Файл: Н.Э. Кукушкина Экономическая география и регионолистика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.05.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации Кузбасский государственный технический университет Кафедра финансов и кредита
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНОЛИСТИКА
Рабочая программа и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальностей 060400 – "Финансы и кредит"
060500 – "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит"
Составитель Н.Э. Кукушкина Н.В. Шарапова
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 2 от 11.10.2000
Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 060500 Протокол № 3 от 18.10.2000
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
2
Настоящие методические указания подготовлены в соответствии с учебным планом специальностей 060400, 060500 для студентов заочной формы обучения.
Знания, полученные в ходе изучения курса, являются обязательным условием фундаментальной подготовки экономиста широкого профиля.
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ,
ЕЕМЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Цель преподавания дисциплины – дать студентам знания теоретических основ планомерного и рационального размещения объектов народного хозяйства по территории нашей страны, развития хозяйства экономических районов, способствовать овладению системным подходом в решении народнохозяйственных проблем.
1.2.ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Впроцессе изучения дисциплины студентам предстоит изучить место и роль России в международном разделении общественного труда; развитие внешнеэкономических связей, прежде всего со странами СНГ; современное территориально-экономическое и административнополитическое районирование Российской Федерации; проблемы охраны окружающей среды и природопользования.
При изучении дисциплины студенты должны научиться:
а) исследовать действие экономических законов, определяющих развитие и размещение отраслей производства;
б) правильно определять место размещения предприятий той или иной отрасли народного хозяйства по территории нашей страны, пользуясь знанием закономерностей, принципов и факторов размещения производительных сил;
в) пользоваться статистическими сборниками, географическими картами и применять картографический метод на практике.
3
Готовя специалистов высшей квалификации, необходимо дать им знания закономерностей, принципов и факторов территориальной организации и размещения производительных сил и экономики районов как важной научной и практической проблемы развития народного хозяйства.
Студенты должны научиться увязывать основные категории курса с традиционными категориями экономической теории, экономической географии, планирования экономического и социального развития России, статистики и других общеэкономических дисциплин.
|
1.3. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ |
|
НЕОБХОДИМО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДАННОГО КУРСА |
1.3.1. Общественно-политические дисциплины: |
|
- |
Философия (основные категории, законы, методы диалек- |
|
тического материализма – рассмотрение явлений во взаи- |
|
мосвязи и развитии, единство части и целого, единство и |
|
борьба противоположностей, метод анализа и синтеза и |
|
др.); |
- |
экономическая теория; |
1.3.2. Экономические науки: |
|
- |
история народного хозяйства; |
- |
отраслевые экономики; |
- |
статистика. |
1.3.3. Естественные науки: |
|
- |
география; |
- |
природопользование. |
1.3.4. Математические науки:
-теория вероятностей и математическая статистика;
-экономико-математические методы;
-экономическое программирование.
Учебным планом предусмотрено в процессе изучения курса выполнение контрольной работы, состоящей из двух вопросов. Варианты
4
контрольных работ приведены во втором разделе данных методических указаний.
Контрольная работа выполняется письменно в строгом соответствии с требованиями, изложенными в методических указаниях и высылается для проверки. Устное рецензирование контрольных работ не производится.
Изучение курса заканчивается сдачей экзамена.
По вопросам, возникающим при изучении курса, следует обращаться к преподавателю, ведущему предмет, на кафедру финансов и кредита.
