, что поиски объективных измерителей (школа кардиналистов – Джевоне, Маршалл, Робертсон) успехом не увенчались.
Школа ординалистов (Парето, Хикс) – сравнительное сопоставление различных наборов товаров.
Инструментом сравнительного анализа являются кривые безразличия. Они отражают предпочтения покупателей в выборе того или иного набора товаров для удовлетворения определенной потребности.
Карты кривых безразличия
Y
3
- y |
2 |
|
1
X
+ x |
UK1 = UK2 = UK3
∆X может заместить ∆Y и наоборот Предельная норма замещения:
Но кроме потребительских предпочтений у покупателя есть
бюджетные ограничения. Они моделируются бюджетными линиями.
44
Y
X
Y – фиксированный доход;
P – цена
Потребительские предпочтения и бюджетные ограничения и определяют оптимальный выбор покупаемого набора товаров – кривая безразличия совмещается с бюджетной линией.
Y
E
X
Оптимальный выбор покупаемых товаров –
1) Увеличение должно смещать бюджетную линию или параллельно вверх – вправо, или в сторону , или в сторону ;
45
2)Снижение цены товаров смещает бюджетную линию аналогично.
3
Снижение товарных цен равнозначно увеличению дохода покупателя,
следовательно, он может купить больше товаров.
Эффект дохода – способность покупать больше товаров за счет
снижения цен на них.
Эффект замещения (субституции) – доход расходуется на покупку других, замещающих товаров.(Эффект замещения впервые описал английский экономист Гиффен).
Излишек потребителя – разница в денежном выражении между максимальной ценой, которую потребитель заплатил бы за нужный ему товар, и ценой фактической уплаты.
Излишек потребителя – вся заштрихованная часть графика.
46
Механизм рынка несовершенной конкуренции
1.Основные типы рыночных структур;
2.Монополия и « рыночная власть». Ценовая дискриминация.
Естественные монополии;
3.Олигополия;
4.Антимонопольная политика государства;
1
В системе рыночных отношений существуют различные рыночные структуры. Каждая из них характеризуется рядом признаков:
∙Количество фирм в отрасли;
∙Характер производимой продукции;
∙Входные барьеры при внедрении в отрасль;
∙Степень контроля над ценой.
47
Модели рыночных структур в условиях несовершенной
конкуренции
Признаки |
Чистая монополия |
Олигополия |
Монополистическая |
|
|
|
конкуренция |
|
|
|
|
Количество фирм в |
Одна |
несколько |
много мелких фирм |
отрасли |
|
|
|
|
|
|
|
Характер |
однородная |
незначительно |
разно однородный |
продукции |
|
дифференцируема |
|
|
|
|
|
Входные барьеры |
Высокие |
существуют |
низкие |
|
|
|
|
Контроль над |
Полный |
частичный |
слабый |
ценой |
|
|
|
|
|
|
|
Примеры |
местные |
производства |
рыночная торговля |
|
предприятия |
автомобилей |
|
|
общественного |
|
|
|
пользования |
|
|
|
|
|
|
Входные барьеры – обстоятельства, которые затрудняют вступление фирм – новичков в отрасль:
1.Правительственные лицензии на определённый вид деятельности;
2.Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы;
3.Авторские права и патенты (закрытая монополия);
4.Эффект масштаба производства;
5.Нелегальные методы борьбы с конкурентами.
Неполнота рыночной информации… – она обусловлена
несовершенством рыночной инфраструктуры…
Дифференциация продукции порождена обострением
конкуренции… она позволяет произвести отличительную продукцию
одного и того же назначения (« Мерседес» « Волга»)…
2
48
Монополия – множеству покупателей противостоит один продавец … Уникальный продукт (не имеющий заменителей) производит одна фирма … монополист контролирует цену товара; он « ищет» ту цену, которая
принесёт |
ему |
; |
|
|
вступление в отрасль заблокировано; |
||||||||
информация о фирме жёстко дозирована … |
|
||||||||||||
|
|
Фирма монополист обладать « рыночной»« монопольной» властью … |
|||||||||||
|
|
P |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
P0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МС |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
P2 |
E2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
P1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
D |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МR |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Q2 |
Q1 |
Q |
|
|||||||
|
|
∙ и |
соответствуют |
условиям совершенной |
конкуренции когда |
||||||||
|
|
. Выгодна потребителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
∙В условиях монополии устанавливается цена |
|
, что соответствует |
|||||||||
|
|
|
условию Выгода потребителя уменьшается до площади: .
Монопольная прибыль равна площади прямоугольника:
Различают несколько видов монополии: закрытая.., открытая..,
естественная.
49
Естественная монополия – Россия: Газпром, ЕЭС, РЖД, почта .. – она минимизирует издержки, имеет положительный эффект масштаба при расширение производства.
Деятельность естественных монополий регулируется государством.
Задачи регулирования:
1.Поддерживать баланс интересов монополий и потребителей относительно цена;
2.Цены должны устанавливаться на уровне близком к предельным издержкам;
3.Прибыль монополий не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал.
