ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
Глава 1. Традиционная культура шорцев в историческом аспекте.
Глава 2. Шорский фольклор в этнокультурных центрах.
2.1. Изучение современного шорского фольклора в учреждениях культуры.
2.2. Развитие направлений в шорском этнокультурном центре «Аба-тура»
Организация культурно – просветительской деятельности в Центре «Аба - Тура»
4. Материальная и финансовая база
6. Порядок внесения дополнений и изменений в Приложение цшк «Аба Тура».
Министерство культуры Российской Федерации
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Институт музыки
Кафедра теории и истории народной художественной культуры
Проблема сохранения видов и жанров шорского фольклора в этнокультурном центре.
(на примере этнокультурного центра «Аба - Тура»)
Курсовая работа
Кемерово 2012
Министерство культуры Российской Федерации
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Институт музыки
Кафедра теории и истории народной художественной культуры
Проблема сохранения видов и жанров шорского фольклора в этнокультурном центре.
(на примере этнокультурного центра «Аба - Тура»)
Курсовая работа
Исполнитель: Чиспиякова К.В,
Студентка5 курса группы ТиНХК-081,
Научный руководитель: Ултургашева И. Г.,
кандидат культурологических наук, доцент;
зав. кафедрой: Ултургашева Н. Д.,
доктор культурологи, профессор.
Кемерово 2012
Оглавление:
Введение______________________________________________________3
Глава 1. Традиционная культура шорцев в историческом аспекте_6
1.1. Мифологические истоки шорцев _____________________________6
1.2. Народное песенное и инструментальное творчество шорцев_____10
Глава 2. Шорский фольклор в этнокультурных центрах_________16
2.1. Изучение современного шорского фольклора в учреждениях культуры._____________________________________________________16
2.2. Развитие направлений в шорском этнокультурном центре «Аба-тура» _________________________________________________________23
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………..29
Приложение………………………………………………………………31
Введение
Шорцы – малочисленный коренной народ Южной Сибири, проживающий на юге Кемеровской области, в Новокузнецком и Таштагольском районах. По данным Всероссийской переписи 2002 года составляет 13975 человек. Подавляющее большинство их (более 70%) – горожане, и это не может не сказываться на уровне сохранности отдельных элементов этнической культуры шорцев [см.: 12, с. 2].
В настоящее время этническое развитие шорцев представляет собой сложный клубок проблем, которые показывают взаимосвязь социальных, экономических, политических и культурных процессов, протекающих внутри российского государства в целом и определяющих интересы представителей коренных этносов.
Народное художественное творчество определяется острой необходимостью сохранения и развития. Многие виды и жанры находятся на грани вымирания. Каждая национальная группа, какой бы малочисленной она не была, имеет конституционное право на существование и развитие. В настоящее время стала очень актуальна тема сохранения традиционной культуры малочисленных народов России, поскольку традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
В русле народной культуры складываются представления человека о мире, система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи, формы трудовой и празднично-обрядовой жизни, система фольклора.
3
На основе традиционности закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества. Регулируются нормы социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, межпоколенные, половозрастные). Принимают упорядоченный характер многообразные отношения и связи этнической целостности с окружающим миром.
Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, традиционная народная культура содержит в себе важнейшие свойства и качества этнического, в которых находит выражение исторический путь каждого народа. Отечественный опыт свидетельствует, что забвение народных традиций, их утрата грозит распадом этнокультурных связей (в первую очередь — межпоколенных). Потерей национального иммунитета, образованием чуждых природе этноса аномалий в жизни общества. И именно поэтому создаются организации по восстановлению традиций коренного населения.Создаются краеведческие музеи, танцевальные ансамбли, археологические кружки, в школах изучается традиционная культура своего народа, возрождается язык, проходят различные семинары, конференции. А большую роль в сохранении традиционной культуры играют этнокультурные центры.
Исходя из сказанного, особое значение приобретает положительный социокультурный опыт этнокультурных центров.
Итак, актуальность темы курсовой работы определяется, исключительной ролью этнокультурных центров как «очагов» сохранения традиционной культуры народов в современных условиях глобализации и информационной революции. Во вторых большим интересом к народному художественному творчеству, как со стороны исследователей, так и со стороны самых широких слоев населения.
4
В-третьих, необходимостью возрождения и развития традиционной шорской культуры, находящейся сегодня на грани исчезновения.
Самообращение к проблеме сохранения и возрождения народного художественного творчества шорцев средствами этнокультурных центров свидетельствует о новизне данного исследования.
Объектом нашего исследования является виды и жанры народного художественного творчества. Предмет исследования – сохранение и возрождение народного художественного творчества шорцев в этнокультурном центре.
Цель исследования – выявление проблем сохранения видов ижанров шорского фольклора в этнокультурных центрах (на примере Центра шорской культуры «Аба- Тура» г. Новокузнецка).
Реализация поставленной цели связана с выполнением следующих задач:
1) проанализировать научную литературу по теме исследования;
2) рассмотреть традиционную культуру шорского народа;
3) выявить развитие направлений в шорском этнокультурном центре «Аба - Тура»
5
Глава 1. Традиционная культура шорцев в историческом аспекте.
