Файл: Курсовая , кристина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26 Заключение

Шорский фольклор – почти единственное средоточие духовной культуры народа, утратившего в древности письменность и не имевшего до недавнего времени. И, тем не менее, народ на протяжении веков не утратил полностью свою самобытную культуру.

Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, традиционная народная культура содержит в себе важнейшие свойства и качества этнического, в которых находит выражение исторический путь каждого народа.Люди стали задумываться о том, что мы теряем генетическую память, исчезают духовные ориентиры, связь с прошлым. Поэтому необходимо стремиться к возрождению обычаев, традиций и обрядов, чтобы сохранить их для будущих поколений. Исходя из истории изучения шорского фольклора, можно сказать, что в настоящее время сохранение традиционной культуры малочисленных народов России, интересует многих людей. Ими создаются различные виды организаций, где главной задачей является то, что бы погрузить современное поколение в национальную среду. Что бы они знали кто их предки, как они жили, каковы были традиции, язык, обычаи.

Проблема сохранения видов и жанров шорского фольклора в настоящее время возможно в том, что история прошлого оставила свой след когда шорский народ в 1937 году был подвергнут политическим репрессиям, в результате чего был ликвидирован Горно-Шорский национальный район. Именно с этого периода появился запрет на преподавание родного языка (были закрыты национальные школы, уничтожены учебники и книги на шорском языке).

27

Все это привело к тому, что в настоящее время лишь в глухих деревнях можно встретить тех редких людей, которые все-таки сумели сохранить остатки древнейших знаний.

С этого момента можно сказать, что основной проблемой сохранения видов и жанров шорского фольклора в учреждениях культуры, как мы считаем, является отсутствие большего объема литературы. Именно от приобщения к народному и эмоциональному богатству, исторической и нравственной памяти шорского народа, душевности, опыту отношения к общепринятым ценностям, труду и его результатам, зависит нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения.


28 Список литературы

  1. Арбочакова. Л. Н. Алып кускун. Шорское героическое сказание [Текст] / Л.Н. Арбочакова - Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет»,2011. – 133 с.

  2. Арбочакова Л.М. Текстология шорского героического эпоса [Текст] / Л.М. Арбочакова - Новосибирск, 2001. – 160 с.

  3. Дыренкова Н.П. Шорский фольклор [Текст] / Н.П. Дыренкова - М – Л., 1940.- 445 с.

  4. Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? [Текст] / В.М. Кимеев - Кемерово. Кн. Изд-во, 1989. – 189 с.

  5. Косточаков Г.В. Духовная шория. Шорский фольклор в записях и из архива профессора А. И .Чудоякова. [ Текст] / Г.В. Косточаков – Кемерово : ИПП «Кузбасс», 2008. – 352 с.

  6. Курпешко – Танагашева Н.Н, Апонькин Ф.Я Шорско – русский и русско – шорский словарь [Текст] / Н.Н. Курпешко – Танагашева, Ф.Я. Апонькина - Кемерово. Кн. Изд - во, 1993. – 149 с.

  7. Калюпанов.В.В. Золотая шория [Текст] / В.В. Калюпанов - Кемерово, 1995. – 11-12 с.

  8. Кацюба Д.В. Устное народное творчество коренных народов Кузбаса – телеутов и шорцев [Текст] / Д.В. Кацюба. – Кемерово: Изд-во облИУУ, 2001. – 198 С.

  9. Смердов А.И. Ай-Толай [Текст] / А.И. Смердов – Новосибирск, 1948.

  10. Травина И. Шорские народные сказания, песни и наигрыши [Текст] / И. Травина - Москва , 1995. – 9-15 с.

  11. Функа. Д.А. Шорский героический эпос. Том 1. [Текст] / Д.А. Функа -Кемерово2010. – 392 с.

  12. Чульжанова , Л. «Алтын Шор» Золотая Шория [Текст] / Л. Чульжанова. –Междуреченск, 2010. – 4-6 с.

29

  1. Чульжанова , Л. «Алтын Шор» Золотая Шория [Текст] / Л. Чульжанова. –Междуреченск, 2010. – 19-21 с.

  2. Чудояков , А.И. «Шорские сказки, легенды»[Текст] / А.И. Чудояков. -

  3. Кемерово, ООО РИФ «Весть»2002. – 4 – 10 с.

  4. Чудояков А.И. Этюды шорского эпоса [Текст] / А.И. Чудояков - Кемерово. Кн. Изд - во, 1995. – 223 с.

