ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

библиографии ожидать сложно, в науке будет наблюдаться сумма научных уделов, плохо совместимых друг с другом.

Для более углубленного изучения общей теории библиографии рекомендуется научно-практическое пособие [5], явившееся первой в отечественном библиографоведении попыткой наладить сотрудничество независимых теоретиков-библиографоведов, опирающихся на собственный научный и педагогический опыт. Это пособие построено в дискуссион- но-диалоговой форме, что усиливает многоаспектную характеристику современного состояния российского библиографоведения.

В частности, в этом издании приводится рассуждение В. А. Фокеева по трактовке библиографии: «Мне близок “образ золотника”. Термин “золотник” имеет в русском языке несколько разных значений, в том числе: 1) мера веса – “мал золотник, да дорог”; 2) управляющий элемент паровых машин, направляющий поток рабочей жидкости в нужный канал. Библиографию нельзя назвать массивной деталью в механизме документной коммуникации (“мал золотник”), но она регулирует движение документальных потоков, адресуя их тем или иным потребителям (управляет потоками). Библиографическая инфраструктура – подлинный золотник в документальной системе общества» [5, с. 34–35].

Он приводит свою собственную формулировку: «Библиография – поисковая инфраструктура книжного дела, выполняющая функции производства и движения (хранения, распространения, использования) биб-

лиографического знания» [5, с. 34–35].

 

Рассматривая любые дефиниции,

студент всегда должен помнить

о приоритетном положении терминов

и определений, закрепленных

в последних версиях государственных стандартов

Тема 3. Система документных коммуникаций как среда функционирования библиографии

Цель: рассмотреть библиографию, применяя системный подход.

Основные задачи:

1.Рассмотреть основные понятия: «документ» (во всех его проявлениях), «коммуникации», «документные коммуникации», «система документных коммуникаций» (СДК), «потребитель информации», «библиографическая информация», «библиографические коммуникации».

16

2.Определить значение библиографических коммуникаций в системе документных коммуникаций.

Рекомендуемая литература:

[1, с. 17–21; 3, с. 38–50; 4, с. 19]

Основная часть:

«Документальные коммуникации» (О. П. Коршунов), книжная метасистема, метасистема библиографии (В. А. Фокеев), книжное дело (А. И. Барсук), инфраструктура книжного дела (А. В. Соколов), книжная коммуникация, книжная суперсистема (система систем) – синонимы одного уровня.

Вучебных целях мы будем придерживаться требованиям стандарта [2] и употреблять термин «система документных коммуникаций».

О. П. Коршунов применяет термин «система документальных коммуникаций». Оппоненты данной концепции библиографии считают неологизмом понятие «документальные коммуникации», который отражает нынешнюю тенденцию трансформации библиографии в документографию. Они опасаются отказаться от привычного понятия «книга», по умолчанию включая в его объем все произведения письменности и печати, именуемые «документами» [5, с. 18]

М. Г. Вохрышева [1] – сторонник концепции системы документных коммуникаций, ее размышления по этому вопросу также заслуживают внимания студентов.

Всовременных условиях внедрение информационных технологий

вСДК существенно видоизменяет формы представления информации. Трактовка понятия «документ» отдельными учеными происходит по двум путям: или дальнейшее его расширение, или введение нового термина относительно информации, функционирующей в электронной среде. Например, «медиа» (этот термин широко используется в зарубежной печати и толкуется неоднозначно), «электронный документ», «электронный ресурс» (ряду специалистов оно представляется более точным, когда речь идет о компьютерных технологиях).

Тема 4. Библиографическая информация – посредник в системе документных коммуникаций

Цель: определить место библиографии в системе документных коммуникаций.

17


Основные задачи:

1.Провести логический анализ отношения «книга-читатель», «доку- мент-потребитель».

2. Выявить причины посредничества библиографической информации

всистеме документных коммуникаций.

3.Определить возможности библиографии в снятии информационных барьеров в СДК.

4.Выявить основную особенность библиографической информации.

Рекомендуемая литература:

[1, с. 18–21; 2, с. 15; 3, с. 51–65]

Основная часть:

Библиография как социальный институт сформировалась под влиянием факторов, требующих посредничества в системе «документпотребитель информации». Пространство информации насчитывает сотни миллионов названий книг, сотни тысяч периодических и продолжающихся изданий, не поддающийся учету объем электронной информации. В то же время возможности человека освоить публикации в диапазоне от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч названий – ограничены. Отсюда возникают огромные трудности перед человеком в процессе его взаимодействия с информацией. Эти трудности часто называют информационными барьерами.

Информационные барьеры иногда обозначаются как коммуникационные, то есть обусловленные степенью возможности (или невозможности) получения информации с использованием тех или иных форм связи и общения.

В рамках библиографии выработаны специальные средства и методы, позволяющие устранить информационные барьеры или смягчить их негативное действие. Ее главная задача: осуществлять посреднические функции между фиксированной (документальной) информацией и потребителем, ориентировать человека и общество в пространстве информации и знания.

