Файл: Гоголь в изобразительном искусстве.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Талант Гоголя многогранен: романтик и юморист, трезвый наблюдатель и гневный сатирик - обличитель, беспощадно вскрывающий общественные язвы, поэт, фантаст и тонкий психолог. Это богатство гоголевского творчества обусловило многообразие его графических интерпретаций. Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. Искусство и художественная среда, окружавшая Гоголя, питала творчество писателя. В произведениях искусства он чувствует огромные силы, в них заключенные, силы правды и лжи, добра и зла.

У каждого большого художника Гоголь свой, и вместе с тем все эти оригинальные трактовки помогают читателю полнее вникнуть в гоголевский текст, в мир гоголевских образов. Для одних художников важнее всего событийная сторона произведений, других интересует духовное богатство гоголевского текста, одни стремятся сделать зримыми образы, характеры, передать типажи, другие вводят в атмосферу произведений.

Произведения Н.В. Гоголя неоднократно и многообразно иллюстрировались крупнейшими русскими мастерами кисти и карандаша. Художниками созданы многочисленные акварели, литографии, рисунки и гравюры на дереве, лучшие из которых вошли в историю русской графики. Время все глубже раскрывает перед нами богатства мысли и чувства в произведениях великих художников.

Художником, положившим начало иллюстрированию Гоголя, следует считать А.А. Агина (1816-1875). Лучшая черта агинских иллюстраций - помнить о зрителе, искать с ним диалога, предполагать его в листе равноправным собеседником, включать в действие. Поэтому Агин чаще избирает для рисунка ситуации подвижные, не оконченные, застает сюжет на полдороги, фиксирует только те моменты, которые входят в основную интригу.

Непосредственным продолжателем Агина в деле иллюстрирования гоголевских произведений был его сверстник П.М. Боклевский (1916-1897).

В первую очередь внимание художника привлекли типы из "Мертвых душ" и "Ревизора". Эти работы (1856) исполнены в системе, отличающийся от системы Агина. Боклевского не интересуют все перипетии гоголевской интриги. Он не изображает героев в определенный момент, а дает в положении, существенном для его типовой характеристики.

Галерея героев "Мертвых душ", исполненная Боклевским в 1866 г., сохраняет остроту обобщенной социальной характеристики. Впервые публикуемый ряд портретных поясных изображений свидетельствует об определяющейся в художнике тяге к литературному портрету. Стремление увидеть героя как живого, дать его подлинный портрет усиливает у Боклевского тягу к объему и живописности.


Рисунки В. Пукирева, А. Лебедева, а также московская популярная серия литографированных листов к "Носу" (1863), исполненная Э. Лилье, дополняют примеры пассивной бытовизации гоголевских тем в иллюстрации.

Интересным представляется альбом к "Тарасу Бульбе" работы академика живописи Павла Соколова (1826-1905).

Иллюстрации М.О. Микешина (1836-1896) - явление для своего времени сложное. Характерен выбор гоголевских тем Микешиным: ранняя вовсе не героического порядка иллюстрация его к "Тарасу Бульбе" (1859) в дальнейшем им не разрабатывается. Феодальная героика, взятая сама по себе, в эти годы не приходится по натуре художнику. Зато многообразно и длительно Микешин развивает тематику "Вия" (1863-1886), сказочной повести на бытовой основе, перемежающей моменты жанрового порядка с фантастикой. Здесь Микешин далеко опережает своих современников-иллюстраторов.

Иллюстрации к повести Гоголя "Шинель" - это последняя крупная работа Саввы Бродского (1923-1982), наверное, самая противоречивая во всем его творческом наследии. Содержание гоголевских листов выходило далеко за рамки иллюстрации в узком смысле этого слова. Отталкиваясь от конкретных образов произведения, переосмысляя их, художник показывает историческое время, их породившее. Шинель у Бродского - не "светлый гость" ожививший на миг бездну-жизнь мелкого чиновника, а символ всего николаевского времени.

Однако главное достоинство цикла иллюстраций к "Шинели" в том, что они пронизаны пытливой мыслью художника, стремящегося обнажить самую суть литературного произведения, художника, видящего свою цель не в изложении общеизвестных истин, а в поиске новых путей претворения образов литературы средствами изобразительного искусства.

Каждая эпоха вносила свои характерные особенности в изобразительное воплощение героев Гоголя, накладывала на них печать своего понимания. Невозможно перечислить имена всех русских художников двух столетий, выполнивших иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя, но авторы этого проекта надеются, что собранный материал пригодится для работы учителей, преподавателей и студентов.