Файл: Е.П. Аксёнов Государственные и муниципальные финансы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.05.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10

Тема 9. Казначейская система Российской Федерации

Цель исполнения бюджета; бюджетная роспись; исполнение бюджета по доходам; контингент определенного налога, сбора; кассовое исполнение бюджета; принцип единства кассы; исполнение бюджета по расходам; бюджетные ассигнования; получатель бюджетных средств; главные и нижестоящие распорядители средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов; содержание процедуры санкционирования и финансирования бюджетных расходов.

Экономический анализ – неотъемлемая часть бюджетного процесса на всех этапах. Требования к анализу бюджетных показателей. Методика экономического анализа бюджетных показателей. Показатели, характеризующие состояние бюджета: коэффициент автономии, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент бюджетной задолженности. Бухгалтерский учет и отчетность бюджетных организаций.

Сущность, содержание, значение, функции, задачи органов федерального казначейства. Административно-территориальный принцип построения органов федерального казначейства. Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Управления федерального казначейства (УФК). Отделения федерального казначейства (ОФК). Система банковских счетов, предназначенных для исполнения бюджетов органами федерального казначейства.

Субъекты исполнения бюджетов по доходам и расходам: 1) налогоплательщики, плательщики неналоговых доходов, безвозмездных перечислений; 2) банковская система; 3) налоговые, таможенные органы; 4) органы федерального казначейства; 5) бюджетная система Российской Федерации. Порядок исполнения бюджетов по доходам и расходам органами федерального казначейства. Контрольная деятельность органов федерального казначейства. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Тема 10. Система страхования Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о страховании. Страхование как экономическая категория. Объекты, цель, задачи, функции страхования. Взаимосвязь предпринимательства и страхования. Страхование – стабильный источник инвестиций. Государственное и частное (коммерческое) страхование. Добровольное и обязательное страхование.

11

Основные понятия и термины: страхователь, страховщик, страховой риск, страховой случай, договор страхования (страховой контракт, полис), страховая оценка (стоимость), страховая сумма, выкупная сумма, страховая премия, страховой тариф, страховой ущерб, страховое возмещение, страховой портфель, срок страхования, страховой возраст, страховой акт, аннуитет, рента, франшиза, слип, страховой посредник, страховые резервы, перестрахование, сострахование.

Лицензирование, государственный надзор за страховой деятельностью. Принципы размещения страховых резервов.

3.КУРСОВОЙ ПРОЕКТ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

3.1.Общие положения

Всоответствии с учебными планами специальности студенты при изучении дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» выполняют курсовой проект на тему «Анализ, планирование доходов, расходов бюджета муниципального образования Российской Федерации».

Цель курсового проекта – изучение теоретических основ, закрепление практических навыков экономического анализа, планирования бюджетных показателей на примере бюджета муниципального образования.

Задачи курсового проекта:

1)оценить эффективность исполнения бюджета муниципального образования, планирования бюджетных показателей;

2)определить факторы, оказывающие существенное влияние на исполнение бюджетных показателей;

3)выявить резервы улучшения основных параметров бюджета муниципального образования;

4)разработать проект бюджета муниципального образования на следующий год.

Курсовой проект выполняется на основе изучения действующего бюджетного законодательства, нормативных документов, учебной, специальной литературы в соответствии с выбранным вариантом.

Впроцессе разработки курсового проекта используются методы: сравнения, группировки, долевого участия, детализации, обобщения,


12

составления балансов, элиминирования, расчета бюджетных коэффициентов, графические и другие методы.

Входе выполнения проекта необходимо наиболее полно раскрыть сущность, содержание основных бюджетных категорий, значение экономического анализа, планирования бюджетных показателей, провести необходимые финансово-экономические расчеты, сделать правильные выводы, внести соответствующие предложения по совершенствованию бюджета муниципального образования, повышению эффективности бюджетных отношений.

Курсовой проект состоит из пояснительной записки и графической части.

Пояснительная записка содержит 30-40 листов машинописного или рукописного текста, оформляется на одной стороне стандартных листов формата А4, включает: титульный лист, содержание, введение (1-2 с.), теоретический раздел (15-18 с.), расчетную часть (12-16 с.), заключение (1-2 с.), список использованной литературы (1-2 с.).

Во введении излагается значение, роль, место, актуальность повышения эффективности экономического анализа, планирования бюджетных показателей, цель, задачи курсового проекта, используемые методы.

Теоретическая часть (раздел) состоит не менее чем из трех подразделов, в которых раскрывается сущность, содержание, роль, место бюджетных категорий, принципы, функции, общие закономерности, тенденции развития, приводятся точки зрения различных авторов, схемы, рисунки.

