Файл: Н.Э. Кукушкина Экономическая география и регионолистика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Российской Федерации Кузбасский государственный технический университет Кафедра финансов и кредита

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНОЛИСТИКА

Рабочая программа и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальностей 060400 – "Финансы и кредит"

060500 – "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит"

Составитель Н.Э. Кукушкина Н.В. Шарапова

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 2 от 11.10.2000

Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 060500 Протокол № 3 от 18.10.2000

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2001

2

Настоящие методические указания подготовлены в соответствии с учебным планом специальностей 060400, 060500 для студентов заочной формы обучения.

Знания, полученные в ходе изучения курса, являются обязательным условием фундаментальной подготовки экономиста широкого профиля.

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ,

ЕЕМЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Цель преподавания дисциплины – дать студентам знания теоретических основ планомерного и рационального размещения объектов народного хозяйства по территории нашей страны, развития хозяйства экономических районов, способствовать овладению системным подходом в решении народнохозяйственных проблем.

1.2.ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Впроцессе изучения дисциплины студентам предстоит изучить место и роль России в международном разделении общественного труда; развитие внешнеэкономических связей, прежде всего со странами СНГ; современное территориально-экономическое и административнополитическое районирование Российской Федерации; проблемы охраны окружающей среды и природопользования.

При изучении дисциплины студенты должны научиться:

а) исследовать действие экономических законов, определяющих развитие и размещение отраслей производства;

б) правильно определять место размещения предприятий той или иной отрасли народного хозяйства по территории нашей страны, пользуясь знанием закономерностей, принципов и факторов размещения производительных сил;

в) пользоваться статистическими сборниками, географическими картами и применять картографический метод на практике.


3

Готовя специалистов высшей квалификации, необходимо дать им знания закономерностей, принципов и факторов территориальной организации и размещения производительных сил и экономики районов как важной научной и практической проблемы развития народного хозяйства.

Студенты должны научиться увязывать основные категории курса с традиционными категориями экономической теории, экономической географии, планирования экономического и социального развития России, статистики и других общеэкономических дисциплин.

 

1.3. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ

 

НЕОБХОДИМО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДАННОГО КУРСА

1.3.1. Общественно-политические дисциплины:

-

Философия (основные категории, законы, методы диалек-

 

тического материализма – рассмотрение явлений во взаи-

 

мосвязи и развитии, единство части и целого, единство и

 

борьба противоположностей, метод анализа и синтеза и

 

др.);

-

экономическая теория;

1.3.2. Экономические науки:

-

история народного хозяйства;

-

отраслевые экономики;

-

статистика.

1.3.3. Естественные науки:

-

география;

-

природопользование.

1.3.4. Математические науки:

-теория вероятностей и математическая статистика;

-экономико-математические методы;

-экономическое программирование.

Учебным планом предусмотрено в процессе изучения курса выполнение контрольной работы, состоящей из двух вопросов. Варианты


4

контрольных работ приведены во втором разделе данных методических указаний.

Контрольная работа выполняется письменно в строгом соответствии с требованиями, изложенными в методических указаниях и высылается для проверки. Устное рецензирование контрольных работ не производится.

Изучение курса заканчивается сдачей экзамена.

По вопросам, возникающим при изучении курса, следует обращаться к преподавателю, ведущему предмет, на кафедру финансов и кредита.

5

2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Таблица 2.1.1. Распределение часов по темам и видам занятий

(ускоренная подготовка на базе среднего профессионального образования)

Наименование тем

Количество часов

 

всего

в том числе

 

 

лекций

практич.

 

 

 

занятий

Тема 1. Основополагающие вопросы ме-

 

 

 

тодологии курса "Экономическая география

 

 

 

и регионолистика"

3

3

-

Тема 2. Закономерности, принципы и

 

 

 

факторы размещения производительных сил

2

2

-

Тема 3. Размещение населения и трудо-

 

 

 

вых ресурсов

2

2

-

Тема 4. Взаимодействие общества и при-

 

 

 

роды

2

2

-

Тема 5. Структура экономики Россий-

 

 

 

ской Федерации. Единство её территориаль-

 

 

 

ной и отраслевой организации

 

 

 

 

2

 

2

Тема 6.Экономическое районирование

3

3

-

Тема 7. Внешнеэкономические связи

 

 

 

России

2

 

2

ИТОГО

16

12

4


6

Таблица 2.1.2. Распределение часов по темам и видам занятий

(подготовка на базе среднего образования, ускоренная подготовка на базе среднего высшего образования)

Наименование тем

 

Количество часов

 

всего

 

в том числе

 

 

 

лекций

практич.

