Файл: Лекция 1-Лошкарева.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура и психологическое содержание навыков чтения исследованы известным психологом Т.Г.Егоровым. Он рассматривает чтение как деятельность, состоящую из трёх взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, произношения того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. В начале формирования навыка чтения все эти процессы протекают последовательно. Позднее эти действия синтезируются. « Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее» (Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтениюМ., 1953.-С.16) Им были названы основные этапы в формировании навыка чтения: аналитический этап; синтетический этап; этап автоматизации.

Каждый из этих этапов характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами и приёмами овладения навыком.

Аналитический этап включает две ступени:

1) Ступень овладения звуко-буквенными обозначениями.

Овладение звуко-буквенными обозначениями осуществляется в процессе всего добукварного и букварного периода обучения грамоте. Вместе с тем психологическая структура этого процесса в добукварный период и в начале букварного периода будет иная, чем в его конце. На ступени овладения звуко-буквенными обозначениями дети анализируют речевой поток, предложение, делят слова на слоги и звуки. Выделив звук из речи, ребёнок соотносит его с определённым графическим изображением, буквой. Затем в процессе чтения осуществляется синтез букв в слоги и слова, прочитанное слово соотносится со словом устной речи.

2)Ступень слогового чтения.

На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги осуществляется без затруднений. Слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами. Единицей чтения, таким образом, является слог.

Способ чтения на этой ступени ещё является аналитическим, отсутствует синтетическое чтение, целостное восприятие. Ребёнок читает слово по составляющим его частям, то есть по слогам, затем объединяет слоги в слово и лишь затем осмысливает прочитанное.

Синтетический этап процесса формирования навыка чтения.

Этот этап является переходным от аналитических к синтетическим приёмам чтения. На этом этапе простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре читаются ещё по слогам.


На этой ступени более важную роль играет смысловая догадка. У детей часто наблюдается угадывающее чтение. Основываясь на смысловой догадке и будучи не в состоянии быстро и точно проконтролировать её с помощью зрительного восприятия, ребёнок часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него появляются вербальные парафразии, аграмматизмы. Ошибки чтения вызывают частые регрессии, возврат к ранее прочитанному для исправления, уточнения и контроля. Догадка имеет место лишь на уровне предложения, а не в пределах текста.

Относительно сформированным на этом этапе является синтез слов в предложении.

Этап автоматизации.

Данный этап характеризуется целостными приёмами чтения: ребёнок читает целыми словами, группами слов. Техническая сторона процесса чтения не затрудняет чтеца.

Главная задача – осмысление читаемого.Процессы осмысливания содержания превалируют над процессами восприятия.

На этом этапе осуществляется не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в едином контексте. Смысловая догадка определяется не только содержанием прочитанного предложения, но и смыслом, логикой всего рассказа. Редкими являются ошибки при чтении, так как догадка контролируется достаточно развитым целостным восприятием. Особенности понимания прочитанного определяются уровнем развития познавательной деятельности, объёмом словаря, степенью сформированности грамматического строя речи.

Таким образом, основными условиями успешного овладения навыком чтения являются:

1.Сформированность устной речи; фонетико-фонематической (произношение, дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез) стороны речи; лексико-грамматической стороны речи;

2.Достаточное развитие пространственных представлений;

зрительного анализа и синтеза.

Качества полноценного навыка чтения.

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: беглостью, правильностью, сознательностью, выразительностью. Все качества формируются параллельно и взаимосвязано. Часто уровень сформированности одного качества указывает на уровень развития другого.

Правильность чтения

Правильным принято считать чтение без искажений: правильно передаётся слого-буквенный состав слова, не допускается пропусков и перестановки слов в предложениях.

Беглость чтения.


Оптимальная скорость чтения для каждого человека определяется рядом факторов. Главный из них – скорость чтения должна обеспечивать полноценное понимание читаемого. Ни количество прочитанных букв, ни количество прочитанных слов не могут служить показателями сознательного чтения. Ученик может «прочитать» очень много слов, не понимая в то же время значения этих слов, смысла прочитанных предложний, а тем более содержания всего текста в целом.

Главнейшим недостатком чтения учащихся являются или очень медленное или очень быстрое чтение (ориентиром беглости чтения считается скорость 120-130 слов в минуту). Чрезмерная медленность чтения является обычно следствием невыработанности механизма чтения, что, в свою очередь, определяется недостаточной практикой.

Невнятная и торопливая речь обычно связывается с неумением дышать в процессе речи, а также и с неумением управлять своим голосом, произносить звуки речи с достаточной ясностью и отчётливостью.

