Файл: М.С. Грачев Отечественная история.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Российской Федерации КУЗБАССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра отечественной истории

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Рабочая программа, методические указания и тематика контрольных работ

для студентов заочной формы обучения всех специальностей (в том числе сокращенные сроки обучения)

Составители М.С. Грачев Т.А. Кузнецова Н.Н. Романенко И.А. Чуднов

Утверждено на заседании кафедры Протокол №. 2 от 12.06.2000

Рекомендовано к печати учебно-методическойкомиссией специальности 230500 Протокол № 1 от 15.09.2000

Электронная копиянаходится вбиблиотеке главногокорпусаКузГТУ

Кемерово2000

1

Отечественная история включена в учебные планы всех направлений и специальностей КузГТУ в соответствии с государственными образовательными стандартами. Курс призван сформировать у студентов знание основных фактов, закономерностей и особенностей развития нашей государственности, общих основ историографии и библиографии. В процессе изучения курса студент должен научиться анализировать исторические события и источники, используя научные методы, реферировать политические и исторические тексты, составлять научно-справочный аппарат, грамотно и аргументированно формулировать (устно и письменно) свою точку зрения.

Обучение по заочной форме имеет ряд особенностей и делится на определенные этапы.

Установочная лекция. На ней студентов знакомят с целями и задачами курса, требованиями, предъявляемыми кафедрой к контрольным работам, зачетам, экзаменам, с учебной литературой по предмету. Лекция имеет характер консультации, поэтому уже здесь студент должен задать все неясные для неговопросы.

Самостоятельная работа, В период между установочной лекцией и сессией студент самостоятельно изучает курс отечественной истории в соответствии с рабочей программой курса, используя учебную литературу. Приведенный ниже список учебников и пособий носит рекомендательный характер. Можно использовать иную литературу, желательно, изданную не ранее второй половины 90-х годов. В процессе изучения студент фиксирует возникающие вопросы по курсу (неясные термины, проблемные темы и т.н.), чтобы выяснить их на консультациях в ходе сессии.

Самостоятельная работа помогает студенту успешно выполнить контрольную работу по курсу и сдать экзамен (зачет).

Контрольные работы. Тематика и порядок их выполнения определены ниже. К сдаче зачета и экзамена по курсу допускаются студенты, выполнившие письменные контрольные работы.

Лекции перед экзаменом носят консультационный характер и не могут вместить курс в полном объеме. Они затрагивают только наиболее сложные темы. Преподаватели проводят обобщения, прослеживают тенденции, останавливаются на частностях, не нашедших отражение в учебной литературе, новых фактах, концепциях.

Экзамен (зачет) состоит из устного ответа студента на вопросы экзаменационного билета. Дополнительно могут быть заданы вопросы по теме контрольной работы. Переэкзаменовка проводится по согласованию с преподавателем.


2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

ТЕМА 1.

Историческая паука: сущность, формы и функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология исторической науки. История России – часть всемирной истории.

ТЕМА 2.

Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян. Становление ранних средневековых государств. Древняя Русь: роль географического, этнического, конфессионального и внешнего факторов в становлении русской государственности. Русь в XI-XII вв., особенности социального строя. Социально-политические процессы в русских землях в XIII-XV вв. Русь и орда.

ТЕМАЗ.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Особенности формирования единого российского государства и процесс централизации. Предпосылки, особенности и этапы складывания абсолютизма в России. XIII век в мировой и российской истории. Дискуссионные проблемы генезисасамодержавия.

ТЕМА 4.

XIX век – основные тенденции развития всемирной истории. Особенности социально-экономического развития России. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Становление индустриального общества: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы. РусскаякультураXIX векаиеевкладвмировуюкультуру.

ТЕМА 5.

XX век в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономической и социальной модернизации. Революции я реформы. Россия в начале XX века: индустриальная модернизация, российские реформы в контексте всемирно-исторического процесса. ПолитическиепартииРоссии. Генезис, классификация, программы, тактика.

3

ТЕМА 6.

Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса. Россия 1917 г. Гражданская война: результаты и последствия. Соци- ально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Новая экономическая политика. Формирование однопартийного политического режима. ОбразованиеСССР. Внешняяполитика. Культура20-хгодов.

ТЕМА7.

