ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.05.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
Например: Мы села — в пепел, грады в прах, в мечи серпы и плуги (Жук.); Вместо хлеба — камень, вместо поучения - колотушка (Салт.-Щедр.); Мужики — за топоры (А. Н. Толст.); Офицер — из пистолета, Теркин — в мягкое штыком (Твард.). Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.
3) фигура перемещения (расположения ) – инверсия.
Инверсия - это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Не всякий обратный порядок слов является инверсией: о ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стилистические задачи — повышение экспрессивности речи.
Например: Вывели лошадей. Не понравились они мне (Тург.); Ведь он друг был мне (Л. Толст.); Изумительный наш народ! (Эренб.); Обеды задавал он отличные (Тург.).
Есть тексты, которые в риторике называются периодами (от греч. Periodos – обход, круговращение) и представляют собой развёрнутое сложносочинённое предложение с подчинением, отличающееся полнотой раскрытия мысли и законченности интонации. Обычно синтаксическая конструкция, открывающаяся в начале периода, замыкается лишь в конце его, а придаточные предложения, всесторонне освещающие главное, вставляются в неё как в рамку. Мелодия голоса членит период на восходящий протасис и нисходящий аподосис , паузы членят его на несколько речевых тактов , из которых последний обычно удлинен и ритмизован . Возможны и периоды из одного речевого такта ; в них интонационное нагнетание достигается расположением слов и стилистическими фигурами.
Период - это текст, разделённый на две не равные части, первая из которых, в сою очередь, делится на несколько единообразных частей, а вторая является короткой, заключительной. Период – достаточно распространенный вид текста, так как издревле известны попытки выразить кратко сложную, глубокую мысль.
Теперь рассмотрим несколько риторических фигур.
Анафора ( греч. anaphora- вынесение ), единоначатие – повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф или фраз.
Например: Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём … М.Ю.Лермонтов)
В противовес существует эпифора ( от греч. epiphora- добавка ) повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, строф или фраз
Например: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник, почему именно титулярный советник.- (Н.В. Гоголь).
В тексте возможен одновременный повтор начальных и конечных слов в смежных стихах или ритмических частях (т.е. сочетание анафоры и эпифоры ). Такая фигура называется симплока (от греч. Symploke- сплетение )
Например: Во поле берёзонька стояла, во поле кудрявая стояла .
Следующая фигура называется параллелизм (от греч. parallelos – находящийся или идущий рядом)- тождественное или сходное находящийся или идущий рядом)- тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые соотносясь , создают единый образ.(Ах, кабы на цветы не морозы , и зимой бы цветы расцветали; Ох кабы на меня ни кручина , ни о чём бы я не тужила .)
Иногда параллелизм осложняется вводом отрицания (отрицательный параллелизм) или обратным порядком слов. Но в основном под параллелизмом понимают одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Полный параллелизм представлен в хорошо известной форме : Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт.
Ещё одна фигура – градация (от лат. Gradatio- постепенное повышение), заключается в таком расположении слов , при котором каждое последующее содержит усиливающееся ( реже уменьшающееся ) значение , благодаря чему создаётся впечатление нарастания или угасания . Если происходит нарастание, градация называется восходящей
Например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.- А.П. Чехов ) Если происходит уменьшение, градация – нисходящая ( Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах , в годах , в часах.- А.Белый)
На принципе градации построено много публичных речей: оратор начинает с нейтрального эмоционального уровня, который постепенно нарастает и к концу выступления может приобрести характер эмоционального призыва.
Рассмотрим ещё две фигура: антитезу и оксюморон.
Антитеза (от греч. antithesis – противоположение) – это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий.
( Добро-зло; земное - небесное и т.д.)
Например: Где стол был яств, там гроб стоит (Жук.).
Часто антитеза строится на антонимах. Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (посл.).
Оксюморон (от греч. oxymoron – остроумно-глупое) – сжатая и оттого парадоксально звучащая антитеза, обычно в виде антонимичных существительного с прилагательным или глагола с наречием: ( живой труп ; звонкая тишина ; горькая радость; красноречивое молчание ; убогая роскошь наряда – Н.А.Некрасов ).
Оксюморон предполагает тесное соседство в синтагме ( словосочетание, объединённое синтаксической связью и функционирующее как единое целое) двух слов с противоречащими значениями (чаще всего существительного и прилагательного) : тёмный свет, горячий снег и т.д.
