Файл: Г.В. Борисова Культурология. Учебное пособия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

87

Азии. Во второй половине VIII в. его территория превышала размеры Римской империи. Эпоха арабских завоеваний длилась до IХ в., затем единая арабская держава стала распадаться на отдельные мусульманские государства.

Вэто время арабская культура, основанная на исламе, обогатилась наследием, полученным от народов покоренной арабами Персидской державы. Арабский становится основным языком мировой культуры, языком новой литературы и научной мысли.

2. Испано-магрибский (Х-ХIII вв.). В этот период времени центр культурной жизни перемещается на запад мусульманского мира, в Андалусию (Кордову, Толедо, Севилью, Малагу, Гранаду). Мусульманская культура расцветает, впитывая в себя традиции европейской культуры. Удар по развитию андалусской культуры нанесли движения альморавидов, а затем альмохадов, которые выступали с проповедью социального равенства, простоты нравов, преследовали науку, философию, искусство. Эти движения объединяли кочевников, пришедших в Испанию из степей Западной Сахары и с гор Атласа. Династии Альморавидов и Альмохадов правили в Андалусии и Магрибе в ХII-ХIII вв. Но постепенно мавры (испанские арабы) были вытеснены с Пиренейского полуострова христианами в ходе реконкисты (исп. – отвоевание) к концу ХIII в. (кроме Гранады – до 1492 г.). В Х – ХIII вв. быстро развиваются города Магриба, в том числе г. Ал-Кахир (совр. Каир). В них строились роскошные мечети, процветала торговля.

3. Тюркско-турецкий (ХIV – сер. ХIХ вв.). Он связан с тюркскими завоеваниями, возникновением и расцветом на их основе восточных мусульманских государств и прежде всего Турецкой (Османской) империи, которая выросла из небольшого эмирата бея Османа, начавшего постепенно присоединять земли ослабевшей Византии. В 1453 г. Византия пала и на ее территории возникает Османская империя, которая вобрала в себя в ходе дальнейших завоеваний все земли бывшего арабского халифата и стала самым большим мусульманским государством.

ВХVIII в. Османская империя начинает приходить в упадок и окончательно распадается в 1918 г. после I мировой войны.

Вэтот период возникли и другие территориальногосударственные образования, которые стали базами развития мусульманской культуры: Персидская империя Сефевидов (ХVI-ХVIII вв.) и империя Великих Моголов (на тер. Индии, ХVI-ХVIII вв.). С деятельностью названных государственных образований связан не только эко-


88

номический расцвет, усиление политического влияния на мировой арене, но и расцвет художественного творчества на базе исламских традиций, давший миру настоящие шедевры архитектуры и живописи.

В ХIХ-ХХ вв. многие мусульманские государства попадают в колониальную зависимость от западных держав. Это поставило народы этих стран в совершенно новую культурную ситуацию, порождающую новые тенденции в развитии исламского мира.

6.3. Художественные традиции исламского мира

Под влиянием ислама сложилась самобытная художественная культура.1 Исламское искусство не знает культовых изображений. Одной из главных святынь были старинные рукописи. Это привело к развитию каллиграфии и книжной миниатюры. Искусство оформления книги достигло исключительной высоты, в том числе искусство орнамента, который стал применяться также для украшения мечетей, керамики, оружия, изделий из металла и стекла, тканей, ковров. Европа познакомилась с персидскими коврами в ХVI в. С тех пор они стали олицетворять собой искусство арабского Востока.

Высокой ценности книг способствовало наличие в них ярких красочных миниатюр. Их отличительными особенностями являются:

-повышенная декоративность, базирующаяся на тонком линейном рисунке без светотени;

-интенсивная и чистая световая гамма;

-локальный колорит;

-яркая образность;

-широкое распространение устоявшихся сюжетов, художественных приемов и композиционных схем;

-повествовательность, отсутствие преувеличенной спиритуализации.

Главные центры искусства миниатюры находились в Сирии, Иране, Египте, Испании, Северной Африке. Самыми выдающимися считаются ширазская (Иран), гератская (Афганистан) и багдадская школы.

Важнейшее место в арабо-мусульманской художественной культуре занимает поэзия. Основой для формирования системы поэтических

1 Характеристика искусства миниатюры и арабского литературного творчества дается по кн.: Садохин А.П. Мировая художественная литература / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. - М., 2000.