Социально-экономические преобразования в 30-е годы – курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Усиление режималичнойвластиСталина. Сопротивлениесталинизму.

ТЕМА 8.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. ВеликаяОтечественнаявойна.

ТЕМА 9.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная" война.

Тема 10.

Попытки осуществления экономических и политических реформ. НТР, ее влияние на ход общественного развития СССР в середине 60- 80-х гг. нарастание кризисных явлений. СССР в 1985-1991 гг. Перестройка. РаспадСССР.

ТЕМА 11.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Социально-экономическая модернизация. Культура современной России. Внешняяполитикавусловияхновойгеополитическойситуации.

Методические указания к выполнению контрольной работы

Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения предполагает изучение фундаментальных проблем отечественной исто- рииIХ-ХХвековвконтекстеразвитиямировойцивилизации.

В процессе выполнения задания у студентов формируются навыки работы с источниками и литературой, логического осмысления и изложения


4

материала, анализаисторическогопрошлогоинастоящего.

За период изучения курса студенты выполняют две письменные работы: по 1 части курса (I-VIIIтемы) и по II части курса (IХ-ХVII темы).

Выполнение контрольной работы предполагает два этапа: 1-й - подготовительный – изучение, накопление материала; 2-й – осмысление и письменноеизложениетемы.

Разработку темы необходимо начинать с изучения рекомендованной учебной литературы, представленной общим списком в конце данного пособия. После этого приступают к изучению и конспектированию исторических источников (документов, стенограмм, материалов статистики, исторической публицистики, мемуаров и пр.), дающих "живую картину" изучаемой эпохи. Работая над источниками, следует помнить о субъективной направленности многих из них (особенно мемуаров) инеобходимости сопоставления всей совокупности источников и фактов для формирования объективных выводов. Завершением подготовительного процесса является изучение специальной новейшей научной литературы по теме (журнальные статьи, монографии). Нередко в ней содержатся несовпадающие, альтернативные оценки исторических событий, процессов. Изложив их в контрольной работе, студент вправе заявить о собственной концепции, аргументируя ее конкретнымидоводами.

На основе собранного и изученного материала по теме составляется план контрольной работы (предлагаемые в данном пособии планы и списки литературы имеют рекомендательный характер). На основании плана необходимо последовательно раскрыть все вопросы темы. Изложение каждого из них завершается кратким выводом, а вся работа обобщающим заключением в целом по проблеме. Поскольку важнейшим в изучении истории является постижение ее уроков, опыта с целью осмысления современных общественных процессов, наиболее ценным в работах студентов считается, наряду с глубоким знанием фактического материала (что и как было), аналитический подход (почему было именно так, а не иначе, какой позитивный и негативный опыт представляет данное явление).

Требования к оформлению контрольной работы

Объем работы должен составлять не менее 20-24 страниц школьной тетради или 10-12 страниц формата А4 компьютерного набора шрифтом 14 с полуторным интервалом; страницы работы нумеруют, оставляют поля для замечаний рецензента; на обложке тетради указывают фамилию, инициалы, шифр студенческого билета, номер контрольной работы и


5

домашний адрес студента; на первой странице текста – номер контрольной работы, название темы, план; при изложении темы каждый раздел (вопрос плана) выделяют подзаголовком; цитаты дают в кавычках, в подстрочных примечаниях указывают их источник (отсутствие ссылок на источники рассматривается как недостаток работы); в конце контрольной работы приводят список использованных исторических источников и литературы, ставят подпись и дату выполненияработы.

Ссылку на литературу следует оформить аналогично списку рекомендуемой литературы в данном методическом пособии, указав при этом номер страницы. При записи подряд ссылок на одно и то же издание вовторойипоследующихссылкахприводятслова"Тамже".

Работа, оцененная рецензирующим ее преподавателем положительно, возвращается студенту с пометкой "зачтено" и с соответствующей рецензией. В случае "незачета" студент должен переделать работу целиком или частично, в зависимости от замечаний. На повторную проверку высылают оба варианта (незачтенный идоработанный).

Темы распределяются по алфавитному принципу: фамилии на А,П,Я – I тема (1 часть), XVII тема (2 часть); Б,Р,Ю – II, XVI; В,С,Э -III, XV; Г,Т,Щ – IV, XIV: Д,У,Ш – V, XIII; Е,Ф,Ч – VI, XII; Ж,О,Ц –VII, XI: З,И,К– VIII, X; Л,М,Н,Х– V, IX.

