Файл: язык (напрвление филология).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа учебной дисциплины «Основы этнолингвистики» Для направления подготовки магистров «Филология»

Магистерская программа «Русский язык: функционально-коммуникативный аспект»

Квалификация (степень) «магистр»

  1. Наименование дисциплины:«Основы этнолингвистики» для направления подготовки магистров «Филология» :

  2. Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины «Основы этнолингвистики» являются: изучение основных направлений русской и зарубежной этнолингвистики; овладение методами и приемами этнолингвистического анализа; знакомство с источниками этнолингвистической информации (диалектными словарями и лингвистическими атласами), приобретение навыков моделирования фрагментов диалектной картины мира.

2. Место дисциплины в структуре ООП1:общепрофессиональный блок, вариативная часть, междисциплинарный курс.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

М-ПК-1, М-ПК-2, М-ПК-3, М-ПК-4, М-ПК-6, М-ПК-7, М-ПК-17

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные направления русской и зарубежной этнолингвистики, источники и методы этнолингвистики.

Уметь: работать с диалектными словарями, лингвистическими атласами; уметь извлекать из словарей и атласов этнолингвистическую и этнокультурную информацию; уметь моделировать народные знания и представления, отраженные в языке; соотносить их с народной картиной мира.

Владеть:___навыками и приемами этнолингвистического анализа языковых явлений.

4. Структура и содержание дисциплины ________________________________________

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы2- 72 часа.

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1.

Предмет этнолингвистики.

лекция

с.р.с.

семинар

с.р.с.

2.

Основные направления зарубежной и русской этнолингвистики.

лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями

коллоквиум

3.

Этнос. Основные характеристики этноса. Этнос и язык.

лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями

коллоквиум

4.

Типы языковых состояний. Диалектная и литературная разговорная речь. Понятие диалекта, региолекта. Профессиональная и диалектная речь. Жаргон.

лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями

коллоквиум

5.

Объект, источники и методы этнолингвистического подхода к фактам языка.

лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными и этнолингвистическими словарями

коллоквиум

6.

Методы и процедуры этнолингвистического анализа.

лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами

коллоквиум

7.

Моделирование знаний и представлений в области материальной и духовной культуры народа по данным языка.

Народные представления о времени.

лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами

контрольная работа – анализ словарной статьи этнолингвистического словаря

8.

Моделирование народных знаний и представлений в сфере природы.

лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами

контрольная работа – анализ словарной статьи этнолингвистического словаря

9.

Моделирование знаний и представлений в области материальной культуры народа по данным языка.

Крестьянский дом, его устройство и убранство. Семиотическая нагруженность, обрядовая наполненность реалий, приметы и поверья, с ними связанные.

лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами

контрольная работа –

моделирование фрагмента диалектной картины мира

10.

Моделирование знаний и представлений в области духовной культуры народа по данным языка. Рождение, жизнь, смерть. Народные представления, связанные основными этапами жизненного цикла человека. Языческая и христианская составляющие народных представлений и обрядов.

лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами

контрольная работа – анализ словарной статьи этнолингвистического словаря

11.

Праздники в русской народной культуре. Христианские и языческие элементы в структуре праздников.

лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами

контрольная работа – анализ словарной статьи этнолингвистического словаря

12.

Традиционный народный костюм. Будни и праздники, профанность и сакральность в народной одежде.

лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами

контрольная работа – анализ словарной статьи этнолингвистического словаря

13.

Образ человека по данным лексики и фразеологии. Человек и этнос. Мифологемы в представлениях об особенностях этноса.

лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями

контрольная работа – составление словарной статьи с этнолингвистической информацией

14.

Мифологические персонажи как сохранение языческих представлений о природе и социуме.

лекция

чтение научной литературы,

работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами

контрольная работа – составление словарной статьи с этнолингвистической информацией


5. Рекомендуемые образовательные технологии:____активная и интерактивная форма проведения занятий: дискуссии, беседы в диалоговом режиме.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Виды самостоятельной работы:

чтение научной литературы, работа с диалектными и этнолинвистическими словарями, лингвистическими и этнолингвистическими атласами;

Виды контрольных работ:

а) анализ словарных статей этнолингвистического словаря («Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого». Т .1, М., 1995; т. 2, М., 1999, т. 3, М., 2004), б) составление словарных статей для этнолингвистического словаря ( Березович Е.Л.Язык и традиционная культура. – Введение. Раздел 1. Лексическая семантика в перспективе. М. 2007.,Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПГу, 2005); в)моделирование фрагментов диалектной картины мира (Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПГу, 2005).