89

форм послужила касыда – особая композиционная форма арабской поэзии, оформившаяся в VIII в. Она представляла собой небольшую поэму из 150-200 строк-бейтов, состоявшую обычно из трех частей, различных по жанру, сюжету и стилю, и образующую в сознании слушателя стройную целостную картину.

Среди других жанров арабской поэзии: кыта – стихотворение из 8- 12 строк с единым содержанием, героический эпос, возвышенные оды, рубаи – стихотворный афоризм из четырех строк, газели – лирические любовные песни, месневи – поэма значительного объема с парной рифмой строк. Поэтическое творчество было строго канонизировано и поэтому развивалось в основном за счет усложнения поэтической техники (метафоры, игры слов, звукового и зрительного эффекта, когда начертание букв превращало стихотворения в рисунки).

Огромное влияние на развитие литературного творчества оказал суфизм (мусульманский мистицизм), наполнивший поэзию особой символикой и метафоричностью. Среди образцов суфийской поэзии – рубаи Омара Хайяма (1040 – 1123 гг.), произведения ирано-таджикской поэзии (на языке фарси) – месневи Рудаки, Руми, Низами. Всемирно известно тоже творчество Фирдоуси (эпопея «Шахнамэ» – «Книга царей»). В конце IХ в. появились знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь», также испытавшие влияние суфизма.

В заключение следует отметить, что вся мусульманская литература строится вокруг Корана (основные идеи, аллегории, ссылки, обороты).

Утверждение и распространение ислама открыло новые пути в развитии архитектуры. Прежде всего, появляется феномен арабского средневекового города, расцвет которого приходится на правление Аббасидов.1 В центре города на искусственном или естественном холме возводится цитадель правителя или наместника – арк. Это целый дворцовый комплекс с парками и зверинцами. Образцом дворцового комплекса может служить архитектурный ансамбль середине ХIII века в эмирате Гранада – Альгамбра (от араб. «аль-Хамра» – красная), который группируется вокруг двух внутренних дворов – Миртового и Львиного.

Вокруг арка кольцом располагался второй город – шахристан, где располагались государственные учреждения, пятничная мечеть, медре-

1 Описание арабского средневекового города дается по кн.: Борзов Е.П. История мировой куль-

туры. – СПб., 2001.



90

се, базары, особняки знати. Шахристан так же, как и арк, окружался стеной. Вокруг шахристана находилось ремесленное предместье с глинобитными домами. Рабад также обносился стеной.

Олицетворением наивысших достижений мусульманской архитектуры являются культовые сооружения: мечети, медресе и минареты, а также мавзолеи.

Наиболее распространенными типами мечетей являются дворовая (Испания, Северная Африка) и айванная (Средняя Азия, Иран, Афганистан, Индия). Кроме того, для строительства мечетей используются архитектурные формы культовых сооружений других религий, например, мечети, построенные архитектором Коджой Синаном: Шах-заде, Сулеймание в Стамбуле и Селимие в Эдирне (I пол. ХVI в.) – повторяют архитектурные формы христианской купольной базилики Святой Софии в Константинополе, построенной в VI в.

Основным элементом дворовой мечети является двор, окруженный колоннами, соединенными арками. В центре двора располагается бассейн для омовения. Молитвенный зал представляет собой помещение с очень большим количеством узких нефов (до 20 и более), колонны которого ориентированы в сторону киблы (на Мекку). Киблу отмечает михраб (ниша). Арки, соединяющие колонны нефов, имеют стрельчатую или подковообразную форму.

Классическим примером дворовой мечети можно считать Большую мечеть (мечеть ал-Валида) в Дамаске (708 г.), классическим примером айванной мечети – мечети в Исфахане (ХI – ХII в. и ХVI в. - Иран).

С ХIII-ХIV вв. во многих городах мусульманского Востока возводятся «муссала» – комплексы из мечети, медресе (духовное училище) и мавзолея на центральных площадях (площадь Майдан-е-шах в Исфахане (Иран) и площадь Регистан в Самарканде (Узбекистан).

Сохранилось много мавзолеев, возведенных над могилами особо почитаемых лиц. Шедевром мировой архитектуры считается мавзолей Тадж-Махал в Агре (ХVII в., Индия).

Кроме культовых сооружений и дворцов возводились также библиотеки, госпитали, бани, караван-сараи, акведуки, мосты, склады и бедестаны (крытые рынки).

Все они несут в себе черты, ярко отражающие самобытность художественных традиций арабо-мусульманского мира.

