ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 380

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство культуры Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств». Институт искусств

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

В.С. ЕРЁМЕНКО

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ

МАССОВЫЙ

ПРАЗДНИК

Основы праздничного производства

Общая теория праздника Сценарий, организация, постановка

Специальность 07 02 09 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Учебное пособие

Кемерово

2009

ББК 85.33я73

Е70

Р е ц е н з е н т ы :

Проректор по творческой работе и международной деятельности Кемеровского государственного университета культуры и искусств,

доктор педагогических наук, профессор В.Д. Пономарев. Заведующий кафедрой режиссуры Краснодарского университета куль-

туры и искусств, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель искусств Республики Ингушетии, Заслуженный деятель искусств Кубани О.И. Марков. Директор Ростовского филиала Санкт-Петербургского

государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки

Российской Федерации, академик РАЕН В.Я. Суртаев.

Рекомендовано учебно-методическим советом КемГУКИ 24.04.09., протокол № 8.

Ерёменко, В. С.

Е70 Театрализованный массовый праздник. Основы праздничного производства. Общая теория праздника, сценарий, организация, постановка: Специальность 07 02 09 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»: Учебное пособие. – Кемерово: ООО «Антом», 2009. – 316 с.

В пособии доцента кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Кемеровского государственного университета культуры и искусств Ерёменко В.С. обстоятельно рассматриваются проблемы происхождения праздника как такового и театрализованного массового праздника как уникального феномена человеческой культуры. Излагаются основы праздничного производства. В четырех главах пособия на большом практическом и теоретическом материале представлена яркая картина сотворения праздника. Словарь терминов и определений, встречающихся в работе помогает легко ориентироваться в материале и служит дополнительным пособием в деле освоения профессии.

Фрагменты авторских сценариев, приведённых в приложении прекрасно иллюстрируют теоретические положения, излагаемые в пособии.

Книга написана живым, ярким, образным языком и будет одинаково интересна преподавателям, аспирантам, студентам режиссёрских кафедр вузов культуры и искусств и самому широкому кругу читателей, интересующихся проблемой праздника вообще и театрализованного массового праздника в частности.

ББК 85.33я73 © Ерёменко В. С., 2009


ОТ АВТОРА

Настоящее учебное пособие есть результат более чем тридцатилетнего педагогического, сценарного и режиссёрско-постановочного опыта автора, результат размышления над основным предметом его профессиональноо внимания – театрализованным массовым праздником.

Театрализованный массовый праздник – уникальный феномен культуры. В истории человеческого общества он привлекает внимание огромного количества исследователей, как теоретиков, так и практиков. Осмысление сценарного и постановочного опыта праздничных мероприятий – особая забота специалистов. Теория здесь пока далеко отстает от практики. Практический постановочный опыт не успевает осмысливаться наукой. Вообще, на переднем крае искусства много делается интуитивно, и лишь затем интуиция первооткрывателей осмысливается последователями. А у самих практиков, режиссеров постановщиков не всегда руки тянутся к бумаге, чтобы зафиксировать свой опыт. В этом направлении работы непочатый край. Здесь дремлют темы кандидатских и докторских диссертаций, здесь широкий простор для творческой фантазии художника и научных открытий исследователя. Умение осознавать накопленное и достигнутое практической режиссурой, переводить на язык понятий и представлений, закреплять терминологически – большое подспорье для будущих сценарных и постановочных открытий. В принципе, это работа по созданию общей теории праздника. Обобщение, осмысление, освоение всего накопленного в теории и практике материала, эвристическое осознание его – и есть движение по этому пути. Этой главной цели и посвящено учебное пособие. Задачей же пособия является подробное рассмотрение основных этапов сценарной, организационной и постановочной работы при подготовке праздника, что и представляет собой изучение и освоение основ праздничного производства, так необходимых для выработки общей технологии построения праздника.

Пособие состоит из авторского Предисловия, Введения, четырех глав, Заключения, Послесловия, Списка цитируемой литературы, Словаря основных терминов и определений, встречающихся в книге, Примечаний, Приложения.

3

ВПредисловии автор определяет предмет своего исследования, знакомит читателя с целью и задачей пособия, представляет его архитектонику, дает краткие характеристики каждой из его частей, акцентирует внимание на нововведениях в теорию и практику режиссуры, благодарит оказавших помощь при подготовке книги, предполагает отклики и продолжение разговора на данную тему.

Во Введении дается широкая картина понимания праздника как уникального, духовного, культурного социального феномена, присущего всем народам, народностям и человечеству в целом.