6

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ТемаI

Факторы самобытности русской истории

План

1.Влияние на русскую историю природно-климатических условий.

2.Геополитическое положение, взаимоотношения с кочевниками. Колонизация.

3.Принятие христианства и его последствия.

Литература Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. – М., 1989.

Дмитриев М.В. Научное наследие А.И. Клибанова и перспективы сравнительно-исторического изучения истории христианства в России // Отечественная история. – 1997. – № 1.

Плетнев С. Беспокойное соседство. Русь и степные кочевники в домонгольский период II Родина. – 1996. – № 12.

Тема II

Образование и развитие Древнерусского государства

(IХ-ХII вв.)

План

1.Восточные славяне в первом тысячелетии.

2.Возникновение Киевской Руси. Норманский элемент.

3.Особенности становления государственности, экономики и куль-

туры.

Источники "Русская правда" пространной редакции: Хрестоматия по истории

СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1980. Поучение Владимира Мономаха своим детям. Там же.

Литература Меньшиков Е.П. Легенда о "призвании варягов" и становление

древнерусской историографии / Е.П. Меньшикова, В.П. Патрухина // про-


7

сы истории. – 1995. – № 2.

Новосильцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. – 1991. – .№ 2-3.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 1993. – Гл. 1.

ТемаIII

Период феодальной раздробленности. Русь удельная (ХIII-ХV вв.)

План

1.ПричиныипоследствияраспадаКиевскойРуси.

2.Проблема влияния монголо-татарского нашествия на развитие русскихземель.

3.ПредпосылкивозвышенияМосквы.

Источники Летописная повесть о побоище на Дону, "Задонщина" (извлече-

ние): Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. –

М., 1980.

Литература Горский А.А. К вопросу о причинах "возвышения" Москвы // Отече-

ственная история. – 1997. – № 1.

Горский А.А. О времени и обстоятельствах освобождения Москвы от власти Орды II Вопросы истории. – 1995. – № 5.

Егоров В.Л. Александр Невский и чингизиды // Отечественная исто-

рия, – 1997. – № 2.

Кучкин В А. Москва в XII – первой половине XIII века // Отечественная история. – 1996. -№ 1.

Тюльпанов Б.М. Начало Москвы //' Вопросыистории. – 1997. -№1.

ТемаIV

Генезис Московского царства (ХV-ХVII вв.)

План 1.Особенности государственного и политического строя Московской

Руси.

2.Внутренняя ивнешняя политика Ивана IV иее последствия.

3.УпрочениесамодержавияприновойдинастииРомановых.

8

Источники Соборное уложение 1649 г. (извлечение): Хрестоматия по истории

СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1980.

Лурье Я.С. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Я.С. Лурье, Ю.Д. Рыков. – М., 1979.

Литература Валишевский К. Смутное время. – М., 1993.

Зимин А.А. Россия на рубеже ХУ-ХУТ столетия: очерки социальнополитической истории. – М., 1982.

Кобрин В.Б. ИванГрозный. – М., 1989.

МорозовЛ.Е. МихаилФедорович //Вопросыистории. – 1992. – №1. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. – М., 1990.

Скрынников Р.Г. Лихолетье Москвы вХVI-ХVII вв. – М., 1986. Щербать Н.В. Ключевский о смуте // Отечественная история. -

1997. – №3,4.

Юрганов А.П. Опричнина и страшный суд // Отечественная история.

– 1997.-№3.

ТемаV

Период феодальной раздробленности. Русь удельная

(конец XVII – перв. четв. XVIII вв.)

План

1.Утверждение абсолютизма вРоссии, его особенности иэтапы.

2.Реформы Петра I (государственность, экономика, культура).

3.Итогиипоследствия петровских реформ.

Источники Указ о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ

21 марта 1714 г. Политическая история России: Хрестоматия по истории

СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1980. Табель о рангах 24 января 1722 г. Там же.

Прошение сенаторов Петру I о принятии им титула императора 1721 г. Там же

Литература

Анисимов Е.В. Петр I. Рождение империи // Вопросы истории. 1989. – № 7.