Основная особенность библиографической информации заключается в ее вспомогательной (вторично-документальной) природе как особого вида социальной информации.

18

Тема 5. Формы существования библиографической информации

Цель: выявить основные специфические формы функционирования библиографической информации.

Основные задачи:

1.Проследить эволюцию форм существования библиографии.

2.Рассмотреть дефиниции «библиографическое описание», «библиографическая запись», «библиографическое пособие».

3.Выявить возможные характеристики библиографических продуктов (библиографических пособий), используя следующие классификационные категории: форма, тип, жанр, вид.

Рекомендуемая литература:

[1, с. 29–42; 2, с. 20–21; 3, с. 66–78; 4, с. 41–50]

Основная часть:

Функционирование библиографической информации осуществляется в специфических формах, которые являются наиболее рациональными с точки зрения обработки документов и их последующего использования в разных целях. Формы достаточно разнообразны, определяются условиями историко-культурного и технологического характера. Вместе с тем, в каждой из них обнаруживаются элементы, обязательные и необходимые для выполнения библиографией ее важнейших функций.

В отношении трактовки форм существования библиографической информации у библиографоведов имеются разночтения. Например, такие библиографические пособия, как указатель, список, обзор документов

(обзор литературы) авторы рекомендованных учебных изданий относят: О. П. Коршунов – к типам пособий [3, с. 75], М. Г. Вохрышева – к жанрам [1, с. 35]. Для однозначности трактовки этих понятий в рамках данной учебной дисциплины будем придерживаться теории, изложенной в учебнике О. П. Коршунова, Т. Ф. Лиховид, Т. А. Новоженовой

[3, с. 66–78].

Тема 6. Общественные функции библиографической информации

Цель: выявить основное функциональное назначение библиографии и библиографической информации.

Основные задачи:

1. Определить понятие «функция», рассмотреть его применительно к библиографии, библиографической информации.

19


2.Сравнить три теоретических подхода к обоснованию основных общественных функций следующих ученых: О. П. Коршунов, М. Г. Вохрышева, И. Г. Моргенштерн.

3.Рассмотреть другие точки зрения на функциональное назначение библиографии.

Рекомендуемая литература:

[1, с. 21–24; 3, с. 79–102]

Основная часть:

Общественные функции библиографии – ключевая проблема современного российского теоретического библиографоведения. Ее активная разработка началась во второй половине 1950-х годов. С тех пор это учение почти полвека находилось в центре библиографоведческих дискуссий. В библиографоведческой литературе понятие «функция» означает содействие библиографическими средствами тем или иным социальным процессам, поведенческую характеристику библиографической системы, обязанности, которые выполняет библиография, направления регулирования отношений взаимодействия и соответствия в системе документальных коммуникаций [5, с. 21].

В библиографоведческой литературе приводятся несколько десятков (более 50) наименований функций библиографии и ее составляющих. Они различны по смыслу и широте содержания, пересекаются между собой.

Большинство авторов (М. Г. Вохрышева, В. А. Фокеев и другие)

ведут речь о функциях библиографии в целом или с позиции видов библиографии.

О. П. Коршунов рассматривает функции библиографической ин-

формации. Этот теоретический аспект с середины 70-х годов прошлого века претерпел множественные умозаключения оппонентов.

Приводится разное количество функций, присущих библиографии. Например, Б. А. Семеновкер выделил у государственной библиографии и соответствующей библиографической информации 21 функцию. И. Г. Моргенштерн объединил функции в группы: всеобщие, общезначимые, производные и дополнительные. Таких функций у него 16.

Конечно, все трактовки функционального назначения библиографии и библиографической информации заслуживают определенного интереса, однако, в учебных целях, остановимся на двух из нескольких, наиболее признанных в качестве учебного материала [1; 3].

20


Тема 7. Структура, качества, свойства библиографической информации

Цель: Выявить структуру библиографической информации, ее свойства и качества.

Основные задачи:

1.Разграничить понятия «структура библиографии» и «структура библиографической информации».

2.Определить структуру библиографической информации.

3.Рассмотреть термины «качество», «свойства» как философские категории.

4.Выявить свойства и качества библиографической информации.

Рекомендуемая литература:

[3, с. 103–118; 1, с. 42–46; 4, с. 56–62]

Основная часть:

При проведении структурного анализа библиографии и библиографической информации, нужно учитывать, что эти два понятия не являются синонимами. Это видно из определений ГОСТа 7.0-99.

Библиография – информационная инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование библиографической информации [2].

Библиографическая информация – информация о документах,

необходимая для их идентификации и использования [2].

Структуру библиографии будем рассматривать в темах 8, 9, 10 и 11. Структуру библиографической информации О. П. Коршунов раскрывает с помощью основных общественных функций, применяя генетический и логический подходы. Содержание функциональногенетической и функционально-логической структуры библиографической информации раскрыто в учебнике [3, с. 103–110]. Структура библиографической информации в концепциях других авторов разработана

менее тщательно или не разработана совсем.

Свойства библиографической информации достаточно полно раскрыты в учебных изданиях [1; 4].

