Файл: А.М. Белюков Культурология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра отечественной истории

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Программа, тематика контрольных работ и методические указания для студентов заочной формы обучения технических, экономических и управленческих специальностей

(в том числе сокращенные сроки обучения)

Составители А.М. Белюков Р.С. Бикметов Г.В. Борисова М.А. Борисова Н.П. Гаврилова Л.Н. Евдокимова В.Л. Правда

Утверждено на заседании кафедры Протокол № 6 от 05.02.03

Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией специальности 061000 Протокол № 7 от 13.05.03

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2003

1

ПРОГРАММА

по курсу «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

лекции

18 часов

самостоятельная работа

50 часов

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цель преподавания дисциплины

Культурология является одной из дисциплин гуманитарного цикла. Она ставит своей целью повысить уровень гуманитарных знаний студентов, развить их творческие способности, научить ориентироваться в культурной среде, стать специалистом с широким кругозором.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Основной задачей курса является усвоение студентами важнейших вопросов теории и истории культуры.

Врезультате изучения настоящего курса студент должен знать:

-содержание основных культурологических концепций;

-сущность культурных процессов различных исторических эпох;

-основные понятия и категории культурологии;

-место и роль России в мировой культуре.

Врезультате усвоения курса студент должен уметь:

-ориентироваться в культурной среде;

-владеть приемами анализа различных явлений культуры;

-готовить доклады и рефераты;

-участвовать в обсуждении проблем культуры;

-пользоваться научной справочной литературой.


2

2.Содержание дисциплины

№ Тема

1Предмет культурологии. Становление культурологии и складывание ее предмета. Структура и состав современного культурологического знания. Соотношение культурологии с другими науками. Культурология и философия культуры. Социология культуры. Культурная антропология. Культурология и история культуры. Феномен культуры в учениях Гегеля, Ф. Ницше, К. Маркса, Ф. Энгельса, Н. Бердяева, О. Шпенглера, Н. Данилевского, З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э.Фромма, А. Тойнби, К. Ясперса, К. Леви-Стросса, П. Сорокина, И. Хейзинги, Х. Ортеги-и-Гассета.

2Культура и цивилизация. Интерпретация их взаимосвязи

вразличных культурологических концепциях. Культурные ценности и нормы. Культура как система ценностей. Культурные традиции и коды. Культура как мир знаков и значений. Понятие знака, типы знаков. Язык и символы культуры. Понятие текста. Морфология и функции культуры. Культура и природа. Культура и общество. Культура и личность. Природное и культурное начало в человеке. Инкультурация и социализация. Менталитет и ментальность. Культурная картина мира как образ историкокультурной эпохи.

3Типология культуры. Классификационные основания типологии культуры. Неоднородность культуры внутри единой цивилизации и проблема ее типологической дифференциации. Специфические и «серединные» культуры. Восточные и западные культуры. Социокультурная динамика, ее детерминанты. Линейные и циклические концепции динамики культуры.

4Культурогенез. Архаическая культура. Древневосточная цивилизация как культурный тип. Центры древневосточных цивилизаций. Традиционное восточное общество. Индобуддийская культура. Конфуцианско-даосистская картина мира.

5Античность как тип культуры. Основы древнегреческой цивилизации. Периодизация. Особенности древнеримской культуры. Античность и европейская культура.

6Появление христианства. Христианская картина мира.

Византийский культурно-исторический круг. Католичество и

 

3

 

 

 

культура европейского средневековья. Христианство и евро-

 

пейская культура.

7

Арабо-мусульманская картина мира. Ислам и ислам-

 

ская картина мира. Культура арабского средневековья.

8

Российская цивилизация как тип культуры. Ее своеоб-

 

разие. Основные этапы развития. Православие и русская куль-

 

тура. Место и роль России в мировой культуре.

9

Европейская культура нового времени. Эпоха Возрож-

 

дения. Реформация. Век рационализма. Новая картина мира.

 

Просвещение и буржуазная культура. Складывание принципов

 

либерализма.