Врасчетной части приводятся исходные данные для расчета, делаются необходимые расчеты, формулируются выводы, вносятся предложения.

Взаключении излагаются общие выводы, полученные в процессе выполнения проекта.

Вконце пояснительной записки студентом приводится список использованной литературы, ставится подпись и дата. Курсовой проект сдается на проверку преподавателю и защищается на кафедре «Финансы и кредит» в установленные сроки.

Графическая часть включает два листа формата А4. Первый лист содержит данные проекта бюджета муниципального образования в сравнении с данными отчетного года в виде таблицы. Второй лист содержит данные о структуре бюджета муниципального образования за предыдущий и следующий год в виде круговых диаграмм и гисто-

13

грамм. Графическая часть подшивается в приложение пояснительной записки.

Выбор студентом варианта курсового проекта осуществляется по разности между номером начальной буквы фамилии и номером имени студента. Уменьшаемым является большее из двух чисел. При совпадении начальных букв фамилии и имени студента или номеров букв для выполнения принимается первый вариант задания. Нумерация начальных букв фамилии и имени студента приведена в табл. 3.1.

 

 

 

 

 

Таблица 3.1

 

 

 

 

 

 

 

Начальная

Номер

Начальная

Номер

Начальная

Номер

буква

буквы

буква

буквы

буква

Буквы

 

фамилии,

 

фамилии,

 

фамилии,

 

 

имени

 

имени

 

имени

 

 

студента

 

студента

 

студента

 

 

А, Б, В

1

К, Л, М

4

У, Ф, Х

7

 

Г, Д, Е (Ё)

2

Н, О, П

5

Ц, Ч, Ш

8

 

Ж, З, И

3

Р, С, Т

6

Щ, Э, Ю, Я

9

 

Например, для студента Давыдова Геннадия номером варианта курсового проекта является первый вариант (2 – 2 = 0), для Фадеева Дмитрия – пятый вариант (7 – 2 = 5), для Крымовой Валентины – третий вариант (4 – 1 = 3).

Номер задания теоретической и расчетной части соответствует номеру варианта курсового проекта студента.

3.2.Содержание теоретической части курсового проекта

Втеоретической части студентом на основе изучения литературных источников раскрывается содержание одного из приведенных ниже теоретических вопросов в соответствии с выбранным вариантом курсового проекта:

1. Бюджетное планирование, основы планирования бюджетных расходов.

2. Планирование, финансирование расходов на образование, подготовку кадров, культуру.

3. Планирование, финансирование расходов на здравоохранение.


14

4.Финансирование расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения.

5.Управление государственным и муниципальным внутренним

долгом.

6.Финансовая помощь субъектам Российской Федерации, муниципальным образованьям.

7.Классификация доходов, расходов бюджетов, источники финансирования дефицита бюджетов.

8.Государственный и муниципальный финансовый контроль, ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

3.3. Исходные данные для расчета

Составить два варианта проекта бюджета муниципального образования на следующий год по данным отчетного года, рассчитать сумму собственных (закрепленных) и регулирующих доходов, их удельный вес (построить гистограмму), определить удельный вес расходов, направляемых в сферу материального производства и в нематериальную сферу (построить гистограмму), размер дефицита (профицита) местного бюджета. Данные для расчета приведены в табл. П. 1.1.

Для проведения расчетов собственные доходы муниципального образования принимаются в размере 43,2 % от общей суммы доходов бюджета, регулирующие – 56,8 %.

В следующем году планируется увеличить налоговые доходы:

1)по налогу на прибыль на 16,6 %;

2)по налогу на доходы физических лиц на 20,3 %;

3)по налогам на совокупный доход на 13,4 %;

4)по налогам на имущество на 15,2 %;

5)по налогам на товары и услуги, лицензионным и регистрационным сборам на 17,7 %;

6)по платежам за пользование природными ресурсами на 0,9 %;

7)по местным налогам и сборам на 11,5 %;

8)по прочим налогам и сборам на 18,4 %.

Неналоговые доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций увеличатся в следующем году на 20,1 %. Сумма штрафных санкций и возмещения ущерба пла-

15

нируется в размерах предыдущего года. Прочие неналоговые доходы снизятся на 1,2 %.

Сумма финансовой помощи из бюджетов других уровней уменьшится на 1 %.

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности увеличатся на 19,2 %.

Состав статей доходной и расходной части бюджета, состав и структура источников финансирования дефицита бюджета принимаются в соответствии с выбранным вариантом.

