Файл: Курсовая , кристина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жизнь любого человека, по воззрениям кузнецких татар – шорцев полностью зависела от этих окружающих духов и божеств, всех трех миров.

8

Сам человек лишь в немногих случаях непосредственно общался с духами, например, при «кормлении» духа огня, жертвоприношении духам – хозяевам во время промыслов и некоторым домашним духам-покровителям. Чаще же общение с духами и божествами происходило через посредника-шамана, особого избранника среди живущих на земле людей.

9

    1. Народное песенное и инструментальное творчество шорцев.

Музыкальная культура шорцев заключает в себе черты, присущие музыке народов Севера, Сибири, Алтая. Средней Азии. Поволжья и Приморья.

Шорские народные песни дают четкое деление на жанры: частушки, шуточные и плясовые, колыбельные песни, плачи, протяжные лирические песни. Деление это не случайно, о чем свидетельствует национальная музыкальная терминология, соответствующая основным жанрам шорского песенного народного творчества.

Частушки (так - пак) представляют ранний вид скорых лирических песен. Широко распространен в музыке многих, в том числе тюркских народов. Основу их составляет четырех строчная стихотворная строфа.

Шорские частушки разнообразны по содержанию. В них поется о шорских юношах и девушках, о любви и браке, семье и родственных отношениях, ревности, разлуке и измене. Яркую характеристику получает шорский юноша в частушке « Ак цветотын аразында» (Среди белых цветов), в которой он сравнивается с голубым цветом.

Приведем ее текст:

Среди белых цветов

Голубой цветок заметен.

Среди многих людей

Мой брат заметен

Много точных и красивых слов сказано в шорских частушках и одевушках-шорках. Так, в частушке «Каш пашинде табылга» (На пригорке кустарники), девушка сравнивается с кустарниками на вершине горы.

10

Вот ее текст:

На пригорке кустарники,

Маленькие, еще не выросли.

Я полюбил девчонку,

Маленькая, еще не выросла

Шорские протяжные песни наполнены любовью к родному краю, природе Горной Шорни, близким родственникам, чувством тоски и грусти шорца, оказавшегося за пределами своей родины, родного очага. В них отражена тяжелая жизнь шорца-охотника, задавленного непосильной данью, стремящегося к свободе от социального гнета. Главная тема коротких песенок — любовь и дружба, тоска и разлука, несчастная любовь. В плясовых высмеивается лень, склонность к обжорству и т. д. Это и жанр социальной сатиры, клеймящий жадность купцов-ростовщиков и их стяжательство. В народных песнях поется о мифических богатырях, а конкретных жителях Горной Шории.


В лирических песнях получила отражение прекрасная природа Горной Шории, для которой характерно сочетание горного и речного ландшафтов. «Горный» пейзаж присутствует в песне «Кобыргай черде чортаргай» ( Чтобы вдоль по склону рысью скакать).

Вот ее текст:

Чтобы в доль по склону рысью скакать,

С широкими копытами нужен конь.

Чтобы ходить по селам,

С большим умом мужчина нужен.

11

Гнездо ястреба – птицы – на вершине твердой скалы.

Мною любимая девушка – в твердых руках отца [см.: 10, с. 9-15].

У народов тайги песенное творчество весьма своеобразно. Здесь каждый человек имеет свою собственную, раз навсегда установленную мелодию, слова же песни импровизируются. У шорского народа есть певцы, обладающие даром своеобразного горлового пения. Кай – это особый вид горлового пения, исполнение эпических сказаний под аккомпанемент кай-комуса, двухструнного музыкального инструмента.Отсюда название певца, владеющего такой способностью «Кайчи».

Мелодика «Кая» – это художественное средство эмоционального выражения. В шорском «кае» различается три стиля, восходящие к трём разным сказительским школам. Он состоит из двух видов: двухголосного и одноголосного горлового пения. Во время первого, один певец поёт двумя голосами без слов (у тувинцев четыре стиля, у алтайцев – три – четыре). Особенность второго вида состоит в сольном исполнении произведений с произнесением слов в сопровождении игры самого певца на музыкальном инструменте (на комусе у шорских Кайчи, на семиструнном чатхане – у хакасских хайджи, на топшуре – у алтайских Кайчи).

Для шорской разновидности «кая» нехарактерно двухголосное пение. В горловом пении бесконечное множество мелодичных оттенков, а в игре на музыкальном инструменте (одноголосное горловое пение всегда идёт под аккомпанемент) отмечено до сорока наигрышей [см.: 9, с. 9].

Наибольшим почитанием у шорцев пользовались «Таг -ээзи» - духи гор и «Суг- ээзи» - духи воды. П. Н. Амзоров говорил: «Кай - ээзи» сердится, когда во время «Кая» люди спят. «Кай» надо слушать внимательно, а кайчи не должен сокращать текст исполняемой песни о богатырях».

12

С. С. Торбоков – кайчи, знаменитый шорский поэт – говорил о магическом действии кая на «хозяев гор».

Кайчи пел, чтобы своим пением зачаровать «хозяина» горы. Легенды и предания о «Кай - ээзи» были своеобразным выражением нравственного кодекса и эстетических взглядов народа. Нельзя лгать, путать строки, а слушателям не позволялось во время исполнения кая сквернословить, шуметь, мешать пению. Кайчи знали произведения других жанров, но славу им приносили именно кай. Послушать кайчи собирались люди из самых дальних улусов. Причём певцу отводилось самое почётное место среди слушателей.