10

Культура ХХ века. Тенденции культурной универсализа-

 

ции. Вестернизация культуры. Художественный язык совре-

 

менности. Экранная культура. Постмодернизм. Культура и гло-

 

бальные проблемы современности.

3.Основная учебная литература по курсу «Культурология»

1.Введение в культурологию: В 3 ч. / Под ред. В.А. Сапрыкина. – М., 1999.

2.Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.

3.Веремьев А.В. Введение в культурологию. – Брянск, 2000.

4.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2001.

5.Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М., 2001.

6.Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. – СПб., 1997.

7.Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.

8.Культурология. История мировой культуры: Учеб. / Под ред.

А.Н. Марковой. – М., 2000.

9.Культурология / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М., 1998.

10.Культурология. Отечественная культура: Учеб. пособие. – Кемеро-

во, 2003.

11.Культурология: Учеб. пособие. – Кемерово, 2002.

12.Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. – М., 1999.

13.Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. – М., 1999.


4

4. Методические указания к выполнению контрольной работы

Первым этапом выполнения контрольной работы является подбор соответствующей литературы. Каждая тема снабжена списком литературы. Однако не всегда ее можно найти в местных библиотеках. Поэтому в методическом пособии дается общий список литературы (в том числе и учебного характера), которую можно использовать для написания контрольных работ по всем темам. Отобрав нужную литературу, приступают к ее изучению, подбирая материал для выполнения заданий.

Задания, предложенные студентам, носят разный характер.

Для выполнения первого задания необходимо достаточно основательно, связно, логически, последовательно осветить указанную проблему в объеме 5 страниц рукописного текста или 4 листов печатного.

Второе задание требует краткого ответа на сформулированные вопросы в объеме 1 страницы рукописного текста или 0,7 листа печатного.

Выполняя третье задание, студент должен дать сжатое, на один абзац, определение каждого обозначенного понятия темы.

Решение четвертого задания оформляется следующим образом. Указывается номер теста, затем проставляется правильный код или несколько кодов. Например, № I, б; № 2, а, в, г. Если тест требует установить соответствие между автором и произведением, то он оформляется так: № 3, а – в, б – г, в – б, г – а.

5. Требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа может быть выполнена в школьной тетради или напечатана и хорошо скреплена. Страницы пронумеровать, оставляя поля для заметок проверяющего работу преподавателя.

На обложке необходимо указать фамилию, инициалы, шифр студенческого билета, номер контрольной работы и домашний адрес сту- дента-заочника. На первой странице тетради или печатной работы написать номер контрольной работы, название темы, задания.

При выполнении работы проставляется номер задания и дается соответствующий ответ. В конце контрольной работы приводится список использованной литературы, ставится подпись, дата окончания работы. Отсутствие списка литературы может быть достаточным основа-

5

нием для «незачета». Список литературы должен включать не менее 4-5 наименований.

Работа, получившая оценку преподавателя, возвращается студенту. В случае «незачета» студент должен переделать работу или дополнить в соответствии с замечаниями. На повторную проверку высылаются оба варианта.

Без выполнения контрольной работы студенты не допускаются к зачету или экзамену.

Темы распределяют по алфавиту, и студент должен выбрать тему в соответствии с первой буквой своей фамилии. Например, номер контрольной работы студента Иванова соответствует цифре 8 (смотрите распределение тем).

Желаем удачи!


6

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

А – I; Б – II; В – III; Г – IV; Д – V; Е, Ж – VI; З – VII; И – VIII;

К – IХ; Л – Х; М – ХI; Н – ХII; О – ХIII; П – ХIV; Р – ХV; С – ХVI; Т, У – ХVII; Ф, Х – ХVIII; Ц, Ч – ХIХ; Ш, Щ – ХХ; Э, Ю, Я – ХХI.

Тема № 1

Основные понятия культурологии

Задание 1. Осветите проблему: «Культура и цивилизация».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

-Что представляют из себя культурные ценности?

-Каким образом, используя ценностные системы, можно стабилизировать культуру в период кризиса?

-В какой форме обычно заимствуются чужие ценности?