  5. Шорцы. Библиографический указатель. Кемерово , 1991. – 59 с.

16. http://lik-kuzbassa.narod.ru

17.http://olonkho.info

18.http://www.admnkz.ru

30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


1.Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность центра шорской культуры « Аба - Тура» ( Отец город) в целях возрождения культуры.

1.2. Центр шорской культуры – это национально – культурный центр, который занимается проблемами изучения, сохранения, реконструкции, развития коренного народа Кузбасса, с использованием инновационных технологий, не имеющих соответствующих аналогов, поэтому Центр идет по собственному пути развития и способствует гармонизации межнациональных отношений, этническому самовоспитанию, воспитанию личности патриота, с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.

2.Цели и задачи.

2.1. Возрождение. Сохранение и развитие национальных культур.

2.2. Воспитание гуманизма в сфере межэтнических отношений.

2.3. Приобщение к духовному наследию шорского народа.

2.4. Организация культурно – просветительской и культурно – досуговой деятельности.

2.5. Создание библиотеки национальной литературы (периодической и методической литературы), фонотек. Видеотек, выпуск методической литературы. Разработка инновационных технологий.

31

2.6. Организация работы художественной самодеятельности.

2.7. Участие в акциях культурно – массового характера. Концертная деятельность.

2.8. Сохранение шорского языка.

2.9. Исследование и изучение народной культуры, проведение народных праздников.

2.10. Организация и участие в экспедициях.

2.11. Развитие национальных видов спорта. Работа с молодежью, общественными организациями и культурно – образовательными учреждениями.

2.12. Развитие национально – культурных связей.

3. Структура и организация деятельности

3.1. При центре формируются клубные формирования, самодеятельные художественные коллективы, с учетом удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов людей в сфере свободного времен и области народной культуры.

3.2. Репетиции. Учебные занятия и т.д проводятся по планам, составленным руководителем центра.

3.3. Количество участников клубных формирований от 3 человек, т.к. по статистике в Новокузнецке проживают около 2000 коренных жителей, а также участником может быть любой желающий не из числа коренных народов.

32

3. Центр организует:

• учебные занятия, лекции, семинары;

• концерты;

• спортивно – оздоровительные, культурно – досуговые, театрализованные программы;


• собрания и встречи;

• выставки и т.д.

4. Материальная и финансовая база

4.1. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются: бюджетные и внебюджетные средства, другие источники в соответствии с законодательством РФ.

4.2. Центр осуществляет свою деятельность за счет средств Дворца, за счет бюджетного финансирования.

4.3. Центр имеет право использовать средства, полученных от собственной деятельности, добровольных взносов, пожертвований физических и юридических лиц и иных средств, а так же использовать личное имущество в рабочих целях.

4.4. Центр осуществляет бесплатные занятия, репетиции:

а) для детей работников Дворца;

б) после второго года непрерывного обучения;

в) для детей из многодетных и неполных семей с предоставлением соответствующих документов и заявлений;

33

г) посещать мероприятия людям, принимающим участие в развитии и пропаганде шорской культуры, по специальным пригласительным билетам.

4.5. Центр предоставляет льготу для членов одной семьи, посещающих занятия боле 2-х человек производят оплату в размере 50 %;

4.6. Участники любительских клубных формирований, а также оказывающие посильную помощь в работе Центра, Дворца, занимаются бесплатно.


5. Документация

5.1. Заполнение анкетных данных участников Центра.

5.2. Составление расписания коллективных и индивидуальных занятий, перспективных планов на текущий год, месяц.

5.3. Журналы учета посещаемости участников и работников коллективов.

5.4. Составление отчетов ежемесячных, годовых о творческой деятельности с анализом достижений и недостатков, с предложениями об улучшении работы Центра.

5.5. Зав. отделом ЦШК проводит ежемесячную сверку заработанных средств, с кассиром Дворца, составляет необходимые заявки, сметы для нужд Центра.

6. Порядок внесения дополнений и изменений в Приложение цшк «Аба Тура».

6.1. Решение о внесении изменений и дополнений настоящего «Приложения» принимается зав.отделом ЦШК и утверждается директором, в соответствии с новыми культурными программами, с достижением высокого уровня творческой работы. С развитием новых форм культурной просветительской деятельности.

34

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Участница Ансамбля «ОТ ЭНE» (Мать – Огонь). Айтыс Ниткина играет на национальном инструменте кай-комус.

35