ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.06.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Кафедра экономики и организации горной промышленности
ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Программа, контрольные работы и методические указания для студентов заочной (в том числе ускоренной) формы обучения по специальности 060814 «Экономика и управление на предприятии горной промышленности и геологоразведки»
Составители Л.С. Скрынник С.А. Прокопенко В.Е. Брагин
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 1 от 31.08.01
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 060814 Протокол № 1 от 31.08.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
КЕМЕРОВО 2002
1
Цели и задачи дисциплины
Цель преподавания курса «Экономика природопользования» дать студентам теоретические знания и выработать практические навыки экономического обоснования рационального использования природных ресурсов на горных предприятиях.
Изучение курса предусматривает самостоятельную работу студентов, в том числе выполнение контрольного задания, проведение аудиторных занятий. Количество часов лекций – 12, форма контроля
– зачет для студентов ЭГзу и экзамен для ЭГз.
Условные обозначения: У - выработка умений ; О - общие представления ; Д - знание в деталях.
|
|
Таблица 1 |
|
Содержание программы |
Основная |
Цели |
|
литература |
обучения |
||
|
|||
1. Предмет, задачи и содержание курса |
3,6,7,10 |
О |
|
|
|
|
|
2. Классификация природных ресурсов |
10,13 |
О |
|
|
|
|
|
3. Ресурсы минерального сырья и их |
5,11 |
О |
|
использование |
|
|
|
4. Экономическая оценка природных |
1,6,7,8 |
У |
|
ресурсов |
|
|
|
5. Воздействие горных предприятий на |
6,7,10,11 |
У, Д |
|
окружающую среду |
|
|
|
6. Экономический ущерб от потерь по- |
1,6 |
Д |
|
лезных ископаемых |
|
|
|
7. Экономический ущерб от нерацио- |
|
|
|
нального использования земельных ре- |
10,11 |
Д |
|
сурсов |
|
|
|
8. Экономический ущерб от загрязне- |
2,10,11 |
Д |
|
ния водных ресурсов |
|
|
|
9. Экономический ущерб от загрязне- |
2,10,11 |
Д |
|
ния воздушного бассейна |
|
|
2
Продолжение табл.1
Содержание программы |
Основная |
Цели |
||
литература |
обучения |
|||
|
|
|||
10. |
Экономическая эффективность за- |
|
|
|
трат в мероприятия по охране окру- |
2,8 |
У,Д |
||
жающей среды |
|
|
||
11. |
Эффективность малоотходной и |
13,14 |
У |
|
безотходной технологии |
|
|
||
12. |
Управление и планирование рацио- |
4,5,9 |
У |
|
нального природопользования |
|
|
||
13. Правовая охрана природы в России |
12 |
О |
ПРОГРАММА КУРСА
ТЕМА 1. Предмет, задачи и содержание курса. Экологическая ситуация в РФ и отдельных регионах. Основные причины ее ухудшения, в том числе в горной промышленности. Основные понятия, логика курса. Связь курса со смежными экономическими и технологическими дисциплинами. Реализация задач курса в практической деятельности.
Вопросы для самоконтроля.
1.Сформулируйте основные проблемы рационального природопользования на горных предприятиях.
2.Назовите основные причины ухудшения экологической ситуации.
ТЕМА 2. Классификация природных ресурсов. Влияние природных факторов на экономику страны. Природные условия и природные ресурсы, их элементы. Классификация природных ресурсов. Неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы.
Вопросы для самоконтроля.
1.Почему изменяется соотношение природных условий и природных ресурсов?
2.Каковы особенности использования природных ресурсов в рыночной экономике?
3
ТЕМА 3. Ресурсы минерального сырья и их использование. Закономерности развития минерально-сырьевой базы страны. Мировые запасы полезных ископаемых. Запасы углей в России, их характеристика. Динамика общих потерь угля, пути наиболее полного и комплексного использования.
Вопросы для самоконтроля.
1.Назовите тенденции развития минерально-сырьевой базы страны.
2.Как они проявляют себя на вашем предприятии?
3.Каковы тенденции потерь угля в недрах?
ТЕМА 4. Экономическая оценка природных ресурсов. Необходимость экономической оценки природных ресурсов. Сущность основных концепций экономической оценки: затратной, по прибыли, рентной. Понятие дифференциальной горной ренты и замыкающих затрат методом ранжирования. Сравнительная и абсолютная ценность месторождений полезных ископаемых. Использование показателей оценки в технико-экономических расчетах.