5
2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Таблица 2.1.1. Распределение часов по темам и видам занятий
(ускоренная подготовка на базе среднего профессионального образования)
Наименование тем |
Количество часов |
||
|
всего |
в том числе |
|
|
|
лекций |
практич. |
|
|
|
занятий |
Тема 1. Основополагающие вопросы ме- |
|
|
|
тодологии курса "Экономическая география |
|
|
|
и регионолистика" |
3 |
3 |
- |
Тема 2. Закономерности, принципы и |
|
|
|
факторы размещения производительных сил |
2 |
2 |
- |
Тема 3. Размещение населения и трудо- |
|
|
|
вых ресурсов |
2 |
2 |
- |
Тема 4. Взаимодействие общества и при- |
|
|
|
роды |
2 |
2 |
- |
Тема 5. Структура экономики Россий- |
|
|
|
ской Федерации. Единство её территориаль- |
|
|
|
ной и отраслевой организации |
|
|
|
|
2 |
|
2 |
Тема 6.Экономическое районирование |
3 |
3 |
- |
Тема 7. Внешнеэкономические связи |
|
|
|
России |
2 |
|
2 |
ИТОГО |
16 |
12 |
4 |
6
Таблица 2.1.2. Распределение часов по темам и видам занятий
(подготовка на базе среднего образования, ускоренная подготовка на базе среднего высшего образования)
Наименование тем |
|
Количество часов |
||
|
всего |
|
в том числе |
|
|
|
|
лекций |
практич. |
|
|
|
|
занятий |
Тема 1. Основополагающие вопросы |
|
|
|
|
методологии курса "Экономическая гео- |
|
|
|
|
графия и регионолистика" |
3 |
|
3 |
- |
|
|
|||
Тема 2. Закономерности, принципы и |
|
|
|
|
факторы размещения производительных |
|
|
|
|
сил |
2 |
|
2 |
- |
Тема 3. Размещение населения и тру- |
|
|
|
|
довых ресурсов |
2 |
|
2 |
- |
Тема 4. Взаимодействие общества и |
|
|
|
|
природы |
2 |
|
2 |
- |
Тема 5. Структура экономики Рос- |
|
|
|
|
сийской Федерации. Единство её терри- |
|
|
|
|
ториальной и отраслевой организации |
2 |
|
|
2 |
Тема 6.Экономическое районирова- |
|
|
|
|
ние |
3 |
|
3 |
- |
Тема 7. Внешнеэкономические связи |
|
|
|
|
России |
2 |
|
2 |
- |
ИТОГО |
16 |
|
14 |
2 |
7
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Тема 1. Основополагающие вопросы методологии курса "Экономическая география и регионолистика"
Определение исходных понятий науки имеет особенно большое значение. От того, насколько истинно и конкретно определены эти категории, зависят результативность и конструктивность всей научной деятельности.
Определение предмета исследования курса.
Понятие территориально-экономической системы (ТЭС) как составной части территориально-общественной системы.
Основные черты ТЭС, закономерности развития территориального размещения производительных сил как составные части ТЭС.
Роль науки о территориальном размещении производительных сил наряду с экономической теорией и другими общественными и естественными науками как методологической базы планирования народного хозяйства России в целом и экономических районов в частности.
Структура курса и его место в системе наук. Экономическая география – основа территориального размещения производительных сил, связь экономической географии с философией.
Методы исследования (анализа) территориальной организации производительных сил общества.
Основным научно-теоретическим методом познания окружающего мира в целом и отдельных его явлений в частности является метод диалектического материализма.
Специфические научные методы являются конкретизацией метода материалистической диалектики применительно к тому или иному процессу научного познания.
Частные научные методы, используемые только в конкретной экономической дисциплине и, в частности, в экономической географии.
Тема 2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
Краткий обзор развития теории экономического районирования в историческом аспекте.
8
Объективные закономерности территориального размещения производительных сил. Приближение производства к источникам сырья, топлива и к районам потребления. Оптимальное территориальное разделение общественного труда между регионами и комплексное развитие их народного хозяйства.
Планомерное и пропорциональное выравнивание экономического развития и обеспечение подъёма экономики всех республик и регионов страны.
Принципы и факторы территориального размещения производительных сил.
Тема 3. Размещение населения и трудовых ресурсов
Трудовые ресурсы как часть народонаселения, которая обладает рабочей силой или способностью к труду (общие понятия).
Пространственная организация трудовых ресурсов.
Анализ закономерностей размещения трудовых ресурсов позволяет сделать вывод о взаимосвязи производства и распределения.
Сложившаяся структура народонаселения страны. Динамика населения и трудовых ресурсов за последние годы.
Качественные особенности трудовых ресурсов различных районов страны и их причины.
Классификация районов Российской Федерации по степени обеспеченности трудовыми ресурсами. Хозяйственное значение миграционных процессов для освоения новых территорий страны.
Процесс урбанизации и его влияние на развитие народного хозяйства страны.
Состояние трудовых ресурсов России в переходный период: демографические и миграционные процессы, социальные проблемы, безработица и т. п.
Тема 4. Взаимодействие общества и природы
Взаимодействие общества и природы осуществляется через производство, через трудовую деятельность людей.
Необходимость обеспечения рационального природопользования. Влияние природных условий на территориальную организацию
производства. Специфика природных условий России.