ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОЛЛЕКТИВ(Байлак) Педагогика нхт

Перевод

КОЛЛЕКТИВ

КОЛЛЕКТИВ

        (от лат. collectivus — собирательный) социалистический, одна из важнейших ячеек социалистич. общества; относительно компактная социальная общность, объединяющая людей, занятых решением конкретной обществ. задачи. К. сочетает интересы индивида и общества и основан на общности целей, принципах социалистич. сотрудничества, выступающих для его членов в виде ценностных ориентации и норм деятельности.

        В соответствии с видом деятельности различаются К. трудовые, учебные, военные, бытовые, спортивные, художеств. самодеятельности и др. Осн. место в обществе принадлежит трудовым К., среди которых важнейшими являются производств. К.

        Социалистич. революция создаёт материальные и духовные условия (обществ. собственность на средства производства, социалистич. нормы отношений, идеалы, ценности и др.), обеспечивающие создание различного рода К. С развитием социалистич. общества происходят изменения в функциях и структуре К., его движение от первоначальных к более зрелым формам коммунистич. типа.

        Главными функциями К. являются: предметная — непосредств. осуществление той задачи, ради крой он возник и существует; социально-воспитательная — обеспечение сочетания интересов общества и индивида путём развития разнообразных способностей индивида. Размер и задача К. обусловливают его органи-зац. структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой (напр., бригада, цех, завод). В качестве первичного уровня К. выступает малая группа, где существуют непосредств. отношения между индивидами. К. обладает как официальной (формальной) структурой, так и социально-психологич.(неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Поскольку личностные отношения существенно влияют на поведение людей, в том числе и на их отношение к труду, установление оптим. отношения между формальной и неформальной структурами имеет большое значениедля успешного функционирования К.

        В каждом К. наблюдается определ. степень изменения состава. Это вызывается как объективными причинами, обусловленными научно-технич. прогрессом, законом перемены труда, демографич. и иными законами, так и субъективными, зависящими от характера отношений внутри К. Некоторые К. периодически изменяют свой состав (уч. заведения, армейские подразделения). Существуют также временные К. (напр., К. строителей ГЭС).


        Важнейшую роль в К. играют ячейки массовых обществ. организаций — партийных, комсомольских, профессиональных и др., которые призваны активно влиять на деятельность К., поднимать сознание его членов до уровня требований, предъявляемых обществом, противодействовать возникновению местничества,т. н. коллективного эгоизма. Серьёзное значение для создания здорового нравственно-психологич. климата в К. имеет деятельность руководителей разных уровней, призванных сочетать организаторскую и воспитат. работу.

        Положение и ценность человека в К. определяются преим. его личными качествами и способностями, от которых зависит в значит. степени и характер его отношений с др. членами К. Каждый человек обычно принадлежит к неск. К. (трудовому, бытовому, спортивному или др.), где развиваются его различныеспособности.

        Оценка К. — могучий стимул деловой и обществ. активности индивида, побуждающий его к постоянному совершенствованию, способствующий развитию коллективизма. Член К. нравственно ответствен не только за свою деятельность, но и за деятельность др. членов К. и всего К. в целом. Он должен соотносить свои действия с действиями К. и подчиняться требованиям коллективной дисциплины. Отд.индивид иногда может лучше понимать задачи, объективно стоящие перед К., нежели большинство его членов. В таком случае индивид может и морально обязан выступить перед К. с обоснованием своих взглядов, отстаивать их, что служит интересам общества, а в конечном счёте и самого К. Показателями уровня развития К. служат: степень единства индивида и К. при условии возрастающей обществ. активности индивида и его требований к самому себе и к К. (включая его руководителей); степень единства К. и общества при условии растущей самостоятельности действий К., предполагающей высокую сознательностьего членов.