В [4, с. 59–61] рассмотрена категория качества библиографической информации.

21

Качества и свойства в теории О. П. Коршунова – синонимы [3, с. 112–115]. Но содержательное раскрытие свойств (качеств) заслуживает внимания.

В учебной дисциплине «Информатика. Часть 1: Теория информации» (изучалась дисциплина в первом семестре) нами рассмотрены категории «свойства» и «качества» как философские понятия и применительно к информации. В изучении данной темы необходимо придерживаться полученных знаний по этому вопросу.

Итак, свойствами библиографической информации будем считать: двойственность, вторичность, комплексность, идентифицирующую способность, универсальность, коммуникативность.

Качества и их критерии оценки уровня библиографической информации: стандартность (нестандартность); полнота (неполнота); релевантность (избыточность).

Тема 8. Библиография как область деятельности

Цель: определить место библиографической деятельности в теории библиографии.

Основные задачи:

1.Рассмотреть понятие «библиографическая деятельность».

2.Изучить принципы функционирования библиографической деятельности.

3.Выявить основные направления структурирования библиографической деятельности.

4.Разобрать принципиальную схему функционирования библиографии как системы.

Рекомендуемая литература:

[1, с. 49–65; 2, с. 15; 3, с. 122–141; 4, с. 15–16]

Основная часть:

Поскольку тема достаточно проработана в библиографоведении и не содержит диаметрально противоположных взглядов ученых, студенту рекомендовано внимательно прослушать лекцию по теме и изучить дополнительно рекомендуемую литературу.

Дефиниция «библиографическая деятельность» и принципы функционирования библиографической деятельности раскрыты в учебных изданиях [1; 3].

22


Общая информация по структурированию библиографии представлена в [1, с. 62–65; 4, с. 15–16]. Принципиальная схема функционирования библиографии как системы – в [3, с. 129].

Тема 9. Компонентная структура библиографической деятельности

Цель: на основе системного подхода рассмотреть основные компоненты библиографической деятельности.

Основные задачи:

1.Рассмотреть библиографию как объект дифференциации.

2.Определить общую структуру и включенность библиографии в различные сферы человеческой деятельности.

3.Представить компонентную структуру библиографической деятельности.

4.Определить сущность субъектов библиографической деятельности, ее цели, задачи.

5.Определить сущность объектов библиографической деятельности.

6.Выявить основные процессы библиографической деятельности, их сущность, цели, задачи.

7.Определить систему средств библиографической деятельности.

8.Рассмотреть заключительное звено компонентной структуры библиографической деятельности – результат.

Рекомендуемая литература:

[1, с. 68–98; 2, с. 17–27; 3, с. 142–192; 4, с. 70–114]

Основная часть:

Вструктурировании библиографии О. П. Коршунов и его сторонники применяют системно-деятельностный подход.

Рекомендуемые три учебных издания разных авторов [1; 3; 4] отражают точки зрения по данной теме одинаково интересно, не противореча друг другу. Изучение этих трех источников во взаимосвязи позволит понять суть рассматриваемого вопроса.

Тема 10. Видовая структура библиографии

Цель: рассмотреть виды библиографии с позиции многоаспектности и неоднозначности подходов к проблеме структурирования.

23

Основные задачи:

1.Рассмотреть проблему дифференциации на виды библиографии.

2.Определить основные признаки (основания) деления библиографии на виды.

Рекомендуемая литература:

[1, с. 99–135; 2, с. 15; 3, с. 193–230; 4, с. 20–30; 5, с. 43–46; 6, с. 25–27]

Основная часть:

Традиционно, начиная с начала ХХ века, библиография дифференцировалась в зависимости от видов библиографической продукции, получаемой в результате библиографирования. В 1970-е годы теоретики обратили внимание на возможность использования двух других подходов к формированию понятия «вид библиографии»: 1) «деятельностный подход»: вид библиографии – разновидность библиографической деятельности, то есть производства, доведения и потребления однородной библиографической продукции; 2) «объектный подход»: вид библиографии – одно из организационно сложившихся структурных подразделений библиографической системы.

В результате сформированы две разные классификационные струк-

туры.

О. П. Коршунов, осмысливая «деятельностный» подход, пришел к выводу, что проблема видов библиографии связана с изначальным отождествлением библиографии и библиографической продукции (библиографических пособий). Видовая классификация библиографических пособий была механически перенесена на библиографическую деятельность (вплоть до конца ХХ века).

Объектный подход проявился в различении общего и частного библиографоведения. В качестве объектов различных разделов частного библиографоведения выступают всевозможные компоненты библиографии, рабочие процессы (библиографирование, библиографическое обслуживание), отрасли библиографии (государственная, научновспомогательная, учебно-вспомогательная, книготорговая, рекламная, рекомендательная, популярно-просветительная и т. п.).

Различные варианты видовой классификации библиографии (в основном по признаку общественного назначения) сведены в таблице в учебнике [3, с. 196–198]. Общепринятую точку зрения на виды библиографии представляет «Справочник библиографа» [6, с. 27–29].

24