Кайчи (тот, кто исполняет эпос горловым пением - кай, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте, чередуя пение с пересказом пропетого), либо нывакчы (нижне-мрасский говормрасск. диалекта), шöрчöкчи (кондомский диалект), нарпахчы (верхне-мрасский говор мрасск. диалекта), что означает сказитель, исполняющий героический эпос. Хороший нывакчы, исполняющий сказание в стихотворной форме в течение 3-5 часов (известны случаи, когда одно сказание могло исполняться таким образом в течение 3 ночей, т.е. 15-18 часов), порой ни в чем не уступал великим Кайчы. Сказитель устраивался удобнее на табурете, так, чтобы он мог видеть всю аудиторию. Возле него ставили таз или ведро для отхаркивания слюны, а на колени клали полотенце – вытирать пот и рот после отхаркивания. Начав исполнение на кай комусе, Кайчы обычно некоторое время играл потихоньку, как бы пробуя себя и свой инструмент, пробовал отдельные звуки кая и затем переходил к исполнению. Наблюдатели неоднократно отмечали, что через несколько минут сказитель преображался, его голос начинал звучать в полную силу и слушатели вполголоса восторженно замечали: «Кай кирбисти!» (‘кай вошел!’).

13

Такого рода начало сказывания и комментарии слушателей наводят на мысль о том, что и шорские сказители, начало сказывания посвящали призыванию своих духов помощников – Тöс.

Шорские также как и хакасские сказители-кайчы обычно исполняли и исполняют сказания, используя довольно необычную в тюрко-монгольском мире форму: сначала Кайчы исполняет небольшой отрывок горловым пением, аккомпанируя себе на двуструнном кай - комусе или семиструнном чадыгане а затем «пересказывает» содержание пропетого.

Что касается кай- комуса, то он имеет овальную форму корпуса с длинным грифом и ладками на нём и две струны. (Приложение 2) Инструмент этот обычно украшается рисунками и имеет различные строи в зависимости от размера корпуса и длины струн. Изготавливают его сами сказители-кайчы. [см.: 10, с. 8]

Комус – изготовляется обычно из тала или кедра. Он имеет две струны из конского волоса. Дека комуса обычно делается из деревянной пластинки. Шорцы, живущие в Хакассии, часто обтягивают комус кожей. В местах соприкосновения с русской культурой появился новый музыкальный инструмент типа русской балалайки. Исполнитель держит комус на коленях и ударяет по струнам плектром. Инструмент применяется также для исполнения прелюдий и интерлюдий к отделам сказания.

Рассматривая этнохудожественную культуру шорского народа можно сделать вывод, что шорский фольклор – почти единственное средоточие духовной культуры народа, утратившего в древности письменность и не имевшего до недавнего времени. И, тем не менее, народ на протяжении веков не утратил полностью свою самобытную культуру. Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, традиционная народная культура содержит в себе важнейшие свойства и качества этнического.


14

В которых находит выражение исторический путь каждого народа.Народ, который не бережет свои традиции, практически как дерево без корней.

15


Глава 2. Шорский фольклор в этнокультурных центрах.

2.1. Изучение современного шорского фольклора в учреждениях культуры.

Как и любой другой народ, шорцы хотят сохраниться как этнос, сохранить свою самобытную культуру, язык, традиции и обычаи. Когда в конце 80-х – 90-х годов ХХ века на волне демократических веяний начиналось шорское общественное движение за возрождение народа, масштаб проблем был другой, он был меньше. В 1990 году лучшие представители создали общественно-политическую организацию – Ассоциацию шорского народа, чтобы донести до власти отчаяние шорского народа.

Через 20 лет с момента начала шорского общественного движения за возрождение народа, приходиться констатировать, что шорцы как народ вымирают. Шорский язык исчезает, молодежь родной язык не знает, читать шорские книги некому, наступает спад активной деятельности шорцев.

Основой всех разнообразных направлений, видов и форм культуры современного общества является традиционная народная культура, в ее русле складываются представления человека о мире и самом себе, о системе образов и языка, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы празднично-обрядовой жизни.

В связи с этим, выдвигается ряд задач по возрождению народных традиций, важная часть которых ставится перед учреждениями культуры.

16

Культурная жизнь шорцев очень насыщена, например, в городе Междуреченске работает пять ансамблей: фольклорный ансамбль «Ойун» (игра) и хореографический ансамбль «Чайанар» в ДК имени Ленина, детский ансамбль «Чедыген» (созвездие большой медведицы) в центре детского творчества, «Чаш Канат» (молодые крылья) в клубе поселка Камешок и ансамбль «Сынрачак» в школе поселка Ортон (руководитель В.Н.Мухудинова ).

По инициативе фольклорного ансамбля «Ойун» проводятся различные культурные мероприятия: музыкальные вечера для шорской молодежи, конкурс «Краса шории» в ДК имени Ленина. Все эти мероприятия охватывают большое количество людей, и молодежь, и взрослых.

Ансамбль «Ойун» был создан в 1986 году. Долгое время он был единственным ансамблем в городе. Первым организатором был Валерий Владимирович Топаков. Более двадцати юношей и девушек пришло в ансамбль. Пришлось все начинать с нуля. За 50 лет после ликвидации Горно-Шорского национального района, шорцы забыли, что когда-то были шорские песни, танцы, обычаи и традиции. Каждый из участников помогал в собирании шорского фольклора.