        В развитом социалистич. обществе возрастает соответствие интересов общества, трудового К. и индивида. Важная роль в этом принадлежит социалистич. соревнованию, одна из осн. функций крого состоит в том, чтобы поднимать менее развитые в социальном отношении К. до уровня передовых. Примером таких К. является К. коммунистич. труда. Движение за коммунистич. отношение к труду становится делом соз-нат. творчества всё более широких масс трудящихся и находит яркое выражение в разработке и осуществле-нии планов социального развития трудовых К. Широкие права трудовых К. в обсуждении и решении гос. и обществ. дел, вопросов управления и социального развития, труда и быта, использования средств предприятий и учреждений и др. закреплены в Конституции СССР. К. играют огромную роль в формировании у сов. людей коммунистич. мировоззрения, воспитании коммунистич. отношения к труду и сознат. дисциплины, преодолении пережитков прошлого в сознании и поведении. В трудовых К. осуществляется одна из центр. задач партии — всё более широкое вовлечение трудящихся в управление производством и обществом.


        Н. И. Лапин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

КОЛЛЕКТИВ

(от лат. colligere – собирать) 

группа; в социологии – группа, характеризуемая особыми признаками, так что в ней почти полностью исчезают отдельные личности. Коллективы в этом смысле существуют уже с момента возникновения тоталитарных государств. Эти государства используют коллективы для поддержания характера демократии и для того, чтобы, не подчиняя индивидов воле государственного руководства непосредственно, достичь точного выполнения ими всех его распоряжений. Как правило, таким коллективом является соответствующая государственная партия. Но и др. группы, когда поблизости существует могущественный коллектив, легко превращаются в коллективы, обладающие менее значительной властью. Индивид все теснее охватывается коллективами, так что он, чтобы приобрести себе некоторую свободу движения, вынужден вступать в коллектив. Поэтому в тоталитарных государствах индивида оценивают по тому, к какому коллективу он принадлежит и какую роль в этом коллективе играет. Возникновение коллективов как в демократиях, так и в монархиях отвечает склонности широких масс к безответственности. Чем большая часть личной ответственности возлагается на государство (пособия детям и семьям, забота о стариках, социальное обеспечение и т. д.), тем больше власть государства над индивидом и тем легче группы, лиц, движущие и руководящие государственным «аппаратом обеспечения бытия» (К. Ясперс), становятся коллективами. Напр.,цель социализма – гарантированное существование – в большой степени ускоряет превращение групп в коллективы. Структура всех коллективов подобна структуре армии. Они требуют от своих членов солдатских добродетелей: дисциплины, слепого и некритического доверия к руководству, безусловного повиновения, готовности к действиям и жертвам и т. д. Для этого коллектив обещает индивиду некоторое обеспечение его существования. Потребность в обеспечении существования (в Европе – со времени первой мировой войны) настолько велика, что ущерб, связанный со вступлением в коллектив, либо вообще не ощущается как таковой, либо с ним примиряются. Таким ущербом являются: вытеснение из сознания мысли о ценностиличности мыслью о значимости коллектива и связанная с этим утрата (благодаря отказу от критики) критической способности, пренебрежение логической стороной мышления в пользу эмоциональной (см.Сознание коллективное), падение доверия к самому себе и преувеличение страха перед жизнью (поскольку индивид обладает еще и страхом перед коллективом, к которому он принадлежит), сокращение сферы мысли вследствие пренебрежения всеми неортодоксальными (т.е. не одобряемыми коллективом) возможностями мышления. Самым большим из существующих коллективов является технический коллектив, объединяющий людей, которые производят и используют машины. Поэтому к техническому коллективу принадлежит все цивилизованное человечество. Принадлежность к нему гарантирует индивиду известное участие в технических достижениях. Ущербом в этом случае является вытеснение финально-телеологических категорий мышления в пользу познания причинно-механистического (воспринятого благодаря тесному общению с машинами и механизмами, необходимыми для понимания или обслуживания машин) (см.Причинно-механическая картина мира), а также возрастающая зависимость от технического коллектива в жизненно необходимых вещах (отопление, освещение, питьевая вода, средства сообщения и т. д.); см.Техника. Коллективист – представитель коллективизма.