Мифологические истоки шорцев.
Горная Шория является частью Южной Сибири, родиной шорцев, издавна отнесённых к «лесным народам». Шорцы – это народ, проживающий на юге Кемеровской области в горно-таёжной местности.
В прошлом образ жизни населения Горной Шории определялся географическими, климатическими и природными условиями. Основная территория расселения – бассейн среднего течения р. Томь и ее притоков Кондома и Мра-Су – Таштагольский, Новокузнецкий и Междуреченский р-ны, гг. Мыски, Междуреченск, Таштагол, Новокузнецк, Кемерово.
В 17-18 веках русские называли Шорцев «кузнецкими татарами «кондомскими и мрасскими татарами», абинцами. Сами себя они называли по именам родов (Карга, Кый, Кобый и др.), волостей и управ (Таяш-Чоны – Таяшская волость) или рек (Мрас-кижи – мрасские люди, Кондум-чоны – кондомский народ), за пределами территории проживания – аба-кижи (аба – род, кижи – люди), чыш-кижи (люди тайги). Алтайцы и хакасы называли их по имени рода Шор. Это название широко распространилось, и было введено как официальное в 20 веке.
До 19 века одним из основных занятий Шорцев были выплавка и ковка железа, особенно развитая на севере. Они платили дань железными изделиями тюркским каганам, обменивали их у кочевников на скот, войлок, с 18 века сбывали железные изделия русским купцам. Русские называли их «кузнецкими людьми», их землю – «Кузнецкая земля». К концу 18 века, с ослаблением связей с кочевниками и усилением контактов с русскими, изделия шорского кузнечества не выдерживали конкуренции с привозными русскими изделиями, и кузнечество постепенно стало исчезать, основным занятием стала охота.
6
Верующие шорцы официально считались православными христианами (и носили русские, т.е. христианские имена), но наряду с православием у них прочно сохранялись традиционные верования: культы духов (хозяев) природы — гор, рек, промысловый культ, почитание верховных божеств — Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. Сохраняли свое значение в жизни шорцев шаманы (камы), была развита мифология [см.:14, с. 4-10].
Согласно традиционному мировоззрению кузнецких татар-шорцев, мир разделен на три сферы: небесная земля Ульген-чер (земля Ульгеня) – небо; средняя земля – орты чер или бистын чер – наша земля; земля злых духов – айна чер – подземный мир.
Во владениях высшего божества Ульгеня имеется 9 небес. На первом, самом нижнем небе кошкан помещается молния сарыджы – плеть для бело-сивого коня Ульгеня, гром – удары этой плетью. В середине первого неба санчи живет его хозяин, у которого свой дом, жена, дети. Второе небо называется кок кур – синий пояс, где помещается синяя часть радуги тенгри челизе. Третье – кызыл кур (красный пояс), четвертое – кыр кур (серый пояс), пятое – кектамош кур (голубой пояс), а шестое – кызыл тенгри (красное небо), там живут красные женщины. На седьмом небе находятся луна и звезды, на восьмом – солнце, на девятом живет Ульгень – доброе верховное божество.
Ульгень вместе со своим братом Эрликом, который в мифологии шорцев олицетворял злое начало, сотворили мир и человека. Согласно легенде, Ульгень сотворил солнце, луну, звезды, ровную землю и на ней реки. Эрлик, злое божество, поставил на земле горы. Затем Ульгень создал птиц и зверей, потом человека, но душу его, как ни старался, создать не мог.
7
Он позвал Эрлика и попросил помочь, на что тот ответил согласием, но поставил условие, что созданная душа будет принадлежать ему, а телом пусть владеет Ульгень.
Поэтому кузнецкие татары верили тому, что Ульгень и Эрлик равны между собой и их власть над человеком одинакова. Счастье, здоровье, богатство – это воля двоих, а не одного существа. Даже очевидное зло: болезни, несчастья – определяются обоими началами.
Согласно легендам, Эрлик по воле Ульгеня был изгнан с поверхности земли в подземный мир, где он властвует. В подчинении Эрика находятся его помощники Айна. Это злые духи, которые забирают душу человека, чем причиняют ему болезнь и смерть. В нижнем мире находится загробный мир, где обитают души умерших людей кермесы, служащие, как и Айна, Эрлику.
Человек обитает на средней земле в соседстве с многочисленными духами – хозяевами мест: тайги, гор, рек, озер. Причем эти духи обычно представляются антропоморфными существами, почти ничем не отличающимися от людей по образу жизни. Наибольшим почитанием у шорцев пользовались духи гор – Таг - ээзи и духи воды – Суг - ээзи. Эти духи представлялись в образе мужчин-охотников или нагих женщин с длинными распущенными волосами. Водный дух часто виделся в образе рогатого черного человека [ см.:16].
Таг - ээзи считался не только хозяином горы, но и хозяином тайги со всеми ее обитателями. Звери и птицы воспринимались как его подданные. Линьку зверей кузнецкие татары считали как бы уплатой дани своему хозяину.