ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.05.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
35. Информационные системы: структура, классификация Информационная система — совокупность организационных, технических, программных, лингвистических и информационных средств, объединенных в единую систему с целью выполнения информационных процессов. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты. Автоматизированной информационной системой (АИС) называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также персонал обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей. Задачи и функции ИС ИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта. Задачи обработки данных обеспечивают обычно рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи (регулярной или по запросам) сводной информации, которая может потребоваться для управления экон. объектом. Автоматизация работ предполагает наличие в ЭИС системы ведения картотек, системы обработки текстовой информации, системы машинной графики, системы электронной почты и связи. Поисковые задачи имеют свою специфику, и информационный поиск представляет собой интегральную задачу, которая рассматривается независимо от экономики или иных сфер использования найденной информации. Алгоритмы искусственного интеллекта необходимы для задач принятия управленческих решений, основанных на моделировании действий специалистов предприятия при принятии решений. Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования. Подсистема – это часть системы выделенная по какому-либо признаку. Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, которые называются подсистемами. Первый вид подсистем типовых для любой системы – это обеспечивающие подсистемы. К обеспечивающим подсистемам относятся: организационное, правовое, техническое, математическое, программное, информационное, лингвистическое и технологическое обеспечение. Организационное обеспечение – одна из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей системы. Нормативное (правовое) обеспечение – предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации системы, представляет собой совокупность юридических документов, регламентирующих процессы создания, хранения, обработки промежуточной и результативной информации. Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для ведения информационных процессов в ИС. (ПК, средства передачи данных по каналам связи, орг. техника). Математическое обеспечение – совокупность математических моделей и алгоритмов, для решения задач и обработки данных с применением вычислительной техники. Программное обеспечение – совокупность программных средств, их описаний и инструкций по их применению. Информационное обеспечение – предназначено для обработки информационных массивов и выдачи достоверной информации пользователю. Лингвистическое обеспечение – обеспечение регламентирующее перечень ИПЯ, применяемых для разработки ИС. Технологическое обеспечение – совокупность технологических процессов и операций, используемых в процессе проектирования, эксплуатации и модификации ИС. Функциональные подсистемы – представляют собой подсистемы, обеспечивающие решение задач в определенной предметной области. Обеспечивающие подсистемы одинаковы для всех ИС, функциональные зависят от сферы применения. Классификация информационных систем по различным основаниям деления Классификация – распределение совокупности объектов по иерархическим соподчиненным группам в соответствии с каким-либо общим признаком или нескольким признаками. Составляются на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними. 1) По признаку структурированности задач 1. ИС для решения четко структурированных задач, то есть задач где известны все элементы и взаимосвязи между ними. 2. Частично структурированные задачи, т.е. задачи где известна лишь часть компонентов и взаимосвязей между ними. 2) С точки зрения функционального признака 1. Информационные системы, связанные с производственной деятельностью (производственные) – предназначенные для планирования объема работ и разработки календарных планов, оперативного контроля и управления производством, анализа работы оборудования, управления запасами. 2. Системы маркетинга – предназначены для анализа рынка и прогнозирования продаж, управления продажами, рекомендациями по производству новой продукции, анализа и установления цен, учета заказчиков. 3. ИС учета человеческих ресурсов – анализ и прогнозирование потребности в кадрах, ведение архивов о персонале, анализ и планирование подготовки и переподготовки кадров. 4. Финансовые и учетные ИС – предназначены для разработки финансовых планов, финансового анализа и прогнозирования, контроля бюджета, бухгалтерского учета и расчета з/п. 5. Прочие ИС – например ИС для руководящего звена, предназначенные для контроля за деятельностью фирмы, выявления оперативных проблем, анализа управленческих и стратегических операций, обеспечение выработки управленческих решений. 3) По области человеческой деятельности 1. Медицинские ИС 2. Экономические ИС 3. Экологические ИС 4. Юридические ИС 5. Образовательные ИС 6. ИС в сфере музейного дела 4)По степени автоматизации 1. Ручные ИС 2. Автоматизированные 3. Автоматические 5) По уровню иерархии 1. Общегосударственные ИС 2. Системы отдельных министерств и ведомств 3. ИС предприятия 4. АИС подразделения 6) По характеру информации 1. Информационно-поисковые системы (ИПС) а) Документальные ИПС б) Фактографические ИПС в) Смешанные (документально-фактографические) ИПС 2. Информационно-решающие системы а) Управляющие ИС б) Советующие ИС 7) По масштабу 1. Одиночные ИС (автоматизированные рабочие места) – системы, реализованные на одном компьютере и не используемые в сети. 2. Групповые ИС – ориентированные на коллективное использование, чаще всего работают в локальной сети. 3. Корпоративные ИС – являются развитием систем для работы групп и соответственно ориентированны на крупные компании и могут поддержать работу территориально разрозненных групп. Информационно-поисковые системы (ИПС) – совокупность лингвистических, программно-информационных, технологических и технических средств для ввода, хранения, накопления, обработки, поиска и выдачи необходимой специалистам информации (документов или фактов) Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиа кассах продажи билетов. В зависимости от характера вводимой информации ИПС условно подразделяют на документальные и фактографические. Документальные ИПС (ДИПС) непосредственно не отвечают на вопросы, сформулированные в информационном запросе, а только выдают наименования или основное содержание хранимых исходных документов (книги, статьи, техн. отчеты, патенты, правила и нормы, типовые химико-технол. схемы и т.д.). Фактографические ИПС (ФИПС)непосредственно выдают в ответ на запросы сведения по заданной теме.
|
36. Системы и сети информационного обмена Информационный обмен – процесс взаимной передачи информации между различными системами, учреждениями, организациями, компаниями, отдельными лицами в любой форме с использованием любых каналов связи. При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель (получатель). Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае «каналом связи». Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В настоящее время правовое обеспечение международного информационного обмена включает несколько законов: 1) «Об информации, ИТ и защите информации»; 2) Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» 3) Федеральный закон «О средствах массовой информации» 4) «Об авторском праве и смежных правах» 5) «Об обязательном экземпляре документов» Под международным информационным обменом понимается процесс обмена открытыми информативными материалами, между информационными системами различных государств. Международный обмен регламентируется федеральным законом об участии в международном информационном обмене от 04.07.96г. №85. В РФ под объектом информационного обмена понимается: 1) информационные ресурсы 2) информационные технологии 3) информационные системы Субъекты информационного обмена: 1) РФ 2) Органы государственной власти 3) Регионы РФ 4) Органы власти местного самоуправления 5) Юридические и физические лица, граждане РФ 6) Юридические и физические лица, граждане зарубежных стран 7) Лица без гражданства Цель международного информационного обмена: 1) Создание условий для участия в мировом информационном пространстве 2) Повышение информированности российских ученых и специалистов в мировых достижениях науки и техники 3) Содействие информированности членов мирового сообщества о процессах, происходящих в экономике, науке, культуре нашей страны Организации, участвующие в международном информационном обмене 1) Международные центры НТИ (Москва) 2) Международный совет научных союзов (Вашингтон) 3) Международный патентный институт (Брюссель) 4) Международный институт по информации и документации. В настоящее время рассматривают 2 направления в развитии международного информационного обмена: 1) Формальный информационный обмен, предусматривающий обмен информационными потоками, продуктами и услугами с учетом всех регламентирующих положений между участниками обмена. 2) Неформальный информационный обмен, предусматривающий непосредственную передачу информации от создателя к потребителю. Формальный информационный обмен: 1) Глобальный уровень – предоставление информации для всех. 2) Международный уровень (межгосударственный) – несколько государств обмениваются между собой информационными потоками. Объекты формального информационного обмена: 1) Научная информация, передаваемая посредством печатных книг и журналов. 2) Научная информация, передаваемая посредством электронных коммуникаций. 3) Научные издания, передаваемые через книготорговую сеть. Неформальный информационный обмен: 1) Диалог между учеными и специалистами в ходе исследований внутри и вне коллектива. 2) Обмен мнениями на конференциях, симпозиумах и семинарах. 3) Личные документы профессионального характера. 4) Личная переписка (обычная почта, электронная почта и др.) Для развития международного информационного обмена как системы необходимо: 1) Государственная информационная политика, регламентирующая систему научно-технической информации государства. 2) Наличие четко-структурированных информационных ресурсов, продуктов и услуг. 3) Наличие и соответствующее состояние телекоммуникационных технологий. Обязанности государства в сфере международного информационного обмена Органы государственной власти: · создают условия для обеспечения государства, муниципальных образований, физических и юридических лиц иностранными информационными продуктами и информационными услугами, в том числе с использованием глобальных информационных сетей; · обеспечивают своевременное и достаточное пополнение государственных информационных ресурсов иностранными информационными продуктами; · содействуют внедрению современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное участие государства, муниципальных образований, физических и юридических лиц в международном информационном обмене; · обеспечивают защиту государственных информационных ресурсов государства, муниципальных и частных информационных ресурсов, средств международного информационного обмена и соблюдение правового режима информации; · стимулируют расширение взаимовыгодного международного информационного обмена документированной информацией и охраняют законные интересы государства, муниципальных образований, физических и юридических лиц; · создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена, пользователей от некачественной и недостоверной иностранной информации, недобросовестной конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств в информационной сфере; · способствуют развитию товарных отношений при международном информационном обмене. Формы международного информационного обмена: 1) Для традиционных ресурсов 1.1) Купля-продажа 1.2) Обмен 1.3) Предоставление информационного ресурса за информационное сообщение о нем 1.4) Предоставление в качестве дара 1.5) Передача информационных ресурсов в соответствии с законодательством. Международные организации и международные программы в информационном обмене Развитию международного информационного обмена на настоящем этапе способствуют интеллектуальные процессы в информационной сфере. В связи с этим появились международные программы. Наиболее крупные из них: 1) Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», принята в 2000 г. Данная программа нацелена на расширение доступа к информации путем ее оцифровки, содействие непрерывному образованию в области ИТ, продвижению информационных стандартов в области информатики. 2) Окинавская Хартия Глобального информационного общества, сентябрь 2000 г. Япония. Цель – ликвидация международного неравенства в области информации.