Вопросы для самоконтроля.
1.Охарактеризуйте достоинства и недостатки основных концепций экономической оценки природных ресурсов.
2.Показатели сравнительной и абсолютной ценности месторождений полезных ископаемых.
3.Как изменяется ценность 1 т полезных ископаемых по стадиям разработки.
ТЕМА 5. Воздействие горных предприятий на минеральные, земельные и водные ресурсы, воздушный бассейн, растительный и животный миры. Выявление видов воздействий, последствий, затрат на их ликвидацию и предотвращение. Понятие экономического ущерба. Методы его определения.
Вопросы для самоконтроля.
1.В чем заключается системный подход при определении воздействия на окружающую среду?
2.Как рассчитывается экономический ущерб от загрязнения окружающей среды?
4
ТЕМА 6. Экономический ущерб от потерь полезных ископаемых. Показатели изменения потерь полезных ископаемых: коэффициенты извлечения, изменения качества, потерь, разубоживания. Классификация потерь полезных ископаемых. Деление эксплуатационных потерь на нормативные, плановые, фактические и сверхнормативные. Определение экономических последствий потерь полезных ископаемых. Экономический ущерб и возмещение за потери.
Вопросы для самоконтроля.
1.Назовите показатели, характеризующие полноту извлечения.
2.Как потери полезных ископаемых при добыче отражаются на экономике горного предприятия?
3.Как определяется величина сверхнормативных потерь?
4.В чем заключается специфика определения экономического ущерба от потерь полезных ископаемых?
ТЕМА 7. Экономический ущерб от нерационального использования земельных ресурсов. Структура земельного отвода горного предприятия. Виды нарушения земной поверхности. Определение экономического ущерба. Рекультивация нарушенных земель, ее виды и этапы.
Вопросы для самоконтроля.
1.Какой принцип положен в основу определения ущерба от нерационального использования земель?
2.Какие земли относятся к нарушенным и подлежат рекультивации?
ТЕМА 8. Экономический ущерб от загрязнения водных ресурсов. Источники истощения водных запасов и загрязнения вод на горных предприятиях. Структура промышленных сточных вод при добыче угля. Стандарты качества водных ресурсов. Предельнодопустимые концентрации загрязняющих веществ. Экономический ущерб от загрязнения вод. Мероприятия по снижению загрязнения.
Вопросы для самоконтроля.
1. Источники загрязнения вод в горной промышленности.
5
2.Какие из загрязняющих веществ, сбрасываемых в водоемы, являются наиболее опасными?
3.Как проводится расчет экономического ущерба?
ТЕМА 9. Экономический ущерб от загрязнения воздушного бассейна. Источники загрязнения атмосферы на горных предприятиях. Предельнодопустимые концентрации вредных веществ в воздухе. Формула для расчета экономического ущерба. Мероприятия по снижению загрязнения.
Вопросы для самоконтроля.
1.Источники загрязнения атмосферы на горных предприятиях.
2.Какие факторы влияют на величину ущерба?
ТЕМА 10. Экономическая эффективность затрат на мероприятия по охране окружающей среды. Народнохозяйственный критерий эффективности и его специфика в сфере охраны природы. Результаты и затраты на природоохранные мероприятия. Абсолютная и сравнительная эффективность затрат на охрану окружающей среды. Назначение и область применения показателей.
Вопросы для самоконтроля.
1.Что является экономическим результатом природоохранной деятельности?
2.Что показывает абсолютная эффективность капитальных вложений на охрану природы?
3.Что является критерием сравнительной эффективности?
ТЕМА 11. Эффективность малоотходной и безотходной технологий. Содержание безотходного производства. Виды отходов горного производства и их использование. Показатели эффективности мало- и безотходного производств: коэффициент безотходности производства, коэффициент комплексности, эффективность капитальных вложений на создание безотходных технологических систем.
6
Вопросы для самоконтроля.
1.Какие товарные продукты можно получить из отходов горного производства?
2.Как определить экономическую эффективность безотходного производства?
ТЕМА 12. Управление и планирование рационального природопользования. Система органов государственного управления рациональным природопользованием. Службы охраны природы на горных предприятиях, их функции. Разработка раздела бизнесплана по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Алгоритм планирования, формы и показатели. Экономическое стимулирование охраны природы. Платежи предприятий за использование природных ресурсов.