Вопросы к зачету:

  1. Предмет этнолингвистики. Различие точек зрения на объем и содержание этнолингвистики. «Широкое» и «узкое» понимание этнолингвистики.

  2. Этнолингвистика как направление в языкознании, изучающее соотношение языка и культуры, языка и народного менталитета, языка и народного творчества. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин – языкознания, этнографии, социологии. Синхроническая и диахроническая этнолингвистика.

  3. Основные направления зарубежной этнолингвистики.

  4. Польская этнолингвистическая школа Е. Бартминьского. «Atlas jezyka I kultury ludowej Welikopolski». Украинская этнолингвистика. «Етнолiнгвiстичнi студii».

  5. Основные направления русской этнолингвистики. Московская этнолингвистическая школа Н.И. Толстого и С.М. Толстой. «Славянские древности: Этнолингвистический словарь».

  6. Основные направления русской этнолингвистики. Екатеринбургская лингвистическая школа. «Этно-идеографический словарь» (компьютерный вариант).

  7. Основные направления русской этнолингвистики. Этнолингвистическое направление в работах диалектологов МГУ. Проект «Этно-синонимического словаря».

  8. Основные характеристики этноса. Этнос и язык.

  9. Диалектная и литературная разговорная речь.

  10. Понятие диалекта, региолекта. Профессиональная диалектная речь. Жаргон.

  11. Объект этнолингвистики.

  12. Диалектность традиционной народной культуры, функционирующей в виде территориальных и внутридиалектных вариантов.

  13. Этнографические, этнолингвистические, диалектологические атласы.

  14. Диалектные, этимологические, топонимические и ономастические словари. Текстовый материал записей народной разговорной речи.

  15. Системный подход к изучаемым фактам. Семантическое поле, мотивационный ряд, деривационное гнездо как микросистемы.

  16. Два аспекта анализа этнокультурной информации: ретроспективный – с точки зрения моделей мотивации и перспективный – с точки зрения семантического и словообразовательного потенциала слов данного поля.

  17. Коннотации как источник обнаружения этнокультурной информации. Культурная символика единиц поля, обнаруживаемая в сфере текстов и сфере ритуалов.

  18. Проблемы картографирования явлений традиционной народной культуры.

  19. Реконструкция традиционной языковой картины мира как основная задача этнолингвистического исследования .



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Березович Е.Л.Язык и традиционная культура. – Введение. Раздел 1. Лексическая семантика в этнолингвистической перспективе. М. 2007.

Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПГу, 2005.

Толстая С.М.Этнолингвистика // Институт славяноведения и балканистики. 50 лет. М., 1996.

Толстой Н.И.Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

Этнолингвистика//Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Юдин А.В.Этнолингвистика // Культурология.XXвек. Энциклопедия. СПб, 1998. Т. 2.

б) дополнительная литература:

Ареальные исследования в языкознании и этнографии. Л., 1977.

Арутюнов С.А.Этнические процессы и язык // Расы и народы. 1985. № 15.

Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике / Пер. с польск. М., 2005.

Белова О.В.Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М., 2005.

Гринкова Н.П. Этнография и диалектология // Труды Второго Всесоюзного географического съезда. Т. 3. М., 1949

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

Мельникова Т.Н., Сухачев Н.Л.Лингвистические и этнографические атласы и карты. Л., 1971.

Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. Л., 1974

Сепир Э.Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

Славянская этнолингвистика: Библиография. М., 2004.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. Т .1, М., 1995; т. 2, М., 1999, т. 3, М., 2004.

Толстая С.М.Московская школа этнолингвистики //OptraSlavica.SlavistickeRozhledy.Brno, 2002.R. 12. № 2.

Толстая С.М.Терминология обрядов и верований как источник реконструкции древней духовной культуры // Славянский и балканский фольклор. М., 1989.

Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку //Новое в лингвистике. Вып. 1, 1960

Хроленко А.Т. Этнолингвистика: понятия, проблемы, методы. Славянск-на-Кубани, 2000.

Чистов К.В.Фольклор и этнография. Л. 1970.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: комплекты учебно-методической и научной литературы; диалектные словари, лингвистические атласы, этнолингвистический словарь «Славянские древности».