Поведение монополиста на рынке – политика так называемой ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам…
3
Олигополия – тип рынка, где несколько крупных фирм контролирует основную его часть. Продукция производится как однородная (алюминий,
цемент, …) так и дифференцированная (автомобили, мебель,
холодильники)
Входные барьеры высокие.
Особенность олигополии – взаимозависимость фирм по объёмам производства и ценам реализации …
Поведение олигополий на рынке описывается рядом моделей:
∙« Ломаная кривая спроса»
∙Тайные соглашения (сговор) по установлению цен …
∙Лидерство в ценах …
∙Издержки плюс … плюсуется плановый уровень прибыли, обычно
10 – 15%.
∙Модели, основанные на теории игр…
50
4
Антимонопольное регулирование
Его основные задачи:
∙Противодействие монополизации рынков и
∙Защита конкуренции …
Антимонопольное законодательство
Фирма в системе рыночных отношений
1.Предприятия: их классификация и основные характеристики;
2.Издержки, выручка и прибыль;
3.Эффекты масштаба производства;
4.Условие максимизации прибыли.
1
51
– организационно – правовая структура, где потребляются факторы производства и производится товарная продукция.
классифицируются по разным признакам …
По форме собственности – государственные и частные.
Частные: единоличные хозяйства; партнёрства или товарищества,
акционерные общества или корпорации … В деятельности фирм находят отражение основные тенденции
экономического развития – концентрации и централизации капитала,
диверсификация производства.
По масштабу производства – фирмы малые (менее 50
человек); средние (50 … 250); крупные (более 250 занятых человек)
∙На деятельность фирм оказывают влияние как внешняя так и
внутренняя среда …
∙В отличии от рынка в целом все фирмы имеют иерархическую структуру ...
∙В деятельности фирмы различают краткосрочный и долгосрочной периоды.
Краткосрочный - , в течение которого объем производственных мощностей отдельной фирмы и их число остаются неизменными;
Долгосрочный – досочное для заметного изменения потребления ресурсов и числа фирм на рынке.
! … Успешная деятельность фирмы связана с маневрированием в использовании ресурсов, т.к по мере увеличения потребления одного из переменных ресурсов (при неизменности остальных) отдача от этого ресурса падает – это закон убывающей отдачи или закон убывающей
производительности.
52
– общий (суммарный) продукт, полученный от использования
ресурса
– средний продукт
– предельный продукт
2
Издержки – затраты фирмы на производство, выраженные в
денежной форме.
Издержки делятся на экономические (внутренний) и бухгалтерские
(внешние)
Классификация бухгалтерских издержек:
∙ – постоянные;
∙ – переменные;
∙ – общие;
∙ – средние;
∙ – предельные;
∙ – трансакционные.
53 |
|
|
|
54 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
! поскольку
∙Конечная цель затрат – получить выручку и прибыль.
∙Выручка общая -
∙Общие издержки -
∙Прибыль -
Анализ бухгалтерский, внешних издержек, выручки и получаемой прибыли связан с краткосрочными периодами в деятельности фирмы.
В долгосрочном периоде главная задача – минимизирование единичные затраты для любого предполагаемого уровня производства.
Трансакционные издержки – затраты по обслуживанию сделок (по защите прав собственности; экономической недобросовестности;
неожиданных обстоятельств; устранена ошибочных решений и т.д)
3
Погоня за большей прибылью и стремление минимизировать затраты побуждает предпринимателей расширять производство, увеличивать масштабы фирмы… Возникает так называемый эффект масштаба.
Эффект масштаба отражает зависимость между динамикой средних издержек производства объемом производимой продукции …
Различают постоянную, возрастающую и убывающую отдачу от масштаба:
∙Постоянная –
∙Возрастающая –
∙Убывающая –
– кратность увеличения применяемых факторов производства;
55
и – объемы производимой продукции до и после увеличения применяемых факторов.
4
Цель коммерческой деятельности фирмы – получение прибыли ….
… – зона убыточности производства
… – зона прибыльности производства
…прибыль максимальна при и равна
В точках |
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
получается, что |
|
|
|
|
|
– это и есть |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Поскольку |
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
условие максимизации прибыли
56
Рынок факторов производства
1.Особенности рынков факторов производства;
2.Спрос и предложение на рынке труда;
3.Рынок вещественных факторов (капитала);
4.Рынок земли. Рента.
1
Факторы производства – труд (L), земля (T) и капитал (K)… Фактор производства – товар особого рода; они являются условиями производства,
а потребительские товары и услуги – его результат… Спрос на результат формируется бизнесом; предложение
обеспечивается домашними хозяйствами, т.к. L, T и K являются частной собственностью…
Спрос и предложение каждого фактора зависит от его цены и количества:
∙для рынка труда – это з/п (W) и число занятых работников L;
∙для рынка земли – рентная оценка земли (Rt) и количество
земли T;
∙для рынка капиталов – рентная оценка капитала (Rk) и объём капитала K.
Для формирования рыночной цены любого ресурса приоритетное значение имеет спрос на него (DF), а DF = f[P, R], где P – объём производимой продукции,
R – величина выручки.