Философский энциклопедический словарь. 2010.

ЛИЧНОСТЬ

Перевод

ЛИЧНОСТЬ

ЛИЧНОСТЬ

ЛИ́ЧНОСТЬ, личности, жен.

1. только ед. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. «Гражданам СССР еспечивается неприкосновенность личности.» Конституция СССР«…Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории…» Ленин. Личность Пушкина. Уважение к чужой личности.

|| Образ такого отдельного я, воплощенный в произведениях искусства (книжн.). Литературная личность Гоголя.

2. Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения. Светлая личность. Благородная личность. Подозрительная личность.

3. преим. мн. Намек в речи на определенное лицо; замечания, имеющие целью задеть, обидеть какое-нибудь определенное лицо (устар.). «Михаил Трофимович (Каченовский) не раз позволял себе личности в своих критических статьях.» Пушкин. Прошу без личностей.

4. Физиономия, лицо (прост. неправ.). Смотрю на вас: личность у вас как будто знакомая, а не признаю. «- Рука… так и лезет произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков.» Гоголь.

ЛИЧНОСТЬ

Перевод

ЛИЧНОСТЬ

ЛИЧНОСТЬ

ЛИ́ЧНОСТЬ, личности, жен.

1. только ед. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. «Гражданам СССР еспечивается неприкосновенность личности.» Конституция СССР«…Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории…» Ленин. Личность Пушкина. Уважение к чужой личности.

|| Образ такого отдельного я, воплощенный в произведениях искусства (книжн.). Литературная личность Гоголя.

2. Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения. Светлая личность. Благородная личность. Подозрительная личность.

3. преим. мн. Намек в речи на определенное лицо; замечания, имеющие целью задеть, обидеть какое-нибудь определенное лицо (устар.). «Михаил Трофимович (Каченовский) не раз позволял себе личности в своих критических статьях.» Пушкин. Прошу без личностей.


Духовный опыт российский

Духовный опыт российский

(российская ментальность, российский менталитет)

   комплекс специфических идей, тем, проблем и решений осмысления действительности, характерных для исторического опыта личности и общества Руси-России-СССР-России. Выражает исключительно напряженные духовные искания, предельный характер постановки нравственных проблем и их решений. Содержание д.о.р.выявляется при анализе фольклорных образов (исследования сказок, былин и т.д.), мифологии (например, реконструкция Вяч.Вс.Иванова и Н.Топорова), специфики русского православия, российской философии, содержания русской литературы, мифопоэтических образов поэзии (исследования Г.Гачева, С.Аверинцева, Г.Федотова), обыденного дискурса и сознания (Д.Лихачев, А.Панченко, М.Эпштейн и др.), воспоминаниях российских и зарубежных путешественников.

   Для д.о.р. характерны: нравственный максимализм в сочетании с правовым нигилизмом; установка на правду и готовность пострадать за нее; самоценность страдания (святость как самоистощание). Ценность реальной жизни отрицается во имя иной жизни (в потустороннем мире, в «светлом» будущем, за рубежом). Обостренное чувство спараведливости основывается на установке приоритета интересов общности по отношению к индивиду, его свободе и достоинству. Основная тема д.о.р. – противостояние власти и народа – сочетается с амбивалентностью «кротости» и «крутости», доходящей до самозванства, амбивалентности жертвенности и насилия.

   Осознание своеобразия д.о.р. в XIX столетии привело к формированию двух программ его дальнейшего развития: западнически-либеральной и славянофильско-изоляционистской. Их противостояние и противоборство проявляется до сих пор. В религиозной философии д.о.р. осмысляется как идея «Святой Руси», затем как «русская идея». В настоящее время одна из центральных проблем д.о.р. – отделение его этнического содержания от имперского. Эта проблема, однако, представляет собой лишь новую постановку главной темы д.о.р.

4. Физиономия, лицо (прост. неправ.). Смотрю на вас: личность у вас как будто знакомая, а не признаю. «- Рука… так и лезет произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков.» Гоголь.

Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему.