Файл: В.Л. Правда Анализ произведений искусства(графика, живопись, скульптура, архитектура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Российской Федерации Кузбасский государственный технический университет Кафедра отечественной истории

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА (графика, живопись, скульптура, архитектура)

Методические указания к семинарским занятиям для студентов дневной и заочной форм обучения по дисциплине “Мировая культура и искусство” для студентов специальности

230500 “Социально-культурный сервис и туризм”

Составитель В.Л. Правда Утверждено на заседании кафедры Протокол № 8 от 05.04.01

Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией специальности 230500 Протокол № 3 от 09.04.01

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2001

Методические пояснения

В курсе “Мировая культура и искусство” особое внимание уделяется живописи, графике, скульптуре и архитектуре. Именно через них наиболее ярко проявляются особенности стилей в различные эпохи. Понимание эстетики эпохи, ее художественного содержания раскрывается через постижение памятников искусства, понимание их особенностей, их красоты и образности.

Методика предлагает краткий алгоритм, последовательность примерного анализа графических произведений, живописных полотен, архитектуры и скульптуры.

При всей неизбежной схематичности и предельном лаконизме она поможет студентам самостоятельно оценить достоинства культурных памятников. Введет в круг искусствоведческой терминологии.

Оценить произведения искусства – это не только перечислить все элементы его выразительности, необходимо подключить и чувство, вступить в эмоциональный контакт с художественным образом.

Последовательность анализа является примерной. Она может быть изменена. Предложенные схемы требуют творческого подхода. Они являются лишь вспомогательным материалом для составления живого эмоционального рассказа о конкретном произведении искусства.

Анализ графического произведения искусства

Элементы выра-

Содержание анализа

Примечания

 

зительности

 

 

 

 

 

 

 

1

2

 

3

 

 

 

1. Определение

Определяется вид рассматриваемого графического

Часто в названии гра-

вида графики

произведения: рисунок или разновидность печатной гра-

фического произведения

 

фики (ксилография, гравюра на меди, офорт, литография и

обозначается вид графи-

 

т.д.). Это дает возможность оценить особенности произ-

ки: “Рисунок

углем”,

 

ведения: характер линии (он разный у различного вида

“Офорт”, “Литография”

 

гравюр), светотени (она может быть более или менее кон-

и т.д.

 

 

 

 

 

трастной, в зависимости от техники) и т.д.

 

 

 

 

 

2. Анализ компо-

Анализ композиции представляет собой оценку общего

Слово

“сompositio”

зиции

построения рисунка, образно-пластической идеи: почему

(лат.) означает составле-

 

именно так, в таких масштабах, поворотах, с такой точки

ние, связывание.

 

 

 

зрения изобразил художник фигуру, группу людей, пред-

 

 

 

 

 

 

меты и т. д.

 

 

 

 

 

3. Анализ техники

Анализ техники рисунка должен определять, какие

Анализ

рисунка

не

рисунка

именно графические средства используются для создания

является

оценкой

лишь

 

образа: пятно (тональный рисунок), штрих (штриховой ри-

технической

стороны

 

сунок). Линия (линейный рисунок). Либо используются

графического

произве-

 

все три графических приема. При этом оценивается также

дения. Здесь

следует

 

манера рисунка: близкая к академическому, подробному,

охарактеризовать

инди-

 

натуралистическому, либо свободная, обобщенная, острая.

видуальный почерк

ху-

 

Вся задача заключается в подборе точных, отвечающих

дожника.

 

 

 

 

 

манере исполнения определений и эпитетов.

 

 

 

 

 


1

2

 

3

 

 

 

3. Анализ техники

Анализ техники рисунка должен определять, какие

Анализ

рисунка

не

рисунка

именно графические средства используются для создания

является

оценкой

лишь

 

образа: пятно (тональный рисунок), штрих (штриховой

технической

 

стороны

 

рисунок). Линия (линейный рисунок). Либо используются

графического

произве-

 

все три графических приема. При этом оценивается также

дения.

Здесь

следует

 

манера рисунка: близкая к академическому, подробному,

охарактеризовать

инди-

 

натуралистическому, либо свободная, обобщенная, острая.

видуальный

почерк

ху-

 

Вся задача заключается в подборе точных, отвечающих

дожника.

 

 

 

 

 

манере исполнения определений и эпитетов.

 

 

 

 

 

 

4. Линия

На анализе характера линии сосредотачивается оценка

Для оценки характе-

 

художественности графического произведения. Образ соз-

ра линии нужно выбрать

 

дается линией (штрихом, пятном), ее выразительностью,

точные

определения.

 

ее изяществом, ритмом. Почувствовать характер линии, ее

Например: изящная, ло-

 

слитность с образом, передать это словами, сделать глав-

маная, нервная, грубова-

 

ную работу по анализу графического произведения. Сле-

тая и т.д.

 

 

 

 

 

 

дует обратить также внимание на ритм линий. (См. ритм в

 

 

 

 

 

 

 

композиции, с. 5).