Цели – помощь в создании сообщества, обученных новым информационным технологиям профессионалов, внедрение дистанционного обучения, создание систем и сетей объединяющих общественные учреждения. Организации: 1) ЮНЕСКО – организована в 1946 г. с целью обеспечения укрепления мира и безопасности. 2) Международная организация по информации и документации, создана в 1895 г. занимается проблемами связанными с информатизацией в области научной и технической информации. 3) Международная Федерация по обработке информации, создана в 1960 г. содействует международному сотрудничеству в области обработки информации. 4) Международный памятный институт, создан в 1947 г. Задача – подготовка и предоставление обоснованных заключений о новизне изобретения.
|
|||
37. Организация систем научно-технической информации в России и за рубежом ГСНТИ, определение понятия, структура Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств. Работа ГСНТИ регламентируется положением о ГСНТИ от 27.07.97 г. Целью создания ГСНТИ является обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации, их интеграция в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационных продукции и услуг. В состав ГСНТИ входят: 1) федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки (ВИНИТИ, ИНИОН, РГБ и др.) 2) отраслевые органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки (ВНТИЦ, Информрегистр и др.) 3) региональные центры научно-технической информации (ЦНТИ). Органы научно-технической информации, научно-технические библиотеки и центры обеспечивают сбор, хранение и обработку отечественных и зарубежных источников научно-технической информации, формирование, ведение и организацию использования федеральных, отраслевых и региональных информационных фондов, баз и банков данных, составляющих государственные ресурсы научно-технической информации. Автоматизированные информационные системы ГСНТИ. Впервые об автоматизированной деятельности НТИ России заговорили в 70-80 гг. 20 в. Тогда же был предложен проект и к концу 80-х гг. была внедрена система автоматизации обеспечения научно-технической деятельности – ГАСНТИ. После распада СССР такая система перестала работать. В конце 90-х гг. (1997 г.) встал вопрос об автоматизации деятельности ГСНТИ. В 1997 г. был принят проект положения о ГСНТИ в котором была поставлена задача о формировании и эффективном использовании государственных ресурсов НТИ, их интеграции в мировое пространство и содействие созданию рынка информационных продуктов и услуг. Новый виток развития РИАС получила с применением федеральной целевой программы «Электронная Россия 200-2010 гг.». В рамках п.4.1. «Формирование открытых БД НТИ, развития государственной системы НТИ». Система разработана на базе аналогов систем США, стран европейского сообщества и систем внедренных в Азиатско-тихоокеанском регионе, такие системы являются одним из компонентов с одной стороны национальной информационной инфраструктуры, а с другой – глобальной информационной инфраструктуры. Органы, принимавшие активное участие в создании и поддержке РИАС: 1) ВИНИТИ 2) Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) 3) Объединение РосИнформРесурс. 4) Всероссийский институт межотраслевой информации (ВИМИ) Цели и задачи РИАС: Главной целью распределенной информационно-аналитической системы (РИАС) является обеспечение оперативного доступа к электронным информационным ресурсам. Таким образом данная система выполняет следующие задачи: 1) Автоматизация процессов сбора, обработки, хранения и распространения информации 2) Обеспечение удобной навигации по электронным информационным ресурсам 3) Наиболее полное отражение русскоязычного сегмента информационного рынка 4) Знакомство специалистов с достижениями мировой науки и техники, и предоставление им зарубежных информационных ресурсов 5) Обеспечение наиболее удобной формы предоставления информации.
Ряд задач в положении о РИАС ставятся на перспективу: 1) Разработка отраслевых стандартов обеспечивающих единообразное представление различной информации во всей системе ГСНТИ 2) Разработка единого лингвистического обеспечения распределенной информационно-лингвистической системы 3) Создание комплексной программы мониторинга информационных ресурсов Особенности РИАС: 1) Эта система должна стать базовой для информационного обеспечения ученых и специалистов 2) Одноразовый сбор и обработка, и многоразовое использование НТИ 3) Корпоративная система, объединяющая информационные ресурсы предприятий и организаций, работающих на информационном рынке независимо от формы их собственности 4) Система многопрофильная 5) Данная система является объектом государственной поддержки 6) Данная система функционирует как в локальной сети, так и в сети Интернет. Эта система поддерживает 5 порталов.
|
38. Жизненный цикл информационной системы Жизненный цикл ИС (ЖЦ) – непрерывный процесс начинающийся с момента принятия решения о создании ИС и заканчивающийся в момент полного снятия ее с эксплуатации. Иначе ЖЦ ПО ИС можно представить как ряд событий, происходящих с системой в процессе ее создания и использования. Основным нормативным документом, регламентирующим ЖЦ ИС, является международный стандарт ISO/IEC 12207 (ISO - International Organization of Standardization - Международная организация по стандартизации, IEC - International Electrotechnical Commission - Международная комиссия по электротехнике). Он определяет структуру ЖЦ, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ИС. Структура ЖЦ включает процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены в процессе создания и эксплуатации ИС. ЖЦ основывается на следующих процессах: 1) Основные 1.1) Разработка 1.2) Эксплуатация системы 1.3) Сопровождение 2) Вспомогательные процессы – процессы управления конфигурацией системы 3) Организационные процессы 3.1) Выбор методов и инструментальных средств для реализации 3.2) Определение методов описания промежуточного состава работ 3.3) Разработка методов и средств испытания системы 3.4) Обучение персонала При разработке ИС осуществляется процесс верификации – процесс определения соответствия текущего состояния разработки требованиям этого этапа. Этапы ЖЦ 1) Концептуальный 1. Постановка цели разработки 2. Формирование команды разработчиков 3. Изучение требований заказчиков 4. Сбор исходных данных 5. Анализ предметной области 6. Исследование альтернативных разработок 7. Определение основных требований к различным ресурсам 2) Подготовка технического предложения 1. Разработка модели ИС 2. Разработка и утверждение технического задания 3. Составление сметы и бюджета проекта 4. Разработка планов и графиков работ 5. Подписание контракта с заказчиком 3) Проектирование (разработка) 1. Разработка обеспечивающих подсистем 2. Разработка функциональных подсистем 3. Подготовка системы к внедрению 4. Экспертиза и утверждение проекта 5. Контроль за основными показателями работы системы 4) Ввод системы в эксплуатацию 1. Комплексные испытания 2. Подготовка кадров для эксплуатации 3. Подготовка рабочей документации 4. Сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание 5. Разрешение конфликтных ситуаций между заказчиком и исполнителем ! Наряду с вышеперечисленным в отечественных стандартах выделяют: 5) Модификация 1. Анализ ошибок и сбоя при работе системы 2. Исправление ошибок проектировщиков, допущенных на стадии разработки. 6) Снятие системы с эксплуатации 1. Анализ сложившейся ситуации и принятие решения о снятии системы с эксплуатации. 2. Изъятие системы с производства Модель жизненного цикла - структура, определяющая последовательность процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении жизненного цикла и взаимосвязи между этими процессами. Различают две основные формальные модели ЖЦ: каскадную (последовательную) и спиральную (итерационную). В соответствии с каскадной моделью переход на следующий этап может происходить только после завершения предыдущего. Спиральная модель предполагает циклическое выполнение всех этапов каскадной модели, в результате чего реализуемость технических решений проверяется с помощью прототипов. Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии ПО, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество и планируются работы. Модели жизненного цикла разработки автоматизированной информационной системы Каскадная модель ЖЦ Преимущество каскадной модели позволяет планировать этапы работ, на каждом этапе существует законченный набор проектной документации. Недостатки каскадной модели: 1) Существенная задержка в получении результатов. 2) Ошибки и недоработки на любом из этапов проявляются позже. 3) Сложность управления проектом. Спиральная модель ЖЦ Предполагает итерационный процесс. Под итерацией понимается законченный цикл разработки, приводящий к выпуску внутренней или внешней версии раздела. Преимущества спиральной модели: 1) Упрощает процесс внесения изменений, если того требует заказчик системы. 2) Элементы ИС интегрируются в единое целое постепенно. 3) Гибкость управления проектом. 4) Уменьшение риска. Недостатки: не всегда возможно четко определить момент перехода на следующий этап. |