Вопросы для самоконтроля.
1.Каковы функции службы охраны природы?
2.Как осуществляется планирование природоохранной деятельности на предприятии?
3.Порядок взимания платежей за природные ресурсы.
4.Место Кузбасса в решении вопросов охраны окружающей среды.
ТЕМА 13. Правовая охрана природы. Виды эколого-правовой ответственности: уголовная, административная, имущественная, дисциплинарная. Ответственность за нарушение законодательных актов об охране атмосферного воздуха, об охране вод, об охране земель, об охране недр.
Вопросы для самоконтроля.
1.За какие экологические правонарушения может налагаться административная ответственность?
2.Каковы размеры штрафных санкций за загрязнение и нарушение правил использования отдельных видов природных ресурсов?
3.Виды дисциплинарной ответственности.
7
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
С целью лучшего усвоения курса «Экономика природопользования» и закрепления теоретических знаний при самостоятельном изучении в соответствии с учебным планом студенты выполняют контрольные задания.
Контрольная работа выполняется на основе изучения рекомендуемой литературы, законодательных актов, нормативных документов в соответствии с выбранным вариантом. Контрольное задание состоит из теоретических вопросов и задачи. Необходимо полно и правильно ответить на вопросы, решить задачу. Контрольная работа должна показать навыки студента в овладении материалом по курсу. После окончания выполнения задания студенты приводят список использованной литературы, ставят подпись и дату.
Вариант контрольного задания для студентов ЭГз выбирать по сумме двух последних цифр зачетной книжки, а для ЭГзу также по сумме двух последних цифр зачетной книжки плюс десять.
Например, при шифре ЭГз86- 9317 номер варианта будет 8, а ЭГзу- 86-9317 номер варианта - 18.
Особенно ценным при выполнении контрольной работы будет являться то, что она будет написана по вопросам выбранного варианта применительно к горному предприятию, на котором работал студент.
Вариант 1
1.Актуальность проблемы взаимодействия общества и природы.
2.Определение ущерба от загрязнения воздушного бассейна.
3.Промышленные запасы горизонта шахты с добычей 3 млн т у. т. с затратами 23 тыс р/т у. т. составляют 15 млн т у. т. Имеется возможность применить более экономичную систему отработки с затратами 20 тыс р/т у. т., но при этом резко возрастают потери угля, общая величина которых достигает 3 млн т у. т.
Требуется дать оценку предлагаемым вариантам, выбрать из них на более эффективный. Замыкающие затраты на оцениваемые угли равны 24 тыс р/т у.т.
Вариант 2 1. Классификация природных ресурсов.
8
2.Ответственность за нарушение законодательных актов об охране недр.
3.Балансовые запасы оцениваемого месторождения 47,8 млн т угля. Годовая проектная производственная мощность шахты 1500 тыс т Проектные потери угля 12%. Себестоимость добычи 1 т угля 9,6 тыс р. Стоимость производственных фондов шахты 21,7 млрд р. Оптовая цена 1 т угля с учетом качества 12,4 тыс р. Списочная численность работающих шахты 1560 чел. Средняя рентабельность добычи угля 4%. Определить рентабельность добычи угля на шахте, производительность труда работающих, срок службы шахты. Дать оценку эффективности эксплуатации месторождения.
Вариант 3
1.Сущность основных концепций экономической оценки природных ресурсов.
2.Виды эколого-правовой ответственности.
3.Промышленные запасы руды оцениваемого месторождения составляют 112 млн т. Годовая производственная мощность шахты 3200 тыс т. Необходимые капитальные вложения в строительство шахты 73,5 млрд р. Численность работающих – 1380 чел. Себестоимость 1 т руды с учетом металлургической ценности 13,9 тыс р. Затраты на поиски и разведку месторождения 222,3 млн р. Потребность шахты в оборотных средствах составит 102,85 млн р. Средняя рен-
табельность добычи товарной руды 10,5 %, среднегодовая производительность труда одного работающего на шахтах 2500 т, средние приведенные затраты на 1 т руды 17,2 тыс р.
Определить:
-рентабельность добычи руды;
-годовую производительность труда работающего;
-срок службы шахты;
-удельные приведенные затраты;
-эффективность эксплуатации месторождений.
Вариант 4
1.Понятие дифференциальной горной ренты и замыкающих затрат.
2.Порядок разработки разделов бизнес-планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
3.По данным табл. 2 определить эффективность затрат на разведку