Вчетырех главах («Общая теория праздника: основы праздничного производства. Театрализованный массовый праздник: основные понятия», «Сценарные основы праздничного производства. Сценарий театрализованного массового праздника», «Организационные основы праздничного производства. Организационные мероприятия театрализованного массового праздника», «Постановочные основы праздничного производства. Постановка театрализованного массового праздника») рассматриваются теоретические и практические аспекты, специфические особенности и основные характеристики театрализованного массового праздника в совокупности составляющие основу праздничного производства. Каждая глава в свою очередь подразделена на подглавки (параграфы) и заканчивается вопросами для повторения материала и дальнейшего размышления над ним. Вопросы могут служить также опорными тезисами для составления педагогами планов лекций и семинарских занятий и оказывать помощь

всоставлении вопросов к экзаменам и зачетам.

ВЗаключении делаются выводы, даются ответы на основные вопросы, звучавшие в темах пособия, подчеркивается определенная нестандартность взгляда на изучаемый предмет и новизна в решении некоторых вопросов.

ВПослесловии автором акцентируется уже высказанная в Предисловии и во Введении мысль, что необходимы более глубокие исследования праздничной культуры и выражается надежда на более активные совместные труды специалистов по выработке общей теории и технологии праздничного производства.

Список цитируемой литературы даёт представление об основном на сегодняшний день частично устаревшем материале по вопросу и де-

4


монстрирует тенденцию на привлечение внимания к рассматриваемому предмету более широкого круга литературы мировоззренческого (культурологического, философского, богословского) направления.

ВСловаре основных терминов и определений, встречающихся в пособии, автор акцентирует внимание на новом (как говорят ныне «инновационном») 1 понимании (толковании) некоторых устоявшихся определений, дает оригинальные формулировки некоторым старым понятиям, вводит в теорию и практику режиссуры театрализованных представлений и праздников новые термины.

ВПримечаниях приводятся дополнительные сведения, актуальнейшие и острополемические мнения по различным аспектам рассматриваемого вопроса в форме авторских комментариев с привлечением широкого спектра цитат. Примечания позволяют получать срочную дополнительную справочную помощь по изучаемому вопросу, обнаруживать в нем неожиданные точки зрения, неординарные пути решения

иболее глубоко сосредотачиваться на предмете исследования. Приложение представляет собой фрагменты авторских сцена-

риев, иллюстрирующих те или иные теоретические положения пособия. Таким образом, теоретические посылки весьма наглядно подкрепляются их практическими выводами.

Следует особо заметить, что в пособии основные ответы на освещаемые вопросы даются в свете традиционных для нашего народа духовно-нравственных координат, прежде всего в свете православного мировоззрения. Поэтому проблеме мировоззрения вообще и религиозного мировоззрения в частности отведено в книге достаточно места. Характерный на сегодняшний день возраждающийся интерес России к своей основной религии диктует ознакомление с ее основами, традициями, обычаями. Для нашей профессии это особенно актуально, потому что множество праздников сегодня организуется

1 «Термин «ииновация» (inovatio) означает возобновление, изменение, обновление и является относительно молодым». С. 9. Денякина Л. М. – Технологии управления образовательным учреждением./Л. М. Денякина. – Мн.: Бизнесофсет, 2004. – 204 с. «Инновационная деятельность предусматривает своего рода отклонения от нормы, представляющей стандарт, признанный в конкретных социальноэкономических условиях; введение альтернативных норм, заимствование их из других сфер и др. Она обеспечивает совокупность средств для развития, предполагает сознательное преобразование действительности». С. 17. Там же.

5


совместно церковными и светскими властями, и специалист должен быть достаточно ориентирован в этих вопросах.

Заканчивая предисловие, хочется сердечно поблагодарить всех коллег, принявших участие в просмотре и обсуждении рукописи данной книги, внесших свои ценные предложения. Особо автор благодарен за сотрудничество доцентам кафедры Шалашовой О. П., Ануйлеву С. И., кандидату культурологии, доценту Кузьминой О. В.

Автор выражает большую благодарность проректору по творческой работе и международной деятельности нашего вуза, доктору педагогических наук, профессору Пономареву В. Д., внесшему в пособие целый ряд поправок и дополнений.

Автор весьма благодарен заведующему кафедрой режиссуры Краснодарского университета культуры и искусств, доктору педагогических наук, профессору, Заслуженному деятелю искусств Ингушетии, Заслуженному деятелю искусств Кубани Маркову О. И. за его внимательнейшую корректуру основных вопросов книги.

Автор искренне благодарит директора Ростовского филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской федерации, академика РАЕН Суртаева В. Я. за его подробный культурологический анализ работы.