39. Корпоративные автоматизированные информационные системы: структура, задачи, функции Корпоративная информационная система – это масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной деятельности небольших и средних предприятий, в том числе корпораций, состоящих из группы компаний, требующих единого управления. В ИС такого рода информация хранится в локальной сети на выделенном файл – сервере, к которому осуществляется доступ с рабочих станций. В процессе обработки все необходимые данные передаются с файл-сервера на рабочие станции по локальной сети и, тем самым создают большой трафик. Эффективность использования таких систем зависит от существующей нагрузки на сеть и характера решаемых задач. Задачи, решаемые корпоративной информационной системой (КИС) Приобретение Корпоративной Информационной Системы (КИС), это лишь приобретение инструмента, позволяющего сохранить управление над компанией либо повысить эффективность этого управления. "Автоматического управления", к сожалению, не бывает. Поэтому если после внедрения Корпоративной Информационной Системы (КИС) не ускоряется процесс сбора и обработки информации, не повышается достоверность и полнота данных, а руководство организации не получает новых данных, или не может правильно их использовать, то информация остается невостребованной, а это не приводит к повышению эффективности решений. Корпоративная Информационная Система (КИС) сама по себе не повышает прибыльность предприятия. Она может повысить эффективность и ускорить процесс обработки данных, может предоставить информацию для принятия решений. Увеличивают прибыльность эффективные решения на основе этой информации. Поэтому необходимо не только правильно выбрать и внедрить Корпоративную Информационную Систему (КИС), но и научиться ее использовать с максимальной отдачей. Причем понимание возможностей и способов использования Корпоративной Информационной Системы (КИС) должно предшествовать, а точнее определять выбор, поставщика и процесс внедрения Корпоративной Информационной Системы (КИС). Главное, что позволяет сделать Корпоративную Информационную Систему (КИС) - объединить информацию о деятельности предприятия. Для промышленного предприятия это - данные о производстве, финансах, закупках, сбыте. На основе полученной информации руководитель может оперативно корректировать и планировать деятельность предприятия. Он получает возможность увидеть все предприятие изнутри, посмотреть, как функционируют основные системы, где и за счет чего можно минимизировать издержки, что мешает увеличить прибыль. Также возрастает потребность и в аналитических свойствах Корпоративной Информационной Системы (КИС). Руководство холдингов заинтересовано в консолидации информации, поступающей из филиалов и центральных офисов их предприятий, а также в возможности проведения дистанционного мониторинга состояния всех подразделений. Типовые цели проекта автоматизации Основная цель корпоративной информационной системы - повышение прибыли компании за счет наиболее эффективного использования всех ресурсов компании и повышения качества принимаемых управленческих решений. 1. Оперативный доступ к достоверной, исчерпывающей информации, представленной в удобном виде, руководителей всех уровней управления предприятием; 2. Создание единого информационного пространства для всех уровней управления; 3. Упрощение регистрации данных и их обработку; 4. Избавление от двойной регистрации одних и тех же данных; 5. Регистрация информации там, где она действительно появляется, а не там где она стала необходимой, т.е. регистрация информации в режиме реального времени; 6. Снижение трудозатрат и распределение их равномерно на всех участников системы учета, планирования и управления; 7. Автоматизация консолидации данных для распределенной организационной структуры (холдингов). В состав корпоративной информационной системы входят следующие основные связанные между собой компоненты: 1. электронные административные регламенты 2. подсистемы и их оперативные базы данных 3. подсистема администрирования Связь между основными компонентами осуществляется с помощью веб-сервисов. Электронный административный регламент или электронный регламент административной деятельности является реализацией задачи управления потоками работ, которое представлено в формате jBoss process definition language (jPDL) – языка описания процессов. Подсистемами корпоративной информационной системы могут являться приложения, функционирующие на разных платформах, в т.ч. унаследованные в процессе разработки новых корпоративных систем. Для их включения в поток работ создаются специальные интерфейсные сервисы, исполняющие роль адаптеров и обеспечивающие взаимодействие между компонентами корпоративной информационной системы, Потоки работ управляются с помощью Business Process Management engine (jBPM) – сервера управления потоками работ и Enterprise Service Bus (ESB) – интеграционной сервисной шины, работающих совместно с JBoss Application Server – сервера приложений. Сервисы должны быть специфицированы в формате Web Services Description Language (WSDL) – языка описания веб-сервисов, основанного на языке XML, – и соответствующим образом опубликованы. Оперативные базы данных служат для хранения документов и основных объектов учета, к которым относятся: · юридические и физические лица · процессы, процедуры и события процессов и процедур · участники процессов, процедур и событий · документы участников процессов Обработка информации в оперативных базах данных осуществляется с помощью специальных информационных веб-сервисов. Подсистема администрирования (ПА) предназначена для автоматизации функций настройки и управления функционированием различных подсистем и компонентов корпоративной информационной системы и состоит из следующих основных компонентов: · модуля ведения словарей, иерархических классификаторов и ведения библиотек словарей · модуля управления ролевой политикой безопасности и правами доступа пользователей к компонентам системы · модуля манипулирования метаданными · модуля настройки функционирования агентов системы · модуля журналирования · набора веб-сервисов, обеспечивающих предоставление данных ПА различным компонентам системы
|
|
40. Интеллектуальные системы: структура, функции, области применения Искусственный интеллект - способность прикладного процесса обнаруживать свойства, ассоциируемые с разумным поведением человека. Искусственный интеллект - раздел информатики, занимающийся вопросами имитации мышления человека с помощью компьютера. Основные понятия искусственного интеллекта Термин интеллект (intelligence) происходит от латинского intellectus — что означает ум, рассудок, разум; мыслительные способности человека. Соответственно искусственный интеллект (artificial intelligence) — ИИ (AI) обычно толкуется как свойство автоматических систем брать на себя отдельные функции интеллекта человека, например, выбирать и принимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального анализа внешних воздействий. Интеллектом называется способность мозга решать (интеллектуальные) задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам. Интеллектуальная система - система или устройство с программным обеспечением, имеющие возможность с помощью встроенного процессора настраивать свои параметры в зависимости от состояния внешней среды. Интеллектуальная информационная система (ИИС) — это один из видов автоматизированных информационных систем, иногда ИИС называют системой, основанных на знаниях. ИИС представляет собой комплекс программных, лингвистических и логико-математических средств для реализации основной задачи: осуществление поддержки деятельности человека и поиска информации в режиме продвинутого диалога на естественном языке. Данные - это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию. Информация - это результат преобразования и анализа данных. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию. Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений. Знания – это вид информации, которая хранится в базе знаний и отображает знания специалиста в конкретной предметной области. Знания – это интеллектуальный капитал. "Система искусственного интеллекта", место СИИ в классификации информационных систем Интеллектуальными считаются задачи, связанные с разработкой алгоритмов решения ранее нерешенных задач определенного типа. Интеллект представляет собой универсальный алгоритма, способный разрабатывать алгоритмы решения конкретных задач. Сегодня уже существуют многочисленные варианты интеллектуальных систем, которые не имеют цели, но имеют критерии поведения: генетические алгоритмы и имитационное моделирование эволюции. Поведение этих систем выглядит таким образом, как будто они имеют различные цели и добиваются их. Ежегодно производится соревнование между разговаривающими программами, и наиболее человекоподобной, по мнению судей, присуждается приз Лебнера (Loebner). Особенности и признаки интеллектуальности информационных систем Любая информационная система (ИС) выполняет следующие функции: 1. воспринимает вводимые пользователем информационные запросы и необходимые исходные данные, 2. обрабатывает введенные и хранимые в системе данные в соответствии с известным алгоритмом и формирует требуемую выходную информацию. С точки зрения реализации перечисленных функций ИС можно рассматривать как фабрику, производящую информацию, в которой заказом является информационный запрос, сырьем - исходные данные, продуктом - требуемая информация, а инструментом (оборудованием) - знание, с помощью которого данные преобразуются в информацию. Интеллектуальная информационная система (ИИС) - это ИС, которая основана на концепции использования базы знаний для генерации алгоритмов решения экономических задач различных классов в зависимости от конкретных информационных потребностей пользователей. Для интеллектуальных информационных систем, ориентированных на генерацию алгоритмов решения задач, характерны следующие признаки: · развитые коммуникативные способности, · умение решать сложные плохо формализуемые задачи, · способность к самообучению, Коммуникативные способности ИИС характеризуют способ взаимодействия (интерфейса) конечного пользователя с системой. Сложные плохо формализуемые задачи - это задачи, которые требуют построения оригинального алгоритма решения в зависимости от конкретной ситуации, для которой могут быть характерны неопределенность и динамичность исходных данных и знаний. Представление знаний в интеллектуальных системах В настоящее время в исследованиях по искусственному интеллекту (ИИ) выделились шесть направлений. 1. Представление знаний. 2. Манипулирование знаниями. 3. Общение. 4. Восприятие. 5. Обучение. 6. Поведение. В рамках направления "Представление знаний" решаются задачи, связанные с формализацией и представлением знаний в памяти интеллектуальной системы (ИС). Для этого разрабатываются специальные модели представления знаний и языки для описания знаний, выделяются различные типы знаний. Изучаются источники, из которых ИС может черпать знания, и создаются процедуры и приемы, с помощью которых возможно приобретение знаний для ИС. Проблема представления знаний для ИС чрезвычайно актуальна, т.