Все упражнения, направленные на отработку правильности чтения, способствуют и совершенствованию беглости. Однако есть и специальные упражнения для выработки беглости чтения.

§   Совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задаёт учитель или хорошо читающий ученик.

§   Чтение небольших отрывков текста в разных темпах: в медленном, с плавным, протяжным произношением гласных; в среднем, разговорном темпе; в скороговорочном темпе.

§   Чтение отрывков «на время»; (М.И.Оморокова и др. «Преодоление трудностей» -М.,1990).

§   Тренировка в чтении различных сочетаний гласных букв: а ,у, о, и. ,э; э, и, у, а.

§   Чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, че, ща, ра ,тра, три.

§   После этогочтение слов и предложений, включающих в себя эти слоги.

§   Чтение цепочек слов с общим корнем, с разными корнями: вода-водныйводица; булка-белка..

§   «Чтение с помехами» (ученик читает под звук метронома или под счёт).

§   «Быстро найди слово» (ученик в тексте должен найти заданное учителем слово).

§   .Упражнения в чтении слоговых таблиц

§   Приём «Сложи слова». Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая на другой. Слева кладут карточки с началом слов, а справа с их вторыми половинками. Нужно сложить карточки так, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец. Можно попросит подобрать подходящие по написанию слова (например: моло-ко, моло-ток).


§   Приём «Словесные горки». Ученику предлагается последовательно прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, то есть каждое нижнее слово длиннее верхнего на одну букву. Самое верхнее слово состоит из двух букв, а самое последнее из 15-16 букв. Чем ниже будет спускаться, тем труднее читать.

§   Можно устроить соревнование: кто прочитает правильно больше всех слов?

§   Приём «Чтение пунктирно написанных слов». Детям выдаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых элементов (буквы должны оставаться узнаваемыми). Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается.

§   Приём «Найди слова». Ученику дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или двумя буквами. Например, машина-малина, МашаМиша, ТоняТоля.

Сознательность чтения.

Методика определяет три уровня сознательности чтения (О. В. Сосновская)

1 уровень – понимание слов в прямом и переносном значении; понимание смысла каждого предложения, отдельных частей текста и связей между ними; понимание общего смысла текста.

2 уровень - осознание художественных особенностей текста, идейного содержания текста, собственного отношения к идее произведения.

3 уровень – читатель не только умеет адекватно воспринять идейно-художественные особенности текста, но и имеет собственные читательские интересы и способен полноценно реализовать их.

Все три уровня взаимосвязаны. На базе первого уровня формируется второй, а достижение третьего уровня сознательности чтения невозможно без умений, связанных с первыми двумя уровнями.

Работа по формированию сознательности чтения происходит на всех этапах анализа текста: при подготовке к восприятию, в процессе предметно-логического и идейно-художественного анализа, при осознании идеи произведения. Любой приём анализа художественного произведения способствует развитию сознательности чтения.

Выразительность чтения.

О значении выразительности чтения Д. И. Тихомиров писал следующее: «При выразительности чтения и сам читающий имеет возможность лучше понять, воспринять и усвоить читаемое; и слушатель имеет полную возможность и думать, и чувствовать во время чтения, и вполне разумно воспринимать прочитанное. Итак, основой выразительности чтения является понимание и переживание прочитанного».


Выразительное чтение должно иметь целью произнесение текста с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, должно быть громким, ясным и чётким. Важным условием в овладении умением выразительного чтения является сформированная техника речи (дыхание, голос, дикция, орфоэпия).

Важно помнить об условиях работы над выразительностью чтения:

§   Целесообразно демонстрировать образец выразительного чтения произведения. Такое чтение становится эталоном для учеников. Учителю надо иногда обсуждать своё чтение с учащимися, чтобы избежать слепого подражания. Такая беседа уместна в ходе анализа произведения. Можно, например, предложить ученикам объяснить выбор темпа чтения, или уместность использования психологической паузы. Обязательно обсуждение и сравнение с детьми вариантов прочтения проанализированного произведения. Тон такого обсуждения не должен оскорблять ребёнка.

§   Выбор интонационных средств и определение общей интонации чтения происходит в процессе анализа художественного произведения, на его завершающих этапах.

§   Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников.

§   Важно объяснить школьникам критерии оценки выразительности чтения: чем точнее передаётся авторское отношение к изображённым событиям, тем вернее выбор интонации.

§   Важнейшим условием является специальная работа над дыханием и дикцией.

§   Всякое нарушение орфоэпических норм чтецом мешает выразительному чтению. Поэтому безусловно важна работа по формированию правильности чтения.

Особенности формирования навыка чтения на разных годах обучения чётко изложены в программах по чтению.