По первому варианту проекта бюджета прирост доходов бюджета направляется на финансирование расходов бюджета в следующих размерах:

1)63,3 % от общей суммы прироста доходов бюджета направляется на финансирование в следующих размерах: жилищнокоммунального хозяйства – 27,3 %, образования – 32,7 %, здравоохранения - 21,6 %, социальной политики – 18,4 %;

2)36,7 % от общей суммы прироста доходов бюджета направляется на финансирование других статей бюджета, при этом в начале планируются расходы на содержание, обеспечение деятельности органов местного самоуправления, правоохранительную деятельность, другие статьи бюджета увеличиваются на равные суммы в пределах остатка прироста доходов бюджета.

Прирост расходов на содержание, обеспечение деятельности органов местного самоуправления и правоохранительную деятельность рассчитывается по формуле:

∆Пi = Ci j – 1) ,

( 3.1 )

где ∆Пi – прирост расходов на содержание, обеспечение деятельности органов местного самоуправления или прирост расходов на правоохранительную деятельность в плановом периоде, р.;

Ci – соответственно расходы на содержание, обеспечение деятельности органов местного самоуправления или расходы на правоохранительную деятельность в отчетном году, р.;

Иj – индекс инфляции в плановом периоде, доли единицы.

Для проведения расчетов используется значение Иj = 1,139.

Впроцессе выполнения проекта определить структуру доходной

ирасходной части бюджета в отчетном и следующем году. Результа-


16

ты должны быть оформлены в виде диаграмм. Исходя из наметившейся тенденции роста собственных доходов бюджета, определить, через сколько лет бюджет может стать бездефицитным, если прирост доходов, прежде всего, направлять на финансирование дефицита бюджета. Сделать соответствующий расчет.

Расчеты осуществить по формуле:

Тj = Дбj : ∆Дj,

(3.2)

где Тj – период, в течение которого бюджет может стать бездефицитным, годы;

Дбj – дефицит бюджета в плановом периоде, р.;

∆Дj – общий прирост доходов бюджета в плановом периоде, р.

Если Тj < 1 года, то период, в течение которого бюджет может стать бездефицитным, рассчитывается в месяцах по формуле:

Тj = Дбj : ∆Дj · 12.

(3.3)

В случае если Тj < 1 года, проводится расчет бюджетных показателей по второму варианту, который включает, прежде всего, расчет суммы средств необходимых для погашения дефицита бюджета в плановом периоде. Эта сумма вычитается из общего прироста доходов бюджета. Оставшийся прирост доходов бюджета по плану на следующий год распределяется по методике изложенной для расчета первого варианта бюджета муниципального образования.

Расчеты других бюджетных показателей осуществляются по аналогии с первым вариантом проекта бюджета.

Для оценки состояния бюджета рассчитываются коэффициент автономии, коэффициент финансовой зависимости бюджета, коэффициент бюджетной задолженности:

Ка = Дс : Д,

(3.4)

где Ка – коэффициент автономии, доли единицы; Дс – собственные доходы бюджета, р.; Д – общая сумма доходов бюджета, р.

Кфз = Др : Д,

(3.5)

17

где Кфз – коэффициент финансовой зависимости, доли единицы; Др – регулирующие доходы бюджета, р.

Кбз = З : Р,

(3.6)

где Кбз – коэффициент бюджетной задолженности, доли единицы; З – бюджетная задолженность, р.; Р – общая сумма бюджетных расходов, р.

Бюджетная задолженность представлена расходами по финансированию государственного долга, источниками финансирования дефицита бюджета: бюджетные ссуды, кредитные договоры, заключенные от имени муниципального образования, другими источниками.

Состояние бюджета муниципального образования оценивается по следующим значениям коэффициентов:

1) абсолютно устойчивое состояние бюджета:

Ка = 0,6 – 0,7; Кфз = 0,3 – 0,4; Кбз = 0,1 – 0,15;

2) нормальное состояние бюджета:

Ка = 0,4 – 0,5; Кфз = 0,5 – 0,6; Кбз = 0,16 – 0,25;

3) неустойчивое состояние бюджета:

Ка = 0,2 – 0,3; Кфз = 0,7 – 0,8; Кбз = 0,26 – 0,35;

4) критическое состояние бюджета:

Ка = 0,05 – 0,1; Кфз = 0,9 – 0,95; Кбз = 0,36 – 0,5.

Для характеристики изменения бюджетных показателей рассчитываются темпы роста показателей.

Все расчеты должны быть приведены в пояснительной записке. Результаты расчетов необходимо оформить в виде соответствующих