к. ИС - это система, функционирование которой опирается на знания о проблемной области, которые хранятся в ее памяти. Существуют два типа методов представления знаний (ПЗ): формальные модели ПЗ; неформальные (семантические, реляционные) модели ПЗ. В отличие от формальных моделей, в основе которых лежит строгая математическая теория, неформальные модели такой теории не придерживаются. Каждая неформальная модель годится только для конкретной предметной области и поэтому не обладает универсальностью, которая присуща моделям формальным. Логический вывод - основная операция в СИИ - в формальных системах строг и корректен, поскольку подчинен жестким аксиоматическим правилам. Вывод в неформальных системах во многом определяется самим исследователем, который и отвечает за его корректность. Каждому из методов ПЗ соответствует свой способ описания знаний. 1. Логические модели. 2. Сетевые модели. 3. Продукционные модели. 4. Фреймовые модели. Формальные модели представления знаний Система ИИ в определенном смысле моделирует интеллектуальную деятельность человека и, в частности, - логику его рассуждений. В грубо упрощенной форме наши логические построения при этом сводятся к следующей схеме: из одной или нескольких посылок (которые считаются истинными) следует сделать "логически верное" заключение (вывод, следствие). Очевидно, для этого необходимо, чтобы и посылки, и заключение были представлены на понятном языке, адекватно отражающем предметную область, в которой проводится вывод. В обычной жизни это наш естественный язык общения, в математике, например, это язык определенных формул и т.п. Наличие же языка предполагает, во - первых, наличие алфавита (словаря), отображающего в символьной форме весь набор базовых понятий (элементов), с которыми придется иметь дело и, во - вторых, набор синтаксических правил, на основе которых, пользуясь алфавитом, можно построить определенные выражения. Логические выражения, построенные в данном языке, могут быть истинными или ложными. Некоторые из этих выражений, являющиеся всегда истинными. Объявляются аксиомами (или постулатами). Они составляют ту базовую систему посылок, исходя из которой и пользуясь определенными правилами вывода, можно получить заключения в виде новых выражений, также являющихся истинными. Если перечисленные условия выполняются, то говорят, что система удовлетворяет требованиям формальной теории. Ее так и называют формальной системой (ФС). Система, построенная на основе формальной теории, называется также аксиоматической системой. ФС имеют и недостатки, которые заставляют искать иные формы представления. Главный недостаток - это "закрытость" ФС, их негибкость. Модификация и расширение здесь всегда связаны с перестройкой всей ФС, что для практических систем сложно и трудоемко. В них очень сложно учитывать происходящие изменения. Поэтому ФС как модели представления знаний используются в тех предметных областях, которые хорошо локализуются и мало зависят от внешних факторов. Направления исследований в области создания систем искусственного интеллекта: бионическое и программно-прагматическое. Основные направления интеллектуализации программного обеспечения. В бионическом направлении выделяются три различных подхода. Первый - нейробионический. В его основе лежат системы нейроподобных элементов, из которых создаются системы, способные воспроизводить некоторые интеллектуальные функции. К числу задач, которые, по-видимому, могут быть решены в рамках этого подхода, относится многоканальное (параллельное) распознавание сложных зрительных образов, обучение условным рефлексам и др. Второй подход - структурно-эвристический. В его основе лежат знания о наблюдаемом поведении объекта, рассматриваемого как "черный" (скорее, "серый") ящик, и соображения о тех структурах (и их свойствах) мозга, которые могли бы обеспечить реализацию наблюдаемых форм поведения. Наконец, третий подход, интенсивно развивающийся в последнее время, - гомеостатический. В этом случае мозг рассматривается как гомеостатическая система, представляющая собой совокупность противоборствующих (и сотрудничающих) подсистем, в результате функционирования которых обеспечивается нужное равновесие (устойчивость) всей системы в условиях постоянно изменяющихся воздействий среды. В программно-прагматическом направлении также можно выделить три подхода. Первый подход - локальный или "задачный" - основан на точке зрения, что для каждой задачи, присущей творческой деятельности человека, можно найти способ ее решения на ЭВМ, который, будучи реализован в виде программы, даст результат, либо подобный результату, полученному человеком, либо даже лучший. Разработано много искусных программ такого рода. Типичным примером являются шахматные программы, которые играют в шахматы лучше большинства людей, но в основе их лежат идеи, далекие от тех, которыми пользуются люди при игре. Второй подход - системный или основанный на знаниях связан с представлением о том, что решение отдельных творческих задач не исчерпывает всей проблематики искусственного интеллекта. Естественный интеллект человека способен не только решать творческие задачи, но при необходимости обучаться тому или иному виду творческой деятельности. Поэтому и программы искусственного интеллекта должны быть ориентированы не только или не столько на решение конкретных интеллектуальных задач, сколько на создание средств, позволяющих автоматически строить программы решения интеллектуальных задач, когда в таких программах возникает необходимость. Этот подход в настоящее время является центральным в программно-прагматическом направлении. Третий подход рассматривает проблемы создания интеллектуальных систем как часть общей теории программирования (как некоторый новый виток в этой теории). При этом подходе для составления интеллектуальных программ используются обычные программные средства, позволяющие писать нужные программы по описаниям задач на профессиональном естественном языке. Все метасредства, возникающие при этом на базе частичного анализа естественного интеллекта, рассматриваются здесь лишь с точки зрения создания интеллектуального программного обеспечения, т. е. комплекса средств, автоматизирующих деятельность самого программиста. Классификация ИИС: 1. Системы с интеллектуальным интерфейсом 2. Экспертные системы 3. Самообучающиеся системы 4. Адаптивные системы. |
43. Стадии и этапы создания информационных систем Совокупность работ от формирования исходных требований к АИС до ввода ее в действие определяется как процесс создания информационной системы. В создании АИС выделяют предпроектную, проектную и послепроектную стадии. Стадия создания АИС – это одна из частей создания АИС, установленная нормативными документами и заканчивающаяся выпуском документации на АИС, содержащей описание полной, в рамках заданных требований, модели АИС на заданном для данной стадии уровне. Каждая стадия создания АИС включает совокупность этапов. Этап создания АИС – это часть стадии создания АИС, выделенная по соображениям единства характера работ и (или) завершающего результата или специализации исполнителей. Очередь ИС – часть ИС для которой в ТЗ на создание ИС установлены отдельные строки ввода и набор реализуемых функций. Функция ИС – совокупность действий ИС, направленных на достижение определенной цели. Задача ИС – часть функции, представляющая собой совокупность действий выполнение которых приводит к результату заданного вида. Состав и характеристика стадий и этапов создания ИС Создание любой ИС представляет собой длинный и трудоемкий процесс. Состав стадий создания автоматизированной системы определяется ГОСТом 34.601-90. Работы по созданию ИС осуществляют в рамках соответствующих стадий и этапов. В состав стадий и этапов создания ИС в соответствии с технологией канонического проектирования ИС в целом согласуется с содержанием ГОСТа 34.601-90. В то же время общепринятым является выделение в создании ИС 3-х важнейших стадий: 1) Предпроектная; 2) Проектная; 3) Послепроектная. На первой, предпроектной стадии принято выделять три этапа: формирование требований к АИС; разработка концепции АИС; разработка технического задания на создание АИС. Основными результатами выполнения предпроектной стадии являются технико-экономическое обоснование проектных решений по созданию АИС и техническое задание. Технико-экономическое обоснование – это предпроектный организационный документ, определяющий экономическую целесообразность и производственную необходимость создания, модернизации или совершенствования АИС с определением объемов и стоимости работ, необходимых для достижения поставленных целей. Техническое задание – документ, оформленный в установленном порядке и определяющий цели создания АИС, требования к АИС и основные исходные данные, необходимые для ее разработки, а также план-график создания АИС. Важность предпроектной стадии определяет необходимость наиболее детального ознакомления студентов с содержанием выполняемых на ней работ. Проектная стадия предусматривает следующие этапы: эскизное, техническое и рабочее проектирование. Результатами выполнения проектной стадии являются эскизный, технический и рабочий проекты. Эскизный проект – это комплект проектных документов на АИС, разрабатываемых на этапе эскизного проектирования, утвержденный в установленном порядке, содержащий предварительные общесистемные решения по выбранному на этапе концептуального проектирования варианту АИС и отдельным видам ее обеспечения и достаточный для разработки технического проекта. Технический проект – это комплект проектных документов на АИС, разрабатываемых на этапе технического проектирования, утвержденный в установленном порядке, содержащий основные проектные решения по системе в целом, ее функциям и всем видам обеспечения и достаточный для разработки рабочей документации на АИС. Рабочий проект – это комплект проектных документов на АИС, разрабатываемых на этапе рабочего проектирования, утвержденный в установленном порядке, содержащий взаимоувязанные проектные решения по системе в целом, ее функциям, всем видам обеспечения, достаточные для создания и функционирования АИС. Послепроектная стадия включает этапы: подготовка объекта автоматизации к внедрению АИС; проведение предварительных испытаний; опытной эксплуатации; ввод в промышленную эксплуатацию; гарантийное и послегарантийное сопровождение и обслуживание. В ходе выполнения работ на этой стадии осуществляется выявление недоработок в предложенных для внедрения проектных решениях. После устранения недостатков и доработки проекта он передается сначала в опытную, а затем в промышленную эксплуатацию, что подтверждается соответствующими актами.