 

 

 

 

занятий

Тема 1. Основополагающие вопросы

 

 

 

 

методологии курса "Экономическая гео-

 

 

 

 

графия и регионолистика"

3

 

3

-

 

 

Тема 2. Закономерности, принципы и

 

 

 

 

факторы размещения производительных

 

 

 

 

сил

2

 

2

-

Тема 3. Размещение населения и тру-

 

 

 

 

довых ресурсов

2

 

2

-

Тема 4. Взаимодействие общества и

 

 

 

 

природы

2

 

2

-

Тема 5. Структура экономики Рос-

 

 

 

 

сийской Федерации. Единство её терри-

 

 

 

 

ториальной и отраслевой организации

2

 

 

2

Тема 6.Экономическое районирова-

 

 

 

 

ние

3

 

3

-

Тема 7. Внешнеэкономические связи

 

 

 

 

России

2

 

2

-

ИТОГО

16

 

14

2


7

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Тема 1. Основополагающие вопросы методологии курса "Экономическая география и регионолистика"

Определение исходных понятий науки имеет особенно большое значение. От того, насколько истинно и конкретно определены эти категории, зависят результативность и конструктивность всей научной деятельности.

Определение предмета исследования курса.

Понятие территориально-экономической системы (ТЭС) как составной части территориально-общественной системы.

Основные черты ТЭС, закономерности развития территориального размещения производительных сил как составные части ТЭС.

Роль науки о территориальном размещении производительных сил наряду с экономической теорией и другими общественными и естественными науками как методологической базы планирования народного хозяйства России в целом и экономических районов в частности.

Структура курса и его место в системе наук. Экономическая география – основа территориального размещения производительных сил, связь экономической географии с философией.

Методы исследования (анализа) территориальной организации производительных сил общества.

Основным научно-теоретическим методом познания окружающего мира в целом и отдельных его явлений в частности является метод диалектического материализма.

Специфические научные методы являются конкретизацией метода материалистической диалектики применительно к тому или иному процессу научного познания.

Частные научные методы, используемые только в конкретной экономической дисциплине и, в частности, в экономической географии.

Тема 2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил

Краткий обзор развития теории экономического районирования в историческом аспекте.

8

Объективные закономерности территориального размещения производительных сил. Приближение производства к источникам сырья, топлива и к районам потребления. Оптимальное территориальное разделение общественного труда между регионами и комплексное развитие их народного хозяйства.

Планомерное и пропорциональное выравнивание экономического развития и обеспечение подъёма экономики всех республик и регионов страны.

Принципы и факторы территориального размещения производительных сил.

Тема 3. Размещение населения и трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы как часть народонаселения, которая обладает рабочей силой или способностью к труду (общие понятия).

Пространственная организация трудовых ресурсов.

Анализ закономерностей размещения трудовых ресурсов позволяет сделать вывод о взаимосвязи производства и распределения.

Сложившаяся структура народонаселения страны. Динамика населения и трудовых ресурсов за последние годы.

Качественные особенности трудовых ресурсов различных районов страны и их причины.

Классификация районов Российской Федерации по степени обеспеченности трудовыми ресурсами. Хозяйственное значение миграционных процессов для освоения новых территорий страны.

Процесс урбанизации и его влияние на развитие народного хозяйства страны.

Состояние трудовых ресурсов России в переходный период: демографические и миграционные процессы, социальные проблемы, безработица и т. п.

Тема 4. Взаимодействие общества и природы

Взаимодействие общества и природы осуществляется через производство, через трудовую деятельность людей.

Необходимость обеспечения рационального природопользования. Влияние природных условий на территориальную организацию

производства. Специфика природных условий России.