ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
– музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов – мастера художественного слова, артистов балета;
– концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.
К эстрадным концертам относятся:
– концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джазоркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;
– концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;
– концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;
– концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);
– театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);
– концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;
– концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.
Отметим тем не менее, что деление концертов на филармонические и эстрадные подчас оказывается весьма условным.
Существует несколько видов концертов. Утвердилась следующая классификация концертных программ, но классификация эта в какой-то степени условная.
По целевому назначению можно выделить концерты:
– текущие
– отчетные
– смотровые
– праздничные
– юбилейные
По месту проведения:
– стационарные
– выездные
– гастрольные
По составу участников:
– любительские
– профессиональные
– смешанные
По числу участников:
– сольные(бенифисы)
– групповые(полубенифисы)
– коллективные (одного кружка или коллектива)
– сводный
По составу зрителей:
– для детей
– для ветеранов
По способу построения программы:
– тематический. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами ы таком концерте должны быть тематические связки ведущего.
– сборные концерты(дивертисменты) Их программы лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных худ. Коллективов.
– Театрализованные концерты. Они готовятся и ставятся по специально разработанному сценарию в то время как традиционный(обычный) концерт лишь на основе составленной концертной программы. Театрализованный концерт рождается как бы дважды
– на столе драматурга
– на сцене под руководством режиссера
Технология подготовки и проведения концерта
«Технология – писал А.М. Горький, – это логика фактов, создаваемых трудовой деятельностью людей, идеология – логика идей, то есть логика смыслов, извлекаемых из фактов, – смыслов, которые предуказывают пути, приемы и формы творчества новых фактов».
Итак, любая деятельность должна иметь результат. Чтобы добиться результата необходимо:
– правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;
– определить, в какой логической последовательности действовать;
– какие формы, способы и приемы при этом использовать.
Все это составляет основу методики. Методика – это систематизированные знания об организации процесса и целесообразных способах достижения результата, это конструирование и организация(реализация) какой-либо деятельности.
Существуют различные уровни методики. При употреблении понятия «уровни методики» имеется в виду разномасштабность практической деятельности, точнее, различный масштаб видения процесса.
Уровень, когда рассматривается весь процесс в целом, соответствует общей методике; отдельные составляющие его части (подпроцессы) – частная методика; конкретизированные формы организации процесса – конкретная методика.
«Общая методика – это программа действия в соответствующих условиях. Она включает в себя общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем её содержания, этапы её осуществления, примерный комплекс средств (форма организации их взаимосвязи).
Общая методика фактически описывает желаемое состояние той или иной системы»
Общая методика подготовки концерта делится на несколько этапов. При это надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки концерта зависит от масштабности концерта.
Первый этап подготовки концерта – этап планирования. Он включает в себя:
– Создание оргкомитета, куда должны войти люди, реально на что-то влияющие (представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры…);
– Создание организационно – постановочной группы, где будут работать специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор).
Постановку цели и прогнозирование результатов. Не следует забывать, что культурно – досуговая деятельность – педагогически организованная деятельность или, во всяком случае, должна быть таковой.
– Определение формы проведения программы, места и времени.
– Разработку подробного плана подготовки и проведения концерта, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Не следует забывать: когда отвечают все – не отвечает никто.
Второй этап подготовки концерта – этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа – это подробный перечень номеров концертной программы.
Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, – этап осуществления программы. После того, как программа составлена и утверждене, появилась возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить смету расходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя:
– работу с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной);
– подготовку сценических площадок, их оформление;
– подбор и изготовление реквизита и костюмов;
– звуковое оформление – поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;
– работу над видеорядом (использование кино, видео, слайдов);
– работу с рекламой.
После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта. Её успех зависит от многих факторов: умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; чёткой работы режиссера и помощников режиссера, радиста, осветителя, рабочих сцены; готовности творческих коллективов, слаженности работы технических служб и т.п.
После проведения концерта наступает четвёртый этап – этап подведения итогов и анализа результатов. Этому этапу, как правило, уделяется недостаточное внимание, а между тем, он очень важен. Во-первых, после окончания мероприятия необходимо привести в порядок территорию, на которой оно происходило. Во-вторых, вернуть владельцам аппаратуру, реквизит, декорации, костюмы, которые брали в аренду. В-третьих рассчитаться по кредитам, то есть произвести окончательный расчет с гостиницей, если в ней жили приглашенные из другого региона гости, с автотранспортным предприятием за предоставленный транспорт, оплатить работу звукорежиссера, режиссера, художника по свету и т.п., произвести другие оплаты.
Затем, наступает момент обсуждения и анализа проведенного концерта. В ходе этого обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.
По итогам проведенной программы и её обсуждения, необходимо оформить методический материал, куда войдут:
– протоколы заседания оргкомитета;
– план подготовки и проведения программы;
– копия сметы расходов;
– программа концерта и монтажный лист к нему;
– эскизы оформления и костюмов;
– образцы рекламы;
– видеоматериал (фотографии, видеосъемки);
– отзывы средств массовой информации и зрителей;
– протоколы или иные документы с материалами обсуждения анализа проведенного мероприятия.
В самом общем виде технологическая цепочка выглядит следующим образом: целевая установка → задача→ форма→ методы→ средства→ результат.