1)ГОСТ 34.003-90 ИТ. Комплекс стандартов на АС. Автоматизированные системы. Термины и определения. 2)ГОСТ 34.601-90 ИТ. Комплекс стандартов на АС. Автоматизированные системы. Стадии создания 3)РД 50-34.698-90 Методические указания. ИТ. Комплекс стандартов и руководящих документов на АС. АС. Требования к содержанию документов. 4) ГОСТ 34.603-92 ИТ. Виды испытаний автоматизированных систем 5) ГОСТ 34.201-89 ИТ. Комплекс стандартов на АС. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем
|
|||
41. Экспертные информационные системы Экспертные системы (ЭС) – это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и предназначенные для обеспечения высокоэффективного решения неформализованных задач. Неформализованные задачи обладают следующими особенностями: • ошибочностью, неоднозначностью, неполнотой и противоречивостью исходных данных; • большой размерностью пространства решения; • динамически изменяющимися данными и знаниями; • не существует алгоритмического решения задачи Применение ЭС может быть оправдано одним из следующих факторов: • решение задачи принесет значительный эффект, например, экономический; • использование человека-эксперта невозможно либо из-за недостаточного количества экспертов, либо из-за необходимости выполнять экспертизу одновременно в различных местах; • использование ЭС целесообразно при необходимости решать задачу в окружении, враждебном для человека. Экспертные системы отличаются от систем обработки данных тем, что в них в основном используются символьный (а не числовой) способ представления, символьный вывод и эвристический поиск решения (а не выполнение известного алгоритма). Классификация ЭС: I) По задаче 1) Интерпретация – выявление описаний ситуаций из наблюдения. Эта категория включает наблюдения, понимание речи, анализ образов, интерпретацию сигналов и многие другие виды интеллектуального анализа. Система интерпретации объясняет наблюдаемые данные путем присвоения им символических значений, описывающих ситуацию (SIAP, АВТАНТЕСТ, МИКРОЛЮШЕР, DENDRAL, PROSPECTOR, TEC) 2) Прогнозирование (предсказание) – выявление похожих последствий в данной ситуации (WERRA – предсказание наводнений и управление ими; WILLARD –предсказание погоды , PLANT – оценки будущего урожая, ECON – прогнозы в экономике) 3) Диагностика – выявление неисправностей системы через наблюдение. Включают диагностику в медицине, электронике, механике и программном обеспечении. Диагностирующие системы обычно соотносят наблюдаемые поведенческие отклонения с причинами, лежащими в основе (CRIB – диагностика ошибок в аппаратуре и мат. обеспечении ЭВМ; MYCIN – обнаружение инфекционного заболевания крови, терапия антибиотиками; DART – обнаружение и локализация неисправностей в ЭВМ; INTERNIST – обнаружение заболевания внутренних органов; DIDIMA – ранняя диагностика рака груди). 4) Планирование – разработка планов для достижения целей (планирование промышленных заказов ISIS – проектирование производственных процессов;планирование эксперимента MOLGEN – эксперименты в молекулярной генетике, на основе экспериментов с ферментами системой вырабатываются гипотезы о структуре ДНК; ЭКСПЛАН – планирование производства на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе) . 5) Проектирование – конфигурирование и разработка объектов, удовлетворяющих определенным требованиям. Такие задачи включают конструирование зданий, планировка расположения оборудования и другие. Эти системы конструируют различные взаимосвязи описаний объектов друг с другом и проверяют, удовлетворяют ли эти конфигурации установленным ограничениям и требованиям. (SYN – синтез электрических цепей) 6) Мониторинг – сравнение наблюдений с планами, сигнализируя об отклонениях и исключениях. Существует много компьютерных систем мониторинга: от контроля движения воздушных потоков до задач управления сбором налогов (СПРИНТ – контроль за работой электростанций; REACTOR – помощь диспетчерам атомного реактора) 7)Управление – интерпретирование, предсказывание, восстановление и мониторинг поведения системы, адаптивно управляют всеобщим поведением системы. Для осуществления этого система управления должна периодически интерпретировать текущую ситуацию, предсказывать будущее, диагностировать причины ожидаемых проблем, формулировать план устранения этих проблем и осуществлять мониторинг его выполнения для обеспечения успеха. (PROCON– оперативное управление химической установкой; GAS – помощь в управлении газовой котельной) 8) Обучение – диагностируют ошибки при изучении дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения. Они аккумулируют знания о гипотетическом «ученике» и его характерных ошибках, затем в работе диагностируют слабости в познаниях обучаемых, находят соответствующие средства для их ликвидации. (PROUST – обучение языку Паскаль; обучение языку программирования ЛИСП «Учитель ЛИСПа» ) II) По связи с реальным временем Если исходная информация о предметной области или окружающем мире, на основе которой решается задача, не изменяется за время решения задачи, то такую предметную область можно условно назвать статической предметной областью, и ее представление в ЭС будет статическим. ЭС, разрабатываемые в таких предметных областях, называются статическими. Если информация о предметной области изменяется за время решения задач, то такую предметную область называют динамической предметной областью. Квазидинамическими ЭС называют системы, которые интерпретируют ситуацию, меняющуюся с некоторым фиксированным интервалом времени. Пример, микробиологические ЭС, в которых снимаются лабораторные измерения с технологического процесса один раз в 4 – 5 часов (производство лизина) и анализируется динамика полученных показателей по отношении к предыдущему измерению. III) По типу ЭВМ • на суперЭВМ (для уникальных стратегических важных задач – Эльбрус, CRAY, CONVEX и др.); • на ЭВМ средней производительности (типа ЭС ЭВМ); • на символьных процессорах и рабочих станциях (SUN, Silicon Graphics, APOLLO); • на ПЭВМ (IBM PC, MAC II и др.). IV) По степени интеграции • Автономные ЭС работают непосредственно в режиме консультаций с пользователем для решения задач, в которых не требуется привлекать традиционные методы обработки данных. • Гибридные ЭС представляют программные комплекс, соединяющий стандартные пакеты прикладных программ (ППП) (например, математическую статистику, линейное программирование или системы управления базами данных) и средства манипулирования знаниями. Структура и этапы создания экспертных систем К числу основных участников следует отнести: • экспертную систему, • экспертов, • инженеров знаний, • средства построения ЭС и пользователей. Эксперт – это человек, пользующийся репутацией специалиста, умеющего находить правильные решения проблем в конкретной предметной области. Эксперт использует приемы и знания, чтобы сделать поиск решения более эффективным, и ЭС модулирует все его стратегии. Инженер знаний – человек, как правило, имеющий познания в информатике, программировании, искусственном интеллекте и знающих, как надо строить ЭС. Инженер знаний опрашивает экспертов, организует знания, решает, каким образом они должны быть представлены в ЭС, и может помочь программисту в написании программ. Средство построения ЭС – это программное средство, используемое инженером знаний или программистом для построения ЭС. Структура экспертных систем: - Среда развития - используется разработчиком ЭС для построения компонентов и размещения знаний в БЗ - Среда рекомендаций – используется неэкспертами для получения экспертных знаний и советов Три главных компонента, которые проявляются в каждой ЭС: 1.База знаний 2.механизм вывода 3.пользовательский интерфейс ЭС могут содержать следующие компоненты: 1.подсистема извлечения знаний; 2.БЗ; 3.механизм вывода; 4.пользовательский интерфейс; 5.рабочая область; 6.подсистема объяснения; 7.подсистема верификации знаний. Потенциальные источники знаний: • эксперты; • учебники; • Справочники • Базы данных • Исследовательские отчеты База знаний содержит знания, необходимые для понимания, формулирования и решения задач. Факты – проблемная ситуация и теоретические знания о проблемной области. Специальные эвристики или правила – направляют использование знаний при решении специфических задач в отдельной области Механизм вывода – является мозгом ЭС, его также называют управляющая структура или интерпретатор правил. Этот компонент является в основном компьютерной программой, которая обеспечивает методологию для рассуждения об информации в БЗ и в рабочей области, а также для формулирования заключений. Она обеспечивает указания о том, как использовать знания системы при реализации агенды (расписания запланированных действий в рабочей области, которая организует и управляет шагами, предпринимаемыми для решения задачи). Механизм вывода: - Интерпретатор – выполняет выбранные позиции агенды, используя соответствующие правила БЗ. - Планировщик – поддерживает управление агендой . Пользовательский интерфейс. ЭС содержат языковой процессор для дружественного, проблемно-ориентированного общения между пользователем и компьютером. Общение наилучшим образом выполняется на естественном языке. Иногда оно дополняется меню и графикой. Этапы создания экспертных систем: 1. Идентификация – определяются задачи, которые подлежат решению, выявляются цели разработки, определяются эксперты и типы пользователей 2. Концептуализация – проводится содержательный анализ проблемной области; выявляются используемые понятия и их взаимосвязи; определяются методы решения задач; 3. Формализация – выбираются ИС и определяются способы представления всех видов знаний, формализуются основные понятия, определяются способы интерпретации знаний, моделируется работа системы, оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решений, средств представления и манипулирования знаниями; 4. Выполнение – осуществляется наполнение экспертом базы знаний. В связи с тем, что основой ЭС являются знания, данный этап является наиболее важным и наиболее трудоемким этапом разработки ЭС. Процесс приобретения знаний разделяют на извлечение знаний из эксперта, организацию знаний, обеспечивающую эффективную работу системы, и представление знаний в виде, понятном ЭС; 5. Опытная эксплуатация; 6. Тестирование. |