Оксюморон- это фигура состоящая из двух слов , одно из которых содержит в смысловом ядре сему , являющуюся отрицанием смысловых элементов другого слова . В оксюмороне отрицается антитеза , а противоречие полностью оправданно : ( О! Мерзкое величие! Возвышенная низость! ) ( Ш. Бодлер)
Антитеза – это оборот, в котором для усиления выразительности резко противопоставляются контрастные понятия, а оксюморон – это риторическая фигура, заключающаяся в соединение двух понятий , противоречащих друг другу. Антитеза и оксюморон – это парные фигуры : и в том и в другом приёме заложено противопоставление каких – то сущностей в окружающем мире, только в антитезе это противопоставление доведено до своего максимума , а в оксюмороне оно слито в единую третью сущность , общую для них двоих.
Оксюморон как приём выразительности представляет собой диалектический синтез, и в этом его риторическая значимость. Оксюморон граничит логико- речевыми парадоксами и в речи производит сильное впечатление . Если при оценке личности применить оксюморон , это будет очень эффектно . если же этот человек внутренне противоречивый , можно дать оценку его личности через антитезу , показать контрастные свойства
его характера.
Риторическое обращение — это стилистическая фигура состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Например: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушк.); О ты, чьих писем много, много в моем портфеле берегут (Некр.); Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер (Маяк.). Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи .
Риторический вопрос - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание слушателя к тому или иному явлению.
Например: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Гог.); Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (Пушк.).
Многосоюзие (или полисиндетон) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.
Например: Тонкий дождь сеялся и па Леса, и на поля, и на широкий Днепр (Гог.); Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность... (Кор.). То же при повторении союза между сочиненными предложениями, например: По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались черные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (Купр.).
Бессоюзие (или асиндетон) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.
Например: Швед, русский — колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... (Пушк.). Ср. бессоюзное перечисление предметных названий для создания впечатления быстрой смены картин: Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах... (Пушк.).
В заключении рассмотрим особый по своей значимости приём выразительности – фигуру умолчания.
Умолчание- это оборот речи, который заключается в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя слушателю самому догадаться о невысказанном
Например: Что подумали, что почувствовали оба? Кто знает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства - на них только можно указать и пройти мимо…- Л.Н. Толстой; Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть. (Пушк.)
Надо заметить, что речь сама по себе искажает эмоциональную сферу, что связано с несколькими причинами. В первую очередь влияет десемантизация ( не правильное значение слов) слов. Дело в том , что эмоций не так много и они имеют точные названия . Никаких сложных синонимических рядов тут не существует. Есть слово стыд, у него есть один не точный синоним- позор и т.д. Иными словами, каждая эмоция задаётся одним или несколькими смежными по смыслу словами. А так как эмоции « посещают» нас крайне часто, то и слова, соответствующие этим эмоциям, мы произносим очень часто, что приводит к их десемантизации. Поскольку эмоции находятся в сфере бессознательного (а речь есть знаковая система сознательного), сознание плохо ориентируется в хаосе эмоций и передает информацию о них в искажённом виде ( кажется неловкость, на самом деле раздражение ).
Фигура умолчания оказывается в определённой ситуации самым точным способом передать эмоцию.
Фигура умолчания даёт возможность сокрытия всего того, что вы не хотите сообщить.
Фигура умолчания связана с ораторским приёмом, который называется держать паузу. Держать паузу – означает продолжительное время молчать ( но молчать так, что бы молчание не шокировало слушателей ), поддерживая слушающих в том эмоциональном состоянии, в которое вам как ведущему удалось их ввести , и давая им возможность испытать это состояние достаточно долго. Это требует специального умения, которому можно научиться.
Второе значение термина держать паузу – это тайм – аут, который вам дан в речи другим человеком, когда вы находитесь в сложной ситуации.
Подержав паузу, вы можете прийти к выводу, что целесообразно продлить её до бесконечности, т.е. промолчать.
Итак, существует несколько видов тропов и фигур, такие как: тропы сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, эпитет и т.д.; фигуры: анафора, эпифора, симплока, антитеза, риторическое обращении, фигура умолчания и многие другие. Все эти лексические средства способствуют выразительности речи. Такая речь вызывает интерес и поддерживает внимание у аудитории. Умение находить «свои», выразительные слова сделает речь ведущего живой яркой и увлекательной.