Автор благодарен заведующему кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников Кемеровского университета культуры и искусств Шалашову С. С. за его постоянную поддержку в деле написания пособия.

Пособие написано. Над ним трудилось много людей кроме автора и перечисленных выше его коллег. В нем заложен труд и слышится голос многих и многих профессионалов, работавших и работающих в деле созидания праздника. Так пусть же теперь пособие потрудится во благо нашей профессии.

6

ВВЕДЕНИЕ

В жизни каждого народа, каждого человека в отдельности и человечества в целом праздник занимает особое место. И это место не просто обусловленно внешними пространственно-временными границами празднуемых событий и внутреннего отклика на них, но оно духовно объемлет и заполняет всего человека и всю историю человечества. И в этом смысле человек как бы растворен в празднике, а праздник – в человеке. В этом смысле можно и должно говорить о ж и з н и в ц е л о м к а к п р а з д н и к е и о п р а з д н и к е к а к ж и з н и .

«Праздник есть звено действительности, ибо источник его возникновения – сама действительность, те общественные коллизии, которые в ней складываются. Следовательно, праздник – жизнь, а искусство лишь её подобие» [123, c.156]*1. Во всяком случае, чувство праздника жизни пробуждается в человеке в самом раннем возрасте, в той или иной степени осознается им и господствует в нем

вкаждом отдельном празднике. Это чувство не умирает, а дремлет

вчеловеке и между праздниками. Это чувство живет в человеке всегда. Поэтому мы можем утверждать, что чувство праздника присуще человеку и ему необходимо удовлетворять время от времени эту свою потребность так же, как и свои естественные физические надобности

вдыхании, пище и питье. Потребность в празднике – это потребность в духовном воздухе, который так же необходим для полноценной жизни человека, как и воздух физический. «Человек единственный из всех живых существ для продолжения жизни нуждается не только в удовлетворении своих потребностей: в пище, тепле, сне и размножении. Человеку, как существу не только телесному, но и духовному, необходимы осмысленность жизни и существование идеалов,

ккоторым он стремится или будет стремиться» [153, с. 50]. Человек – существо двухсоставное: и телесное, и духовное,

потому и пища ему нужна двух родов. Он жаждет не только воды, но и Духа. Отдельный человек, народ, человечество в целом.

Праздникмногофункционален,еговоздействиенажизньчеловека многогранно и многосторонне, значение его переоценить невозможно. «Праздник и празднование – это явление в такой же степени постоян-

*1 Звёздочка с цифрой означает номер примечания в конце книги.

7


ное и всеобщее, как и другая фаза жизни коллектива, – будни, обычные дни» [46, с. 21]. Но праздник не просто отдых, хотя и связан со свободным от труда временем, праздник – сложный механизм, соединяющий в себе и телесный отдых и высокий духовный труд, объемлющий, проникающий и исполняющий все виды человеческой деятельности. «Праздник семантически связан и со свободным временем, временем праздности, отдыха, и с радостью, веселием, с определенным ритуалом, танцем, приемом, пиршеством. Он связан с религиозным культом

ис важными датами истории народа и государства, с трудовым правом

иорганизацией производства, наконец, с традициями социальных движений, с их стремлениями, лозунгами, торжествами и демонстрациями в определенные дни. Как происхождение терминов, так и толкование их значения, которые дают нам современные словари и энциклопедии, вполне определенно указывают на то, что мы имеем дело со сложным, тысячелетия существующим в различных формах явлением культуры, характерным и для жизни обществ, известных нам лишь по страницам истории, и для жизни современных обществ. Повсеместность

истабильность праздника побуждает прежде всего поставить вопрос о его происхождении и шире – об источниках его постоянного возрождения» [46, с. 28], то есть о духовной сущности и социальных корнях праздника, основных функциях, общественной значимости, событийной основе, документальной и художественной его сторонах в процессе подготовки и празднования.

Праздники и будни не просто означают р а з л и ч н ы е человеческие состояния, но и составляют е д и н о е состояние человека и общества, именуемое жизнью. Влияние праздника на будни (до праздника – ожидание, во время праздника – участие, после праздника – переживание прошедшего события) гораздо большее, чем мы обычно себе представляем. Ведь ожидая праздник, готовя его (готовясь к нему), мы уже тем самым изменяем будничное течение жизни, украшаем, преображаем её. Участвуя в празднике, мы выходим из будней и всем восприятием праздника как бы отвергаем будни, даём в себе оценку им и устанавливаем новые с ними взаимоотношения. Как правило, нам или совсем не хочется возвращаться в будни (и даже думать о них забываем) или по возвращении к ним хочется жить радостнее, полнее, свободнее. По окончании праздника, мы

8