ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению.

Практическая педагогическая деятельность состоит из двух видов: учебной и воспитательной[1].

ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. П. общества, и прежде всего экон. П. как основа всего обществ. произ-ва, объективны. П. изучаются философами, экономистами, психологами, демографами, представителями естеств. наук. Демография исследует П. человека, семьи, социальной группы или всего нас. в детях (см. Потребность в детях), в сохранении и укреплении здоровья, П. в социальном и терр. перемещении. В науке складывается междисциплинарное изучение П. как сложной комплексной категории. Существуют разл. классификации П.: физические, интеллектуальные и социальные; материальные и духовные; индивидуальные, групповые, общечеловеческие; личные и общественные; производственные и непроизводственные; абстрактные и конкретные; рациональные и нерациональные; текущие и перспективные и т. д.

Осн. составная часть обществ. П.- экон. П.; их удовлетворение связано с процессом общественного воспроизводства.

Специфич. черта экон. П.- их неуклонный рост, характер и темпы к-рого определяются осн. производств, отношением. При капитализме выделяются П. рабочего класса, ограниченные воспроиз-вом рабочей силы, и П. капиталистов, стремящихся к извлечению прибавочной стоимости во всё возрастающих масштабах. При социализме с утверждением обществ. собственности на средства произ-ва существенно расширяются экон. П. трудящихся. Они включают не только личные, но и производств. экон. П., охватывают как процесс воспроиз-ва рабочей силы, так и более широкие П. во всестороннем развитии работника как личности.

По отношению к произ-ву различают общие и частные (конкретные) П. Общая П. представляет собой целостную систему, к-рая складывается по поводу удовлетворения одного процесса жизнедеятельности, несводимого ни к какому другому, напр. питание, жильё, одежда и обувь, транспорт, общение с людьми, труд, здоровье и долголетие, воспитание детей и т. д. Общие П. являются постоянными ориентирами для произ-ва. На каждой ступени развития производит. сил общие П. удовлетворяются разл. наборами предметов потребления и услуг, что вызывает появление частных (конкретных) П. Последние носят исторически преходящий, в отличие от общих П., характер, т. к. порождаются произ-вом, доставляющим потреблению на каждом последующем этапе новые виды материальных благ и услуг, лучше прежних удовлетворяющих одну и ту же общую П. Активную роль в развитии П. играет потребление, в процессе к-рого выявляются качество, оформление, удобство, доступность и др. свойства нового предмета или услуги. В результате в рамках каждой общей П. создаётся новая структура частных П. Под влиянием развития произ-ва, а также всего обществ. прогресса в целом на протяжении всей истории человечества происходило усложнение системы П. за счёт их неуклонного роста и качеств. совершенствования. Это нашло выражение в законе возвышения П. Развитие П. происходит как по вертикали (постоянно появляются новые П. высшего порядка), так и по горизонтали (у всё большей части людей возникают П. более высокого уровня).


Изменение системы П. влияет на поведение демографическое в области деторождения, семейно-брачных отношений, самосохранения, миграц. и социальной подвижности, что ведет к изменению демография, процессов и структур населения.

Роль экон. П. в развитии народонаселения велика. Общество при социализме распределяет часть созданного продукта в соответствии со сложившейся и изменяющейся системой П. с целью более полного удовлетворения личных П. в материальных и духовных благах, разл. услугах, в сохранении и укреплении здоровья и работоспособности всех групп нас., особенно здоровья женщин-матерей и детей. Особое место занимает удовлетворение П. семьи и общества в содержании, воспитании и обучении подрастающего поколения, в создании условий для продления активного долголетия людей в послерабочем возрасте.

Религиозное воспитание

Перевод


Религиозное воспитание

   — целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определённой конфессии (вероисповедания). Р.в. - составная часть относительно контролируемой социализации верующих (наряду с семейным воспитанием и социальным воспитанием). В основе Р.в. лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

   Выделяют два уровня Р.в. - рациональный и мистический (Т.В. Склярова). Рациональный уровень включает в себя три осн. компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Мистический уровень тесно связан с рациональным и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нём проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет конфессиональную специфику. Например, мистический уровень Р.в. в христианском воспитании включает в себя подготовку и участие в различных таинствах, домашнюю молитву, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

   В процессе Р.в. используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр.; праздничные мероприятия, экскурсии, любительские объединения, хоры, оркестры и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для Р.в. в той или иной конфессии содержанием.

   Р.в. осуществляют священнослужители, педагоги конфессиональных и светских (в ряде стран) учебных заведений, воспитатели детских и юношеских объединений (действующих при религиозных и светских организациях, например, скаутских); средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями. В семье и окружающей социальной среде Р.в. занимаются верующие (родители, родственники, члены религиозной общины и пр.).

   В процессе и в результате Р.в. у верующих формируются специфическая для конкретной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а также стратегии адаптации и обособления в социуме.


   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 238)

   Ч313.504

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.2006.

  • С

    1

    АМООБРАЗОВАНИЕ — (англ. self education) образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности. Известен ряд блестящих имен в науке и культуре, не получивших… …

Большая психологическая энциклопедия

  • С

    2

    амообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Признаки самообразования: осознанность в выборе содержания, методов и форм; добровольность и самостоятельность познавательной деятельности;… …

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • С

    3

    амообразование —         самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с… …

Большая советская энциклопедия

  • С

    4

    амообразование способ обучения — так называется образование, которое получается вне какой бы то ни было школы путем самостоятельного изучения отдельных наук и чтения серьезных книг. Обучение в школе не исключает необходимости в С.: одна школа не может дать всего, что нужно знать …

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • С

    5

    амообразование, способ обучения — так называется образование, которое получается вне какой бы то ни было школы путем самостоятельного изучения отдельных наук и чтения серьезных книг. Обучение в школе не исключает необходимости в С.: одна школа не может дать всего, что нужно знать …

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • С

    6

    амообразование — процесс самообучения вне учебного заведения. Например, Л.С.Выготский, будучи юристом по образования, стал благодаря самообразованию, одним из выдающихся наших психологов. Без самообразования невозможно стать серьёзным врачом психиатром, даже имея …


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Б

    7

    иблиография — (от греч. biblion kнига и ...графия)         отрасль научной и практической деятельности, в задачи которой входят информация о произведениях печати и их активная пропаганда в определенных общественных целях. Дисциплина, которая изучает… …

Большая советская энциклопедия

  • Д

    8

    емократизация воспитательных отношений — это педагогический принцип. Он означает предоставление учебным заведениям, учащимся и педагогам достаточных и необходимых свобод для успешного осуществления педагогического процесса. Демократизация предполагает достаточное материально техническое …

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • П

    9

    ринцип демократизации — это идея о предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегу­ляции, самоопределения. Принцип демократизации образова­ния реализуется через соблюдение правил: создавать откры­тый для общественного… …

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • П

    10

    ОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основе государства, закрепленными в политической культуре. В результате формируется полит

самооценка

Перевод

самооценка

— оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. С. тесно связана суровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, к-рые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). С. получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной С.). В работах отечественных психологов показано влияние С. на познавательную деятельность человека (восприятие,представлениерешение интеллектуальных задач) и место С. в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной С., а в случае ее деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.