44. Предпроектное обследование предметной области При проектировании под предметной областью понимается часть реального мира (совокупность объектов, предметов), данные о которой являются основой при принятии проектных решений. Это может быть предприятие (учреждение, организация, фирма и т. п.) в целом, его структурные подразделения и реализуемые в них производственные процессы. Предпроектное обследование – изучение и диагностика (диагностический анализ) ПО, нацеленный на получение данных, необходимых и достаточных, для приятия проектных решений. Целью предпроектного обследования является получение исходных данных для проектирования системы, включая обоснование потребности и технико-экономической целесообразности создания системы, предварительную оценку возможности создания ИС и формирование предварительных требований к системе. Перед началом работ по проведению предпроектного обследования необходимо выбрать метод его организации. К методам сбора информации, выполняемого силами проектировщика АИС, относятся: опросные методы (анкетирование, интервьюирование), метод проведения бесед и консультаций, метод наблюдения, метод фотографии рабочего дня, метод хронометража рабочего времени, расчетный метод определения объемов, трудоемкости и стоимости работ, метод анализа процессов, операций, задач. Методы сбора информации, выполняемого специалистами предметной области, включают: метод самофотографии рабочего дня, метод ведения тетрадей (дневников) осуществляемых работ, инвентаризация документов, используемых на рабочем месте. При выборе метода организации проведения обследования учитывают временные, трудовые и стоимостные затраты на получение всей совокупности необходимых сведений о предметной области. Содержание программы предпроектного обследования Предпроектное обследование предметной области как и любое научное исследование должно начинаться с разработки его программы. В составе программы предпроектного обследования должны быть предусмотрены действия, обеспечивающие получение наиболее полного и надежного представления об объекте автоматизации (as is). В составе программы предпроектного обследования должны быть выделены: цель, задачи, которые должны быть связаны: 1. Получение представления об объекте автоматизации в целом, включая выяснение целей функционирования данного объекта, выявление значений основных параметров деятельности предприятия (учреждения, организации) и др. В частности, параметры общей характеристики должны содержать: - полное наименование объекта автоматизации и его условное обозначение; - принадлежность министерству (ведомству), федеральному агентству, объединению, корпорации и т. п.; - тип предприятия, вид производства; - год создания; - режим и условия работы; - виды производимых продуктов и услуг; - категории и численность персонала; - особенности функционирования объекта автоматизации. 2. Изучение и описание организационно-функциональной структуры объекта. При этом изучаются функции, выполняемые в структурных подразделениях, технологические процессы и операции, выявляются комплексы задач, обусловленные выполняемыми функциями, процессами и операциями, определяется состав входной и выходной информации по каждой задаче. Основой для анализа выступают организационно-правовые документы (устав организации, положение о структурном подразделении, должностные инструкции и т. п.). 3. Изучение и описание информационных потоков: состава и структуры потоков, частоты их возникновения, объемов за определенный период, направления движения потоков, процедур обработки информации; трудозатрат на реализацию технологических процессов и операций в условиях традиционной технологии. Источником таких сведений являются получаемые от специалистов предметной области интервью, документация, результаты наблюдений и расчетов. 4. Анализ нормативно-справочной информации, используемой в деятельности обследуемого структурного подразделения, включая справочники, классификаторы межотраслевого, отраслевого уровней, а также предприятия или организации; нормативно-технические документы (стандарты, руководящие документы, правила, нормы и т. п.); организационно-распорядительные документы (указы, приказы, распоряжения). 5. Анализ состояния автоматизации структурного подразделения и состава используемого программного и технического обеспечения. При характеристике используемых программных средств следует указать: цели использования, изготовителя (типовой или авторский продукт), преимущества и недостатки при решении задач обследуемого структурного подразделения. При характеристике используемых технических средств необходимо оценить достаточность и надежность имеющейся технической базы с точки зрения решения задач АИС. Состав и содержание отчета о предпроектном обследовании: Отчет о предпроектном обследовании оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа 7.32-2001 «Отчет о НИР. Структура и правила оформления». В соответствии с требованиями данного стандарта в составе отчета должны быть представлены: обложка, титульный лист, список исполнителей, реферат, содержание, нормативные ссылки, сокращения и аббревиатуры, введение, основная часть, заключение, список используемых источников, приложения. Составление и оформление отчета о предпроектном обследовании может в зависимости от особенностей конкретной предметной области может быть прерогативой разработчика, заказчика или являться продуктом их совместной деятельности. Разработка концепции ИС Проведение предпроектного обследования объекта автоматизации и оформление отчета о предпроектном обследовании, является основой для разработки концепции ИС (аванпроекта). В составе концепции приводят: - состав информационных задач системы - состав функций системы - характеристика структуры ИС - характеристика видов обеспечения ИС - технико-экономическая оценка предлагаемого варианта.
|
|
||
42. Технологии проектирования информационных систем Технология проектирования ИС – совокупность методов и средств проектирования ИС, а также организации и управления, внедрения и модернизации проекта. ИС. Организация проектирования ИС предполагает использование определенной совокупности методов проектирования. Проектирование ИС предполагает использование различных средств проектирования как на традиционных так и на машинных носителях, в их числе: - нормативно-правовые документы (стандарты, руководящие документы) - системы классификации и кодирования информации - системы проектной документации - модели ИС и их компонентов - методики анализа и принятия проектных решений - программные средства (общие и специальные программные средства) Сочетание различных методов и средств проектирования обуславливает выделение 2-х классов технологии проектирования: 1) Каноническое проектирование – соответствующее определенному канону, правилу. 2) Индустриальное проектирование 2.1) Автоматизированная технология проектирования 2.2) Типовая технология проектирования Параметрически-ориентированное проектирование ИС При таком подходе ППП рассматривается как «черный ящик». Информационный поток (ИП) – исходные данные, которые обрабатываются и необходимы для получения результата. Блок функционирования – обрабатывает исходные данные и формулирует результаты работы пакета. Графически блок функционирования представляется деревом программных модулей, которые автоматизируют обработку данных. Параметрический поток – информация, необходимая для настройки пакета на конкретные условия функционирования. Блок обработки параметров - совокупность модулей по интерпретации значений параметров. Блок адаптации – взаимодействует с блоком функционирования и может добавлять модули или модифицировать их. Параметрически-ориентированное проектирование дает возможность более быстрого и гибкого внедрения ИС. Проблемы: - психологические и организационные трудности внедрения ППП; - высокая стоимость внедрения ППП и обучения персонала; - отсутствие глобальной модели объекта управления, что ведет к затратам по согласованию различных ППП в рамках ИС. Модельно – ориентированное проектирование ИС Суть сводится к адаптации компонентов типовой ИС в соответствии с моделью проблемной области конкретной системы. Ядро типовой ИС – постоянно развивающаяся модель проблемной области поддерживаемая в специальной базе метаинформации – репозитории, на основе которого осуществляется конфигуриация программного обеспечения. Для моделирования проблемной области используется программный инструментарий (Business Engineering Workbench – BEW, BAAN Enterprise Modeler). Достоинство применения – накапливание опыта проектирования ИС. Базовая модель репозитория содержит: 1) Описание бизнес-функций; 2) Описание бизнес-процессов; 3) Описание бизнес-правил; 4) Описание бизнес-обьектов; 5) Описание организационной структуры. Типовые модели описывают конфигурации ИС для определенной области или готового производства. Модель предприятия (проблемной области) строится путем привязки фрагментов типовой модели в соответствии со специальными особенностями предприятия. В базовых моделях большое значение имеет задание бизнес-правил, с помощью них определяются бизнес-процессы, определяется конфигурация ИС, осуществляется проверка корректности совместного применения. Типовые модели описывают конфигурации ИС для определенных областей или типов производства. Модель предприятия строится путем привязки фрагментов типовой модели в соответствии со специфическими особенностями предприятия. Построенная модель хранится в репозитории и при необходимости может быть откорректирована. CASE-технология проектирования информационных систем CASE – это акроним Computer-Aided System / Software Engineering, объединяющий методы автоматизации самого процесса проектирования информационных систем. CASE средства поддерживают или автоматизируют работы на всех этапах жизненного цикла системы. Целью CASE-технологии является ускорение процесса создания систем и повышение их качества. CASE-средства не обязательно дают немедленный эффект, он может быть получен только спустя какое-то время. Реальные затраты на внедрение обычно намного превышают затраты на их приобретение. Выгоды при успешном внедрении: 1) Высокий уровень технологической поддержки процессов разработки и сопровождения ПО; 2) Положительное воздействие на такие факторы как: производительность, качество продукции, соблюдение стандартов, документирование. 3) Уровень отдачи от инвестиций в CASE-средства. Репозиторий (энциклопедия, словарь данных) является ядром системы и представляет собой специализированную базу данных, на основе которой выполняется синхронизация всех описаний (диаграмм) и координация усилий всех разработчиков. Репозиторий содержит информацию об объектах проектируемой ИС и взаимосвязях между ними: Графический редактор диаграмм позволяет создавать различные описания системы в виде рисунков и может выполнять следующие операции: Верификатор диаграмм контролирует правильность диаграмм и синхронизирует диаграммы между собой. Документатор проекта документирует проект в виде различных отчетов. Отчеты могут строиться по нескольким признакам, например, по времени, автору, элементам диаграмм, диаграмме или проекту в целом. Администратор проекта автоматизирует выполнение следующих административных функций: Сервис выполняет функции архивации данных, восстановления данных и создания нового репозитория. Основные возможности CASE-средства определяются набором моделей, который поддерживает графический редактор диаграмм. Модели, применяемые на стадии конструирования, образуют метафору проектирования или подход к проектированию. Выделяют три подхода к проектированию: − Функционально-ориентированное проектирование, которое использует структурные методы для построения функциональной, информационной и других моделей информационной системы. − Объектно-ориентированное проектирование предлагает набор объектных моделей для описания предметной области. Для этого применяется специальный язык UML (Unified Modeling Language). − Модельно–ориентированное проектирование основано на настройке и доработке типовой конфигурации информационной системы в среде специализированных инструментальных систем, таких как R/3, BAAN, 1С:Предприятие. RAD-технологии прототипного создания приложений. Rapid Application Development (RAD) – методы быстрой разработки программ. Методология RAD не применима: 1) Для применения сложных расчетных программ, ОС или др. систем, требующих наличия большого объема уникального кода. 2) Для построения приложений в которых отсутствует ярко выраженная интерфейсная часть. 3) Для построения приложения, от которых зависит безопасность людей. Принципы методологии RAD: 1) Разработка приложений итерациями; 2) Необязательность полного завершения работ на каждом из этапов ЖЦ; 3) Обязательное вовлечение пользователей в процесс разработки ИС; 4) Необходимое применение CASE-средства 5) Применение средств управления конфигурацией, которое облегчает внесение изменений в проект и сопровождение готовой системы. 6) Необходимое использование генераторов кода; 7) Использование прототипов, позволяющих полнее выяснить и удовлетворить потребности конечного пользователя; 8) Тестирование и разработка проекта, осуществляемые одновременно с разработкой; 9) Ведение разработкой немногочисленной хорошо управляемой командой профессионалов; 10) Грамотное руководство разрабатываемой системой, четкое планирование и контроль выполнения работ. |
45. Методы анализа предметных областей Цели и задачи анализа предметных областей. Результаты анализа предметной области во многом определяют организацию работ на всех этапах создания АИС и закладывают фундамент создаваемой АИС. Целью анализа предметной области (ПО) является: выявление, классификация, формализация информации обо всех аспектах предметной области, влияющих на свойства конечного продукта. Знание о ПО – совокупность сведений о предметной области, хранящихся в базе знаний системы. Знания о ПО подразделяются на: 1) Факты, относящиеся к ПО. 2) Закономерности, характерные для ПО. 3) Гипотезы о возможных связях между явлениями, процессами и фактами. 4) Процедуры для решения типовых задач в данной ПО. При анализе ПО необходимо максимально ограничить трудоемкость этапа анализа и формирования требований, т.е. остановиться на достижении результатов необходимой и достаточной степени подробности. Сформированные требования должны обладать функциональной полнотой и концептуальной целостностью. Модель ПО имеет 2 основных аспекта: - функциональный - информационный. Информационный аспект ПО является более стабильным чем функциональный на протяжении всего ЖЦ ИС. Кроме того количество структур данных в модели ПО существенно меньше количества процессов => Особое значение информационной модели ПО для обеспечения концептуальной целостности АИС. Средства описания предметной области В качестве основных источников информации о ПО выступают: 1) Нормативные документы 2) Справочные документы 3) Технологические документы В качестве средств описания предметной области выступают: 1) Информационно-поисковые языки (ИПЯ) 2) Средства моделирования 3) Графические средства. Анализ предметной области на различных этапах жизненного цикла информационных систем и сетей Жизненный цикл ИС позволяет выделить 3 стадии ее создания: 1) Предпроектная 2) Проектная 3) Послепроектная Эффективность функционирования информационной системы во многом зависит от качества проектировочных работ. При этом особую роль при принятии проектных решений играют результаты обследования предметной области как объекта информатизации. Классификация методов анализа предметных областей: 1) В зависимости от целевого назначения 1.1) Математические 1.2) Методы моделирования 1.3) Методы структурного анализа 1.4) Методы прогнозирования 2) В зависимости от характера получаемой информации 2.1) Количественные 2.2) Качественные 3) В зависимости от функционального назначения 3.1) Методы сбора информации 3.2)Методы обработки информации Методы количественного и качественного анализа Количественные методы предназначены для изучения объективных количественно-измеряемых характеристик. Обработка информации осуществляется с помощью упорядоченных процедур количественных по своей природе. К К количественным методам относятся: - ранжирование - шкалирование - наблюдение - факторный анализ -расчетный метод Качественные методы предназначены для получения глубинной информации, позволяющей получить сведения о мотивах поведения, установках людей, т.е. получить ответ на вопрос «почему?». К качественным методам относятся 1) Информационный анализ и синтез 2) Анализ документов 3) Классификация 4) Кейс-стади (исследование случая) 5) Групповая дискуссия или метод фокус-группы 6) Метод анализа процесса и задач – сочетает в себе признаки количественных и качественных методов: групптровка, контент-анализ, метод экспертных оценок, прогнозирование, опрос. Методы сбора и обработки информации: -опрос -интервьюирование -наблюдение -метод экспертных оценок -анализ документов -сравнительный анализ -ранжирование -группировка -классификация -прогнозирование -эксперимент |
|
46. Технико-экономическое обоснование создания автоматизированной информационной системы Одним из важнейших видов работ, выполняемых в ходе предпроектного обследования, является технико-экономическое обоснование создания АИС. При рассмотрении вопросов технико-экономического обоснования создания АИС ведущим понятием является понятие эффективности, под которой понимается оценка результатов внедрения информационно-коммуникационных технологий и затрат, необходимых для создания и развития АИС. Эффективность АИС как многозначное понятие может быть рассмотрена с различных точек зрения. 1. Функциональная эффективность Выражает степень соответствия качества информационного продукта требованиям потребителя (например, по полноте, точности, оперативности, достоверности, виду доводимой информации и т. п.) 2. Экономическая эффективность Отражает степень соответствия материальных, денежных и трудовых затрат разработчика (заказчика) полученным результатам; выражается в абсолютных и относительных экономических эффектах (например, дополнительные доходы предприятия, снижение себестоимости продукции, уменьшение стоимости научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок и т. п.) 3. Социальная эффективность Выражается в повышении квалификации пользователей (потребителей информации), расширении их знаний, способствующих ускорению темпов научно-технического прогресса. Технико-экономическое обоснование создания АИС, главным образом, связано с определением экономической эффективности. Целью разработки технико-экономического обоснования проекта АИС является оценка основных параметров, характеризующих проект АИС и обеспечивающих возможность обоснования выбора и оценки основных проектных решений по отдельным компонентам проекта и проекту в целом. При этом различают: - организационные параметры, характеризующие способы организации процессов преобразования информации в системе; - информационные и экономические параметры, характеризующие затраты на создание и эксплуатацию системы, экономию от ее эксплуатации. Основными объектами параметризации в АИС являются задачи, комплексы задач, экономические показатели, процессы обработки информации. Организационные параметры АИС дифференцируются по технологическим операциям процесса обработки информации: сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки и выдачи информации. Для подготовительного этапа технологии обработки информации параметрами могут быть: вид связи между источником информации и ЭВМ, территориальное размещение технических средств, наличие промежуточного носителя информации, способ обеспечения достоверности информации и т. п. Для основного этапа технологии обработки информации в качестве параметров выступают: способ организации информационной базы, тип организации файлов, тип запоминающих устройств, режим обработки информации, тип ЭВМ, тип организации использования ЭВМ и т. п. Для заключительного этапа – способ организации связи пользователя с ЭВМ, наличие промежуточного носителя, организация размножения результатной информации и т. п. К информационным параметрам относятся такие, как достоверность, периодичность сбора, форма представления, периодичность обработки информации и т. п. Среди экономических параметров выделяют: показатели годового экономического эффекта, коэффициента эффективности затрат и т. п. Параметризация позволяет определить требования к системе, оценить существующую информационную систему, определить пригодность типовых решений в АИС, выбрать проектные решения в соответствии с предъявляемыми требованиями к АИС. К основным компонентам ТЭО относятся: - характеристика предметной области (объекта автоматизации); - цели, критерии и ограничения создания АИС; - функции и задачи, создаваемой АИС; - ожидаемые технико-экономические показатели создаваемой АИС; - выводы и предположения. Названный перечень разделов предваряется введением в котором указывается: 1) Основания для ведения работ 2) Наименование организации заказчика и разработчика 3) Сроки начала и окончания работ по созданию системы 4) Источники финансирования 5) Перечень использованных нормативно-технических и методических документов при разработке ТЭО В 1-ом разделе дается общая характеристика объекта автоматизации с указанием перечня и характеристики недостатков в его деятельности. Должен содержать оценку производственных потерь, возникающих в следствии выявленных недостатков. Во 2-м разделе должны быть определены те показатели на достижение которых направлено создание АИС. Критерии создания АИС находятся в зависимости от вида АИС. Ограничения на создание АИС могут быть связаны с различными факторами. В 3-м разделе должен содержаться перечень автоматизируемых задач и функций с указанием очередности разработки. 4-й раздел содержит: - перечень источников экономической эффективности. - ожидаемые изменения технико-экономических и социальных показателей деятельности объектов автоматизации. - оценка ожидаемых затрат на создание АИС с распределением их по очередям и по годам. 5-й раздел должен включать: - выводы о необходимости и технико-экономической целесообразности создания АИС. - рекомендации по созданию АИС.
|
47. Разработка технического задания на создание автоматизированной информационной системы Техническое задание на АИС является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации) автоматизированной информационной системы. В соответствии с техническим заданием производится не только разработка АИС, но и ее приемка при вводе в эксплуатацию. В зависимости от объекта проектирования техническое задание разрабатывается на АИС в целом или ее подсистему. Включаемые в техническое задание требования на АИС должны соответствовать современному уровню развития науки и техники. Задаваемые в ТЗ требования к АИС не должны ограничивать разработчика АИС в поиске и реализации наиболее эффективных проектных решений по различным видам обеспечения (информационному, лингвистическому, программному, техническому). Структура технического задания 1. Общие сведения 2. Назначение и цели создания АИС 2.1. Назначение системы 2.2. Цели создания АИС 3. Характеристика объекта автоматизации 4. Требования к системе 4.1. Требования к системе в целом 4.2. Требования к функциям (задачам), выполняемым системой 4.3. Требования к видам обеспечения 5. Состав и содержание работ по созданию системы 6. Порядок контроля и приемки системы 7. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие 8. Требования к документированию 9. Источники разработки Приложения Требования к ТЗ определяются ГОСТом 34.602-89. Изменения ТЗ оформляют дополнением к нему, порядок утверждения ТЗ и дополнений к нему является единым. Как ТЗ, так и дополнение к нему подписываются заказчиком и разработчиком. Факт подписания ТЗ, а также дополнений к нему подтверждается протоколом. Проект ТЗ разрабатывает организация-разработчик системы, при участии организации-заказчика. Основой для разработки ТЗ является: - нормативно-правовые документы в сфере информатизации. - документы, содержащие результаты предпроектного обследования: отчет о предпроектном обследовании, технико-экономическое обоснование. - методические документы по разработке ТЗ. - нормативно-технические документы. ТЗ может разрабатываться на конкурсной основе, при этом заказчик выбирает предпочтительный вариант на основании сопоставительного анализа всех представленных вариантов ТЗ. Титульный лист ТЗ оформляется в соответствии с ГОСТом 34.602-89. Срок согласования проекта ТЗ в каждой организации не должен превышать 15 дней со дня предоставления. Замечания по проекту ТЗ должны быть предоставлены каждой организацией вместе с техническим обоснованием. Решения по замечаниям должны быть приняты совместно разработчиком и заказчиком и внесены в ТЗ до его окончательного утверждения. При возникновении разногласий между разработчиком и заказчиком составляется протокол разногласий в соответствии с которым решение принимается при обращении к 3-м лицам. При этом факт согласования проекта ТЗ оформляется отдельным документом, а также сведения о согласовании отмечается на титульном листе ТЗ. Изменение ТЗ не допускается после предъявления рабочего продукта. Определяющую роль при принятии проектных решений по созданию АИС играет постановка задач. Постановка задачи – это генерирование и описание задачи по определенным правилам, дающее исчерпывающее представление о ее сущности, логике преобразования информации для получения результата. При определении перечня задач, подлежащих решению в условиях АИС, необходимо учитывать следующие факторы: - важность решения задачи для выполнения основных функций объекта автоматизации; - трудоемкость и стоимость решения конкретной задачи; - наличие информационных связей рассматриваемой задачи с другими задачами; - недостаточная оперативность решения задачи в условиях традиционной технологии; - недостаточное количество аналитических показателей, получаемых при обработке первичных документов в условиях традиционной технологии. Задачи, подлежащие решению в условиях АИС, подразделяются в зависимости от степени новизны – на регламентные и инновационные; по характеру производимых действий над данными – на логические и математические; по получаемому результату – на поисковые и расчетные; по степени типизации – на типовые и оригинальные. Регламентные задачи являются традиционными для заданной предметной области. Содержание инновационных задач должно быть ориентировано на получение нетривиальной, аналитической информации, предназначенной для принятия обоснованных управленческих решений различного уровня. В составе этих задач могут быть предусмотрены и ранее не решавшиеся задачи, для реализации которых созрели объективные условия, однако отсутствуют готовые подходы, методы решения, необходимая информация, а также ресурсная база: научная, техническая, технологическая, кадровая и т. п. Логические задачи направлены на осуществление логической обработки данных (например, выборка, сортировка данных и т. п.). Математические задачи позволяют обеспечить вычисление количественных показателей. Поисковые задачи связаны с использованием алгоритма обработки информации, которая не приводит к созданию новой информации, отличной от исходной. Решение расчетных задач направлено на создание новой информации, непосредственно не содержащейся в исходной. Типовые задачи – это задачи, в решении которых накоплено наибольшее количество информации и разработаны методы оценки и использования имеющейся информации, независимо от присущих конкретному объекту автоматизации отличительных особенностей. Оригинальные задачи характеризуются тем, что они ориентированы на индивидуальные особенности проектируемой АИС.
|
48. Эскизное проектирование автоматизированной информационной системы Эскизное проектирование – разработка предварительных проектных решений по системе и её частям. Итоговым документом выполнения работ на данной стадии проектирования является эскизный проект, который содержит принципиальные конструкторские и схемные решения объекта разработки, а также данные, определяющие его назначение и основные параметры (при проектировании программного обеспечения системы эскизный проект должен содержать полную спецификацию разрабатываемых программ). Эскизный проект – это комплект проектных документов на АИС, разрабатываемых на этапе эскизного проектирования, утвержденный в установленном порядке, содержащий предварительные общесистемные решения по выбранному на этапе концептуального проектирования варианту АИС и отдельным видам ее обеспечения и достаточный для разработки технического проекта. Выполнение эскизного проектирования не является строго обязательной стадией. Если основные проектные решения определены ранее или достаточно очевидны для конкретной АИС и объекта автоматизации, то эта стадия может быть исключена из обшей последовательности работ. Основой для эскизного проектирования являются документы, разработанные на предпроектной стадии: отчет о предпроектном обследовании, аван-проект, ТЗ, ТЭО. В ходе эскизного проектирования принимаются преимущественно общесистемные проектные решения, что же касается обеспечивающих подсистем, то на данном этапе, принимаемые проектные решения касаются преимущественно технического обеспечения и частично программного. Содержание работ на этапе эскизного проектирования: 1. Предварительная разработка структуры входных и выходных данных. 2. Уточнение методов решения задачи. 3. Разработка общего описания алгоритма решения задачи 4. Разработка технико-экономического обоснования. 5. Разработка пояснительной записки. 6. Согласование и утверждение эскизного проекта. Важнейшим документом в котором отражаются предварительные проектные решения является пояснительная записка к эскизному проекту, содержание ее регламентируется руководящим документом 50-34.698-90. Пояснительная записка должна содержать 4 раздела в том числе: 1) общие положения; 2) описание процесса деятельности; 3) основные технические решения; 4) мероприятия по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие. Разделы 1 и 2 по своему наполнению являются адекватными соответствующим разделам ТЗ. В 3-м разделе приводят: 1) решения по структуре системы, подсистем, средствам и способам связи для информационного обмена между компонентами системы, подсистем: 2) решения по взаимосвязям АС со смежными системами, обеспечению ее совместимости; 3) решения по режимам функционирования, диагностированию работы системы; 4) решения по численности, квалификации и функциям персонала АС, режимам его работы, порядку взаимодействия; 5) сведения об обеспечении заданных в техническом задании (ТЗ) потребительских характеристик системы (подсистем), определяющих ее качество; 6) состав функций, комплексов задач (задач) реализуемых системой (подсистемой); 7) решения по комплексу технических средств, его размещению на объекте; 8) решения по составу информации, объему, способам ее организации, видам машинных носителей, входным и выходным документам и сообщениям, последовательности обработки информации и другим компонентам; 9) решения по составу программных средств, языкам деятельности, алгоритмам процедур и операций и методам их реализации. В 4-м разделе приводят: 1) мероприятия по приведению информации к виду, пригодному для обработки на ЭВМ; 2) мероприятия по обучению и проверке квалификации персонала; 3) мероприятия по созданию необходимых подразделений и рабочих мест; 4) мероприятия по изменению объекта автоматизации; 5) другие мероприятия, исходящие из специфических особенностей создаваемых АС. К числу других документов, разрабатываемых на этапе эскизного проектирвания и содержащих общесистемные проектные решения относятся: - схема организационной структуры; - схема функциональной структуры; - ведомость эскизного проекта; - пояснительная записка. Вместе с тем на этапе эскизного проектирования создаются документы, содержащие локальные проектные решения, относящиеся к техническому обеспечению. Результаты проделанной работы на этапе эскизного проектирования оформляются в виде комплекта проектных документов, которые предваряются пояснительной запиской к эскизному проекту. Состав комплекта проектных документов фиксируется в ведомости эскизного проекта. Все проектные решения отражаются в данном комплекте проектной документации, согласовываются и утверждаются в установленном порядке. Критерием достаточности содержания проектных документов, разрабатываемых на стадии эскизного проектирования, является возможность выполнения работ на этапе технического проектирования. На основе технического задания и эскизного проекта разрабатывается технический проект АИС.
|