91

Вопросы

1.Когда и при каких обстоятельствах возник ислам?

2.Как связаны ислам с другими религиями (язычеством, христианством, иудаизмом)?

3.Какую роль сыграл ислам в становлении арабо-мусульманской культуры?

4.Каковы особенности арабо-мусульманской культуры?

5.Какое место в арабо-мусульманской культуре принадлежит Корану?

6.Назовите виды художественного творчества, получившие в исламской культуре наибольшее развитие.

Литература

1.Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., 2001

2.История мировой культуры / Ред.: Г.В.Драч. – Ростов н/Д, 2000

3.Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2001

4.Карпушина С.В. История мировой культуры: Учеб. для вузов / С.В. Карпушина, В.А. Карпушин. – М., 1998

5.Маковский В.П. Всемирное культурное наследие: Научнопопулярное справочное издание. – М., 2000

6.Пигалев А.И. Культурология: Учеб.пособие. – Волгоград, 1999

7.Садохин А.П. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М., 2000

Глава 7

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА. ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

1.Античная цивилизация.

2.Зарождение христианства. Христианская картина мира.

3.Католичество и культура европейского средневековья.

4.Западноевропейская культура эпохи Возрождения.

5.Реформация в странах Западной Европы.


92

6.Культура ХVII в. Век Рационализма.

7.Культура ХVIII в. Просвещение.

7.1.Античная цивилизация

Воснове культуры Западной Европы лежат два великих явления: античность и христианство. Эти явления на протяжении многих столетий выступали культурообразующим фактором для европейской цивилизации. Под античностью понимается история Древней Греции и Древнего Рима. Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии обладают рядом общих черт. Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время.

Античная цивилизация зародилась во II тыс. до н.э. и завершила свой исторический путь в 476 г. н.э. гибелью Западной Римской империи от нашествия германских племен. Выделяют следующие периоды развития античной цивилизации:

1.Гомеровский период (ХI-VIII вв. до н.э.). Эпоха получила название в честь великого поэта Гомера, создавшего бессмертные творения «Илиада» и «Одиссея».

2.Архаический период (VII-VI вв. до н.э.). В это время возникают самостоятельные древнегреческие города-государства. Формируются характерные для Древней Греции черты художественной культуры.

3.Классический период (V-IV вв. до н.э.). Его называют «золотым веком» греческой культуры, временем наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

4.Эллинистический период (III-I вв. до н.э.). После образования империи Александра Македонского, в состав которой вошла и Греция, начинается период синтеза греческих и местных начал на обширной территории восточного Средиземноморья. Будучи большим поклонником греческой культуры, Александр Македонский

повсюду на завоеванных территориях утверждал основы греческой культуры.

Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом.

В римской истории выделяют два периода: республиканский (до I в. до н.э.) и императорский (с I в. до н.э.).

93

Культура Древней Греции формировалась в тесном взаимодействии с культурами других средиземноморских держав. У лидийцев была заимствована чеканка монеты, у финикийцев – алфавитное письмо, которое греки усовершенствовали, введя обозначение не только согласных, но и гласных. Зарождение греческой науки, в частности астрономии и геометрии, происходило под влиянием египтян и вавилонян. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.

В VIII-V вв. до н.э. с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса города-государства. Греческий полис оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры. Как самоуправляющаяся единица с большой внутренней автономией греческий полис уже в новой форме римского муниципия (самоуправляющийся город в древней Италии) в дальнейшем стал одной из основных административных единиц Римской средиземноморской империи и способствовал социальноэкономическому и культурному прогрессу многих народов Средиземноморья.

Строительство городов велось с учетом климатических и других экологических факторов. Внутри полисов сооружались не только удобные жилища для граждан, но и художественно украшенные святилища и места общественного отдыха. Неотъемлемой частью греческого города были амфитеатры, вмещавшие большинство гражданского населения, гимнасии и стадионы, в которых граждане проводили значительную часть своего времени.

Важным достижением древних греков в политической области было формирование полисной демократии. Полис представлял собой город-государство, объединяющий свободных граждан. Принадлежность к полису обеспечивала право собственности на землю и участие в государственном управлении основной массы граждан.

Одним из значимых достижений политической мысли древних греков была выработка понятия гражданина, наделенного совокупностью неотъемлемых юридических прав. Осознание этих прав делало гражданина, по словам Аристотеля, политическим человеком, расши-