Задание 3.Объясните термины: «традиция», «ритуал», «норма», «социализация», «инкультурация».

Задание 4. Выполните тесты:

1.Какие из перечисленных факторов определяют менталитет? а) географический; б) конфессиональный; в) геополитический; г) социальный; д) психологический.

2.Инверсия – это:

а) обновление; б) упрощение;

в) взаимодействие; г) отторжение; д) усложнение.

7

3. «Серединная культура» – это социальный результат: а) инверсии; б) медиации;

в) интерполяции; г) социализации; д) инкультурации.

Литература

1.Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 2000.

2.Культурология: Учеб. пособие. – Кемерово, 2002.

3.Хрестоматия по культурологии / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.

Тема № 2

Линейные концепции динамики культуры

Задание 1. Осветите проблему: «Основные положения теории К. Ясперса».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

-Каковы общие черты всех линейных теорий?

-Каковы, согласно К. Марксу, основные этапы развития мировой культуры?

-Как, по К. Марксу, происходит переход от одного этапа культуры к другому?

Задание 3. Объясните термины: «формация», «эволюция», «диалектика», «способ производства», «ось истории».

Задание 4. Выполните тесты:

1. К. Ясперс обосновал свою концепцию в работе: а) «Закат Европы»; б) «Постижение истории»;

в) «Смысл и назначение истории»; г) «Россия и Европа»; д) «Человек играющий».


8

2. Установите соответствие между великими учениями «Осевого

времени» и странами:

 

а) даосизм;

а) Индия;

б) конфуцианство;

б) Китай;

в) буддизм;

в) Древняя Греция;

г) зороастризм;

г) Иран;

д) рациональная философия;

д) Древний Рим.

3. «Прометеевская эпоха» по К. Ясперсу – это: а) первобытное общество; б) период «осевого времени»; в) эпоха античности;

г) период великих культур Востока; д) эпоха Возрождения.

Литература

1.Бобахо В.Л. Культурология базового курса. Хрестоматия. Словарь терминов / В.Л. Бобахо, С.И. Левикова. – М., 2000.

2.Веремьев А.А. Введение в культурологию. – Брянск, 2000.

3.Культурология. – Кемерово, 2002.

4.Культурология: курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.

5.Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2000.

6.Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 2000.

Тема № 3

Циклические концепции развития культуры

Задание 1. Осветите проблему: «Концепция культуры Освальда Шпенглера».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

-Какое значение А. Тойнби придавал понятиям «вызов» и «ответ»?

-Какие суперсистемы П. Сорокин называл идациональными, чувственными, идалистическими?

-Какие законы, согласно Н.Я. Данилевскому, лежат в основе развития и роста цивилизации?

9

Задание 3. Объясните термины: «локальный», «цикл», «прогресс», «харизматическая личность», «ценность».

Задание 4. Выполните тесты:

1.Какую роль, согласно Н. Данилевскому, может выполнить в истории цивилизация?

а) объединяющую; б) созидательную; в) разделяющую; г) разрушительную; д) нейтральную.

2.Какие определения цивилизации принадлежат А. Тойнби?

а) цивилизация – это противоположность культуры; б) цивилизация – это синоним культуры;

в) цивилизация – это определенная общность людей, объединенных культурными традициями; г) цивилизация – это более высокая стадия развития общества;

д) цивилизация – это материально-техническая оболочка общества.

3. Циклические концепции культуры утверждают, что:

а) культура – это обособленные системы (организмы); б) все культуры пройдут стадии: варварство – цивилизация – на- учно-технический прогресс; в) каждая культура развивается своим путем;

г) все культуры вступят на путь развития европейских народов; д) культуры переживают стадии: рождение – развитие – расцвет – упадок – гибель.

Литература

1.Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.

2.Веремьев А.А. Введение в культурологию. – Брянск, 2000.

3.Культурология / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2001.

4.Культурология: Учеб. пособие. – Кемерово, 2002.

5.Хрестоматия по культурологии / Под ред. А.А. Радугина – М., 1998.