 

 

 

 

 

 


Анализ живописного произведения искусства

Подвергается

Содержание анализа

 

Примечания

анализу

 

 

 

 

 

 

1

2

 

 

 

3

1. Определение

Первоначально следует решить вопрос о том, к ка-

Определение жанра под-

жанра

кому из существующих в живописи жанров относится

скажет немаловажную част-

 

анализируемое живописное

произведение

искусства

ность: к какой именно сто-

 

(исторический, мифологический, бытовой, батальный

роне предметного и духов-

 

портрет, пейзаж, натюрморт). При анализе портрета ис-

ного мира обращен интерес

 

пользуйте приемы анализа бюста (с.8 настоящей мето-

автора.

 

дики).

 

 

 

 

2. Сюжет

Анализ сюжета требует умения понять содержание и

Часто сюжет картины

 

смысл изображенных художником событий. Существу-

раскрывается самим ее на-

 

ет и бессюжетная живопись: беспредметная живопись.

званием.

 

Она оценивается в таких терминах, как напряжение, ди-

 

 

намика, гармония, контраст,

порыв,

и требует особых

 

 

приемов анализа. Беспредметная живопись строит свою

 

 

образность исключительно

на

линии

и цвете,

 

 

их ритмах, как на главных элементах выразительности

 

 

живописного языка. Примером беспредметной живопи-

 

 

си является абстракционизм, супрематизм.

 

 

 

 

 

 

 

 


1

2

 

 

3

3. Образ

Раскрытие художественного образа – это оценка вы-

 

 

 

 

разительности, подлинности, силы в отражении избран-

 

 

 

 

ной художником темы. Так, многие художники обраща-

 

 

 

 

лись к теме пробуждающейся природы, но редкие мас-

 

 

 

 

тера поднялись на такую высоту, как Саврасов в рас-

 

 

 

 

крытии темы весны (“Грачи прилетели”).

 

 

 

4. Анализ компо-

Композиция в живописи анализируется так же, как и

Сказанное, конечно, не

зиции

в графике (см. с. 2). Композиция активно влияет на вос-

исчерпывает

всех сущест-

 

приятие произведений.

вующих

принципов по-

 

Так, композиция может быть подчеркнуто театраль-

строения композиции, но,

 

ной, выстроенной по сценическому принципу. А может

думается, позволит ориенти-

 

производить ощущение случайности. Анализируя ком-

роваться в ее оценке.

 

позицию, можно прийти к выводу о гармоничном ее по-

 

 

 

 

строении, уравновешенности всех частей, либо острой

 

 

 

 

динамичности.

 

 

 

Ритм

Если композиция формируется прямыми горизон-

Следует

знать о психо-

в композиции

тальными или слегка наклоненными линиями, создается

логическом

воздействии

 

впечатление покоя либо размеренного движения. Соче-

вертикалей

и

горизонталей.

 

тание резких вертикальных углов или округлых линий

Преобладание горизонталей

 

придает композиционной схеме динамичность. Диаго-

успокаивает или даже на-

 

нальное построение помогает лучше ощутить скорость,

страивает

на

меланхоличе-

 

натиск, движение. Живописец часто использует так на-

ский лад, подавляет. Верти-

 

зываемое круговое построение, которое позволяет за-

кали активны, вселяют оп-

 

компоновать в определенном порядке большое число

тимизм, бодрость, настраи-

 

людей. Следует уловить ритм композиции, увидеть ее

вают на радость, подъем.

 

основополагающую схему.

 

 

 


1

2

 

3

 

5. Цвет

Цвет является “душой” живописи, требует особенно

 

 

 

Колорит – органи-

вдумчивого и подробного анализа.

 

 

 

При анализе цветового строя определяется, какая

Локальная система коло-

зация цвета на

система колорита лежит в основе цветового строя кар-

рита исторически более ран-

полотне

тины: локальный колорит или тональный. В локальной

няя. Широко применяется в

 

колористической гамме цвет отделен от условий осве-

декоративной живописи.

 

щенности, нет игры оттенков. Тональный колорит стро-

 

 

 

 

ится на сложном соотношении цвета, его оттенков; за-

 

 

 

 

висимости от освещенности, удаленности, теней, бли-

 

 

 

 

ков.

 

 

 

Колористическая

При анализе колористической гаммы оценивается

Следует обратить внимание

гамма

мастерство художника в подборе цветов, умение соче-

на ритм цветовых пятен.

 

тать их оттенки. Художник не просто наделяет предме-

Цветом

художник

может

 

ты цветом, он выстраивает цветовую композицию, где

выделить ту или иную фи-

 

доминируют определенные цвета и их оттенки. Так, го-

гуру, лицо и т.д.

 

 

ворят о серебристо-серо-зеленой, фиолетово – сиренево

 

 

 

 

– розовой и проч. колористической гамме.

 

 

 

 

Цвета могут возбуждать и успокаивать, раздражать

 

 

 

Настроение, соз-

и умиротворять. Выделяют теплую (красный, оранже-

 

 

 

вый, золотистый и их оттенки) и холодную (фиолето-

Кроме

прочего,

теплый

даваемое цветом

вый, синий, зеленый и их оттенки) цветовую гамму. Те-

цвет активен, на картине он

 

плые цвета активны, возбуждают, веселят, но и могут

выступает вперед, привлека-

 

раздражать. Холодные – успокаивают, умиротворяют,

ет внимание. Холодный

 

иногда печалят. За цветовым решением картины стоит

цвет отступает, уходит в

 

еще определенное настроение, которое художник соз-

глубину. Умелым располо-

 

дает цветом. Попытайтесь уловить и передать это на-

жением теплых и холодных